календарно-тематическое планирование ОО "Чтение художественной литературы" стар группа, для детей с ОНР
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
представленный материал по ОО "Чтение художественной литературы" для воспитателей ДОУ с детьми ОНР. можно использовать и в группах обычного вида. комплексно представленна работа по областям театрализ деятельность, свободная деятельность и работа с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chkhl.doc | 190 КБ |
Предварительный просмотр:
- Учить, более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Т.к. дети уже могут различать жанры и некоторые специфические особенности каждого жанра:
сказка – более глубокий анализ идейного содержания и художественного достоинства;
стихотворение – помочь ребёнку почувствовать красоту и напевность, глубже осознать содержание;
рассказ – открыть перед детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, какими словами автор характеризует героев и их поступки.
- Учить детей при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства.
- Формировать умение пользоваться богатством русского языка в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве.
- Помочь ребёнку реализовать творческие способности по литературным сюжетам в ролевых играх, драматизац., инсцеир, выразительном чтении стих-ий и т.д.
- Поддерживать и развивать детскую эмоциональность, впечатлительность, т.к. эмоциональный отклик, вызываемый книгами, обогащает духовный мир детей.
Программа развития и воспитания детей Д/с «Детство»,
О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой».
Сокращения:
С.Д. – свободная деятельность РНС – русская народная сказка
СНМ – сказки народов мира СЗП – сказки зарубежных писателей
«ХДЛ» - хрестоматия по детской литературе «ЗДЛ» - «Знакомим дошкольников с литературой» О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш
«ВС» - «Воспитание сказкой» Л.Б.Фесюкова
«ЧД» - «Читаем детям»
месяц | занятие | свободная деятельность | семейное чтение | театральная деятельность | |||
ИЗО
лепка | рассматривание иллюстраций | портрет | выставка литературы |
октябрь | 1.К.И.Чуковский цели: систематизировать знания детей о литературном творчестве писателя; закреплять ранее прочитанные произведения (викторина); добиваться выразительного чтения отрывков произведений; развивать творческое воображение | выставка рисунков понравившегося героя | к ранее изученным произведениям; из сборников | К.И.Чуковский | книги для тематической выставки разных оформителей | «Чудо – дерево» закрепить произведение; развитие чувства юмора | драматизация отрывка из произведения «Тараканище» атрибуты к драматизации: маски, предметы – заместители, распределение ролей, выбор действий под текст |
2. А.Л.Барто цели: систематизировать знания детей о литературном творчестве писательницы; познакомит с новым стих-ем «Игра в стадо»; добиваться выразительного чтения стих-ий из сборника «Игрушки» | Д/И «Нарисуй и вырежи» лепка «Моя любимая игрушка» | репродукции на тему «Детский сад»; из сборников к произведениям | А.Л.Барто | книги для тематической выставки разных оформителей | стихотворения из сборника «Игрушки» с целью придумать продолжение к какому – либо произведению продолжение – сказку из 6-8 предложений | зарисовки к произведениям из сборника «Игрушки» выбор настроения, действий, приёмов, интонац. выразитель. речи. | |
3. С.Михалков «Дядя Стёпа» цели: учить детей чувствовать и понимать характер образов произведений, взаимосвязь описанного с реальностью, развивать способности замечать особенности поэтического строя, языка стих-я, учить понимать переносное значение метафор, фразеологизмов с. 108 «Знакомим дошколь с лит-рой» Ушакова, Гавриш | «Волшебное превращение чистого листа» - восковые картинки; беседа по ним | иллюстрации крупного формата к произведению | С.Михалкова | сборники и книги с отдельными произведениями писателя | выучить небольшое стихотворение | обыгрывание ситуаций связанных с ПДД; | |
