Проект "Приобщение детей к русской народной культуре"
проект по теме

Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Суть патриотического воспитания в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.

Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_priobshchenie_detey_k_russkoy_narodnoy_kulture.doc194.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Приобщение детей к

русской народной культуре»

                                        Автор:  Захарова

                                                                                Наталья Николаевна

.

Паспорт проекта

Наименование проекта

«Хорошая речь – слаще мёда»

Цели и задачи проекта

Цель: создание условий для всестороннего развития ребенка-дошкольника, его нравственное воспитание через народное творчество.

Задачи:

  1. Учить детей слушать произведения устного народного творчества и понимать их смысл.
  2. Эмоционально обогатить детей теплом поэзии.

3.Формировать интерес к произведениям русского национального фольклора.

4.Воспитывать добрые отношения, отзывчивость, любовь и уважение к ближнему.

Сроки реализации проекта

С 01.03 – 01.06.2013год

Перечень основных мероприятий реализации проекта

  1. Разучивание стихов, песен, потешек, загадок.
  2. Чтение русских народных сказок.
  3. Викторина.
  4. Рассматривание иллюстраций по народным сказкам.
  5. Кукольный театр по русским народным сказкам.
  6. Развлечение.
  7. Творческая деятельность.
  8. Семинар-практикум для родителей:   «Хорошая речь - слаще меда».

Исполнители проекта

  1. Воспитатели: Захарова Н.Н.

Шипёнок А.В.

  1. Дети старшей «А» общеразвивающей группы.
  2. Родители.

Ожидаемые конечные результаты.

  1. Знакомство с устным народным творчеством.
  2. Обогащение и активизация словарного запаса детей.
  3. Совместная деятельность детей, педагогов, родителей сближает в достижении общей цели.
  4. Поисковая работа и ее результат: печатная продукция (перечень народных игр, скороговорок, потешек, пословиц и загадок)

Актуальность темы:

Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Суть патриотического воспитания в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.

Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Проблема

Необходимость обогащения речи, развивать у детей желание как можно больше узнать о народной культуре, воспитывать духовно-нравственные качества, развивать народное творчество.

Цели и задачи проекта

Цель проекта:

Создание условий для всестороннего развития ребенка-дошкольника, его нравственное воспитание через народное творчество.

Задачи проекта:

  1. Учить детей слушать произведения устного народного творчества и понимать их смысл.
  2. Эмоционально обогатить детей теплом поэзии.
  3. Формировать интерес к произведениям русского национального фольклора.
  4. Воспитывать добрые отношения, отзывчивость, любовь и уважение к ближнему.

Целевые группы проекта:

Целевые группы

Их интересы

Дети 5-6 лет

Развитие познавательного интереса  к окружающему миру.

Родители

Участие в жизни группы.

Педагоги

Реализация творческого потенциала.

Привлечение общественного внимания к проблеме нравственно - патриотического воспитания дошкольников.

Повышение рейтинга дошкольного образовательного учреждения.

Этапы реализации

Этапы проекта

Задачи этапов проекта

I этап

(подготовительный)

- Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.

- Подготовительная работа с родителями.

-Проведение вводной беседы с детьми.

II этап

(основной)

-Разучивание стихов, песен, потешек, загадок, пословиц, поговорок.

-Чтение русских народных сказок.

-Викторина: «Сказочный  калейдоскоп».

-Рассматривание иллюстраций по русским народным сказкам.

-Кукольный театр по сказкам: «Кот, петух и лиса»,

«Сказка про дедку».

-Развлечение: «Ой, блиночки мои»,  «Праздник птиц», «Курочка ряба», «Моя семья – моё богатство».

- Творческая деятельность: «Символ - Солнышко», «Жаворонушки», «Яйцо - писанка», «Кукла - колокольчик».

- Семинар-практикум для родителей «Хорошая речь - слаще меда».

III этап

(заключительный)

- Анализ и классификация собранного материала.

-Напечатание продукции.

-Презентация проекта.

-Выставка наглядного материала.

Учебно-методическое обеспечение

Имеется

Необходимо приобрести, изготовить

- Истоки русской народной культуры в детском саду/ Авт.-сост. И.Г.Гаврилова. СПб.: «Детство – пресс».

- Знакомство детей с русским народным творчеством/ Авт.- сост. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и др. – СПб: «Детство –пресс».

-Детская художественная литература.

