Нетрадиционные методы здоровьесбережения в старшей группе дошкольного образовательного учреждения
статья по теме
Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и привитие навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, функциональной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ignatenko_ss.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные методы здоровьесбережения в старшей группе дошкольного образовательного учреждения
Игнатенко С.С., воспитатель
МБДОУ ДС КВ №57
Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и привитие навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, функциональной. Для этого в нашем детском саду, мы используем физкультурное нестандартное оборудование, изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование - это всегда дополнительный стимул активации здоровьесберегающей деятельности. Задача укрепления здоровья, одна из приоритетных направлений в работе детского сада.
Нестандартное оборудование - это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Использование нестандартного оборудования увеличивает количество упражнений для разных групп мышц, а также позволяет применять дифференцированный метод работы с детьми дошкольного возраста, имеющими различную патологию.
Хочу поделиться опытом работы по организации самостоятельной двигательной активности детей в детском саду, которая является частью физкультурно-оздоровительной работы любого детского сада. Как правило, физкультурные уголки в детских садах имеют стандартное наполнение готовыми промышленными атрибутами. Игры с готовыми атрибутами мало отличаются друг от друга. Перед педагогическим коллективом встал вопрос о разнообразии самостоятельной двигательной активности детей, побуждению их к фантазии, творчеству, самостоятельности. Для изготовления атрибутов необходим бросовый материал, набор цветной самоклеющейся бумаги, фантазия и творчество.
Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей организма ребенка, но и так же и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мер. При проектировании предметно-пространственной среды, способствующей формированию здорового образа жизни детей – дошкольного возраста, следует исходить из необходимости учета следующих факторов:
1) индивидуальных социально-психологических особенностей ребенка;
2) особенностей его эмоционально-личностного развития;
3) индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений и потребностей.
Таким образом, двигательная активность и предметно-развивающая среда вызывает у детей интерес и желание использовать оборудование в самостоятельной деятельности. Дети с большим удовольствием ходят по массажным коврикам, лазают, выполняют всевозможные упражнения, играют в подвижные игры.
Природа дала ребенку врожденное стремление к движению, снабдив очень ценным чувством - чувством "мышечной радости", которое он испытывает, двигаясь. Е.А. Аркин считал высокую подвижность ребенка-дошкольника "его естественной стихией"[20].
Двигательные функции неразрывно связаны с такими жизненно важными системами, как кровообращение и дыхание, начиная с внешнего дыхания и кончая дыханием на клеточном уровне. Следовательно, совершенствование движений развивает не только двигательные функции человека, но и одновременно расширяет резервные возможности сердечнососудистой и дыхательной системы, совершенствует их регуляторные аппараты. Особое значение приобретает в воспитании детей старшего дошкольного возраста в связи с увеличением удельного веса умственной нагрузки в режиме дня старшей и подготовительной групп детского сада. Необходимым условием после напряженной умственной нагрузки детей на занятиях является рационально организованная двигательная деятельность. Двигательная активность детей в значительной степени зависит от режима детского сада, обучения и воспитания детей. Широкое использование комплекса физических упражнений способствует удовлетворению потребность детей в движении, укреплению их здоровья и повышению работоспособности. Таким образом,у детей дошкольного возраста на фоне общего физического развития улучшается подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов, накапливается резерв здоровья: снижается частота заболеваний, они протекают сравнительно легко, чаще всего без осложнений. Однако дети все еще быстро устают, «истощаются» и при перегрузках возникает охранительное торможение. Поэтому одним из основных условий эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста является учет их возрастных особенностей.