4. С.Я.Маршак «Мальчики и девочки» цели: продолжать учить понимать содержание стих-ия, юмористич смысл несоответствия, помочь осмыслить значение образных выражений в тексте, активизировать эмоционально – оценочную лексику. Фесюкова «Воспитание сказкой» с.354 | нарисуй свою подружку девочку, друга мальчика | шаржи на девочек и мальчиков | С.Я.Маршак | сборники произведений | повторить произведение, составить задачку или считалку о девочках и мальчиках | обыгрывание коротких сценок - шуток |
С.Д.: К.И.Чуковский «Мойдодыр», «Айболит», «Черепаха», «Путаница» с.191 «ХДЛ», с. 185 «ЧД»; А.Л.Барто «Вовка – добрая душа», «Помощница» с. 224, 226 «ХДЛ», «Урок в саду», «Всё на всех» с.30, 38, 42-43,45, 47 «ЧД»;
С.Михалков «Овощи», «Трезор», с.30, 52 «ЧД»; «А что у вас?», «Песенка друзей», «Недотёпа» с. 234 «ХДЛ»
С.Я.Маршак «Вот какой рассеянный», «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар» с. 207 – 221 «ХДЛ»; «Мяч» с. 85 «ЧД»
ноябрь | 1. Литературная викторина цели: систематизировать знания детей о творчестве дет писателей: Барто, Чуковского, Маршака, Михалкова; добиваться выразительного чтения стих-ий; умение придумывать загадки на заданную тему с.112 «ЗДЛ» | выставка детских работ по творчеству писателей «Лучшая работа» | иллюстрации к произведениям; шаржи | портреты данных писателей | выставка книг | свободное чтение; загадки для родителей от детей | зарисовки подгруппами по произведениям писателей – учить работать в подгруппах, развитие творч способностей, умение выбирать выраз средства |
2. Н.Н.Носов «Живая шляпа» цели: познакомить с творчеством писателя, учить понимать юмор ситуации, уточнить представление об особенностях рассказа, его композиции, отличий от других лит-ных жанров, учить придумывать продолжение и окончание рассказа с. 93 «ЗДЛ», с. 289 «ХДЛ» | лепим героев рассказа + составление композиций | иллюстрации к произведению | портрет Н.Н.Носова | выставка книг | придумать и записать продолжение и окончание рассказа | варежковый театр | |
3. «На горке» цели: учить чувствовать и понимать характер образов художеств произведений, усваивать последов - сть развития сюжета, замечать выраз – изобраз средства, обогащать речь фразеологизмами, учить понимать переносный смысл с.106 «ЗДЛ» | «Зимние забавы» - рисунки | картина «На горке» | см.выше | см выше | придумать и записать рассказ из 8 – 10 предложений о зимних развлечениях | мимика пантомима | |
4. «Приключение Незнайки» цели: см.выше | кол – ая композиция «Цветочный город»; рисуем, вырезаем, клеим | иллюстрации к произведению | см выше | сборники разных оформителей | описательный рассказ про понравившегося героя из 6 – 10 предложений + сделать куклу для театр деят | обыгрывание сценок произведения (настольные куклы) |
С.Д.: «Огурцы» с. 292 «ХДЛ»; просмотр мультфильма «Незнайка на луне», «Цветочный город» (чтение)
с. 348 – 358 Фесюкова «ВС» Стихи - шутки
декабрь | 1. «Малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословицам» цели: уточнять представления о жанровых особенностях произ-ии МФФ; учить понимать переносное значение образ выражений; учить составлять рассказы, сказки с. 102 «ЗДЛ»; с. 4 – 8 «ХДЛ» | рисование по шаблонам; раскраски; | Д/И «Подбери отгадку» иллюстрации по тематике; | карточка – символ для зрительного восприятия и различения МФФ | «ХДД»; выставка книг (книжки – малышки; сборники пословиц, загадок, поговорок, потешек) | выбрать потешку – заучить; придумать загадку о каком – либо предмете с. 55 «План – прогр. Детство» | мини этюды; диафильмы; театрализация придуманных на занятиях сказок; приложение к раб. прогр. «Ребёнок в Д/С» 5/02г с.71 Д/В 7/02 с.10 |
2. З.9 стр. 91 3. З.31 стр. 117 4. Занятие - викторина |
С.Д.: с. 80 – 83 «ЧД»; с. 4 – 8 «ХДЛ»; с. 191 – 203 Фесюкова «ВС»
январь | 1.Чтение РНС «Лисичка – сестричка и серый волк» цели: продолжать учить воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей; уточнять представления о жанровых особенностях сказки, рассказа, стих-я, загадки с. 85 «ЗДЛ» | выставка рисунков понравившихся героев; лепка героев с элементами русского костюма | разных художников | карточка – символ для зрительного восприятия | сборники РНС разных издательств | диалог лисы и волка по ролям | варежковый театр |
