Планирование образовательных областей "Коммуникация" и "Чтение художественной литературы"
календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме
Представлен материал из рабочей программы эколого - краеведческого направления для детей 4-6 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_obrazovatelnykh_oblastey_kommunikatsiya_chtenie.doc | 139 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование образовательных областей
«Коммуникация» и «Чтение художественной литературы»
(возрастная группа 4-6 лет)
Чтение художественной литературы (2 раза в месяц) | Подготовка к обучению грамоте и развитие речи (6 раз в месяц) | ||||
Тема | Основные задачи | Тема | Основные задачи | ||
Сентябрь | |||||
1 неделя | Мои летние приключения | В. Берестов Сказка про выходной день Мошковская. «Хитрые старушки», «Какие бывают подарки» | Расширять круг детского чтения за счет включения произведений на новые темы, с большим количеством героев, развёрнутым сюжетом. | Рассказывание о личных впечатлениях | Учить детей делиться личными впечатлениями, учить правильно строить предложения, использовать прилагательные |
2 неделя | Тайны улиц моего города | А. Усачев. «Про умную собачку Соню» (главы); Б. Поттер. «Сказка про Джемайму Нырнивлужу», пер. с англ. И. Токмаковой | Игрушки Знакомство со звуком «А» | Активизация словаря, развитие речевого внимания, знакомство с органами артикуляции, знакомство с понятием «звуки» Развитие диалогической речи, расширение словаря; развитие грамматического строя речи, развитие выразительности речи путем подбора прилагательных. Знакомство со звуком «А», понятие «гласные звуки» | |
3 неделя | В гости к В.А. Жуковскому | B.Жуковский «Жаворонок» (в сокр.) Котик и козлик. Сказка о царе Салтане… | Знакомство со звуком «О» | Обогащение словаря, развитие творческого воображения, работа над связанной речью. Знакомство со звуком «О» | |
Путешествие в луговое царство – государство. | Помочь детям принять учпстие в беседе на заданную тему; активизировать и обогащать их словарь, помогать правильно строить предложения; повторить с детьми стихотворение «Мотылёк» Модзалевского Л. | ||||
4 неделя | Улица полна неожиданностей | Т. Крюкова Автомобильчик Бип А. Раскин. «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку» А Дорохов «Зелёный, желтый, красный» | Формировать способность понимать причинно – следственные связи в прочитанном тексте, приобщать к разговору о книге, поступках, отношениях. | Знакомство со звуком «Э» | Расширение словаря, закрепление навыков словообразования и словоизмерения, формирование умения образовывать однокоренные слова. Развитие фонематического слуха; знакомство со звуком «Э» |
Октябрь | |||||
1 неделя | В осенний лес за грибами | В. Бианки «приключение муравьишки» Сказки. «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; | Развивать творческие способности: дополнять прочитанное книги своими версиями сюжетов, эпизодов, образов. | Знакомство со звуком «И» | Систематизация словаря; закрепление навыка употребления предлогов, глагольной лексики, навыком образования и изменения словосочетаний. Знакомство со звуком «И» |
2 неделя | Откуда овощи и фрукты в магазине | Загадки Тувим | Знакомство со звуком «У» Придумывание сказки на тему «» | Увеличение объема словаря, обучение использованию простых предлогов в речи. Знакомство со звуком «У» Учить детей придумывать сказку по плану, предложенному воспитателем, не отступая от темы, учить подбирать прилагательные и глаголы с сушествительному заяц | |
3 неделя | Деревья – наши друзья | Стихи об осени И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат...» | Знакомство со звуком «ы» | Уточнение и закрепление словаря; развитие связанной речи. Знакомство со звуком «ы» | |
4 неделя | Осень золото роняет | А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин») | Учить видеть красоту художественного слова. Развивать желание использовать свой читательский опыт в других видах детской деятельности. | Учимся слушать и говорить «Мебель» | Приучать детей вслушиваться в речь воспитателя, слышать новые, незнакомые слова; приучать их к языку поэзии. Увеличение объема словаря, закрепление навыков словообразования. Развитие умений звукового анализа. |
