Взаимодействие педагога -психолога и учителя -логопеда в старшей группе дошкольного возраста с детьми ОВЗ
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в группе старшего дошкольного возраста с детьми ТНР.
У детей с ТНР при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.
Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям, усиление ее профилактические аспектов в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования.
В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, возникла необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда для согласованности проводимых ими мероприятий. Такими основами явились: развитие и коррекция познавательной сферы, а также развитие и коррекция эмоциональной сферы.
С этой целью нами был разработан перспективный план взаимодействия учителя- логопеда и педагога–психолога по сопровождению детей коррекционно-логопедической группы.
Основной принцип организации работы – оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим речевое нарушения. Психолог и логопед имеют возможность осуществлять помощь, как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживать процесс развития; заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми старшего возраста. Кроме того, при совместной деятельности появляется возможность осуществлять методическую работу, разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно-образовательною среду ДОУ.
В связи с гуманизацией образования и разработкой принципов личностно – ориентированного подхода к процессу воспитания, обучения и развития детей основной целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Деятельность психолога охватывает комплексное психологическое сопровождение детей в образовательном процессе.
Реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии указанных специалистов в развитии (коррекции) речи и внеречевых психических процессов и функций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_s_logopedom.docx | 54.2 КБ |
Предварительный просмотр:
№/п | Дата | Тема | Логопед | подпись | Психолог | подпись |
1 | – | Тема: «Осень в гости к нам пришла» | - Игра «К нам пришла осень» - отработка падежных окончаний; -Составление предложений – работа с деформированными предложениями; -Игра «Угадай слово» - использование глаголов в ед. и мн. числе. - Игра «Правильно - неправильно» - понимание причинно-следственных связей; | 1). “Ветер дует …” Цель: сформировать чувство принадлежности к группе; 2). “Не намочи ноги” Цель: преодолевать трудности в общении, формировать позитивное отношение к сверстникам; 3). “Осенние листочки” Цель: тренировка мимики, пантомимики, умения выражать эмоции; 4). “Тропинка” Цель: развитие эмпатии, активизация воображения и образного представления. | ||
2 | – | Огород. Овощи. | - Игра «Большой — маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): огурец — огурчик, помидор — помидорчик...; - Игра «Один — много» (образование мн. числа имен сущ.): огурец — огурцы, помидор — помидоры...; - Игра «Подскажи словечко»; - Игра «Один — много» (образование мн. числа сущ.): кабачок — кабачки…; - Игра «Веселый счет» (согласование числительных 2 и 5 с сущ., употребление слов один — одна — одно, два — две): один помидор, два помидора, пять помидоров. | Инсценировка текста по теме. Цель: развитие мимики и пантомимики, эмоциональности движений. Кабачок” (укрепление мышц стопы) Мы пузатый кабачок положили на бочок. (Сидя на стуле, стопами зажать кеглю, а потом положить её на пол и поставить на неё ступни ног.) Покатали, покатали и немножечко устали. (Ступнями ног покатать кеглю вперёд-назад одноимённым и разноимённым движением ног.) Вот какой наш кабачок – зелёненький бочок! (Захватить кеглю стопами, приподнять её и удерживать 5 – 10 сек.) | ||
3 | – | Сад. Фрукты | - Игра «Большой — маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): яблоко – яблочко, слива – сливка; - Игра «Один — много» (образование мн. числа имен сущ.): груша – груши, персик – персики - Игра «Подскажи словечко»; - Игра «Один — много» (образование мн. числа сущ.): яблоко — яблоки…; - Игра «Веселый счет» (согласование числительных 2 и 5 с сущ., употребление слов один — одна — одно, два — две): одно яблоко, два яблока, пять яблок. | “Лимон” (авт. корректировка текста) (расслабление мышц рук) Я беру в ладонь лимон. Чувствую, что твёрдый он. (Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена рука.) А потом его бросаю, сразу руку расслабляю. (Бросить “лимон” и расслабить руку.) Выполнить это же упражнение левой рукой. “Капуста” (самомассаж ладоней) Мы капусту рубим, рубим! (Ритмичные удары ребром правой руки по ладони.) Мы капусту рубим, рубим! (То же левой рукой.) Мы морковку трём, трём! (Трущие движения ладони о ладонь.) Мы капусту солим, солим! (Перебирание пальчиками.) Мы капусту жмём, жмём! (Сгибание и разгибание пальцев рук.) Сок капустный пьём, пьём! (Поглаживающие движения пальцами одной руки ладони другой и наоборот.) | ||
4 | – | Ягоды. | - Игра «Большой — маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): малина – малинка, клубника – клубничка… - Игра «Подскажи словечко»; - Игра «Из чего – какой?» (образование относительных прилагательных): сок из смородины – смородиновый, из земляники – земляничный и т.д. Варенье из голубики – голубичное, из черники – черничное и т.д. | Инсценировка текста по теме. Цель: развитие мимики и пантомимики, эмоциональности движений. “Арбуз” (самомассаж головы и лица) Вот какой у нас арбуз: Замечательный на вкус. (Пальцами рук проводить от середины верхней части головы до подбородка и обратно вверх, не слишком надавливая.) Даже нос и щёки Все в арбузном соке. (Массировать пальцами рук крылья носа, а затем щёки лица.) | ||
5 | – | Лес. Грибы. | - Игра «Съедобный - несъедобный» - Игра «Один — много» (образование мн. числа имен сущ.): подберезовик – подберезовики, подосиновик – подосиновики…; - Игра «Подскажи словечко»; - Игра «Веселый счет» (согласование числительных с сущ. 1 – 2 - 5, одна лисичка, две лисички, пять лисичек…; | «Сложи и сравни грибочки » Цель: развивать внимание, память, закрепить навыки счета в пределах десяти. Закрепление состава числа в пределах десяти. Учить решать математические задачи, пользоваться математическими знаками «Исправь ошибку» Ход игры: Вместе с детьми рассматривает грибочки с цифрами и говорит «Числа забыли свои места и перепутались. Исправьте ошибки. Помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему, т.е от 1 до 10 .