2. Рассказывание РНС «Хвосты» цели: учить осмысливать характеры персонажей, замечать изобраз-выразит средства, помогающие раскрытию содержания; обогащать словарь эпитетами; упражнять в подборе синонимов с. 87 «ЗДЛ» | подобрать, придумать и заучить загадки о животных | драматизация (маски) | |||||
3. Чтение СНМ. «Три поросёнка» цели: учить понимать эмоц-образное содержание сказки, её идею; развивать образность речи: подбирать определения, сравнения к заданному слову; с. 81 «ЗДЛ» | использование в лепке героев природных материалов (шишки, скорлупа, ракушки) | к сазке разных худож - оформителей | символ | выставка книг разных изд, сборники СНМ | чтение, заучивание песенки поросят | настольный театр | |
4. Чтение СНМ. Нанайская сказка «Айога» цели: учить понимать и оценивать характер главной героини; закреплять знания о жанровых особенностях литер произведений; учить понимать переносное значение пословиц поговорок; воспитывать «- « отношение к лени с. 105 «ЗДЛ», с. 303 «ВС» | лепка челов тела; закреплять пропорции, части тела | дать детям познавательный материал про кукушку | театр теней |
С.Д.: СНМ с.301 – 348 Фесюкова «ВС»; с.41 – 65 «ХДЛ»; коми сказки
РНС с. 11 -34 «ХДЛ», с.94 – 189 Фесюкова «ВС» (по программе «Детство»)
февраль | 1.Чтение СЗП. Ш.Перро «Золушка» цели: учить чувствовать и понимать характер образов сказки, соотносить идею с содержанием, сравнивать с др похожими сказками; учить воспринимать яркие выразительные средства сказочного повествования (фантаст превращения, противопоставления, афористичность языка) развивать умение придумывать различные варианты сказоч приключ с. 362 «ВС»; с 114 «ЗДЛ» | обрывание + мозаика | к сказкам Ш.Перро | Ш.Перро | сборники разных изд | чтение и беседа по сказке «Кот в сапогах» | диафильмы по СЗП; настольный театр «Красная шапочка» |
2. Прослушивание аудиозаписи по сказке братьев Грим «Бременские музыканты» с. 379 «ВС» | по шаблону рис-ие | по сказке | б.Гримм | выставка книг разных изд | чтение и беседа по сказке «Горшочек каши» | музыкальные импровизации | |
3. Л.Н.Толстой «Два товарища» цели: продолжить знакомство детей с произведениями писателя; учить воспринимать идею, образное содержание произведения; познакомить с жанром – басня; развитие нравственности; учить понимать переносное значение метафор, фразеологизмов с. 212 «ВС» Фесикова Л.Б. | схематично изобразить расказ | к произведениям; растений и животных; | Л.Н.Толстого | выставка книг и сборников | чтение были «Лев и собачка» | «Добрая девочка» с. 102 приложение «Ребёнок в д/с» 5/2002 | |
4. «Старик сажал яблони» с. 217 «ВС» | импровизация по рассказу |
С.Д.: СЗП «Красная шапочка», «»Кот в сапогах», «Дюймовочка» - прослушивание записей, диафильмы, мультипликация; с. 360 – 384 «ВС» Фесюкова
Л.Н.Толстой произведения из сборников + с.136 «ХДЛ»; с.209 – 226 «ВС» Фесюкова
март | «Детям о животных» 1.Е.Чарушин «Воробей» цели: познакомить с писателями, описывающими жизнь животных; учить детей пересказывать рассказы самостоятельно (в ситуации письменной речи), передавая интонацией своё отношение к содержанию; понимать образные выражения с.135 «ЗДЛ» | композиция «Жители леса» глина, пластилин; выставка рисунков (по шаблонам, самост) | к произведениям различных художников; схемы | Е.Чарушина | выставка книг и сборников; энциклопедия животных | наблюдение за воробьём. Составить описательный рассказ, записать. | придумать небольшую сказку (по заданному началу) о животном и обыграть |
2. М.Пришвин «Берестяная трубочка» с. 95 сборник «Этажи леса» | М.Пришвина | дать детям информацию о необходимости в цепочке жизнедеятельности леса этих животных | |||||
3/4. В.Бианки «Как муравьишка домой спешил» с. 64 сборник «Лесные домишки» | В.Бианки | просмотр мультфильма | |||||
см.выше |
С.Д.: М.Пришвин с. 251 – 253 «ХДЛ» «Ребята и утята», «Лисичкин хлеб», «Золотой луг»; «ЧД»
В.Бианки с. 266 – 268 «ХДЛ» «Теремок», «Купание медвежат», «Лис и мышонок», «ЧД»
Е.Чарушин с. 268 – 270 «ХДЛ»; «ЧД»
апрель | 1. заучивание стихот – ия С.Есенина «Черёмуха» цели: закреплять стих жанр, его особенности; учить выразительно читать стих-ие, чувствовать напевность языка: развивать образную речь: понимание языковых выразительных средств, умение подбирать эпитеты, сравнения для описание картин весенней природы с. 123 «ЗДЛ» | весенний пейзаж (рисование, пластилиновые картинки) | репродукции картин о весенней природе; грамзапись П.И.Чайковского «Апрель» | С.Есенин, П.И.Чайковский | рассказать родителям | мимические этюды | |
2. Ф,И.Тютчев «Зима недаром злится…» цели: см.выше, с. 113 «ХДЛ» | см.выше + зимние пейзажи для сравнения | Ф.И.Тютчев | РНС «Снегурушка» с. 151 «ЗДЛ» (стих – е) | ||||
3. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (отрывок) цели: познакомить с творчеством; воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки; замечать и выделять изоб-выразителбные средства, понимать их значение. с. 254 «ВС», с. 106 «ХДЛ» | нарисовать по представлению после чтения | репродукции к сказкам ; музыкальное сопровождение | А.С.Пушкин | книги и сборники | придумать сказку про волшебные орешки | обыгрывание сказки придуманной детьми | |
4. Заучивание отрывка «Ветер по морю гуляет…» цели: см.выше З.1 | на мокрой бумаге изобразить ветер | дать познавательный материал о ветре, его свойствах, силе и т.д. |
С.Д.: чтение стихотворений, отрывков на других занятиях, подходящие под лексические темы («ХДЛ», «ВС», «ЧД»).
май | 1. Д.Родари З.17 цели: познакомит с творчеством; учить чувствовать и понимать сходство и различие в построении сюжетов, в идеях двух сказок; замечать выразительные средства, понимать их использование; придумывать варианты окончания сказок. с. 101, 144 «ЗДЛ» | иллюстрации к сказкам | Д.Родари | выставка книг | чтение и беседа по стих-ю Д.Родари «Чем пахнут ремёсла» | РНС « три медведя» | |
2. «Дудочник и автомобили» цели: учить понимать характеры сказочных героев, ситуаций; развивать умение придумывать разные варианты окончаний с. 109, 140 «ЗДЛ» | рисовании «Волшебные автомобили» | беседа на тему: почему труд хорошо пахнет, а безделье не пахнет никак? | театр на столе «Гуси – лебеди» | ||||
3. «Волшебный барабан» цели: учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать характеры сказочных героев; формировать образную речь с. 115, 147 «ЗДЛ» | нарисовать и вырезать волшебный барабан; «игрушки для магазина» - лепка | игрушечный барабан, картинка - идея | сделайте рисунок на тему «Кем быть?» | импровизация по стих – ю «Чем пахнут ремёсла?» | |||
4. «Хитрый Буратино» цели: вызвать у детей радость от общения со сказкой, от возможности поиграть в неё; продолжать учить осмысливать содержание, характеры персонажей; развивать речетворческие способнос; умение придумывать разные варианты концовок с. 120, 137 «ЗДЛ» | карандаши, бумага | картинки – идеи; иллюстрации к сказке «Прикл Буратино»; | книга А.Толстого «Приключение Буратино» | «Хитрый Буратино» |
С.Д.: с. 425 «ХДЛ» «Какого цвета ремёсла?», с. 209 «ЧД» сказка, «Приключение Чиполино» - чтение + просмотр мультфильма.
Пояснительная записка.
Старший дошкольный возраст – качественно новый этап в литературном развитии дошкольников. Дети переходят к стадиям собственного художественного отношения к искусству, к литературе в частности. Это проявляется в пристальном внимании детей к содержанию произведения, способности и желании постигать его внутренний смысл. Возникает устойчивый интерес к книгам, тяготение к постоянному общению с ними, стремление к знакомству с новыми произведениями. Характерным становится избирательное отношение к произведениям определённого содержания и стиля (сказочным, приключенческим, историческим, лирическим, фантастическим и др.). дети стремятся поделиться с окружающими впечатлениями о прочитанном, обсудить содержание книги, героев, рассказать о своих переживаниях, пересказать понравившийся сюжет. Постоянное общение с книгой активно развивает творческие способности и умения детей, которые они самостоятельно переносят в другие виды исполнительской деятельности.
