Взаимодействие педагога психолога и учителя логопеда при организации социализации детей в группе сверстников с речевыми нарушениями
учебно-методический материал (старшая группа) по теме

Борисова Марина Васильевна

 

Тема: Социализация детей с нарушениями речи в  условиях детского сада

     Дошкольный возраст – период интенсивного развития личности ребенка. В работах Л.С. Выготского, М.М. Алексеевой, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой и др. указывается, что общее развитие личности дошкольника во многом обусловлено уровнем развития его речи. В последние годы мы наблюдаем печальную тенденцию – растёт количество детей с речевыми нарушениями. Это способствует снижению социализации ребёнка в коллективе сверстников и взрослых. Ребенок испытывает сложности в установлении контактов, нередко возникают проблемы – в том, что ребенок с речевыми нарушениями не может найти себе друзей, некомфортно чувствует себя в коллективе, непопулярен, не умеет правильно разрешать конфликтные ситуации.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Социализация детей с нарушениями речи в  условиях детского сада

     Дошкольный возраст – период интенсивного развития личности ребенка. В работах Л.С. Выготского, М.М. Алексеевой, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой и др. указывается, что общее развитие личности дошкольника во многом обусловлено уровнем развития его речи. В последние годы мы наблюдаем печальную тенденцию – растёт количество детей с речевыми нарушениями. Это способствует снижению социализации ребёнка в коллективе сверстников и взрослых. Ребенок испытывает сложности в установлении контактов, нередко возникают проблемы – в том, что ребенок с речевыми нарушениями не может найти себе друзей, некомфортно чувствует себя в коллективе, непопулярен, не умеет правильно разрешать конфликтные ситуации.

\ В соответствии с современными требованиями в образовании одним из основных компонентов является включение детей с общим недоразвитием речи (2 и 3 уровня) среду  нормально развивающихся сверстников.

       Психолого-педагогическое сопровождение детей специалистами ДОУ (педагога-психолога и учителя логопеда) направленно не только на устранение речевого дефекта и развитие психических процессов, но и социализацию ребёнка в коллектив.

      Результативность всей коррекционной работы, проводимой специалистами ДОУ, зависит не только от их тесной, интегрированной работы, но и, в большей степени, от взаимосвязи с родителями. Необходимы совместные усилия всех участников воспитательного процесса.   Только при соблюдении этого условия можем помочь ребёнку преодолеть или предотвратить возникающие проблемы

     Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию, умению строить отношения сначала в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах.  К вхождению в общество – ребенка нужно подготовить.

      Для решения поставленной задачи в рамках нашего образовательного учреждения создан Центр семейного консультирования. Занятия с родителями построены так, чтобы расширить представления родителей, повысить психолого-педагогическую компетентность и обогатить воспитательный потенциал.
Родители обучаются специальным приемам, при применении которых развитие ребенка  и его социализация происходит более продуктивно.

Данная форма работы позволяет раскрывать целый круг вопросов таких как:

  • пути преодоления трудностей в воспитании ребенка;
  • симптоматика и оптимальные пути прохождения периодов кризиса 3 и 7 лет;
  • проблемы и достижения ребенка, выявляемые в процессе работы с ним;
  • способы снятия нервно-мышечного напряжения;
  • игровые приемы, направленные на развитие интеллектуальной, эмоционально-личностной  и речевой сфер ребенка;
  • психологическая готовность ребенка к школе и оптимизации прохождения им периода адаптации к новым социальным условиям;
  • периоды речевого развития детей;
  • приемы работы по коррекции речевых нарушений;
  • речевая готовность ребенка к школе;
  • результаты диагностики уровня психического и речевого развития ребенка;

     Работа по социализации детей с речевыми нарушениями строиться  на основании повышения социальной культуры ребенка, которая включает в себя:

  1. коммуникативный компонент (обучение умению воспринимать и понимать других людей и своих чувств);
  2. адаптивный компонент (умение адаптироваться к изменяющимся условиям в обществе и в окружении ребе6нка);
  3. информационный компонент (умение искать, выбирать и применять необходимую информацию для общения с окружающими);
  4. правовой компонент (знать и защищать  свои права)

Основные формы работы специалистов центра бесплатного консультирования с родителями по социализации детей с речевыми нарушениями это:

  • педагогические гостиные, мастерские;
  • групповые тематические консультации для родителей;
  • индивидуальные консультации для родителей по запросу;
  • консультации по телефону по вопросам, не требующим личного контакта;
  • игровые сеансы с группой детей и родителей, объединенных по различным направлениям;
  • тематические встречи, беседы, консультации, диалоги, лекции,
  • тренинговые занятия, деловые игры;
  • анкетирование, тестирование;
  • развлечения, праздники, конкурсы;
  • буклеты, папки-передвижки, памятки-рекомендации для родителей;
  • выставки книг, пособий, настольных игр, фотовыставки.

 Ними разработана структура взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога по организации социализации детей с нарушениями речи в общеразвивающих группах детского сада:

  1. Проведение обследования детей с нарушениями речи с целью выявления уровня их развития, состояния общей, мелкой, артикуляционной моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы.
  2. Интеграция детей с  речевыми отклонениями  в группу.
  3. Разработка индивидуально-ориентированного маршрута психологического и логопедического сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных.
  4. Подбор материала для коррекционно-развивающей работы способствующей  социализации детей в обществе и в коллективе.
  5. ПМПк (организация работы, составление заключений).
  6. Совместное консультирование родителей по их запросам.
  7. Оказание помощи детям в овладении учебными навыками и умениями, в развитии их саморегуляции и самоконтроля.
  8. Организация интегративной непосредственно-образовательной деятельности.

        Мы не можем строить общение  детей с нарушением речи со сверстниками вместо  самих детей, но мы можем им в этом помочь, поделиться своим опытом, предотвратить некоторые неприятные ситуации.
  Коллектив сверстников и отношения в нём, друзья – очень большая и существенная часть жизни ребёнка, нередко она занимает основное место в его жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация совместной деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда ДОУ, с детьми, имеющими трудности развития познавательной и речевой сферы.

Совместная работа педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми, имеющими трудности познавательной и речевой сферы с использованием иновационных технологий, к которым можно отнести сенсорную комнату....

Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в ДОУ

В данной статье вы можете узнать о совместной работе педагога-психолога в ДОУ....

Статья "Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в ДОУ"

Статья о совместной работе учителя-логопеда и педагога-психолога....

Применение событийного подхода во взаимодействии педагога-психолога и учителя логопеда в ДОУ

Организация и реализация событий во взаимодействии педагога-психолога и учителя логопеда рассматривается как относительно самостоятельная цель обучения и воспитания, которая заключается в насыщении жи...

Кружок "Любознайки" по лексическим темам.Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в группах компенсирующей направленности

Кружок "Любознайки" по лексическим темам. Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в группах компенсирующей направленности...

Конспект по ПДД для логопедической группы при взаимодействии педагога-психолога и учителя-логопеда.

Данный материал будет полезен для педагогов-психологов, учителей-логопедов и воспитателей детского сада, как работающих с детьми ОВЗ, так и с детьми общеразвивающих групп. Использование материала поле...

Взаимодействие педагога -психолога и учителя -логопеда в старшей группе дошкольного возраста с детьми ОВЗ

Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в группе старшего дошкольного возраста с детьми ТНР. У детей с ТНР  при нормальном интеллекте зачастую наблюдается сни...