Ноябрь | |||||
1 неделя | Я – житель города Белёва | Ершов. «Конек-Горбунок»; К. Ушинский. «Слепая лошадь»; К. Драгунская. «Лекарство от послушности»; И. Соколов-Микитов. «Соль земли»; Г. Скребицкий. «Всяк по- своему». | Гласные звуки «Семья» | Уточнение и обогащение словаря, грамматического строя речи; знакомство с предлогами и их использование в речи, развитие связанной речи. Развитие фонематических представлений, умения звукоизвлечения, знакомство с понятием «гласные звуки». Систематизация словаря, развитие грамматического строя речи. Знакомство с понятием «согласные звуки», сравнительный анализ согласных и гласных звуков. | |
2 неделя | Я и мои друзья | Бр. Гримм Соломинка, уголь и боб Я. Аким. «Первый снег» Э. Успенский. «Разгром»; Д. Хармс. «Очень грашная история». Проза. В. Вересаев. «Братишка»; А. Введенский. «О девочке Маше, собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги); М. Зощенко. «Показательный ребенок»; К. Ушинский. «Бодливая корова»; С. Воронин. «Воинственный Жако»; С. Георгиев. «Бабушкин садик»; Н. Носов. «Заплатка», «Затейники» | Акцентировать внимание детей на отдельных средствах художественной выразительности, которые наиболее полно и точно характеризуют героев. Развивать интерес к чтению. | Знакомство со звуком «М» | Закрепление тематического словаря, грамматического строя речи, развитие речемыслительной деятельности. Знакомство со звуком «М» |
3 неделя | Я - гражданин | С. Маршак. «Багаж», «Про все на све-:-», «Вот какой рассеянный», «Мяч»; С. Михалков. «Дядя Степа» Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»; | Рассказывание по набору игрушек. Дидактическая игра «Похвалялись звери» (Ушакова с. 93) Знакомство со звуком «Мь» | Учить детей по набору игрушек составлять короткий рассказ вместе с воспитателем; учить понимать смысл загадок; учить использовать в ответах на вопросы сложносочиненные и простые распространение предложения. Расширение объема словаря; подбор прилагательных – антонимов; развитие грамматического строя речи. Знакомство со звуком «Мь», дифференциация понятия «твёрдые», «мягкие» согласные | |
4 неделя | Сыночки и дочки | А. Барто Помощница «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. Л. Н. Толстого; «Жихарка», обр. И. Карнауховой; А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...» | Стимулировать желание описывать состояние героев, их поступки, отношения. Расширять круг детского чтения | «Посуда» | Систематизация словарного запаса, развитие связанной речи, грамматического строя речи. Различие звуком «М» и «Мь» |
Декабрь | |||||
1 неделя | Волшебница вода | Сказки. «Белая уточка», рус, из сборника сказок А. Афанасьева; «Мальчик с пальчик», из сказок Ш. Перро, пер. с фран. Б. Дехтерева | Рабочие инструменты Описание картинок | Расширение объема словаря, развитие речемыслительной деятельности. Развитие фонематических представлений, знакомство со звуком «К» Учить детей составлять описание предмета, нарисованного на картинке, выделяя существенные признаки; упражнять детей в подборе глаголов к существительному. (Ушакова с 98) | |
2 неделя | Зима в городе | Ю Коваль Снегири и коты С. Есенин. «Поет зима — аукает...»; Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором...» (из поэмы «Мороз, Красный нос»); И. Суриков. «Зима» | Формировать способность понимать причинно – следственные связи, развивать интерес к чтению и анализу произведений. | Знакомство со звуком «Кь» | Расширение словарного запаса; развитие логического мышления, связанной речи. Знакомство со звуком «Кь», дифференциация звуков «К», «Кь» |