| ||
6 | – | Тема: «Посуда» | Какая бывает посуда (кухонная, столовая, чайная); Отгадать загадку. - Из горячего колодца через нос водица льется. (Чайник) Составить предложения с предлогом в, упражнять в словообразовании. В какую посуду кладут ... (хлеб, горчицу, перец, салат, конфеты, соль, молоко, селедку, масло)? Что кладут в салатницу (селедочницу, солонку, масленку, сухарницу)? Что наливают в супницу, молочник, соусницу, кофейник, чайник? -Д/игра «Сосчитай посуду» -Д/игра «Четвертый лишний» (по картинкам). Чашка, блюдце, кастрюля, чайник. Поварешка, тарелка, супница, сахарница. | 1). “Море волнуется …” Цель: умение выражать свои эмоции; 2). “Найди отличие?” Цель: развитие логического мышления; 3). “Найди одинаковые кружки?” Цель: развитие внимания, мышления. 4). “Полотёр” Я хороший полотёр, я отлично пол натёр. (Сидеть на стуле, руки опущены. Вращать стопами влево -вправо, а затем двигать ими по полу вперёд-назад.) | ||
7 | – | Перелетные птицы | - Игра «Кто больше назовет перелетных птиц»; - Игра «Четвертый лишний» (закрепление знаний о домашних и диких птицах); - Игра «Один - много» - Игра «У кого – кто?» (у журавля – журавлята, у аиста - аистята и т.д.); - Заучивание стихов о птицах. - Пересказ рассказа по вопросам; - Отгадай загадку: На шесте – дворец, во дворце – певец, а зовут его - … (скворец)… . | 1). “Большой -маленький ” Цель: закрепить знания о повадках птиц; 2). “Аист, жаворонок, лягушка” Цель: развитие внимания; 3). “Что было бы, если я бы стал птичкой…?” Цель: развитие воображения. 1). “Ласточка” (нормализация тонуса глазных мышц) Где ты, где ты, ласточка целый день летала? (Двигать глазами влево, а затем вправо за пальчиком-тренажёром.) Солнцу золотому косу заплетала. (Вращать глазами по кругу в одну, а затем в другую сторону вслед за пальчиком-тренажёром.) Где ты, где ты, ласточка, ночью пропадала? (Следить за движением пальца от носа к носу.) Месяцу седому двор подметала. (Поднести ладони рук к глазам и моргать, касаясь их ресницами.) | ||
8 | – | Тема: Домашние животные. | - Игра «Назови семью». Он — кот, она — кошка, детеныш(и) — котенок (котята). Он — конь, она — лошадь, детеныш(и) — жеребенок, (жеребята); - Игра «Кто где живет». Корова живет в коровнике, свинья — в свинарнике, лошадь - в ... , собака – в …; - Игра «Сосчитай сколько?»; - Подбор признаков к существительным: кошка (какая?) — ..., щенок (какой?) — ..., жеребята (какие?) — ..., ; - Игра «Назови ласково» (упражнение в словообразовании с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): кошка — кошечка, собака — собачка…; - Отгадывание загадок; - Составление описательного рассказа о домашнем животном по плану: кто это? Где живет? Каков внешний вид? Какие имеет повадки? Чем питается? Какую пользу приносит? Кто у него детеныши? | 1). “Придумаем клички животным с картинки” Цель: воспитывать заботливое отношение к животным; 2). “Я и животные” Цель: формировать умение переносить все хорошее из мира животных; 3). “На кого я похож” Цель: представление о связи и взаимозависимости человека и животного. 1). “Тили -бом…” (авт. корректировка текста) (отработка правильного дыхания) Тили -бом! Тили -бом! Загорелся Кошкин дом! Ты его потуши, губы трубочкой сложи: (Свободный вдох, задержать дыхание.) “Фу-фу-фу…” (Сложить губы трубочкой – “огнетушитель” - и сделать три коротких редких выдоха.) Инсценировка текста по теме. Цель: развитие мимики и пантомимики, эмоциональности движений. | ||
9 | – | Тема: Дикие животные | - Игра «Про кого можно сказать ...» - подбор сущ. к глаголу: охотится — ..., крадется — ..., воет — ..., кусается — ..., пугается — ..., скачет — ..., переваливается — ..., хитрит — ..., выслеживает — ....; - Игра «Кто где живет?» -(употребление И.п.существительных): в норе живет (кто?) — лиса. В берлоге — ... . В дупле — ...; - Игра «Кому что дадим?» - (употребление Д.п.существительных): мясо — волку, малину — ..., мед — ..., и т.д.. | 1). “Зоопарк” Цель: способствует снижению страха перед животными; 2). “Доброе животное” Цель: оптимизировать общение детей со сверстниками; 3). “Добрый волк” Цель: способствует снижению страха перед животными Инсценировка текста по теме. Цель: развитие мимики и пантомимики, эмоциональности движений. 1). “Лечим медвежонка” (авт. текст) (массаж шеи и грудной области) Медвежонок наш простужен, Мёд ему сегодня нужен. Мы дадим ему на ужин. (Поглаживать шею от подбородка к грудному отделу.) А потом, а потом мёдом грудку разотрём. (Поглаживать область грудной клетки дугообразными движениями рук сверху вниз и наоборот.) | ||