-Комплекты кукол для театра

- Дидактические игры.

- Комплекты иллюстраций по народным сказкам.

- Художественную литературу для детей,

- Комплекты кукол для театра

- Материал для творческих работ.

Календарный план мероприятий

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Март

- Проведение вводной беседы с детьми.

  1. Знакомство с проектом.

Март

- Ежедневное разучивание потешек, прибауток, песен,

загадок, пословиц, поговорок.

- Ежедневное чтение русских народных сказок.

- Ежедневное рассматривание иллюстраций по русским народным сказкам.

- Детские народные игры с  использованием закличек, прибауток, пословиц, поговорок, загадок.

- Развлечение:

«Ой, блиночки мои» (15.03.13г.)

- Творческая деятельность: «Символ - Солнышко» (11.03. – 15.03.13г.)

«Праздник птиц» (22.03.13г.)

- Творческая деятельность: «Жаворонушки» (22.03.13г.)

Совместная деятельность родителей с детьми:

- Просмотр мультипликационных фильмов по народным сказкам.

- Беседы о героях сказок.

- Разучивание потешек, прибауток, песен, загадок, пословиц, поговорок, игр.

Апрель

- Кукольный театр:

«Сказка про дедку» (15.04.13г.)

«Мужик корову продавал» (26.04.13г.)

- Развлечение: «Курочка ряба» (30.05.13г.)

- Творческая деятельность: «Яйцо - писанка» (29.04.13г.)

Семинар-практикум для родителей:

«Хорошая речь - слаще меда»(19.04.13г.)

Май

- Выставка художественной литературы.

- Развлечение: «Моя семья – моё богатство». (15.05.13года)

- Творческая деятельность: «Кукла – колокольчик» (13.05. – 15.05.13г.)

- Викторина:«Сказочный  калейдоскоп» (01.06.13г.)

Изготовление печатной продукции.

Выставка.

Ожидаемые результаты:

  1. Знакомство с устным народным творчеством.
  2. Обогащение и активизация словарного запаса детей.
  3. Совместная деятельность детей, педагогов, родителей сближает в достижении общей цели.
  4. Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

Оценка результатов

Проделанная работа достигла своей цели. У детей обогащается словарный запас, развивается интерес к окружающему миру, к русской культуре.


Семинар-практикум «Хорошая речь - слаще меда»

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители! Почувствовать себя комфортно и уверенно, снять ощущение волнения и тревоги,  и детям и взрослым помогают игры. Предлагаю вам встать в круг и поиграть.

«Подари улыбку другу» Родители и педагоги образуют круг, берутся за руки. Ведущий поворачивает голову направо, улыбается игроку, стоящему рядом,

Тот в свою очередь улыбается следующему и т.д.

«Найди пару» Родители и педагоги идут по залу со словами: «Я иду, иду, иду. Я иду, иду к тебе. Во время движения каждый участник ловит взгляд кого-либо из игроков и, произнося слова «к тебе», образует с ним пару. (Игра повторяется 2-3раза).

«Улыбнуться не забудь» Родители образуют два круга - внешний и внутренний. Ведущий предлагает выучить слова песенки. Звучит музыка.

Игроки, образующие внутренний круг, неподвижны, игроки. Образующие внешний круг, идут против часовой стрелки и поют.

Руки ты можешь мне протянуть,

Руки ты можешь мне протянуть:

Правую руку, левую руку.

И улыбнуться мне не забудь.

Игроки внешнего круга останавливаются, поворачиваются к партнерам из внутреннего. Ведущий делает какой-либо знак, участники приветствуют друг друга и меняются местами (стоящие во внешнем круге занимают места во внутреннем).Варианты приветствия: если ведущий покажет палец, игроки кивают; покажет два пальца - обмениваются рукопожатием; три пальца - кладут руки на плечи друг другу; четыре пальца – обнимаются.(Игра повторяется 4-5 раз.).

(Родители рассаживаются за круглым столом.)

Воспитатель: Вы знаете, что в настоящее время мы работаем над проектом «Приобщение детей к народному творчеству».

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытать чувство национальной гордости, что называется

«пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов, - лучший период для формирования любви к малой родине.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, самым близким – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство родины начинается с восхищения тем, что вызывает отклик в душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности будущего патриота.

