Проект «Организация исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»
проект (старшая группа) по теме

Кондратенко Юлия Васильевна

         Проведенный анализ «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой по разделам «Ребенок и окружающий мир. Предметное окружение» и «Явления общественной жизни. Природное окружение» показывает, что вопрос о методике организации детской исследовательской деятельности остается открытым, поскольку концентрируется лишь на создании картотеки опытов и экспериментов. Исследовательская же деятельность предполагает возникновение мотива, постановку цели, планирование, реализацию процесса по её достижению, получение результата и его анализ с рефлексией.  Использование же элементарных опытов учитывает лишь элементы планирования и выполнения опыта, анализ результатов и, в некоторых случаях, элементарную рефлексию. Цели, как правило, ставятся педагогом, в результате чего осознания проблемы не происходит. Таким образом, исследовательской деятельности нет. У детей формируется общее представление о некоторых явлениях и эффектах, но нет системного понимания их сути, которое строится на способности устанавливать причинно-следственные связи и на их основе делать выводы и умозаключения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx41.4 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Организация исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

 

Постановка проблемы.

 

         Проведенный анализ «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой по разделам «Ребенок и окружающий мир. Предметное окружение» и «Явления общественной жизни. Природное окружение» показывает, что вопрос о методике организации детской исследовательской деятельности остается открытым, поскольку концентрируется лишь на создании картотеки опытов и экспериментов. Исследовательская же деятельность предполагает возникновение мотива, постановку цели, планирование, реализацию процесса по её достижению, получение результата и его анализ с рефлексией.  Использование же элементарных опытов учитывает лишь элементы планирования и выполнения опыта, анализ результатов и, в некоторых случаях, элементарную рефлексию. Цели, как правило, ставятся педагогом, в результате чего осознания проблемы не происходит. Таким образом, исследовательской деятельности нет. У детей формируется общее представление о некоторых явлениях и эффектах, но нет системного понимания их сути, которое строится на способности устанавливать причинно-следственные связи и на их основе делать выводы и умозаключения.

Кроме того, долгое время в дошкольном  образовании преобладал такой метод обучения как объяснительно-иллюстративный, посредством которого дети усваивают готовые знания и воспроизводят уже известные им способы деятельности, так как педагог сообщает готовую информацию и готовый образец действий. Стремясь сделать благое дело – научить, мы, часто не обращая внимания на природную исследовательскую потребность ребенка, фактически сами препятствуем развитию детской любознательности. В итоге учебная деятельность превращается в скучную повинность.

В нашей группе традиционно проводятся занятия по ознакомлению детей с окружающим миром, развитию речи, развитию математических представлений и другие.  Они строятся в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Но показатели мониторинга уровня развития детей по данным направлениям были не достаточно высоки: высокий уровень составляет 18,7%, а средний — 76%.

Результаты  же ежегодных  обследований детей подготовительных групп по «Готовности к школьному обучению» на начало учебного года в течение последних трех лет, проводимых психологом  нашего ДОУ, позволяют сделать вывод о среднем уровне развития познавательных процессов и умственного развития детей. Это подтверждается результатами обследования детей по всем видам деятельности, проводимых воспитателями подготовительных к школе групп: у детей к возрасту 6 лет не достаточно развит интерес к приобретению новых знаний. (См. приложение № 1).

С введением федеральных государственных требований в систему дошкольного образования меняются требования и к самому воспитателю, к методам обучения и воспитания дошкольников. К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:

- уметь видеть проблему и ставить вопросы;

- уметь доказывать;

- делать выводы;

- высказывать предположения и строить планы по их проверке.

Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь исследовательский метод наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям воспитания и обучения.

В дошкольном возрасте во время проведения занятий дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Это – исследовательское обучение, так как оно направлено на развитие у ребенка умений и навыков научного поиска, на воспитание истинного творца. А это значит, что исследовательская деятельность должна быть свободной, практически нерегламентированной какими-либо внешними установками или временем.

Следовательно, необходимо искать новые пути для полноценного  развития познавательной активности детей. С этой целью были изучены и систематизированы материалы соответствующей методической литературы по теме «Детское исследование». За основу работы взяты методы и приемы исследовательского обучения, предлагаемые А.И.Савенковым Методика исследовательского обучения.