10 | – | Тема: Животные жарких стран. | - Игра «Про кого можно сказать ...» - подбор сущ. к глаголу: охотится — ..., крадется — ..., воет — ..., кусается — ..., пугается — ..., скачет — ..., переваливается — ..., выслеживает — ....; - Игра «Кто где живет?» -(употребление И.п.существительных) - Игра «Кому что дадим?» - (употребление Д.п.существительных): мясо — тигру, гепапрду, пантере; траву – буйволу, и т.д.. | 1). “Животные” Цель: подвести детей к пониманию того, как важно учиться у животных доброте, чуткости, верности; 2). “Изобрази животное жарких стран” Цель: развивать воображение детей, выразительность их движений; 3). “Заклинатели Змей” Цель: обеспечивать адекватное ролевое развитие детей, то есть обучать детей принимать роли, соответствующим новым ситуациям; 4). “Доброе слово Змею” Цель: оптимизировать общение детей со сверстниками, способствовать снижению страха перед животными. ). “Жираф” Я – жираф, высокий очень, С длинной-длинной шеей. (Стоять, спина прямая, голову поднять, вытянуть шею.) С дерева любую ветку Я достать сумею. (Подняться на носки, руки вверх, посмотреть на них.) | ||
11 | – | Тема: Зимушка-зима. | - Игра «Кто больше?» упражнять в подборе определений к существительным: какими словами можно рассказать о зиме? Зима какая?; - Игра «Один — много» (образование мн.числа существительных); - Игра «Назови ласково» (упражнение в словообразовании); - Игра «Один — много» (образование род.падежа мн. числа имени сущ.): один сугроб — много сугробов, одна снежинка...); -Упражнение в словообразовании с помощью суффиксов: — снег, снежок, снегопад, снеговик, снежище; - Составление рассказа «Зимние забавы» - произвольный рассказ ребенка). | 1). “Снежинки” (чередование напряжения и расслабления мышц) Я снежинки в ладошки ловлю, А потом в кулачках сохраню. (Раскрыть ладошки, пальцы с силой сжать в кулачки, мышцы рук напряжены.) Но где же снежинки? В ладошках вода!.. Куда же исчезли снежинки? Куда? (Разжать кулачки, посмотреть на ладошки, постепенно расслабляя мышцы рук.) | ||
12 | – | Тема: Зимующие птицы. | - Игра «Кто больше назовет зимующих птиц»; - Игра «Четвертый лишний» (закрепление знаний о зимующих птицах); - Игра «Один - много» - Игра «У кого – кто?» (у вороны - воронята, у сороки - сорочата и т.д.); - Заучивание стихов о птицах. - Пересказ рассказа по вопросам; - Отгадай загадки о птицах | 1). “Птицы” Цель: развитие невербальной формы общения; 2). “Воробьиные драки” Цель: снятия физической агрессии и напряжения; 3). “Птичка в клетке…” Цель: интеллектуальная зарядка. | ||
13 | – | Тема: Зимние забавы. | - Игра «Кому что нужно» (употребление дательного падежа им. сущ.): клюшка нужна хоккеисту, коньки нужны…, санки - …, лыжи - …и т.д.; - Игра «Четвертый лишний» (Санки, лыжи, скакалка, коньки); - Заучивание стихов; - Игра «Назови» - образование сущ. в Р. п. мн. числа (много игрушек, подарков); - Игра «Повтори» - употребление сложных предлогов. | Снегоуборочная машина” (расслабление мышц рук) Я чудесная лопата, меня знают все ребята. Зимой снег загребаю, (Наклониться вперёд, пальцы рук согнуть, загребая “снег”, мышцы напряжены.) Ну, а летом… от –ды -хаю. (Выпрямиться, руки свободно опустить, расслабиться.) | ||
14 | – | Тема: Новый год у ворот. | Разучивание стихов, песен о Новом годе. | 1). “Передай снежок по кругу”Цель: умение выражать различные эмоции; 2). “Новогодний хоровод” Цель: развитие наблюдательности, сообразительности, выразительности движений; 3). “Снежная королева” Цель: продолжать формировать у детей принадлежности к группе; | ||
15 | – | Тема: Моя семья | - Игра «С кем ты живешь?» - составление предложений с предлогом «с»; - Игра «Договори предложение»; Я ем, а пап (ест). Я пою, а мама (поет); - Составление рассказа «Расскажи о себе»; - Игра «Подбери признак» (согласование имени существительного с прилагательным): мама (какая?) — ..., бабушка (какая?) — ..., дедушка (какой?) — ..., папа (какой?) — ... ; - Пальто (чье?) — бабушкино, дедушкино ... , перчатки (чьи?) — мамины, бабушкины ...; - Пересказ рассказа «День рождения бабушки». | 1). “Родители и дети” Цель: воспитывать интерес детей к истории своей семьи; 2). “Кто кому кто?” Цель: формировать нравственность во взаимоотношениях с родителями, а также с незнакомыми взрослыми и сверстниками; 3). “Фантазии” Цель: учить высказывать свое мнение о друзьях, замечая хорошие и плохие поступки; . “Не замёрзнет наша дочка…” Носик, носик. Греем носик. Лобик, лобик. Греем лобик. Щёчка, щёчка. Греем щёчку. Не замёрзнет наша дочка… (Растирать каждую зону, энергично массируя её.) | ||