Фольклор, охватывая в своих многочисленных жанрах все стороны нашей многогранной жизни, является одной из форм общественного сознания. Устной формой народной истории, памятью о жизни ушедших в прошлое предков, своеобразной народной философией. Истинный фольклор всегда направлен на пропаганду добра. Красоты, ориентирован на формирование такой личности, которая направила бы всю свою энергию и волю на защиту своей Родины, мирную жизнь и интернациональную дружбу между народами, победу добра над злом, достижение социальной гармонии.

Детские фольклорные произведения с их веселыми, задорными стихами, словесной игрой, яркой образностью способствуют глубинному овладению богатствами родного языка, развитию речи.

Особое место занимают колыбельные песни. Колыбельная матери  - начало начал. Современные мамы поют ли колыбельные песни своим малышам?

Задание: (под песню « Спи, моя радость, усни») На листе бумаги написать несколько строчек колыбельной песни. Прочитать. Три человека приглашаются в центр. Им даны пупсы и текст колыбельной песни. Нужно укачать «малыша».

Впервые соприкасаясь с лиричностью и красотой колыбельной песни, дитя начинает приобщаться к миру прекрасного, реагируя всем своим существом на ласку, любовь, доброту и нежность матери. И в этом смысле можно сказать, что поэтический фольклор для маленьких – школа материнства, неисчерпаемый источник эмоционального и художественного воздействия на ребенка. Исследования показали, что колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение , действуют на ребенка успокаивающе. Они несут свет и добро, а в народной педагогике рассматриваются как обереги.

Одним из жанров народного творчества являются уговорушки.

Задание: Когда ваш ребенок капризничает, плачет, выражает протест, как вы решаете данную ситуацию? (ответы родителей).

Представьте такое…Ребёнок  заплакал. Вы вздыхаете: который раз на дню, сто первый? Какой-то день сегодня слёзный, без капризов – ну никак! Эх, доведет – взорвусь! Отшлёпаю.

Постойте, постойте, о чём это Вы? А где ваша мудрость, терпение, такт? Устали? Бывает. Но он-то причём? Что, взяли себя в руки? Прекрасно. Теперь давайте с ним поговорим…  А то – и поиграем! Вы готовы?

Прочитайте стихи: а вдруг да попадётся на глаза мирилка или ворчалка, которая ни дать, ни взять – из Вашей ситуации.

( Родителям розданы листы с текстом)

К эффективным средствам воспитания относится всё устное народное творчество: песни – пляски, красота быта, одежда, труд, игры, досуг.

Пословицы - это «цвет народного ума», «это не старина, не прошлое, а живой голос народа: народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра». (В.И. Даль)

В пословице заключена оценка жизни, отражены наблюдения народного ума.

(Родители  делятся на группы, им даны пословицы и поговорки)

Задание: продумать и продемонстрировать ситуации, в которой они используют пословицу или поговорку с ребёнком.

Ребёнка надо постоянно побуждать комментировать свои действия. Это закрепляет навыки инициативной речи, совершенствует разговорную речь, обогащает словарь. Давайте проведём словесную игру.

«Объясни слово»  На столе лежат карточки с изображением различных предметов (часы, петух, кот, дом и т.д.) Участник игры берёт карточку, составляет описательный рассказ о предмете, не называя его. Остальные игроки должны догадаться, о чём или о ком идёт речь. Затем родители придумывают загадки об этих предметах.

Как «отвлекающий манёвр» с детьми мы, педагоги, используем физминутки с потешками, народные игры – забавы.

Используя в своей речи устное народное творчество, мы можем воспитать достойное поколение, настоящих патриотов.

Рефлексия: ваше мнение по теме семинара.

                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое вопитание в ДОУ по приобщению детей к русской народной культуре. Проект "Русская народная игрушка"

Материал содержит описание проекта "Русская народная игрушка" (актуальность проекта, его цели и задачи, необходимое оборудование, содержание работы с детьми и родителями)....

Проект «Приобщение детей к русской народной культуре» «Русский фольклор» Вид проекта: познавательно-творческий.

laquo;Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем прошлом, о ...

ПРОЕКТ «Приобщение детей к русской народной культуре посредством русской народной игрушки»

Создание нового искусства невозможно без знания истоков народного творчества. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы вкуса, национальн...

Проект "Приобщение детей к русской народной культуре через знакомство с русскими календарными праздниками"

Древние люди говорили, что для абсолютного счастья - человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Но как сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечес...