календарно-тематическое планирование ОО "Чтение художественной литературы" сред гр дети с ОНР
учебно-методический материал (средняя группа) на тему
комплексное планирование ОО. можно использовать в массовых группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oo_chkhl.doc | 184 КБ |
Предварительный просмотр:
м е с я ц | Занятие. | свободная деятельность. | семейное чтение | театральная деятельность | |||
ИЗО лепка | рассматривание иллюстраций | портрет | выставка литературы |
О К Т Я Б Р Ь | 1.А.Л.Барто «Машенька». цель: Познакомить с творчество поэтессы; развитие слухового восприятия; формировать положительное отношение к поэзии; вызвать желание выразительно рассказывать наизусть знакомые стихи. 2. «Игрушки». 3. Познакомить с жанром «стихотворение» на основе творчества А.Л.Барто. 4. Беседа по творчеству. | членов семьй. любимые игрушки. рассматривание выставки детских работ. | сборник Барто «Игрушки», изд. «Оникс 21 век», 2002г., Москва. к прочитанным стихам | А.Л.Барто | книжки-малышки, детская литература из дома. | стихи из сборника «Игрушки». выучить одно из стихотворений сб. «Игрушки» | игровые упражнения по произведению. подражания, пантомима, мимика. |
Свободная деятельность (С.Д.): «Снегирь», «Уехали», «Осенью», «Игра в стадо», «Вот так защитник», «Гуси-лебеди», «Мячик», «Прогулка», «Фонарик».
Н О Я Б Р Ь | 1. РНС «Репка». цель: Познакомить с жанром сказка; помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью модели; учить выделять и называть характерные признаки персонажей; воспитывать интонационную выразительность речи; знакомить с видами театров.Ушакова, с.16. 2. «Колобок». Ушакова, стр.18; Фесюкова, стр.96. 3. «Теремок» Ушакова, стр.26. 4. «Три медведя» Ушакова, стр.33; Фесюкова, стр.94. | рисунки овощей по шаблонам. закрепление формы; в леп-ке-круговые движения. лепка теремка кол-но с воспитателем; закрашиваем шаблоны животных. Закрепить части тела; размер. | к сказке разных художников. | карточка-символ на зрительное воспр-ие. | разных издательств. | сказка «Репка» по ролям. выучить песенку колобка. чтение с целью- запомнить последователь ность прихода героев к теремку Прочитать сказку, в которой главный герой медведь. | знакомство с настольным театром. варежковый театр. варежковый театр. Просмотр диафильма, беседа. |
С/Д: «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Рукавичка», «Гуси-лебеди», «Кот, петух и лиса», «Зимовье», «Жихарка», «Снегурочка и лиса».(Ушакова; Фесюкова; Хрестоматия).
Д | 1. Е.Чарушин «Кошка». цель: Познакомить с творчеством писателя; дать представление о жанре рассказа; учить понимать тему и содержание рассказа; развивать интерес к информации, которую несёт текст; упражнять в использовании сравнений, подборе определений, синонимов к словам. «Читаем детям», стр.41. 2. «Собака». «Читаем детям», стр.42. 3. «Про зайчат». Ушакова, стр.62. | Закрепить части тела; размер. Д/И «Обведи по точкам». | Наборы открыток, иллюстраций к произведениям, репродукции знаменитых художников. | Е.Чарушин. | книжки-малышки; авторские иллюстрации. | из С/Д «Про Томку» (домашние животные). рассказы про диких животных | игровые упражнения на подражание; мини этюды. |
С/Д: «Кролик» с.45; «Индюк» с.48; «Корова» с.50; «Коза»; «Баран»; «Свинья» с.51; «Лиса» с.55; «Осёл» с.56; «Про Томку»; рассказы из сборников «Почему Тюпа птиц не ловит?», «Никита охотник». (Читаем детям).
Я | 1. «Ознакомление с малы- ми фольклорными форма- ми. Загадки, потешки». цель: Уточнять представление детей о загадках; познакомить с жанром потешки, поговорки. Развивать интон. выраз. речи; память. Ушакова, стр.22. 2. З.14, стр.34. 3. З.20, стр.44. 4. З.25, стр.50. (Ушакова) | рисование по шаблону; книжки- раскраски. | животных, зим- ние пейзажи, зим. забавы, Д/И «Подбери отгадку». | карточка- символ на зрительное восприятие. | книги. | план-программа «Детство», с.55 | видеозапись РНС диафильмы, по желанию детей театрализация знакомых сказок |
С/Д: Ушакова стр. 60, 70; малые формы фольклора пр. «Детство» стр.113; Л.Б.Фесюкина стр.191.
Ф | 1.К.И.Чуковский. «Федорино горе». цель: Познакомить с творчес- твом писателя; учить детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запомнить и выразительно воспроизводить четверостишия. 2. «Мойдодыр». стр.29, Ушакова 3. «Цыплёнок» стр.24, Ушакова. 4. «Чудо-дерево». | посуда предметы личного пользования по шаблону, разрезание зубчиков расчёски. обрывание по контуру силуэта цыпл. кол-ая работа по теме, дерево делает вос-ль. | к сборнику «Сказки» К.И. Чуковского. изд. «Планета детства». | К.И.Чуков- скова. | различные сборники. | «Муха Цокотуха», «Тараканище». | «Муха Цокотуха» учить оценивать поступки. театрализация по ролям сказки «Муха Цокотуха». |
С/Д: «Айболит», «Ёлка» с.185 (Ч.Д.), «Путаница», «Краденное солнце», «Бибигон», стихи.
М | 1. Л.Н.Толстой «Пришла весна». цель: Познакомить с творчес- твом писателя; развивать нравственные качества по средствам чтения произ-ий; закреплять представление о жанре рассказ; Х.Д.Л. стр.132. 2. «У бабки была внучка». ХДЛ с.130. 3. «Два товарища» Фесюкова с.213. 4. «Девочка и грибы» | подготовка рисунков к выставке по творчеству Л.Н.Толстова. | к произведениям репродукции известных художников по временам года; | Л.Н.Толстова | книжки-малышки, сборники. | «Три медведя» (в обработке Л.Толстова) | «Три медведя» игра-драматизация (маски). |
С/Д: «Три медведя», «Котёнок», «Была зима», «Косточка», рассказы о животных из сборника: «Муравей и голубка», «Хотела галка пить», «Лев и собачка», «Мышка на прогулке», «Чашка», «Лгун».
Л.Б.Фесюкова стр.209, Хрестоматия.
А | 1. С.Маршак. Стихи о временах года. цель: Познакомить с творчеством; показать красоту природы; вызвать желание запоминать и воспроизводить четверостишия. ХДЛ стр.216. 2.Заучивание стихотворения Ушакова «О весне» ХДЛ с.113 3. А.С.Пушкин «Весна». цель: Познакомить с поэтом; его творчеством; учить выразительно читать стихи, передавая интонацией радость весеннего пробуждения природы; расширять представ ления о пейзажной лирике поэта. Богатырёва с.9 4. «Насекомые» Богатырёва стр.18. | рисование красками капели. работа детей с природным материалом: приклеивание листьев по трафарету, лепка насекомых. | репродукции знаменитых художников открытки, игры с мелкими игрушками, гербарий. . | С.Маршака Ушаков. А.С.Пушкин | книжки-малышки, сборники. | «Дети нашего двора» с.219, «Рассказ о неизвестном герое» с.220 Чтение сказок: заучивание 1 отрывка | игровые упражнения, Ср/И «Вечера стихов». Пантомима. звукоподражание (мяг.-твёр.; сила голоса) инд. подход. |
С/Д: «Лето», «Ветер, ветер, ты могуч…», «Лес и деревья», «Цветы», сказки (Богатырёва с.9, 15,
Пояснительная записка.
Детям исполнилось четыре года. Они перешли в среднюю группу. Им свойственна высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Дети активно проявляют стремление к общению со сверстниками по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Они жизнерадостны и активны, их глаза с любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков – это наиболее подходящий возраст для развития эстетических чувств: показать красоту природы, звучания музыки, яркости художественно литературного языка.
После четырёх лет у детей возникают новые возможности в понимании литературных произведений. Они связаны с расширением детского жизненного опыта, круга конкретных представлений. Дети фиксируют внимание не только на содержание литературного произведения, но и на некоторые особенности литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). Они проявляют интерес к театрально – игровой деятельности: с удовольствием принимают участие в совместных играх – имитациях, разыгрывание придуманных сюжетов с игрушками, в играх – драматизациях на темы любимых произведений. Дети 4 – 5 лет прежде всего – активные соучастники изображаемых ими событий. Мысленно они переживают их вместе с героями.
Особенности психо-речевого развития детей с общим недоразвитием речи.
Речь и мышление тесно связаны и с точки зрения психологии представляют собой единый речемыслительный комплекс. Любая мыслительная операция в той или иной мере опосредована речью. Формирование интеллектуальной сферы ребёнка напрямую зависит от уровня его речевой функции. Речь в свою очередь дополняется и совершенствуется под влиянием постоянно развивающихся и усложняющихся психических процессов. Неполноценная по тем или иным причинам речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребёнка и становление его личностных качеств.