15 | – | Тема: В мире профессий. | - Игра «Кто что делает?» - образование существительных от глаголов; - Игра «Кто что делает?» - подбор действий к существительным: повар (варит…), учитель…; - Игра «Подбери слово» - подбор подходящих по смыслу определений: летчик какой? — храбрый, смелый; учитель какой? — умный, добрый; водитель какой? — внимательный, осторожный; - Игра «Ответь на вопрос» (употребление предлога «в»): куда пойдет мама, если нужен врач? Куда ты пойдешь, если нужно сшить платье?; Куда нужно пойти, чтобы купить лекарство? хлеб?; -Игра «Закончи предложение (употребление В.п. имен существит.: повар варит что?, врач лечит кого?...). | “Шофёр” Качу, лечу во весь опор. Я сам – шофёр. И сам – мотор. (Двигать глазами влево, затем вправо за пальчиком-тренажёром, не поворачивая головы.) Нажимаю на педаль – (Указательный палец поднести к носу и последить за ним взглядом.) И машина мчится вдаль! (Отвести палец далеко вперёд и перевести взгляд на дальнюю точку). “Я взрослый” Цель: закреплять у детей представление о том, что все люди непохожи друг на друга; 2). “Мое будущее” Цель: развивать восприятие образа ровесника по его внешности и индивидуальным особенностям;; 3). “Поварята” Цель: преодолевать трудности в общении, развивать групповую сплоченность; | ||
16 | – | Тема: Транспорт. | - Игра «Кто чем управляет?: самолетом — управляет летчик, машиной — ... (поездом, кораблем ...); - Игра «Скажи наоборот»:отъехал — подъехал, укатил — прикатил, вылетел — залетел; - Игра «Подбери признак»: машина (какая?) — ..., автобус (какой?) — ..., самолет (какой?) — ....; - Игра «Подбери действия к предметам: поезд (что делает?) — ..., самолет (что делает?) — , пароход (что делает?) — …. | 1). “Веселый светофорчик” Цель: положительно влияет на тонкости восприятия; 2). “Ветер и парусники” Цель: развитие ассоциативного мышления и способствует образно воспроизводить свои чувства; 3). “Внимание светофор” Цель: развитие внимания, научить ребенка сравнивать и анализировать, находить решение различных проблем; 4). “Кораблекрушение” Цель: развитие повышения самооценки ребенка, сплочения детского коллектива. “Машины” На улице нашей мчатся машины, Машины-малютки, машины большие. (Растирать ладони друг о друга прямолинейными движениями.) Скорая помощь спешит, грузовик, Мчится пожарная напрямик. Это такси пассажира везёт, Это трамвай, что по рельсам идёт. (На каждое название машины загибать по одному пальцу одной руки, надавливая на него пальцами другой руки.) | ||
17 | – | Тема: Мебель. Квартира | - Игра «Один — много» (образование родительного падежа множественного числа имени существительного): один диван— много диванов, одна кровать... (кресло, шкаф...); - Составить рассказ «Дом, в котором я живу» (произвольный рассказ ребенка). | “За осанкою следим!” Подравнялись. Посмотрели через левое плечо, (Медленно посмотреть налево до упора.) Через правое ещё. (То же направо.) Ровненько стоим, за осанкою следим. (Стоять прямо, плечи развести, смотреть вперёд. ) 1). “Шкаф” Цель: формирование сплоченности коллектива; 2). “Изобрази..” Цель: развитие воображения. | ||
18 | – | Тема: «Одежда, обувь, головные уборы» | Назвать зимнюю одежду, обувь, головные уборы. Подобрать как можно больше признаков к существительному: шуба (какая?) — теплая, пушистая, мягкая ...; шапка (какая?) — ...; валенки (какие?) — ... -Д/игра «Подбери слова» (винительный падеж). Что вяжут? — Шапку, варежки, ... Что шьют? — Пальто, платье, ... Что надевают? — Пальто, свитер, ... Что обувают? — Сапоги, валенки, ... Что штопают? — Чулки, носки, ... Что завязывают? — Шнурки, платок, ... -Д/игра «Магазин» (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными). | “Сапожник” (массаж спины) Дети встают “паровозиком” по кругу и выполняют друг другу массаж спины.) Мастер, мастер, помоги – (Постукивать по спине пальцами обеих рук.) Прохудились сапоги. (Рисовать маленькие круги по спине, энергично надавливая указательными пальцами.) Забивай покрепче гвозди – (Постукивать по спине кулачками.) Мы пойдём сегодня в гости! (Поглаживать спину ладонями.) “Не намочи ноги” Цель: умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации; 2). “Камушек в ботинке” Цель: формировать чувство принадлежности к группе; 3). “Походки” Цель: знание о культуре жеста, возможности выражать свои мысли, чувства при помощи мимики, жестов, движений, осанки, позы. | ||
19 | – | Тема: «Игрушки» | -Д/игра «Магазин» (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными). Составить описательный рассказ об игрушке по следующему плану: Что это? Каков ее внешний вид (величина, цвет, форма)? Из какого материала сделана? Как с ней можно играть? -Упражнение в согласовании существительных с числительными два, две: два мяча, две куклы... (счет вести до пяти). | «Подбери игрушку» Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек. Содержание. В. объясняет детям, что они будут учиться отсчитывать столько игрушек, сколько он скажет. По очереди вызывает детей и дает им задание принести определенное число игрушек и поставить на тот или иной стол. Другим детям поручает проверить, верно, ли выполнено задание, а для этого сосчитать игрушки, например: «Сережа, принеси 3 пирамидки и поставь на этот стол. Витя, проверь, сколько пирамидок принес Сережа». В результате на одном столе оказывается 2 игрушки, на втором-3, на третьем-4, на четвертом-5. Затем детям предлагается отсчитать определенное число игрушек и поставить на тот стол, где столько же таких игрушек, так, чтобы было видно, что их поровну. Выполнив задание, ребенок рассказывает, что сделал. Другой ребенок проверяет, верно ли выполнено задание. «Подбери фигуру» Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал. Материал: у каждого ребенка карточки, на которых нарисованы прямоугольник, квадрат и треугольник, цвет и форма варьируются. Содержание. Сначала В. предлагает обвести пальчиком фигуры, нарисованные на карточках. Потом он предъявляет таблицу, на которой нарисованы эти же фигуры, но другого цвета и размера, чем у детей, и, указывая на одну из фигур, говорит: «У меня большой желтый треугольник, а у вас?» И т. д. Вызывает 2-3 детей, просит их назвать цвет и размер (большой, маленький своей фигуры данного вида). «У меня маленький синий квадрат». | ||
20 | – | Тема: День защитника Отечества. | - Игра «Кто служит в Армии?» (образование имен существительных с помощью суффиксов -чик, -ист): -чик: ракетчик, минометчик, летчик, зенитчик; -ист: связист, танкист, артиллерист; - Игра «Подбери признак»: защитник Отечества (какой?) — смелый, храбрый, отважный ... ; - Ответить на вопрос: «Почему в этот день поздравляют всех мужчин и дарят им подарки?» | Ориентировка в пространстве. #1057;прятать за спину правую руку. 2. Дотронуться до кончика носа левой рукой. 3. Топните правой ногой. 4. Похлопать левой рукой по правому колену. 5. Сделать шаг назад. 6. Прыгнуть вперед. 7. Дотронуться до соседа, который стоит от тебя слева. 8. Выставить правую ногу вперед. 9. Попрыгать на левой ноге. 10. Встать ко мне правым боком. Пальчиковая гимнастика "Тучка, солнышко" - После выполнения задания лётчики ведут самолёты на посадку. Очень важно её выполнить правильно. Диспетчер с лё тного поля дает указания: - красный самолёт посадить в верхний левый угол поля; - синий самолёт посадить в нижний левый угол поля; - желтый самолёт посадить в правый верхний угол поля; - зеленый самолёт посадить в правый нижний угол поля; - белый самолёт посадить в центр поля. Самолеты посажены! Проверяем все ли справились с заданием. (выставляю образец). “Встань по порядку” Цель: помочь каждому ребенку осознать его характерные особенности, дать понять, что каждый ребенок уникален и неповторим; 2). “Помоги раненому…” Цель: развивать чувства сплоченности группы, помогать ребенку поверить в свои силы; 3). Этюд “Представь себе, что ты - солдат” Цель: коррекция негативных характера, развития эмоциональной сферы, закрепление об окружающем мире. ). “СОЛДАТ” (снятие зрительного напряжения) Солдат, как мотылёк, принеси нам ветерок. (Поднести ладони к глазам, моргать ресницами, ощущая “ветерок”.) От ворот – поворот, а потом – наоборот. (Двигать зрачками вправо, а затем влево за пальчиком-тренажёром.) Вей, вей, ветерок, натяни парусок, (Снова моргать ресницами, подставляя ладони рук.) Гони кораблик в ручеёк! (Проследить взглядом движение пальца от ближней точки к дальней.) | ||
21 | – | Тема: «Зима» (обобщение) | Напомнить детям, какие изменения произошли в природе, что происходит с животными и растениями зимой, как звери в лесу переносят холод и голод, как ведут себя птицы зимой; напомнить, какие изменения произошли в природе, что происходит с животными и растениями зимой, как звери в лесу переносят холод и голод, как ведут себя птицы зимой; Дидактическая игра «Когда это бывает?» Дидактическая игра «Подбери признак»: снег (какой?) — ..., мороз (какой?) — ..., сосулька (какая?) — ..., зима (какая?) — .... | |||
22 |
| Тема: Мамин праздник 8 Марта. | - Игра «Назови ласково»: мама — мамочка, мамуля, матушка (бабушка, сестра, тетя); - «Расскажи, как ты помогаешь маме и бабушке» (рассказ из личного опыта ребенка); - Игра «Подбери признак»: мама (какая?) — ... (сестренка, бабушка, воспитательница) | 1). “Имя - цветок” Цель: способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени; 2). “Березки” Цель: формировать у детей умение устанавливать и поддерживать контакты; 3). “Лужа” Цель: развивать навыки общения мальчиков и девочек; 4). “Радуга” Цель: развивать общение детей со сверстниками, формировать о значении взаимопомощи, способствовать саморегуляции и снятию психоэмоционального напряжения у детей. “Почки-листочки” Почки, почки, зелёные листочки, К солнышку тянитесь, солнцу улыбнитесь! (Присесть, затем, медленно вставая, прогнуться, руки выпрямить вверх, ладони наружу, улыбнуться.) | ||