Особенности психо-речевого развития детей с общим недоразвитием речи.
Речь и мышление тесно связаны и с точки зрения психологии представляют собой единый речемыслительный комплекс. Любая мыслительная операция в той или иной мере опосредована речью. Формирование интеллектуальной сферы ребёнка напрямую зависит от уровня его речевой функции. Речь в свою очередь дополняется и совершенствуется под влиянием постоянно развивающихся и усложняющихся психических процессов. Неполноценная по тем или иным причинам речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребёнка и становление его личностных качеств.
Согласно психолого-педагогической классификации Р.Е.Левиной, нарушение речи подразделяются на две группы:
- Нарушение средств общения
- Нарушения в применение средств общения
Довольно часто встречающимся видом нарушений средств общения является общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом.
Контингент логопедических групп дошкольных общеобразовательных учреждений за последние годы заметно изменился. Речевая патология стала значительно сложнее, и всё чаще стали выявляться признаки нарушения речи во взаимодействии с нарушениями психического развития. Отмечается осложненный вариант ОНР, при котором особенности психоречевой сферы обуславливаются задержкой созревания ЦНС или негрубыми повреждениями отдельных мозговых структур (30%-40% дети с ЗПР).
При осложненном характере ОНР, помимо рассеянной очаговой микросимптоматики, проявляющейся в нарушении тонуса, функций равновесия, координации движений, общего и орального праксиса, у детей выявляется ряд особенностей в психической и личностной сфере. Для них характерны: снижение умственной работоспособности, повышенная психическая истощаемость, излишняя возбудимость и раздражительность, эмоциональная неустойчивость(повышенная тревожность, агрессия, неуверенность в себе и своих силах, …). Для одних детей с ОНР характерна гипервозбудимость, проявляющаяся в общем эмоциональном и двигательном беспокойстве, изменений двигательной активности: множество движений, неусидчивость. Другие, наоборот, обращают на себя внимание своей заторможенностью, вялостью, пассивностью. Фиксация на речевом дефекте часто порождает у ребёнка чувство ущемлённости, а это, в свою очередь, делает специфичным его отношение к себе, сверстникам, к оценкам взрослых и детей его деятельности.
Недоразвитее речи, особенно лексико-грамматической её стороны, значительным образом складывается на процессе становлении ведущей деятельности ребёнка. Речь, как отмечает в своих исследованиях А.Р.Лурия, выполняет существенную функцию, являясь формой ориентировочной деятельности ребёнка; с её помощью осуществляется речевой замысел, который может сворачиваться в сложный игровой сюжет.
С расширением знаково-смысловой функцией речи радикально меняется весь процесс игры (который является основным видом деятельности детей 4-5 лет): игра из процессуальной становится предметной, смысловой. Именно этот процесс перехода игры на новый уровень и затруднён у детей с ОНР (нет практических навыков и умений общения). Это сигнал - предпосылка к дезодаптации ребёнка в школе, если не будет оказана своевременная коррекционная помощь.
Т.о., нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.
Эффективность коррекционно-воспитательной системы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в ДОУ, правильным распределением нагрузи в течении дня и рабочей недели, преемственность в работе педагогов ДОУ (логопеда, воспитателей, узких специалистов).
Даная программа рассчитана на год работы с детьми 5 -6 лет в условиях ДОУ комбинированного вида (коррекция речи детей с ОНР), приоритетным направлением – развитие речи.
Программа составлена на основе следующих общеобразовательных программ:
- «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович: С-Пб: Детство-Пресс, 2001г
- «Коррекционно-образовательная программа для детей с ОНР» под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной: М: МГЗПИ, 1991г
- «Парма» под редакцией С.С.Белых, С.И.Штекляйн, И.Б.Поталициной; КРИКО и ПК, 2001г.
Обновление материала по приоритетному направлению обеспечивается в реализации парциональной программы О.С.Ушаковой «Программа по развитию речи детей дошкольного возраста в детском саду» Т.У.Сфера, 2001г.
В содержании программы использованы методы и приёмы следующих авторов: О.С.Ушаковой,Е.М.Струниной, Н.В.Гавриш, Арушановой, Ю.Богатырёва, Л.Б.Фесюковой, Л.Н.Смирновой, О.А.Воронкевич, Е.А.Мироновой, Т.Гризик, Л.Тимощук, Н.В.Нищевой.