Здоровье детей дошкольного возраста зависит не только от наследственных факторов и индивидуальных особенностей, чрезвычайно важными считаются оздоровительные меры воздействия на организм ребенка. Самой эффективной мерой врачи считают закаливание детей в детском саду. Основная цель, преследуемая работниками детских дошкольных учреждений – это система проводимых мероприятий, направленная на повышение устойчивости организма ребенка к перепадам суточных и сезонных температур, негативному воздействию атмосферного давления, изменению магнитных и электрических полей Земли и других разнообразных неблагоприятных процессов, которым подвергается ребенок за время своей жизни. Закаленный организм ребенка дошкольного возраста абсолютно не реагирует на подобные негативные атмосферные и температурные изменения. Закаливание детей в дошкольном учреждении должно быть регулярным и эффективным. Закаливание - это повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Закаленные дети не боятся переохлаждения, перепадов температуры воздуха, влияния ветра. У них резко снижается заболеваемость[36]. Закаливание – это неизменный образ жизни ребенка дома и в детском саду. Процесс закаливания чрезвычайно индивидуален. Для одного ребенка необходимо только поддержание определенного уровня, другому ребенку совершенно необходимо поднимать планку закаливания, чтобы достичь необходимого уровня. Но определенно, для дошкольного учреждения необходимо подбирать методики абсолютно безвредные для всех находящихся в одной группе детей. Работники дошкольных детских учреждений должны ставить перед собой при начальном закаливании детей строго определенные задачи. Прежде всего, перед началом процесса закаливания детей дошкольного возраста, необходимо провести медицинское обследование детей на предмет изучения физического развития и функционального состояния организма ребенка. На основании выявленных данных можно уверенно определить основной вид необходимого закаливания и определить правильную дозировку процедур закаливания. Затем производится определение метода закаливания и соответствие нагрузки к функциональным возможностям самого ребенка. Необходимо провести определенную работу с родителями для совместных и эффективных действий. Закаливание ребенка в дошкольном учреждении и в домашних условиях приведут к повышению стрессоустойчивости. Необходимо проводить сквозное проветривание различных помещений в период отсутствия детей. В присутствии детей целесообразно проводить угловое проветривание, естественно, внимательно следя за не нахождением детей вблизи открытого окна или форточки.
Таким образом, воспитатели и родители должны понимать, что процесс закаливания – это целый комплекс мероприятий, связанных между собой и дополняющих друг друга, которые обязательно повторяются изо дня в день. Только так оздоровление детей будет эффективным.
Аэробика считается одним из звеньев в развитии координационных способностей и функциональных сил организма у детей дошкольного возраста и, как следствие, влияет на укрепление здоровья детей. Аэробика - это комплекс упражнений, в которых дыхательные движения сочетаются с движениями тела, опорно-двигательного аппарата [29]. Цели и задачи способствуют развитию не только координационных способностей детей, но и ловкости, гибкости, пластичности, красоты и точности движений. Проект включает в себя комплексы упражнений с предметами и без предметов для развития координации, серию упражнений по игропластике и игроритмике. Упражнения с палками, мячами, скакалками, совмещённые с танцевальными шагами, дают возможность координировать, сочетать работу всех групп мышц. Развивая координационные способности у детей, используя общеразвивающие упражнения с разнообразными предметами, так как они вырабатывают точность движений, ритмичность, ловкость, умение правильно распределять силы. Используется индивидуально-дифференцированный подход при разучивании новых элементов, мотивирую детей на правильное выполнение движений, опираясь на личный пример и видеозаписи. Собирается фонотека с записями классической, современной и мультипликационной музыки. Это музыкальное сопровождение на занятиях аэробикой способствует развитию чувства ритма, позволяет целенаправленно развивать умение детей совмещать свои движения с музыкой. Осуществляется подбор упражнений и заданий развивающего характера. Общеразвивающие упражнения в работе с детьми дошкольного возраста на занятиях “Аэробикой” занимают значительное место в разделе “гимнастика”. Гимнастика – система специально подобранных физических упражнений и научно разработанных методических положений, направленных на решение задач всестороннего физического развития ребенка с учетом его состояния здоровья[30]. Это упражнения общеразвивающие, простейшие, акробатические, прикладные. Выполняются с определенной амплитудой, в заданном направлении, темпе, ритме, дети учатся владеть своими движениями. Нагрузка регулируется характером упражнений, изменением исходных положений, темпа, длительности и интенсивности выполнения. Для сбалансированной работы всех функциональных систем организма сочетаются гимнастические упражнения с дыханием. У детей формируются способы контроля и самоконтроля за движениями, используя мотивационные факторы в достижении целей и задач физического воспитания.
Физические упражнения, проводимые и на учебно-игровых занятиях, и на “Аэробика”, и в рамках индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, разделяются на:
а) обогащающие фонд жизненно важных навыков и умений. Сюда входят упражнения, рекомендованные программой “Детство” (раздел “Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными”) и программой под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой (раздел “Физическое воспитание”)[21];
б) увеличивающие двигательный опыт. К ним относятся общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (мячами, палками, скакалками, обручами, лентами). Относительно простые и достаточно сложные, выполненные в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей в разные стороны они развивают интерес детей к двигательной деятельности, способствуют проявления детской самостоятельности;
в) общеразвивающие (элементы гимнастики, упражнения в беге, прыжках, метаниях, подвижные и спортивные игры с высокими требованиями к координации движений). Упражнения подбираются с уклоном на силу, быстроту, выносливость, ловкость, так как именно эти физические качества важны для детей, готовящихся к переходу в школу;
г) с преимущественной направленностью на отдельные психофизические функции, обеспечивающие оптимальное управление и регуляцию двигательных действий, степени развиваемых мышечных усилий; улучшение сенсомоторных реакций, речемыслительных и интеллектуальных процессов, двигательной памяти и представления движения[29,34,36].