23 | – | Тема: Весна идет. | - Игра «Кто больше назовет действий?» - упражнять в подборе глаголов, соответствующих весенним явлениям природы; - Игра «Весенние слова» -упражнять в подборе определений к существительным; - Игра «Подбери слово» - упражнять в подборе существительных и в правильном согласовании слов: солнечный, веселый ..., ясная, холодная ...; - Прослушивание рассказа «Прощай, зима» и его пересказ по вопросам. | ). “Цветы и пчелки” Цель: развивать навык общения мальчиков и девочек; 2). “Солнечный зайчик” Цель: помочь каждому ребенку осознать свои характерные особенности, предпочтения; 3). “Ромашка с настроением” Цель: способствовать снижению агрессивности и уровня негативных эмоций детей; 4). “Клеевой дождик” Цель: формировать у детей адекватную самооценку. “Бабочка” Бабочка над цветком летает И порхает, и порхает… (Прослеживать взглядом “полёт” бабочки от “цветка к цветку” по кругу за пальчиком-тренажёром сначала в одну, затем в другую сторону.) | ||
24 | – | Тема: Домашние птицы. | - Игра «Кто больше назовет перелетных птиц»; - Игра «Назови домашних птиц»; - Игра «Четвертый лишний» - (закрепление знаний о домашних птицах); - Игра «Один - много»; - Игра «У кого – кто?» (у курицы – цыплята, у утки – утята и т.д.); - Заучивание стихов о птицах. | Игра «Где сидит петушок» (сначала педагог, показывая пример, сажает петушка на стол, потом дети по желанию ставят петушка на любой предмет мебели) игра «Высоко – низко» Пока мы с вами играли, все домашние птицы разбежались по двору, нужно их собрать. Игра «Расставь дом. птиц в клетки» (На столе лежат геометрические фигуры с цифрами от 1 до 5. Нужно поставить на каждую геометрическую фигуру нужное количество птиц). | ||
25 | – | Тема: «Человек. Части тела» | Упражнять в согласовании слов в предложении в роде и числе, в практическом усвоении притяжательных местоимений «мой, моя, мое» (моя рука, мой глаз, мое ухо) -Д/игра Угадай, какой? У мальчика (девочки) голубые глаза – голубоглазый(голубоглазая), карие – кареглазый (кареглазая), зеленые – зеленоглазый(зелено глазая)… - образование относительных прилагательных; - Д/игра «Договори предложение» У Даши светлые волосы, а у Артема темные… | Не замёрзнет наша дочка…” Носик, носик. Греем носик. Лобик, лобик. Греем лобик. Щёчка, щёчка. Греем щёчку. Не замёрзнет наша дочка… (Растирать каждую зону, энергично массируя её.) Дидактическая игра«Найди пару». Цель: закреплять знания детей о частях тела, упражнять детей в подборе одинаковых пластин, сравнивая их поверхности благодаря тактильным ощущениям (с завязанными глазами). Малоподвижная игра «О левой и правой руке». Цель: закрепить знания детей о левой и правой руке, развивать мелкую и общую моторику тела. Смотрите-ка, вот две руки: правая и левая! (вытягиваем руки вперед, показывая) Они в ладоши могут бить – и правая, и левая! (хлопаем в ладоши) Они мне могут нос зажать – иправая, и левая! (по очереди зажимаем нос правой и левой рукой) Ладошкой могут рот прикрыть - иправая, и левая! (прикрываем рот той и другой) Дорогу могут показать – иправая, и левая! (показываем направление то правой, то левой рукой) И с правою, и с левою! (дружеское рукопожатие) И могут ласковыми быть и правая, и левая! Обнимут вас, ко мне прижмут – и правая, и левая! (обхватываем себя руками – обнимаем). | ||
26 | – | Тема: Мой город. Моя улица | - Игра «Назови какой»; - Игра «Подбери признак»: край, город (какой?), улица (какая?); - Составление рассказа о родном городе; - Игра «Один — много» (образование Р.п. мн. числа имени сущ.): один дом — много домов, одна улица... (поселок, город...); - Упражнение в словообразовании с помощью суффиксов - Дом — домик, домишко, домище; - Составление рассказа «Дом, в котором я живу» (произвольный рассказ ребенка). | «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ОТВЕТИВ НА ВОПРОС» Образование сравнительной степени прилагательных. Игра с мячом или любым другим предметом. Этот проспект широкий, а другой ещё … (шире). Этот переулок тихий, а тот ещё … (тише). Эта дорога узкая, а рядом ещё … (уже). Этот дом старый, а другой ещё (старее). Эта площадь большая, а рядом ещё (больше). Этот памятник высокий, а другой ещё … (выше). Д/и «Загадки о городе». Цель: формировать речевые навыки, мышление. Д/и «Найди свой дом». Цель: сформировать у детей знания о своем городе, о месте своего дома в нем, о разнообразии зданий, имеющихся в городе; развивать у детей внимательность, наблюдательность, умение находить свой дом среди нескольких; развивать у детей логическое мышление, речь-доказательство; воспитывать у детей интерес к родному | ||