Особенностью курса является выделение специального времени для решения задач по НРК (национально регионального компонента) в занятиях и сопутствующих видах деятельности. Задачи по реализации НРК в содержании программы отмечены (*).
Организация педагогического процесса
по реализации содержания учебной рабочей программы предусматривает:
месяц | неделя | лексическая тема | количество занятий | сроки |
октябрь | 1 | К.И.Чуковский | 1 | 4 занятий в месяц |
2 | А.Л. Барто | 1 | ||
3 | С.Михалков «Дядя Стёпа» | 1 | ||
4 | С.Я.Маршак «Мальчики и девочки» | 1 | ||
ноябрь | 1 | Литературная викторина | 1 | 4 занятий в месяц |
2 | Н.Н. Носов «Живая шляпа» | 1 | ||
3 | «На горке»* | 1 | ||
4 | «Приключение Незнайки» | 1 | ||
декабрь | 1 | «Малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословицам» | 1 | 3 занятий в месяц |
2 | 1 | |||
3 | 1 | |||
январь | 3 | Чтение СНМ. «Три поросёнка»* | 1 | 2 занятия в месяц |
4 | Чтение СНМ. Нанайская сказка «Айога»* | |||
февраль | 1 | Чтение СЗП. Ш.Перро «Золушка» | 1 | 4 занятий в месяц |
2 | Прослушивание аудиозаписи по сказке братьев Грим «Бременские музыканты» | 1 | ||
3 | Л.Н.Толстой «Два товарища» | 1 | ||
4 | «Старик сажал яблони» | 1 | ||
март | 1 | Е.Чарушин «Воробей»* | 1 | 4 занятий в месяц |
2 | М.Пришвин «Берестяная трубочка» | 1 | ||
3 | В.Бианки «Как муравьишка домой спешил» | 1 | ||
4 | 1 | |||
апрель | 1 | заучивание стихот – ия С.Есенина «Черёмуха»* | 1 | 4 занятий в месяц |
2 | Ф,И.Тютчев «Зима недаром злится…»* | 1 | ||
3 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (отрывок) | 1 | ||
4 | Заучивание отрывка «Ветер по морю гуляет…» | 1 | ||
май | 1 | Д.Родари | 1 | 4 занятия в месяц |
2 | «Дудочник и автомобили» | 1 | ||
3 | «Волшебный барабан» | 1 | ||
4 | «Хитрый Буратино» | 1 |
Организация педагогического процесса по реализации учебной рабочей программы предусматривает изучения 29 лексических тем: 1 тема изучается в течение недели и предусматривает 1 занятия по 25 минут.
Диагностика уровня ЗУН детей по ознакомление детей с художественной литературой осуществляется 2 раза в году (сентябрь, май) педагогами группы.
В основу данной учебной рабочей программы заложены следующие принципы:
- Научности, т.е. содержание программы, спланировано в соответствии с ведущими научными теориями усвоения языка в дошкольном детстве
- Концентричности, т.е. систематизация материала программы
- Линейности, т.е. постепенное усложнение содержания программы в соответствии с зонами «актуального и ближайшего развития»
Цель программы: Учить, более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание; поддерживать активное тяготение старших дошкольников к книге, развивать интерес и любовь к ней.
Коррекционные задачи и
задачи по ознакомление детей с художественной литературой и театрализованной деятельности:
- Открыть детям мир словесного искусства: учить пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве.
- Воспитывать интерес, любовь, бережное отношение к книге, стремление к повторной встрече с ней;
- Учить различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка произведений.
- Учить соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом; устанавливать причинные связи в тексте; различать границы фантастического и реалистического; давать элементарную оценку героям, их поступкам
- Развивать произносительную сторону речи; развивать фонематический слух и восприятие, речевое дыхание, темп, громкость, интонационную выразительность речи.
- Развивать и совершенствовать словарь: знакомить со словами, обозначающие качества, свойства предметов; учить понимать обобщенное значение слов; учить осуществлять подбор действий к предмету, объекту. Обогащение словаря детей понятиями, которые отражают национально-региональные особенности Коми края.