Согласно психолого-педагогической классификации Р.Е.Левиной, нарушение речи подразделяются на две группы:
- Нарушение средств общения
- Нарушения в применение средств общения
Довольно часто встречающимся видом нарушений средств общения является общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом.
Контингент логопедических групп дошкольных общеобразовательных учреждений за последние годы заметно изменился. Речевая патология стала значительно сложнее, и всё чаще стали выявляться признаки нарушения речи во взаимодействии с нарушениями психического развития. Отмечается осложненный вариант ОНР, при котором особенности психоречевой сферы обуславливаются задержкой созревания ЦНС или негрубыми повреждениями отдельных мозговых структур (30%-40% дети с ЗПР).
При осложненном характере ОНР, помимо рассеянной очаговой микросимптоматики, проявляющейся в нарушении тонуса, функций равновесия, координации движений, общего и орального праксиса, у детей выявляется ряд особенностей в психической и личностной сфере. Для них характерны: снижение умственной работоспособности, повышенная психическая истощаемость, излишняя возбудимость и раздражительность, эмоциональная неустойчивость(повышенная тревожность, агрессия, неуверенность в себе и своих силах, …). Для одних детей с ОНР характерна гипервозбудимость, проявляющаяся в общем эмоциональном и двигательном беспокойстве, изменений двигательной активности: множество движений, неусидчивость. Другие, наоборот, обращают на себя внимание своей заторможенностью, вялостью, пассивностью. Фиксация на речевом дефекте часто порождает у ребёнка чувство ущемлённости, а это, в свою очередь, делает специфичным его отношение к себе, сверстникам, к оценкам взрослых и детей его деятельности.
Недоразвитее речи, особенно лексико-грамматической её стороны, значительным образом складывается на процессе становлении ведущей деятельности ребёнка. Речь, как отмечает в своих исследованиях А.Р.Лурия, выполняет существенную функцию, являясь формой ориентировочной деятельности ребёнка; с её помощью осуществляется речевой замысел, который может сворачиваться в сложный игровой сюжет.
С расширением знаково-смысловой функцией речи радикально меняется весь процесс игры (который является основным видом деятельности детей 4-5 лет): игра из процессуальной становится предметной, смысловой. Именно этот процесс перехода игры на новый уровень и затруднён у детей с ОНР (нет практических навыков и умений общения). Это сигнал - предпосылка к дезодаптации ребёнка в школе, если не будет оказана своевременная коррекционная помощь.
Т.о., нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.
Эффективность коррекционно-воспитательной системы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в ДОУ, правильным распределением нагрузи в течении дня и рабочей недели, преемственность в работе педагогов ДОУ (логопеда, воспитателей, узких специалистов).
Даная программа рассчитана на год работы с детьми 4-5 лет в условиях ДОУ комбинированного вида (коррекция речи детей с ОНР), приоритетным направлением – развитие речи.
Программа составлена на основе следующих общеобразовательных программ:
- «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович: С-Пб: Детство-Пресс, 2001г
- «Коррекционно-образовательная программа для детей с ОНР» под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной: М: МГЗПИ, 1991г
- «Парма» под редакцией С.С.Белых, С.И.Штекляйн, И.Б.Поталициной; КРИКО и ПК, 2001г.
Обновление материала по приоритетному направлению обеспечивается в реализации парциональной программы О.С.Ушаковой «Программа по развитию речи детей дошкольного возраста в детском саду» Т.У.Сфера, 2001г.
В содержании программы использованы методы и приёмы следующих авторов: О.С.Ушаковой,Е.М.Струниной, Н.В.Гавриш, Арушановой, Ю.Богатырёва, Л.Б.Фесюковой, Л.Н.Смирновой, О.А.Воронкевич, Е.А.Мироновой, Т.Гризик, Л.Тимощук, Н.В.Нищевой.
Особенностью курса является выделение специального времени для решения задач по НРК (национально регионального компонента) в занятиях и сопутствующих видах деятельности. Задачи по реализации НРК в содержании программы отмечены (*).
