Проект "Приобщение детей к русской народной культуре"
проект по теме
Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Суть патриотического воспитания в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.
Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_priobshchenie_detey_k_russkoy_narodnoy_kulture.doc | 194.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Приобщение детей к
русской народной культуре»
Автор: Захарова
Наталья Николаевна
.
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Хорошая речь – слаще мёда» |
Цели и задачи проекта | Цель: создание условий для всестороннего развития ребенка-дошкольника, его нравственное воспитание через народное творчество. Задачи:
3.Формировать интерес к произведениям русского национального фольклора. 4.Воспитывать добрые отношения, отзывчивость, любовь и уважение к ближнему. |
Сроки реализации проекта | С 01.03 – 01.06.2013год |
Перечень основных мероприятий реализации проекта |
|
Исполнители проекта |
Шипёнок А.В.
|
Ожидаемые конечные результаты. |
|
Актуальность темы:
Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Суть патриотического воспитания в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.
Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Проблема
Необходимость обогащения речи, развивать у детей желание как можно больше узнать о народной культуре, воспитывать духовно-нравственные качества, развивать народное творчество.
Цель проекта:
Создание условий для всестороннего развития ребенка-дошкольника, его нравственное воспитание через народное творчество.
Задачи проекта:
- Учить детей слушать произведения устного народного творчества и понимать их смысл.
- Эмоционально обогатить детей теплом поэзии.
- Формировать интерес к произведениям русского национального фольклора.
- Воспитывать добрые отношения, отзывчивость, любовь и уважение к ближнему.
Целевые группы проекта:
Целевые группы | Их интересы |
Дети 5-6 лет | Развитие познавательного интереса к окружающему миру. |
Родители | Участие в жизни группы. |
Педагоги | Реализация творческого потенциала. Привлечение общественного внимания к проблеме нравственно - патриотического воспитания дошкольников. Повышение рейтинга дошкольного образовательного учреждения. |
Этапы реализации
Этапы проекта | Задачи этапов проекта |
I этап (подготовительный) | - Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата. - Подготовительная работа с родителями. -Проведение вводной беседы с детьми. |
II этап (основной) | -Разучивание стихов, песен, потешек, загадок, пословиц, поговорок. -Чтение русских народных сказок. -Викторина: «Сказочный калейдоскоп». -Рассматривание иллюстраций по русским народным сказкам. -Кукольный театр по сказкам: «Кот, петух и лиса», «Сказка про дедку». -Развлечение: «Ой, блиночки мои», «Праздник птиц», «Курочка ряба», «Моя семья – моё богатство». - Творческая деятельность: «Символ - Солнышко», «Жаворонушки», «Яйцо - писанка», «Кукла - колокольчик». - Семинар-практикум для родителей «Хорошая речь - слаще меда». |
III этап (заключительный) | - Анализ и классификация собранного материала. -Напечатание продукции. -Презентация проекта. -Выставка наглядного материала. |
Учебно-методическое обеспечение
Имеется | Необходимо приобрести, изготовить |
- Истоки русской народной культуры в детском саду/ Авт.-сост. И.Г.Гаврилова. СПб.: «Детство – пресс». - Знакомство детей с русским народным творчеством/ Авт.- сост. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и др. – СПб: «Детство –пресс». -Детская художественная литература. -Комплекты кукол для театра | - Дидактические игры. - Комплекты иллюстраций по народным сказкам. - Художественную литературу для детей, - Комплекты кукол для театра - Материал для творческих работ. |
Календарный план мероприятий
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями |
Март | - Проведение вводной беседы с детьми. |
|
Март | - Ежедневное разучивание потешек, прибауток, песен, загадок, пословиц, поговорок. - Ежедневное чтение русских народных сказок. - Ежедневное рассматривание иллюстраций по русским народным сказкам. - Детские народные игры с использованием закличек, прибауток, пословиц, поговорок, загадок. - Развлечение: «Ой, блиночки мои» (15.03.13г.) - Творческая деятельность: «Символ - Солнышко» (11.03. – 15.03.13г.) «Праздник птиц» (22.03.13г.) - Творческая деятельность: «Жаворонушки» (22.03.13г.) | Совместная деятельность родителей с детьми: - Просмотр мультипликационных фильмов по народным сказкам. - Беседы о героях сказок. - Разучивание потешек, прибауток, песен, загадок, пословиц, поговорок, игр. |
Апрель | - Кукольный театр: «Сказка про дедку» (15.04.13г.) «Мужик корову продавал» (26.04.13г.) - Развлечение: «Курочка ряба» (30.05.13г.) - Творческая деятельность: «Яйцо - писанка» (29.04.13г.) | Семинар-практикум для родителей: «Хорошая речь - слаще меда»(19.04.13г.) |
Май | - Выставка художественной литературы. - Развлечение: «Моя семья – моё богатство». (15.05.13года) - Творческая деятельность: «Кукла – колокольчик» (13.05. – 15.05.13г.) - Викторина:«Сказочный калейдоскоп» (01.06.13г.) | Изготовление печатной продукции. Выставка. |
Ожидаемые результаты:
- Знакомство с устным народным творчеством.
