Применение событийного подхода во взаимодействии педагога-психолога и учителя логопеда в ДОУ
статья по коррекционной педагогике на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zhurnal_spravochnik_pedagoga-psihologa.docx | 631.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение событийного подхода во взаимодействии педагога-психолога и учителя логопеда в ДОУ
Организация и реализация событий во взаимодействии педагога-психолога и учителя логопеда рассматривается как относительно самостоятельная цель обучения и воспитания, которая заключается в насыщении жизни яркими запоминающимися событиями, вызывающими позитивный эмоциональный отклик в сознании воспитанников. Основная цель взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога через применение событийного подхода в ДОУ, становится полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление психического и нравственного здоровья.
Педагогическое событие – момент реальности, в котором происходит личностно развивающаяся, целе - и ценностно ориентированная встреча взрослого и ребенка (их событие).
Оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, через организацию запоминающегося события, мы имеем возможность осуществлять индивидуальную помощь ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты, поведенческие нарушения: отслеживать процесс развития; заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми дошкольного возраста. При применении событийного подхода появляется возможность донести до родителей важность их участия в развитии воспитанников через совместно организованную игровую деятельность, превращенную в яркое и запоминающееся событие.
Наша деятельность ориентирована на создание необходимых, условий к стремлению воспитанника к познанию нового, дошкольнику объясняются не только способы приобретения знаний, но и их смысл на доступном языке – через систему череды событий в жизни дошкольников.
Важная задача речевого развития - воспитание простейших видов фонематического анализа и синтеза. К семи годам у детей должно быть уже практически нормальное речевое развитие. Но у отдельных детей ещё может отмечаться недоразвитие фонематического слуха и звукопроизношения. Применение событийного подхода позволяет включать в образовательную деятельность игры и упражнения, которые помогают развивать фонематическое восприятие, не навязывая правила игры, а вовлекая в процесс обучения, учить детей делать звуковой анализ: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук в игровой форме, вызвать желание самостоятельно преодолеть трудности в выполнении задания, решать проблемные ситуации взаимодействуя со сверстниками. Например: так, в помощь процессу образования родственных слов мы с детьми в интерактивной игре «Сундучок для родственных слов» используем метод наглядного моделирования через событие, поскольку у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление. Интерактивная игра «Сундучок родственных слов» знакома детям до занятия. Обучение навыку образования родственных слов происходило постепенно в компании весёлого Незнайки или другого героя. В предварительную работу входит последовательное знакомство и закрепление знаковой системы обозначения слов (метод наглядного моделирования).
Наши условные обозначения будущих слов: - одна прямая горизонтальная линия – слово (название картинки), от которого будем придумывать родственные слова;
— две прямые горизонтальные линии слово, которое говорят, когда «предмет не один, и их много»;
— большой прямоугольник — обозначает большой предмет;
— маленький прямоугольник — слово, обозначает уменьшенный предмет, ласковое название предмета;
— контур человечка — слова, образующиеся от взаимодействия человека с главным словом;
— две прямые горизонтальные линии — слово-действие (что делает?) созвучное с главным словом;
— красная волнистая линия — слова-признаки (красивые (красные) слова).
Для активного словообразования детьми родственных слов от одного главного слова, на экране перед детьми возникает по очередное появление картинок (в данном случае по теме «Космос» - это ЗЕМЛЯ, ЛУНА, ЗВЕЗДА, КОСМОС). Справа от картинки последовательно выступают знакомые значки – схемы слов, и дети, соблюдая правила игры, практически самостоятельно придумывают новые слова: ЗЕМЛЯ – ЗЕМЛИ, ЗЕМЛИЩА, ЗЕМЕЛЮШКА, ЗЕМЕЛЬКА, ЗЕМЛИЦА, ЗЕМЛЯНИН, ЗЕМЛЕДЕЛЕЦ, ЗЕМЛЕПАШЕЦ, ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЕЦ, ПОДЗЕМЕЛЬЕ, ЗЕМЛЯНКА, ПРИЗЕМЛИТЬСЯ, ЗЕМНОЙ, ЗЕМЛЯНОЙ. И так далее, ко всем словам-картинкам. Придуманные «новые» слова дети дарят Юпику в «Сундучок родственных слов», и «слова» на экране со звоном «сыплются» в его сундучок.