3 - 4 неделя | Новогодние приключения | Б. Брехт. «Зимний разговор через форточку» «Двенадцать месяцев» Заучивание новогодних стихов | Дидактические игры «Узнай по описанию», «Чего не стало?» Знакомство со звуком «П» Описание внешнего вида друг друга Знакомство со звуком «Пь» | Учить детей составлять описание игрушки, называя её характерные признаки; упражнять в образовании форм родительного падежа, множественного числа (Ушакова с. 112) Развитие связанной речи, расширение объема словаря, развитие умения обосновывать свои суждения. Развитие умения звукового анализа, знакомство со звуком «П» Учить детей составлять описания внешнего вида друг друга, одежды. Учить образовывать формы единственного и множественного числа глагола хотеть, дать представление о том, что звуки в словах идут в определенной последовательности. (Ушакова с. 95) Систематизация словарного запаса; развитие навыков словообразования и словоизменения, согласования слов. Знакомство со звуком «Пь». Сравнение и различение звуков «П» и «Пь» | |
Январь | |||||
2 неделя | Рождественские посиделки | А. Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | Описание предметных картинок Знакомство со звуком «Н» | Учить детей составлять описание картинки, называть объект, его свойства, признаки, действия, давать ему оценку; учить составлять сложноподчинённые предложения. (Ушакова с. 100) Развитие лексического и грамматического строя речи, связанной речи. Развитие умений звукового анализа, знакомство со звуком «Н» | |
3 – 4 неделя | Будни и праздники на Руси | Правда и вымысел Песенки, потешки, заклички. «Наш козел...»-; «Зайчишка-трусишка...»: «Дон! Дон! Дон!- », «Гуси, вы гуси...»; «Ножки, ножки, где вы были?..». «Сидит, сидит зайка..>, «Кот на печку пошел...», «Сегодня день целый...», «Барашеньки...», «Идет лисичка по мосту...», «Солнышко- ведрышко...», «Иди, весна, иди, красна...». Небылицы. «Богат Ермошка». «Вы послушайте, ребята». | Познакомить с особенностями построения сказки | Знакомство со звуком «Нь» | Расширение объема словаря, подбор однокоренных слов, закрепление грамматических навыков; составление рассказа по картине. Развитие фонематического слуха, знакомство со звуком «Нь», его различие со звуком «Н» |
Прекрасное рядом | Учить детей видеть прекрасное в произведениях искусства различных жанров. Испытывать определённые чувства, возникающие под влиянием сюжетов произведений искусства. | Знакомство со звуком «Т» | Обогащение словаря, закрепление умений сравнительного анализа, развитие речемыслительной деятельности. Знакомство со звуком «Т» | ||
Февраль | |||||
1 неделя | Все работы хороши | Самойлов. «У Слоненка день рождения» (отрывки); Л.Левин. «Сундук»; С. Маршак. «Кошкин дом» (отрывки). | Знакомство со звуком «Ть» Знакомство со звуком «Л» | Систематизация тематического словаря, развитие грамматических умений, составление связанного рассказа – описания, умения обосновывать свои суждения. Знакомство со звуком «Ть» Развитие словаря, диалогической речи, речемыслительной деятельности, развитие фонематических представлений, знакомство со звуком «Л» | |
2- 3 неделя | Богатырская наша сила | Г. Цыферов. Как лягушонок искал папу. Басни. Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям...», «Мальчик стерег овец...» Сказки и былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок); «Василиса Прекрасная» (из сборника сказок А. Афанасьева); «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова. «Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой; «Снегурочка» (по народным сюжетам); «Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок); «Семь Симеонов — семь работников», обр. И. Карнауховой; «Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой; «Не клюй в колодец пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского. | Приобщать к разговору о книге, о героях, учить формулировать свои мысли по отношению к героям, поступкам. | Знакомство со звуком «Ль» Рассказывание по картине «Три богатыря» Знакомство со звуком «В» | Обогащение и систематизация словаря, глагольной лексики, развитие умения восполнять структуру предложения, проводить сравнительный анализ, составлять сравнительный рассказ по образцу, дифференциация звуков «Л» и «Ль» Учить детей составлять небольшой рассказ по картине, придумать концовку. Активизация словаря, развитие умения производить сравнительный анализ. Знакомство со звуком «В» |