27 | – | Тема: Земля – наш общий дом. Космос. | - Подобрать родственные слова к слову космос (космический, космонавт); - Составить предложение из слов. Ракета, космос, лететь, в.; - Игра «Подбери признак»: космонавт (какой?) — ....; - Пересказ рассказа «Почему солнце всходит и заходит». | Игра «Волшебные слова»Цель: развитие внимания, мыслительных процессов, двигательной памяти. Ребята, а знаете ли вы «волшебные» слова? А почему они волшебные? (ответы детей). Да, «волшебные» слова показывают ваше уважение к человеку и вашу воспитанность. Сейчас я вас попрошу выполнять разные движения, которые я буду вам показывать, но с одним условием: я должен сказать: «пожалуйста». Если вы не услышите этого слова, то движение за мной не повторяете. Давайте потренируемся: поднимите, пожалуйста, руки вверх. (дети поднимают руки) А теперь поднимите руки вверх. Молодцы, ручки никто не поднял. Итак, начинаем Поднимите, пожалуйста, правую ручку вверх. — Поднимите левую ручку вверх. — Подайте, пожалуйста, друг другу руку. — Присядьте, пожалуйста. — Поверните голову влево. — Закройте глаза. — Попрыгайте, пожалуйста. — Улыбнитесь, пожалуйста, мне. | ||
28 | – | Тема: «Цветы» | Отгадать загадку. © Нарядные сестренки весь день гостей встречают, медом угощают. (Цветы) -Д/игра «Подбери признак» (согласование прилагательных с существительными): одуванчик (какой?) — ... , мать-и-мачеха (какая?) — ... , незабудки (какие?) — .... -Упражнение для пальчиков. (Наши алые цветы распускают Плавно расжать пальцы.лепестки, Ветерок чуть дышит, лепестки колышет). -Дидактическая игра «Чей лист, чей цветок» (узнавание цветов по их отдельным частям с натуры). | 1). “Цветы и пчелки” Цель: развивать навык общения мальчиков и девочек; 2). “Цветик - семицветик” Цель: формировать у детей адеватную самооценку; 3). “Заяц и одуванчики” Цель: учить детей позитивным способам общения со сверстниками. Одуванчик” Как воздушный шар на ножке, Одуванчик у дорожки. Одуванчик – шарик белый. Дунул я. И улетел он! (Сделать спокойный вдох, не поднимая плеч, и продолжительный выдох: “Ф –ф -ф-ф-ф…”)“ Цветок - имя” Цель: способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени; 2). “Переложи 1 палочку, чтобы домик был перевернут в другую сторону” Цель: развитие логичности и обоснованности мыслительных | ||
29 | – | Тема: «Насекомые» | Д/игра «Закончи предложение» (Муравей сидел около…, Жук спрятался под…, Гусеница сидела на…) Д/игра «Подбери признак»; Д/игра «Угадай, что здесь лишнее?»; Д/игра «Бывает – не бывает»; Прочитать басню И. Крылова «Стрекоза и муравей». Составить сравнительный рассказ о муравье и стрекозе. | ). “Бабочки и слоны” Цель: развитие выразительности движений, пантомимики; 2). “Жужа” Цель: активизация группы, снятия общей коллективной агрессии; 3). “Игра с муравьем” Цель: снятие психомышечного напряжения. “Улитки” Улитки ползут, свои домики везут. Рожками шевелят, на рыбок глядят. (Указательными пальцами растирать крылья носа и массировать ноздри сверху вниз и снизу вверх.) | ||
30 | – | Тема: «Моя страна - Россия» | Расширять представление детей о России. Где он живет, как называется столица России? Объяснить понятие что такое столица? Как называется город в котором мы живем? В честь кого назван город, чем он знаменит; Упражнение в словообразовании с помощью суффиксов. Дом — домик, домишко, домище. Город — городок, городишко, городище. -Упражнение для пальчиков «Дом и ворота». | |||
31 | – | Тема: «День Победы» | Активизировать словарь по теме; - Подобрать синонимы: смелый — храбрый, отважный, геройский ... ; - Подобрать антонимы: смелый — трусливый, сильный – слабый…; - Подобрать родственные слова: герой - геройский, героический ...; защита -защитник, защищать, защищенный; - Составление рассказа о Дне Победы. | ). “Встань по порядку” Цель: помочь каждому ребенку осознать его характерные особенности, дать понять, что каждый ребенок уникален и неповторим; 2). “Помоги раненому…” Цель: развивать чувства сплоченности группы, помогать ребенку поверить в свои силы; 3). “Военные действия” Цель: развитие адекватной самооценки. “Чей силуэт?” Цель: развитие зрительно – пространственной ориентировки, воображения; 2). “Путаница” Цель: развитие зрительного внимания и памяти. | ||