На сегодня благодаря «Сундучку для родственных слов» дети сделали уже много открытий в мире русского языка. Если другим детям придуманное слово неизвестно, то вместе уточняем его значение, а также, когда и где данное слово можно употреблять. При этом дети учатся СЛЫШАТЬ, АНАЛИЗИРОВАТЬ, помня, что такое - «родственные слова»:
«Слова, как родные, похожи чуть-чуть,
И если поставить их в ряд,
Немного послушать и вдуматься в суть –
Они об одном говорят»
Включение момента соревнования тоже является неотъемлемой частью события и помогает повышению детской активности, инициативности, интереса и развития у детей «языкового чутья», стремления говорить, помогать друг-другу, «болеть» за свою команду.
Не менее важной является применение интерактивной дидактической игры «Весёлые гласные», которая учит детей слушать, слышать и различать звуки, определять их место в слове. На экране яркая картинка, схема слова с выделенным местом отсутствующей буквы под ней и разные буквы вокруг. При правильном выборе буквы к слову раздаётся весёлая мелодия, и буква появляется в схеме слова под картинкой, а при ошибке – все буквы «недовольно» качаются и издают «сердитый» звук. Игра продолжается автоматически со сменой картинки, схемы и букв.
При применении событийного подхода воспитанникам с легкостью сложные задания, правильно созданная мотивация позволяет заинтересовать в выполнении заданий даже самых не активных воспитанников. Игра «Собери слова по первым слогам слов» - далеко не простая для дошкольников. Навык сложных операций - анализа и синтеза - появляется у детей с умением делить слова на слоги, с развитием вербальной памяти (для удержания части слова от целого), способности сложить эти части в одно слово и, затем, в предложение. Так ребята по картинкам (МЫло, БУсы, ДУга, Щиток, Ежи, КОСтёр, МОлоко, НАВюченый (ослик), ТЫсяча) на демонстрационном панно смогли «разгадать» замечательную фразу: МЫ – БУДУЩИЕ КОСМОНАВТЫ.
Применение событийного подхода во взаимодействии педагога-психолога и учителя-логопеда в ДОУ позволяет:
- изучать уровень речевого, познавательного, социально – личностных особенностей детей, определить основные направления и содержание работы с каждым из них;
- формировать у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационную готовность к логопедической, психологической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды;
- повышать психологическую культуру родителей и педагогов
- снять тревожность у детей при негативном настрое на логопедических занятиях;
- координировать усилия педагогов и родителей, контролировать качество проведения ими речевой работы с детьми
Событийный подход позволяет учитывать общие дидактические принципы: наглядности, прочности, доступности, конкретности, принципа индивидуального подхода и учета возрастных особенностей дошкольников. Игровые технологии следуют принципу событийного подхода, соответствуют ведущей форме деятельности возраста, повышают эффективность деятельности, способствуют организации и управлению коррекционной, развивающей и образовательной деятельностью в работе с дошкольниками.
НОД в подготовительной к школе группе
«Планета Знаек»
Цель: закрепление знаний, умений и навыков, сформированных на совместных на занятиях педагога-психолога и учителя логопеда, применение их в практической игровой деятельности.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познание», «Художественно-эстетическое развитие»
Задачи:
Образовательные:
- Расширение и активизация словаря по теме космоса и способом словообразования.
- Учить составлению новых слов путём соединения первых слогов от других слов.
- Развивать зрительно-моторною координацию.
- Закреплять знание букв, навыки чтения.
Развивающие:
- Развивать внимание, логическое мышление, умение отстаивать свою точку зрения.
- Развивать фонематический слух, навык звукового анализа.
- Учить плавным и ритмическим движениям под характерную музыку.
Воспитательные:
Воспитывать взаимовыручку и умения работать в группе.
Учить адекватно оценивать свою работу.
Педагогические технологии:
- игровая,
- метод наглядного моделирования,
- информационный - использование видео ресурса,
- образовательно-познавательная деятельность,
- здоровьесберегающая.
Материалы: Видео ролик «Детям о космосе», аудио звонок на телефон, костюм и «чемодан» для Юпика. Картинки-ребус для составления предложения по слогам, игра «Весёлые гласные», аудио запись «Роботы и звездочки», игра «Сундучок родственных слов» (фрагмент), набор плоских геометрических фигур, демонстрационный материал к логической задаче, набор геометрических примеров, тайное послание, набор оценок на каждого ребенка. Костюм Юпика для педагога.
Предварительная работа: беседы о космосе, о празднике «День космонавтики», монтирование фрагмента видео фильма «Детям о космосе» https://cloud.mail.ru/public/FnDT/b67TmgdRS, знакомство детей с понятием «родственные слова», дидактическим пособием «Полянка родственных слов», разучивание музыкальной физкультминутки «Роботы и звёздочки», «Гимнастика для глаз».
Ход НОД:
I Этап Организационный
Приветствие детей. Приветствие гостей.
II этап Мотивационный
Беседа с детьми о прошедшем празднике «Дне космонавтики».
Совсем недавно весь мир отмечал большой праздник великих учёных, исследователей, самых смелых, отважных людей. Какой праздник? Вы, ребята, тоже для этого праздника много сделали: читали, рисовали, делали выставки, узнали новых много слов. Мы с вами живём на планете под названием ЗЕМЛЯ. Значит, мы с вами гордо называемся - ЗЕМЛЯНЕ. А если бы мы жили на Луне, то нас называли бы - ЛУНАТИКИ. У вас даже есть друг Юпик – он с иной планеты, значит он - ИНОПЛАНЕТЯНИН. Молодцы! Предлагаю сейчас всем нам посмотреть фильм о космосе, который поможет узнать и запомнить ещё много новых космических слов. Готовы? Будьте внимательны.
Демонстрация видео ролика «Детям о космосе».
(звонок с телефона от Юпика)
Учитель-логопед: Это Юпик, он опять прилетел к нам в гости и ждёт нас в зале. Поспешим.
(Переход в зал, где ребят ждёт Юпик)
III этап Практический
Юпик: Здравствуйте, друзья! Вы меня узнали? Я Юпик. Прилетел я к вам из космоса с далёкой планеты, чтобы узнать больше о вас. Но скоро мне пора возвращаться в свою галактику! Целый год я наблюдал, как вы готовитесь к школе. Многое узнал от вас – вы настоящие Знайки! Как вы всё запоминаете и не путаетесь!? У меня от вашей науки кое-что в голове перемешалось (крутит руками антенны на голове). Вот у меня целый чемодан вопросов (показывает «чемодан») Только вы поможете помочь разобраться. Поможете? (Ответ детей). Тогда – вот вам первое задание, задача и примеры, сам я никак не справлюсь.
1 задание: «Логическая задача и геометрические примеры»
Педагог-психолог: Инопланетянин в рыжем скафандре играл не с ракетой, а инопланетянин в синем скафандре играл не с мячом. С какими предметами играли инопланетяне в рыжем и синем скафандрах
Педагог-психолог: Молодцы, справились с заданием, а теперь займите места за столом. Перед вами лежат геометрические примеры, помогите Юпику их решить. Кто первый справится с заданием, отдает его Юпику и помогает тем, кто затрудняется в решении геометрических примеров.
Юпик: Удивляется знаниям детей и достаёт из чемодана красный кубик, передаёт Учителю - логопеду. Тогда – вот вам второе задание.
2 задание. Интерактивная игра «Весёлые гласные»
Учитель-логопед: Ребята, расскажите Юпику, что мы обозначаем красным кубиком, красными квадратами, кубиками и кружками. (Акустическая характеристика гласных звуков)
Учитель-логопед: Гласные звуки самые важные, и мы тебя, Юпик, научим слышать и правильно определять их в словах.
(Интерактивная игра «Весёлые гласные».)
Юпик: Вот теперь понятно! Гласные вы хорошо определяете, а как насчёт формы, цвета и размера – не путаете?
3 задание: Дидактическая игра «Цвет, форма, размер»
Педагог-психолог: в этом конверте геометрические фигуры разного цвета размера и формы. Возьмите себе любую фигуру и двигайтесь под музыку. Как только музыка окончится, я скажу одно слово – форма, цвет или размер. Вы должны распределиться по цвету, по размеру или по форме, и поднять фигуры вверх. (Игра под музыку)
Юпик: Мне понравилось – теперь и я разобрался, не буду путаться.
Постойте, постойте, тут у меня для вас ещё сундучок полный каких-то загадочных знаков. Что это, зачем вы их собираете? (Достаёт шкатулку с чёрными прямыми и волнистыми красными полосками)
4 задание. Образование родственных слов.
Учитель-логопед: Юпик, ты был немного невнимательным, когда мы с ребятами на занятиях учились к одному слову придумывать родственные слова.
Юпик: А что такое «родственные» слова? (Ответы детей). А придумывать родственные слова весело?
Учитель-логопед: Это нетрудно и весело, если быть внимательным. Мы тебя научим. Присаживайся.