4 неделя | Белёвские мастера | Мудрость добра Календарные обрядовые песни. «Коляда! Коляда! А бывает коляда...»; «Коляда, коляда, ты подай пирога...»; «Как пошла коляда...»; «Как на масляной неделе...»; «Тин-тин-ка ..»; «Масленица, Масленица!». Прибаутки. «Братцы, братцы!..»; «Федул, что губы надул?..»; «Ты пирог съел?»; «Где кисель — тут и сел»; «Глупый Иван...»; «Сбил-сколотил – вот колесо». | Познакомить детей с русскими народными сказками, показать великое значение русской народной сказки, её жизненной мудрости, победы добра. | Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Праздники в моей семье» | Учить детей описывать события, происходящие во время праздника, внешний вид людей, учить использовать в речи сложноподчиненные предложения (Ушакова с. 134) |
Март | |||||
1 неделя 2 неделя | Мамин праздник В окно повеяло весною | Сказка «Крошечка - Хаврошечка» Т. Габбе; «Айога», нанайск., обр. Д. Нагишкина «Беляночка и Розочка», пер. с нем. Л. Кон; «Самый красивый наряд на свете», пер. с япон. В. Марковой К. Ушинский Солнце и ветер Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.) | Формировать интерес к многообразию проявлений человеческих отношений в разных обстоятельствах в книгах и в жизни. Обращать внимание детей на средства художественной выразительности, учить внимательно слушать произведение, анализировать. | Знакомство со звуком «Вь» Пересказ сказки «Лиса и рак» Знакомство со звуком «Ж» | Расширение и уточнение словаря, расширение глагольной лексики, развитие умения производить сравнительный анализ. Развитие грамматических представлений. Знакомство со звуком «Вь», дифференциация звуков «В» и «Вь» Учить детей связано, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов; подвести к описательному рассказу по картине, учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, учить использовать в речи антонимы. Обогащение словаря, закрепление навыка словоизменения, развитие представлении о предлогах, развитие диалогической речи. Знакомство со звуком «Ж» |
3 неделя | О тех, кто умеет летать | Е. Носов. «Как ворона на крыше заблудилась» Орлов. «Ты лети к нам, скворушка...» | Знакомство со звуком «Б» | Обогащение словарного запаса, активизация грамматических умений. Развитие фонематического слуха, знакомство со звуком «Б» | |
4 неделя | Сажаем растения | Ф. Тютчев. «Весенние воды»; А. Фет. «Уж верба вся пушистая» (отрывок); Н. Заболоцкий. «На реке». Ремизов. «Хлебный голос», «Гуси-лебеди»; К. Паустовский. «Теплый хлеб» C.Топелиус. «Три ржаных колоска», пер. со швед. А. Любарской. | Рассказывание по картине Знакомство со звуком «Бь» | Учить детей составлять короткий описательный рассказ по картине, учить сравнивать по внешнему виду, поведению животных, изображенных на картине. (Ушакова с. 108) Обогащение словаря, грамматических умений, развитие умений делать выводы. Развитие умений звукового анализа, знакомство со звуком «Бь» различение «Б» и «Бь» | |
Апрель | |||||
1 неделя | Обитатели леса | В. Сутеев «Яблоко» «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова- Микитова; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. Бианки, «Подкидыш»; Н. Сладков. «Неслух». Паперной; Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы из книги), пер. с норв. Л. Брауде | Стимулировать желание описывать состояние героев, их поступки, развивать интерес к книге. | Знакомство со звуком «Ч» | Развитие диалогической речи, словаря, речевого внимания, умения согласовывать слова в словосочетаниях. Знакомство со звуком «Ч» |
2 неделя | Домашние животные | «Петушок и бобовое зернышко», обр. О, Капицы Сказки. «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова Ш. Перро (франц.): «Кот в сапогах» Х.-К Андерсен. «Гадкий утенок» пер. с дат. А. Ганзен; Ф. Зальтен. «Бемби» | Знакомство со звуком «Г» Знакомство со звуком «Гь» | Обогащение словаря, развитие грамматического строя речи, творческого воображения, диалогической речи. Знакомство со звуком «Г». Закрепление и систематизация тематического словаря, развитие грамматических навыков (антонимы). Знакомство со звуком «Гь» | |