- Развивать грамматические навыки устной речи: упражнять в правильном употреблении предлогов; существительных и прилагательных во всех падежах единственного и множественного числа; глаголов; обучать составлению простых предложений и знакомить детей с видами простых предложений по цели высказывания
- Способствовать развитию связной речи: развивать диалогическую речь; готовить к обучению связной монологической речи
- Создавать условия, способствующие активизации речи: рассматривать с детьми работ по ИЗО-деятельности, репродукции к книгам; в процессе различных видов деятельности побуждать к высказываниям различного типа; создавать культурную и богатую речевую среду
- Формировать умение с удовольствием запоминать и воспроизводить стихи, активно участвовать в играх по литературным сюжетам, в хороводах, драматизациях и инсценировках
- Познакомить с авторами: портрет, краткая автобиография или яркий момент из жизни; его жанровыми произведениями
В программе имеются межпредметные связи по следующим разделам: развитие речи, познавательное развитие, математика, сенсорное развитие, продуктивные виды деятельности и игровая деятельность.
Требования к уровню подготовки воспитанников
по реализации данной учебной рабочей программы:
должны знать: авторов: портрет, краткая автобиография или яркий момент из жизни; его жанровые произведения; сюжет пройденных литературных произведений; жанры, понимать их специфические особенности; что книга – это средство передачи информации, её надо беречь; слова, обозначающие некоторые родовые и видовые обобщения, а так же лежащие в основе этих обобщениях существенные признаки; слова и выражения необходимые для установления отношений с окружающими, обозначающие социально-нравственные представления.
должны уметь: соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом; устанавливать причинные связи в тексте; различать границы фантастического и реального; давать элементарную оценку героям, их поступкам; с удовольствием запоминать и воспроизводить стихи, активно участвовать в играх по литературным сюжетам, в хороводах, драматизациях и инсценировках; использовать в речи изученный словарь; свободно пользоваться простыми предложениями, согласовывая члены предложения в роде числе; самостоятельно пользоваться системой окончаний сущ-ых, прил-ных, глаголов для правильного оформления речевого высказывания; правильно использовать суффиксы и приставки при словообразовании; пользоваться предлогами «на, в, под, за, около, перед», согласовывая их в предложении; составлять короткие описательные рассказы, из собственного опыта, пересказывать литературные произведения; говорить в среднем темпе, по мере возможности детей, внятно;
должны иметь представление о том: что стихотворения, литературные произведения читаются выразительно, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от его содержания; о понятиях, которые отражают национально-региональные особенности Коми края.
Список литературы:
- Программы:
- Программа «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович: СПб: Детство-Пресс, 2001г.
- Программа «Парма» под редакцией С.С.Белых, С.И.Штеклейн, Н.Б.Поталициной: КРИКО и ПК, 2001г.
- «Программа по развитию речи детей дошкольного возраста в детском саду» О.С.Ушаковой: Т.У. Сфера, 2001г.
- «Коррекционно-образовательная программа для детей с ОНР» под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной: М: МГЗПИ, 1991г
- «Программа дошкольных общеобразовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» под редакцией Е.А. Екжановой, Е.А.Стебелёва: изд. «Просвещение», 2003г.
- Методики, технологии:
- «Методика развития речи детей дошкольного возраста» О.С.Ушаковой, Е.М.Струнина: ВЛАДОС, 2003г
- «Знакомим дошкольников с литературой» О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш: М: ТУ Сфера, 2003г (ЗДЛ)
- «Речь и речевое общение»; Арушанова
- «Дошкольникам о Пушкине»; Ю.Богатырёва
- «Хрестоматия по детской литературе» (ХДЛ)
- «Читаем детям» (ЧД)
- Авторские сборники.
- «Воспитание сказкой» Л.Б.Фесюкова (ВС)
- «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР» Н.В.Нищева: СПб: Детство-Пресс, 2001г
- «Логопедия в детском саду» Л.Н.Смирнова: М: Мозайка-Синтез, 2005г
- «Добро пожаловать в экологию» О.А.Воронкевич: СПб «Детство-Пресс», 2003г
- «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях» Е.А.Миронова: М: «Просвещение», 1991г
- «Методическое пособие по развитию речи детей 4-7 лет» Т.Гризик, Л.Тимощук: Ж «Ребёнок в детском саду» № 1,2,3,4,5,6: 2002
«Департамент социально-культурных и Дошкольных образовательных учреждений»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида» №11 («Катюша»)
Перспективное планирование по разделу:
«Ознакомление детей с художественной литературой
и театрализованная деятельность
в старшей логопедической группе».