- Обогащение и активизация словарного запаса детей.
- Совместная деятельность детей, педагогов, родителей сближает в достижении общей цели.
- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
Проделанная работа достигла своей цели. У детей обогащается словарный запас, развивается интерес к окружающему миру, к русской культуре.
Семинар-практикум «Хорошая речь - слаще меда»
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители! Почувствовать себя комфортно и уверенно, снять ощущение волнения и тревоги, и детям и взрослым помогают игры. Предлагаю вам встать в круг и поиграть.
«Подари улыбку другу» Родители и педагоги образуют круг, берутся за руки. Ведущий поворачивает голову направо, улыбается игроку, стоящему рядом,
Тот в свою очередь улыбается следующему и т.д.
«Найди пару» Родители и педагоги идут по залу со словами: «Я иду, иду, иду. Я иду, иду к тебе. Во время движения каждый участник ловит взгляд кого-либо из игроков и, произнося слова «к тебе», образует с ним пару. (Игра повторяется 2-3раза).
«Улыбнуться не забудь» Родители образуют два круга - внешний и внутренний. Ведущий предлагает выучить слова песенки. Звучит музыка.
Игроки, образующие внутренний круг, неподвижны, игроки. Образующие внешний круг, идут против часовой стрелки и поют.
Руки ты можешь мне протянуть,
Руки ты можешь мне протянуть:
Правую руку, левую руку.
И улыбнуться мне не забудь.
Игроки внешнего круга останавливаются, поворачиваются к партнерам из внутреннего. Ведущий делает какой-либо знак, участники приветствуют друг друга и меняются местами (стоящие во внешнем круге занимают места во внутреннем).Варианты приветствия: если ведущий покажет палец, игроки кивают; покажет два пальца - обмениваются рукопожатием; три пальца - кладут руки на плечи друг другу; четыре пальца – обнимаются.(Игра повторяется 4-5 раз.).
(Родители рассаживаются за круглым столом.)
Воспитатель: Вы знаете, что в настоящее время мы работаем над проектом «Приобщение детей к народному творчеству».
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытать чувство национальной гордости, что называется
«пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов, - лучший период для формирования любви к малой родине.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, самым близким – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство родины начинается с восхищения тем, что вызывает отклик в душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности будущего патриота.
Фольклор, охватывая в своих многочисленных жанрах все стороны нашей многогранной жизни, является одной из форм общественного сознания. Устной формой народной истории, памятью о жизни ушедших в прошлое предков, своеобразной народной философией. Истинный фольклор всегда направлен на пропаганду добра. Красоты, ориентирован на формирование такой личности, которая направила бы всю свою энергию и волю на защиту своей Родины, мирную жизнь и интернациональную дружбу между народами, победу добра над злом, достижение социальной гармонии.
Детские фольклорные произведения с их веселыми, задорными стихами, словесной игрой, яркой образностью способствуют глубинному овладению богатствами родного языка, развитию речи.
Особое место занимают колыбельные песни. Колыбельная матери - начало начал. Современные мамы поют ли колыбельные песни своим малышам?