Организация педагогического процесса
по реализации содержания учебной рабочей программы предусматривает:
месяц | неделя | лексическая тема | количество занятий | сроки |
октябрь | 1 | А.Л.Барто «Машенька» | 1 | 4 занятий в месяц |
2 | «Игрушки» | 1 | ||
3 | Познакомить с жанром «стихотворение» на основе творчества А.Л.Барто | 1 | ||
4 | Беседа по творчеству | 1 | ||
ноябрь | 1 | РНС «Репка» | 1 | 4 занятий в месяц |
2 | «Колобок» | 1 | ||
3 | «Теремок»* | 1 | ||
4 | «Три медведя» | 1 | ||
декабрь | 1 | Е.Чарушин «Кошка» | 1 | 3 занятий в месяц |
2 | «Собака» | 1 | ||
3 | «Про зайчат»* | 1 | ||
январь | 3 | «Ознакомление с малыми фольклорными формами. Загадки, потешки»* | 1 | 2 занятия в месяц |
4 | ||||
февраль | 1 | К.И.Чуковский. «Федорино горе» | 1 | 4 занятий в месяц |
2 | «Мойдодыр» | 1 | ||
3 | «Цыплёнок» | 1 | ||
4 | «Чудо-дерево» | 1 | ||
март | 1 | Л.Н.Толстой «Пришла весна»* | 1 | 4 занятий в месяц |
2 | «У бабки была внучка» | 1 | ||
3 | «Два товарища» | 1 | ||
4 | «Девочка и грибы» | 1 | ||
апрель | 1 | С.Маршак. Стихи о временах года* | 1 | 4 занятий в месяц |
2 | Заучивание стихотворения «О весне»* | 1 | ||
3 | А.С.Пушкин «Весна»* | 1 | ||
4 | «Насекомые»* | 1 |
Организация педагогического процесса по реализации учебной рабочей программы предусматривает изучения 25 лексических тем: 1 тема изучается в течение недели и предусматривает 1 занятия по 20 минут.
Диагностика уровня ЗУН детей по ознакомление детей с художественной литературой осуществляется 2 раза в году (сентябрь, май) педагогами группы.
В основу данной учебной рабочей программы заложены следующие приёмы:
- Научности, т.е. содержание программы, спланировано в соответствии с ведущими научными теориями усвоения языка в дошкольном детстве
- Концентричности, т.е. систематизация материала программы
- Линейности, т.е. постепенное усложнение содержания программы в соответствии с зонами «актуального и ближайшего развития»
Цель программы: поддержание и развитие детской впечатлительности и эмоциональности; помочь детям в освоении разговорной речи, т.е. воспитать умения понимать обращённую речь, самостоятельно вступать в контакт с окружающими и выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.
Коррекционные задачи и
задачи по ознакомление детей с художественной литературой и театрализованной деятельности:
- Открыть детям мир словесного искусства: учить пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве.
- Воспитывать интерес, любовь, бережное отношение к книге, стремление к повторной встрече с ней;
- Учить различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка произведений.
- Учить соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом; устанавливать причинные связи в тексте; различать границы фантастического и реалистического; давать элементарную оценку героям, их поступкам
- Развивать произносительную сторону речи; развивать фонематический слух и восприятие, речевое дыхание, темп, громкость, интонационную выразительность речи.
- Развивать и совершенствовать словарь: знакомить со словами, обозначающие качества, свойства предметов; учить понимать обобщенное значение слов; учить осуществлять подбор действий к предмету, объекту. Обогащение словаря детей понятиями, которые отражают национально-региональные особенности Коми края.
- Развивать грамматические навыки устной речи: упражнять в правильном употреблении предлогов; существительных и прилагательных во всех падежах единственного и множественного числа; глаголов; обучать составлению простых предложений и знакомить детей с видами простых предложений по цели высказывания
- Способствовать развитию связной речи: развивать диалогическую речь; готовить к обучению связной монологической речи
- Создавать условия, способствующие активизации речи: рассматривать с детьми работ по ИЗО-деятельности, репродукции к книгам; в процессе различных видов деятельности побуждать к высказываниям различного типа; создавать культурную и богатую речевую среду
- Формировать умение с удовольствием запоминать и воспроизводить стихи, активно участвовать в играх по литературным сюжетам, в хороводах, драматизациях и инсценировках
- Познакомить с авторами: портрет, краткая автобиография или яркий момент из жизни; его жанровыми произведениями
В программе имеются межпредметные связи по следующим разделам: развитие речи, познавательное развитие, математика, сенсорное развитие, продуктивные виды деятельности и игровая деятельность.
Требования к уровню подготовки воспитанников
по реализации данной учебной рабочей программы:
должны знать: авторов: портрет, краткая автобиография или яркий момент из жизни; его жанровые произведения; сюжет пройденных литературных произведений; жанры, понимать их специфические особенности; что книга – это средство передачи информации, её надо беречь; слова, обозначающие некоторые родовые и видовые обобщения, а так же лежащие в основе этих обобщениях существенные признаки; слова и выражения необходимые для установления отношений с окружающими, обозначающие социально-нравственные представления.