Авторы: Русова А.Г., Котрунова Т.И. – воспитатели логопедической группы №8
Рецензенты: …………………………………………………………………………………………………………
Принята на совете педагогов МДОУ № 11 протокол № ………………………………… от «…….»…………………………. 200…. г | «Утверждаю» заведующая МДОУ № 11 …………………………………….. «……...» …………………. 200…г |
МО ГО Воркута
ДОМАШНЯЯ РАБОТА на октябрь |
1.К. Чуковский «Чудо – дерево»: закрепить произведение; развитие чувства юмора |
2.Повторить какое – либо стихотворение из сборника «Игрушки» с целью придумать продолжение– сказку из 6-8 предложений. Оформить на листе А4 (текс, рисунок, коллаж, наклейки, вырезные картинки ит.д.) |
3.Выучить небольшое стихотворение С.Михалкова |
4.Повторить произведение С.Я.Маршака «Мальчики и девочки», составить задачку или считалку о девочках и мальчиках. Оформить на листе А4 (текс, рисунок, коллаж, наклейки, вырезные картинки ит.д.) |
ДОМАШНЯЯ РАБОТА на ноябрь |
1.Свободное чтение произведений детских писателей Чуковский, Маршак, Михалков, Барто и т.д.; загадки для родителей от детей о прочитанных произведениях «Отгадай, о какой сказке говорю?» |
2.Придумать и записать продолжение и окончание рассказа по произведению Н.Н.Носов «Живая шляпа». Оформить на листе А4 (текс, рисунок, коллаж, наклейки, вырезные картинки ит.д.) |
3.Придумать и записать рассказ из 8 – 10 предложений о зимних развлечениях |
4.Описательный рассказ про понравившегося героя по произведению «Приключение Незнайки» из 6 предложений + сделать куклу для театр деятельности (вязанную, из бумаги, бросового материала и т.д.) |
ДОМАШНЯЯ РАБОТА на декабрь
1.Выбрать потешку – заучить;
2. Придумать загадку о каком – либо предмете. Записать её.
ДОМАШНЯЯ РАБОТА на январь |
1. РНС «Лисичка – сестричка и серый волк» - диалог лисы и волка разыграть по ролям |
2.Подобрать, придумать и заучить 2 загадки о животных |
3. «Три поросёнка» - выучить песенку поросят |
4. Дать детям познавательный материал про кукушку |
ДОМАШНЯЯ РАБОТА на февраль 1.Чтение и беседа по сказке «Кот в сапогах» |
2. Чтение и беседа по сказке «Горшочек каши» |
3. Чтение были «Лев и собачка» |
ДОМАШНЯЯ РАБОТА на март 1. Наблюдение за воробьём. Составить описательный рассказ, записать. |
2. Дать детям информацию о необходимости в цепочке жизнедеятельности леса животных по произведениям: М.Пришвин «Берестяная трубочка», В.Бианки «Как муравьишка домой спешил». |
ДОМАШНЯЯ РАБОТА на апрель 1. Рассказать родителям стихотворение С.Есенина «Черёмуха» |
2. Придумать сказку про волшебные орешки. Оформить на листе А4 (текс, рисунок, коллаж, наклейки, вырезные картинки ит.д.) |
3. Дать познавательный материал о ветре, его свойствах, силе и т.д. |
ДОМАШНЯЯ РАБОТА на май 1. Чтение и беседа по стихотворению Д.Родари «Чем пахнут ремёсла» |
2. Беседа на тему: почему труд хорошо пахнет, а безделье не пахнет никак? |
3. Сделайте рисунок на тему «Кем быть?» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование логопеда в старшей группе для детей с ОНР 3 уровня в соответствии с ФГОС
Предлагаемое календарно-тематическое планирование – составная часть комплексного планирования коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР ДО...
Календарное-тематическое сентябрь планирование подготовительная группа ФГОС
Календарный-тематический план подготовительная группа...
Календарное-тематическое октябрь планирование подготовительная группа ФГОС
Календароно-теметическое планирование...
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе/ Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе (дети от 4 до 7 лет)Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)...
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности. Вид ОД: «Художественно - эстетическое развитие (лепка и аппликация)».
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в средней подгруппе, старшей подгруппеВид ОД: «Художественно - эстетическое развитие (лепка и аппликация)»...
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе Вид ОД: «Художественно - эстетическое развитие» (чтение художественной литературы)
Планирование расписано по дням и темам недели....
Календарно-тематическое ежедневное планирование. Тема: "Мы друзья зимующих птиц" в подготовительной группе
Календарно-тематическое ежедневное планирование в подготовительной группе на тему: " Мы друзья зимующих птиц"...