Интерактивная игра «Сундучок родственных слов»
Динамическая пауза «Роботы и звездочки»
Юпик: Моя шкатулка ещё пополнилась родственными словами. (Прячет её обратно в чемодан) А я вас приглашаю на мою любимую музыкальную космическую разминку «Роботы и звездочки».
(Под динамичную музыку двигаются мальчики как роботы, под легкую двигаются девочки как звездочки)
5 задание: «Делим слова на слоги»
Юпик: У меня для вас ещё интересные картинки. А для чего, я не знаю.
Учитель-логопед: Юпик, наши ребята учатся не только делить слова на слоги, но и собирать из этих слогов новые слова. Поучись и ты этому вместе с нами. (Разгадывание на слух ребуса по слогам)
6 задание: «Тайное послание»
Педагог-психолог: Ребята, Юпик, пока вы играли, пришло тайное послание. Юпик, может это тебе? Прочти.
Юпик: Нет, этот язык не знаю. Это, наверно, с соседней галактики.
Педагог-психолог: Видимо так. Ребята, попробуем расшифровать письмо?
Но, прежде чем мы приступим к выполнению этого задания, нам необходимо подготовить глаза, потренировать их. Посмотрите на экран, не поворачивая головы, следите за Юпиком глазами.
(На экране Юпик меняя скорость передвигается на космическом корабле)
Педагог-психолог: В тайном послании есть ключ к расшифровке – каждому значку соответствует определённая буква, распределитесь на две группы и расшифруйте послание.
Воспитанники самостоятельно делятся на две команды. Им необходимо расшифровать послание. Читают его Юпику, он хвалит детей и благодарит их за помощь
IV этап Рефлексивный. (Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания
Учитель-логопед: Юпик - космический житель, много знает о космосе. А какие новые слова вы сегодня услышали и запомнили. Как называются приборы для изучения космоса? Где много таких приборов? Что изучают в космосе? Кто до человека летал в космос? Где живут космонавты в космосе?
Юпик: Ребята вы такие молодцы, настоящие «Знайки планеты земля». Я хочу наградить вас медалями и пожелать вам успехов в школе, в добрый путь. (Юпик спешит на космодром и прощается с ребятами и гостями).
Педагог-психолог: Ребята, обратите внимание на тарелочки на столах, в них лежат оценки от 1 до 5. Выберите себе оценку, но прежде внимательно подумайте и вспомните, как вы справлялись с заданиями Юпика.
(во время проведения беседы важно подвести ребенка к пониманию на сколько он хорошо справился с заданием и правильно ли себя оценил)
Ритуал прощания «Я молодец»
(воспитанники становятся в круг и кладут все по очереди правую руку на тыльную сторону ладони педагога и произносят три раза фразу «Я молодец» меняя силу голоса)
Итог.
Технологическая карта
интегрированное занятия «Планета Знаек»в подготовительной к школе группе
педагога-психолога учителя-логопеда МБДОУ детский сад «Белый медвежонок» с. Газ-Сале Тазовского района
|
|
|
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Педагогические технологии:
|
5. Тип занятия: интегрированное |
6. Вид занятия: практическое |
7. Оборудование и материалы: набор плоских геометрических фигур, демонстрационный материал к логическим задачам, набор геометрических примеров, картинки-ребус для составления предложения по слогам, дидактическая наглядность «Тайное послание», набор оценок на каждого ребенка. |
8.Учебные материалы: видео ролик «Детям о космосе», аудио звонок на телефон, костюм и «чемодан» для Юпика, ИА игра «Весёлые гласные», аудио запись «Роботы и звездочки», ИА игра «Сундучок родственных слов» (фрагмент) |
9. Метод проведения: информационно-познавательный Педагогические технологии:
|
9. Возраст детей: подготовительная группа 6-7 лет |
10. Количество детей: 14 человек |
Этап занятия | Формы организации работы | Содержание | Формируемые умения, знания, компетенции | Время мин. | Риски |
I этап. Организационный | Беседа в групповой комнате о прошедшем недавно празднике «Дне космонавтики». Контакт с инопланетя-нином по телефону | Диалог по вопросам темы, демонстрация видео ролика о космосе. Приём звонка по телефону от Юпика. | Актуализация знаний детей о космосе. Концентрация внимания детей, настрой детей на тему занятия. | 3 м | Рассеянное внимание. Отсутствие знаний у детей для ответов на вопросы педагога. |
II этап. Мотивационный | Переход в музыкальный зал и встреча детей с Юпиком (героем-инопланетянином) | Диалог героя Юпика с детьми с просьбой о помощи разобраться в знаниях, полученных на планете Земля. | Формирование положительного эмоционального настроя на занятие, мотивации к активной познавательной деятельности. | 1 м | Отсутствие отзывчивости у детей. |