должны уметь: соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом; устанавливать причинные связи в тексте; различать границы фантастического и реального; давать элементарную оценку героям, их поступкам; с удовольствием запоминать и воспроизводить стихи, активно участвовать в играх по литературным сюжетам, в хороводах, драматизациях и инсценировках; использовать в речи изученный словарь; свободно пользоваться простыми предложениями, согласовывая члены предложения в роде числе; самостоятельно пользоваться системой окончаний сущ-ых, прил-ных, глаголов для правильного оформления речевого высказывания; правильно использовать суффиксы и приставки при словообразовании; пользоваться предлогами «на, в, под, за, около, перед», согласовывая их в предложении; составлять короткие описательные рассказы, из собственного опыта, пересказывать литературные произведения; говорить в среднем темпе, по мере возможности детей, внятно;
должны иметь представление о том: что стихотворения, литературные произведения читаются выразительно, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от его содержания; о понятиях, которые отражают национально-региональные особенности Коми края.
Список литературы:
- Программы:
- Программа «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович: СПб: Детство-Пресс, 2001г.
- Программа «Парма» под редакцией С.С.Белых, С.И.Штеклейн, Н.Б.Поталициной: КРИКО и ПК, 2001г.
- «Программа по развитию речи детей дошкольного возраста в детском саду» О.С.Ушаковой: Т.У. Сфера, 2001г.
- «Коррекционно-образовательная программа для детей с ОНР» под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной: М: МГЗПИ, 1991г
- «Программа дошкольных общеобразовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» под редакцией Е.А. Екжановой, Е.А.Стебелёва: изд. «Просвещение», 2003г.
- Методики, технологии:
- «Методика развития речи детей дошкольного возраста» О.С.Ушаковой, Е.М.Струнина: ВЛАДОС, 2003г
- «Знакомим дошкольников с литературой» О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш: М: ТУ Сфера, 2003г (ЗДЛ)
- «Речь и речевое общение»; Арушанова
- «Дошкольникам о Пушкине»; Ю.Богатырёва
- «Хрестоматия по детской литературе» (ХДЛ)
- «Читаем детям» (ЧД)
- Авторские сборники.
- «Воспитание сказкой» Л.Б.Фесюкова (ВС)
- «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР» Н.В.Нищева: СПб: Детство-Пресс, 2001г
- «Логопедия в детском саду» Л.Н.Смирнова: М: Мозайка-Синтез, 2005г
- «Добро пожаловать в экологию» О.А.Воронкевич: СПб «Детство-Пресс», 2003г
- «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях» Е.А.Миронова: М: «Просвещение», 1991г
- «Методическое пособие по развитию речи детей 4-7 лет» Т.Гризик, Л.Тимощук: Ж «Ребёнок в детском саду» № 1,2,3,4,5,6: 2002
«Департамент социально-культурных и Дошкольных образовательных учреждений»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида» №11 («Катюша»)
Рабочая программа по разделу:
«Ознакомление детей с художественной литературой
и театрализованная деятельность
в средней логопедической группе».
Авторы: Русова А.Г., Пеньковских Н.М. – воспитатели логопедической группы №8
Храпова И.Б. – воспитатель логопедической группы №7
Рецензенты: ……………………………………………………………………………………………………………
Принята на совете педагогов МДОУ № 11 протокол № ………………………………… от «…….»…………………………. 200…. г | «Утверждаю» заведующая МДОУ № 11 …………………………………….. «……...» …………………. 200…г |
МО ГО Воркута
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарное-тематическое сентябрь планирование подготовительная группа ФГОС
Календарный-тематический план подготовительная группа...
Календарное-тематическое октябрь планирование подготовительная группа ФГОС
Календароно-теметическое планирование...
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе/ Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе (дети от 4 до 7 лет)Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)...
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппе Вид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппеВид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)...
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности. Вид ОД: «Художественно - эстетическое развитие (лепка и аппликация)».
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в средней подгруппе, старшей подгруппеВид ОД: «Художественно - эстетическое развитие (лепка и аппликация)»...
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе Вид ОД: «Художественно - эстетическое развитие» (чтение художественной литературы)
Планирование расписано по дням и темам недели....
Календарно-тематическое недельное планирование по теме "Моя семья"
Календарно-тематическое недельное планирование по теме "Моя семья"...