Задание: (под песню « Спи, моя радость, усни») На листе бумаги написать несколько строчек колыбельной песни. Прочитать. Три человека приглашаются в центр. Им даны пупсы и текст колыбельной песни. Нужно укачать «малыша».
Впервые соприкасаясь с лиричностью и красотой колыбельной песни, дитя начинает приобщаться к миру прекрасного, реагируя всем своим существом на ласку, любовь, доброту и нежность матери. И в этом смысле можно сказать, что поэтический фольклор для маленьких – школа материнства, неисчерпаемый источник эмоционального и художественного воздействия на ребенка. Исследования показали, что колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение , действуют на ребенка успокаивающе. Они несут свет и добро, а в народной педагогике рассматриваются как обереги.
Одним из жанров народного творчества являются уговорушки.
Задание: Когда ваш ребенок капризничает, плачет, выражает протест, как вы решаете данную ситуацию? (ответы родителей).
Представьте такое…Ребёнок заплакал. Вы вздыхаете: который раз на дню, сто первый? Какой-то день сегодня слёзный, без капризов – ну никак! Эх, доведет – взорвусь! Отшлёпаю.
Постойте, постойте, о чём это Вы? А где ваша мудрость, терпение, такт? Устали? Бывает. Но он-то причём? Что, взяли себя в руки? Прекрасно. Теперь давайте с ним поговорим… А то – и поиграем! Вы готовы?
Прочитайте стихи: а вдруг да попадётся на глаза мирилка или ворчалка, которая ни дать, ни взять – из Вашей ситуации.
( Родителям розданы листы с текстом)
К эффективным средствам воспитания относится всё устное народное творчество: песни – пляски, красота быта, одежда, труд, игры, досуг.
Пословицы - это «цвет народного ума», «это не старина, не прошлое, а живой голос народа: народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра». (В.И. Даль)
В пословице заключена оценка жизни, отражены наблюдения народного ума.
(Родители делятся на группы, им даны пословицы и поговорки)
Задание: продумать и продемонстрировать ситуации, в которой они используют пословицу или поговорку с ребёнком.
Ребёнка надо постоянно побуждать комментировать свои действия. Это закрепляет навыки инициативной речи, совершенствует разговорную речь, обогащает словарь. Давайте проведём словесную игру.
«Объясни слово» На столе лежат карточки с изображением различных предметов (часы, петух, кот, дом и т.д.) Участник игры берёт карточку, составляет описательный рассказ о предмете, не называя его. Остальные игроки должны догадаться, о чём или о ком идёт речь. Затем родители придумывают загадки об этих предметах.
Как «отвлекающий манёвр» с детьми мы, педагоги, используем физминутки с потешками, народные игры – забавы.
Используя в своей речи устное народное творчество, мы можем воспитать достойное поколение, настоящих патриотов.
Рефлексия: ваше мнение по теме семинара.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое вопитание в ДОУ по приобщению детей к русской народной культуре. Проект "Русская народная игрушка"
Материал содержит описание проекта "Русская народная игрушка" (актуальность проекта, его цели и задачи, необходимое оборудование, содержание работы с детьми и родителями)....
Проект «Приобщение детей к русской народной культуре» «Русский фольклор» Вид проекта: познавательно-творческий.
laquo;Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем прошлом, о ...
ПРОЕКТ «Приобщение детей к русской народной культуре посредством русской народной игрушки»
Создание нового искусства невозможно без знания истоков народного творчества. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы вкуса, национальн...
Проект "Приобщение детей к русской народной культуре через знакомство с русскими календарными праздниками"
Древние люди говорили, что для абсолютного счастья - человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Но как сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечес...
План конспект занятия в рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре» в средней группе «Русская изба»
Цель занятия познвкомить детей с устройством русской избы, названиями её частей....
План конспект занятия в рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре» в средней группе «Устройство быта русской избы»
Цель занятия познакомить детей с предметами быта русского народа, с ремёслами, с традициями украшать свой быт...
Конспект мастер класса для родителей второй младшей группы «Русские народные игры с детьми» в рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре»
Цель: Способствовать развитию интереса к русскому фольклору у детей и их родителей...