32 | – | Тема: «Подводный мир. Рыбы» | - Игра «Сосчитай рыбок» (согласование имен сущ. с числительными): одна рыбка, две рыбки, три рыбки, четыре рыбки, пять рыбок; - Игра «Выбери нужное действие» (понимание значений глаголов с приставками): Рыбка к камню... (отплыла, подплыла), рыбка от берега... (переплыла, отплыла). | 1). “Рыбки” Рыбки плывут, плавничками гребут. (Моргать ресницами.) Влево, вправо поворот, а потом наоборот. (Двигать глазами вправо, влево, не поворачивая головы, за пальчиком-тренажёром.) “Положи картинки на свое место” Цель: развитие кругозора, словарного запаса; 2). “обведи цветок по контуру” Цель: развитие тонкой моторики рук. “Рыбки в сети” Цель: развитие навыков совместных действий; “На рыбалке” Цель: тренировка мимики и пантомимики, выразительности и образности движений | ||
33 | – | Тема: «Весна» (обобщение) | - Игра «Большие-маленькие» (гриб – грибочек, белка – белочка, орех – орешек, ветка – веточка, сук – сучок, боровик – боровичок…); - Игра «Отгадай дерево» (кудрявая, белоствольная, с сережками… - береза)…; - Игра «Лес какой?» (березовый, сосновый, кедровый, еловый, смешанный); -Игра «Назови лишнее слово» (бельчонок, зайчонок, котенок, волчонок; зебра, бегемот, лиса, тигр…). | “Цветы и пчелки” Цель: развивать навык общения мальчиков и девочек; 2). “Солнечный зайчик” Цель: помочь каждому ребенку осознать свои характерные особенности, предпочтения; 3). “Ромашка с настроением” Цель: способствовать снижению агрессивности и уровня негативных эмоций детей; 4). “Клеевой дождик” Цель: формировать у детей адекватную самооценку. “Бабочка” Бабочка над цветком летает И порхает, и порхает… (Прослеживать взглядом “полёт” бабочки от “цветка к цветку” по кругу за пальчиком-тренажёром сначала в одн Палочки” Цель: развитие логичности и обоснованности мыслительных действий; “Разложи по порядку и составь рассказ” Цель: развитие логического мышления, умение мыслить последовательно и замечать непоследовательность в суждениях; 3). “Найди ошибку” Цель: умения устанавливать закономерность.у, затем в другую сторону.) | ||
34 | – | Тема: «Скоро лето!» | - Игры «Подарим подарки», «Верификация предложений», «Добавь предлог»; - Игра «Кто скажет иначе» - упражнение в подборе синонимов; - Игра «Закончи предложение»; - Игра «Назови слово» (слово-признак, слово-действие, слово-предмет); - Игра «Назови пятый цвет радуги…»; - Игра «Вырастим цветок на полянке». | 1). “Ожившая картинка” Детям предлагается рассмотреть картинку ( “Дети в школе”), найти место своего персонажа (роли распределяет ведущий) и изобразить его так, как он нарисовал на картинке, в пространственном соотношение с другими персонажами. Роли, которые получают дети, могут быть и одушевленными, и неодушевленными ( дети, парта, Инсценировка текста по теме. Цель: развитие мимики и пантомимики, эмоциональности движений. “Нарисуй фигуру двумя руками” Цели: развитие пространственно – ориентации; 2). “Непорядок” Цель: развитие внимания; 3). “Найди букву” Цель: развитие внимания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие педагога психолога и учителя логопеда при организации социализации детей в группе сверстников с речевыми нарушениями
Тема: Социализация детей с нарушениями речи в условиях детского сада Дошкольный возраст – период интенсивного развития личности ребенка. В работах Л.С. Выготск...
Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в ДОУ
В данной статье вы можете узнать о совместной работе педагога-психолога в ДОУ....
Статья "Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в ДОУ"
Статья о совместной работе учителя-логопеда и педагога-психолога....
Кружок "Любознайки" по лексическим темам.Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в группах компенсирующей направленности
Кружок "Любознайки" по лексическим темам. Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в группах компенсирующей направленности...
"Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в работе с детьми с ОВЗ с применением квест технологии"
У детей, имеющих речевые нарушения, наблюдаются проблемы в социально-коммуникативной и познавательной сфере. Таким образом, очевидна актуальность взаимодействия логопеда и психолога. Квест - это ...
"Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в работе с детьми в дошкольном образовательном учреждении"
Взаимодествие педагога-психолога и учителя-логопеда в работе с детьми в ДОУ, очень важный момент в деятельности двух специалистов. В данной статье можно прослеть взаимосвязь между психологом и логопед...
Конспект по ПДД для логопедической группы при взаимодействии педагога-психолога и учителя-логопеда.
Данный материал будет полезен для педагогов-психологов, учителей-логопедов и воспитателей детского сада, как работающих с детьми ОВЗ, так и с детьми общеразвивающих групп. Использование материала поле...