Таким образом, аэробика укрепляет сердечно-сосудистую систему и легкие, укрепляет мышцы и улучшает координацию движений. Заниматься спортивной аэробикой можно начинать с четырех лет, когда скелет и связки еще не сформированы.
Занятий йогой следует начинать с 5-летнего возраста, с выполнения самых простых упражнений – асаны. Фитнес-йога – это оздоровительная методика, позволяющая укрепить сердце и сосуды, развивать гибкость, повысить выносливость, повысить иммунитет, укрепить кости, повысит уверенность в себе, развитию умения концентрироваться [64]. Цель занятий фитнес-йогой - развитие гибкости, повышение выносливости, повышение уверенности в себе, развитие умения концентрироваться, развитие двигательных умений и навыков. В основу занятий входят комплексы физических упражнений с элементами Хатха-йоги. Для проведения таких занятий подбираются самые доступные йоговские позы. Занятия йогой просто необходимы для полного гармоничного развития детей дошкольного возраста, т.к. большинство упражнений Хатха-йоги естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, определенные положения людей, предметы. Многие позы названы их именами. Знакомые образы кошки, льва, рыбы, аиста, дерева и т.д. помогают детям лучше представить ту или иную позу, будят фантазию и воображение. Благодаря этому дети лучше запоминают упражнения и легче их осваивают. Занятия можно проводить в следующих направлениях:
- фитнес (занятие полностью состоит из активного выполнения различных упражнений, направленных на развитие двигательной активности, выносливости, развития сердечно-сосудистой и мышечной системы ребенка, формирования правильного дыхания во время выполнения упражнений);
- йога (занятие состоит из упражнений, направленных на растяжку мышц, развитие правильного ритма дыхания, укрепление мышц спины, ног, пресса, на релаксацию);
- фитнес-йога (первая половина занятия проводится с применением активных упражнений, вторая – в спокойном темпе).
Итак, фитнес-йога – эффективная форма проведения физкультурных занятий, позволяющая решить проблемы здоровья детей, а так же способствует двигательной активности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Таким образом, постоянное совершенствование мастерства педагогов, поиск новых подходов к организации здоровьесбережения детей,- постоянная забота дошкольного учреждения [14]. Профессиональная компетентность педагогов детского сада в вопросах здоровьесбережения позволит более эффективно использовать здоровьесберегающие возможности среды пребывания детей в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
организация предметно-развивающей среды в старших группах дошкольного образовательного учреждения
Цель: создание развивающей образовательной среды. Задачи:· повышение профессионального уровня педагога;· создан...
Новогодний утренник в старшей группе дошкольного образовательного учреждения «Новый год с пиратами»
Сценарий представляет собой небольшое театрализованное представление, подготовленное самими детьми. Дети являются персонажами утренника, представляют родителям и гостям свои карнавальные костюмы...
Рабочая программа воспитателя старшей группы дошкольного образовательного учреждения
Программа сформирована на основе требований ФГОС ДО, предъявляемых к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объёму, определяет содержание и организацию образовательной деятел...
Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по правилам дорожного движения в старшей группе дошкольного образовательного учреждения "Азбука дорожного движения"
Конспект занятия, проводимого с целью ознакомления детей с правилами дорожного движения и практическим применением их в различных ситуациях...
Детско – родительский проект по развитию творческих способностей и патриотического воспитания для детей старшей группы дошкольного образовательного учреждения МДОУ №23 на тему: «Школа юного бойца».
Цель проекта: Формирование целостного представления о защитниках Отечества, систематизация знаний по данной теме с привлечением родителей в образовательный процесс. Формирование чувства патриотизма ...
Тематический «День птиц» в старшей группе дошкольного образовательного учреждения
План работы на день в старшей группе...
Тематический «День театра» в старшей группе дошкольного образовательного учреждения
План работы "Тематический день в старшей группе дошкольного образовательного учреждения"...