3 неделя | Насекомые или шестиногие малыши | Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу — Короткий Хвост» Х.-К Андерсен. «Дюймовочка» | Знакомство со звуком «Ф» Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?» | Развитие лексического и грамматического строя, диалогической речи. Знакомство со звуком «Ф» Учить детей выразительно пересказывать текст, активизировать в речи детей глаголы. | |
4 неделя | Обитатели воды | По щучьему веленью | Формировать интерес к многообразию проявлений человеческих отношений в разных обстоятельствах в книгах и в жизни. | Знакомство со звуком «Фь» | Расширение объема словаря, развитии творческого воображения, аналитических способностей, умения систематизировать предметные и звуковые представления. Знакомство со звуком «Фь» |
Май | |||||
1 неделя | День Победы | Стихи к празднику | Знакомство со звуком «Р» Составление рассказов на тема стихотворений | Обогащение словарного запаса, грамматического строя речи. Знакомство со звуком «Р» Учить детей рассказывать связано и живо, не отступая от заданной темы. | |
2 неделя | Моя семья | Иносказание «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; братья Гримм. "Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака. | Знакомить с русскими народными сказками. Познакомить с литературным приёмом, в котором заключен секретный смысл, иносказание. | Знакомство со звуком «Рь» | Уточнение и систематизация словаря, развитие связанной речи, творческого воображения, аналитических способностей, грамматических умений. Знакомство со звуком «Рь» |
3 неделя | Здравствуй, лето красное, прекрасное | Загадки А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги), пер. с англ. Б. Заходера; Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги), пер. с англ. Э. | Познакомить с особенностями загадок, как жанром народно – поэтического творчества. Учить воспринимать иносказательный смысл загадок, описывающих предмет. Развивать сообразительность | Знакомство со звуком «Щ» | Расширение объема словаря, грамматических умений, развитие навыка сравнительного анализа (предметного и звукового). Знакомство со звуком «Щ» |
4 неделя | Что мы знаем и умеем | Литературный калейдоскоп | Повторить с детьми знакомые стихотворения; упражнять в умении драматизировать, познакомить детей с пьесой в стихах «У слонёнка день Рождение» (Гербова с. 92) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование образ.область ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Перспективное планирование по фгт старшая группа детского сада...
тематическое планирование по чтению художественной литературе
Список произведений которые можно использовать в работе во 2 младшей группе...
Перспективное планирование по чтению художественной литературы.
Перспективное планирование "Чтение художественной литературы" для старшей группы по программе "От рождения до школы под редакциейН.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой....
Перспективное планирование по программе "От рождения до школы" Образовательная область "Художественная литература"
Перспективное планирование по программе "От рождения до школы" Образовательная область "Художественная литература"...
Комплексное занятие для детей 6-7 лет. Образовательные области:"Художественная литература" и "Художественное творчество"
Комплексное занятие для детей 6-7 лет. Образовательные области:"Художественная литература" и "Художественное творчество". (Чтение произведения Н. Сладкова "Осень на пороге", рисование пейзажной картин...
календарно-тематическое планирование ОО "Чтение художественной литературы" стар группа, для детей с ОНР
представленный материал по ОО "Чтение художественной литературы" для воспитателей ДОУ с детьми ОНР. можно использовать и в группах обычного вида. комплексно представленна работа по областям театрализ ...
календарно-тематическое планирование ОО "Чтение художественной литературы" сред гр дети с ОНР
комплексное планирование ОО. можно использовать в массовых группах....