III этап. Практический | Логическая задача | Решение логической задачи, распределение мяча и цветка | Развитие логического мышления, внимания. Формирование умения слушать инструкции педагога. | 2 м | Рассеянное внимание, отсутствие интереса, аргументированных ответов. |
Геометрические примеры | Работа по карточке | Развитие зрительно-моторной координации, внимания, умения помогать друг - другу | 3 м | Затруднения в выполнении задания, отсутствие интереса | |
Интерактивная игра «Весёлые гласные», подвижная игра на внимание «Какой звук?» | Определение гласных звуков в начале, середине, конце слов. Определение качества звука в начале слов. | Развитие фонематического слуха, закрепление знаний о различии гласных и согласных звуков, умения определять гласный звук в разных позициях в слове, различать согласные звуки по мягкости и твёрдости. | 3 м | Ошибки в определении звуков. Неумение терпеливо выслушивать ответы товарищей. | |
Дидактическая подвижная игра «Цвет-форма-размер» | Деление на группы по заданному принципу | Формирование умения слушать. Развитие находчивости, сообразитель-ности, быстроты реакции, умственной активности | 3 м | Нарушение правил, ошибки в ориентировке, классификации. | |
Интерактивная игра «Сундучок для родственных слов» | Образование родственных слов к картинкам | Закрепление умения словообразования по образцу с помощью наглядного моделирования. | 3 м | Ошибки в подборе родственных слов | |
Динамическая музыкальная «Роботы и звездочки» | Релаксация. Плавные и ритмические движения под музыку | Развитие слухового внимания, согласованность действий с музыкой. Поднятие физического тонуса и весёлого настроения. | 1 м | Несогласованность действий со словами и музыкой | |
Словесная игра | Делим слова на слоги, собираем их в слова | Учим детей делить слова на слоги | 2 м | Недостаток внимания, вербальной памяти | |
Гимнастика для глаз. | Слежение глазами за движением по экрану летающей тарелки с Юпиком. | Расслабление, отдых для глаз. | 1 м | Сопутствующие движения головой. | |
«Расшифруй послание» | Соотнесение знаков с буквами, чтение слов. с | Развитие внимания, зрительной памяти, упражнение в чтении. | 4 м | Недостаток включенности детей в процесс | |
IV этап. Заключительный | Итог | Диалог по вопросам по теме. | Обогащение словаря новыми словами по теме, развитие памяти, мышления. | 2 м | Запомнили мало новых слов, не усвоили их значение. |
Оценка использования имеющихся знаний и умений на занятии. | Помочь ребенку правильно оценить свою деятельность. | 2 м | Неадекватность самооценки. | ||
Итого времени | 30 м |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие педагога психолога и учителя логопеда при организации социализации детей в группе сверстников с речевыми нарушениями
Тема: Социализация детей с нарушениями речи в условиях детского сада Дошкольный возраст – период интенсивного развития личности ребенка. В работах Л.С. Выготск...
Из опыта работы.Статья "Междисциплинарный подход в работе педагога-психолога и учителя-логопеда при проведении групповых занятий с детьми, имеющих особые потребности".
В статье раскрываются способы совместной работы педагога-психолога и учителя-логопеда с эмоционально лабильными детьми в условиях группы. Особенности поведения, способы коммуникации и эмоциональ...
Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в ДОУ
В данной статье вы можете узнать о совместной работе педагога-психолога в ДОУ....
Статья "Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в ДОУ"
Статья о совместной работе учителя-логопеда и педагога-психолога....
"Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в работе с детьми с ОВЗ с применением квест технологии"
У детей, имеющих речевые нарушения, наблюдаются проблемы в социально-коммуникативной и познавательной сфере. Таким образом, очевидна актуальность взаимодействия логопеда и психолога. Квест - это ...
Конспект коррекционно-развивающего занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий педагога-психолога совместно с учителем-логопедом «Путешествие ко дну морскому».
Цель: развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:1. Образовательные:расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни;активизировать словарь...
Интегрированное занятие педагога-психолога ДОУ и учителя-логопеда "Путешествие в зимний лес"
Задачи:Коррекционно-образовательные.Закреплять знания о временах года, о характерных признаках зимы, сезонных изменениях в природе.Расширять представление детей о внешнем виде и образе жизни лесныхзве...