Цели и задачи проекта.

 

Для решения обозначенной выше проблемы в работе с детьми старшего дошкольного возраста мы определили следующую цель проекта:

- развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей.

В соответствие с поставленной целью были определены и задачи проекта:

1. Организовать предметно-развивающую среду.

2. Обучить детей умениям и навыкам исследовательского поиска.

3.  Развить умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни.

4. Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников.

 

Описание проекта.

 

Актуальность.

 

 Актуальность данного проекта – развитие познавательного интереса  через развитие исследовательского поведения ребенка. «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А.И.Савенков). Следовательно, необходимо увеличивать долю исследовательских методов обучения в  образовательном процессе.

Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка-дошкольника. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у дошкольников и о недостаточной ее разработанности в плане развития ребенка.

Предлагаемый проект содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в общую сетку занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Именно этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности (целой группой, в парах или тройках). И, что не мало важно, проект учитывает совместную познавательно-поисковую деятельность детей, педагогов и родителей. 

         Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Объект исследования: исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы МБДОУ «Солнышко»

Предмет исследования: внедрение методов исследовательского обучения в образовательный процесс.

Проблема исследования: каково влияние методов исследовательского обучения на качество подготовки детей к обучению в школе.

Гипотеза: использование методов исследовательского обучения в образовательной практике способствует развитию познавательных процессов и повышению умственных способностей детей. 

 

Методы достижения поставленных целей и задач.

 

          Использование методов исследовательского обучения будет эффективным при реализации следующих условий.

Условия:

1. При выявлении результатов диагностирования детей и выяснении условий для проведения исследовательской деятельности.

2. При системном внедрении методов исследовательского обучения в образовательную и свободную деятельность детей.

3. При развитии у детей интереса к поисковой активности. 

        

 Ресурсы проекта

В реализации проекта принимают участие воспитатели старшей (затем подготовительной к школе) группы, воспитанники группы и их родители.

           Среди педагогов – участников проекта: педагог-психолог, учитель-логопед, владеющие педагогическими технологиями. Все участники проекта могут использовать в своей практике Интернет-ресурсы.

         Для осуществления проекта имеется следующая материально-техническая база:

-компьютер с подключением к Интернет-ресурсам;

-принтер;

-ксерокс.

 

Этапы реализации проекта: осуществляются в течение всего учебного года под наблюдением психолога и воспитателей группы (фиксировать результаты наблюдений и обеспечивать психологическую поддержку детей).

В качестве основной линии работы мы выделяем работу по формированию и развитию умений и навыков исследовательского поиска у детей старшего дошкольного возраста. Этому будут способствовать специально организованные занятия: занятия-тренинги, собственно исследования, «научные» доклады.

С целью мониторинга воспитатели группы будут вести наблюдения за детьми по выявлению исследовательских способностей. Динамика развития ребенка будет вносится в диагностическую карту посредством отметок в определенные периоды времени: начало, середина и конец учебного года.

1 этап:

Предварительная подготовка:

- экскурсии и целевые прогулки;

- наблюдения за объектами и явлениями природы;

- беседа «Мой мир – какой он?»;

- рассматривание иллюстраций в книгах с научным содержанием, детских энциклопедиях;

- знакомство с материалами мини-центра «Опыты и эксперименты»;

- тренинг по активизации исследовательского поведения. 

2 этап:

Практическая часть:

Центр «Хочу все знать»:

- проведение занятий, в основе которых лежат методы исследовательского обучения.

- чтение художественной литературы («Большая энциклопедия для дошкольника», энциклопедия «Все обо всем»);

- эвристические беседы по изучаемым темам.  

Клуб знатоков «Я познаю мир»:

- обобщение опыта по разрабатываемым темам (составление докладов);

- мониторинг (презентации научных работ).

Игровой центр:

- игры словесные;

- развивающие игры и упражнения.

Мини-центр «Опыты и эксперименты» (экспериментальный уголок):

- изготовление макетов: горы, вулканы;

- копилка «нужных ненужных» вещей;

- плановые опыты;

- опыты из серии «Открытие дня» (проведение опытов, необходимость в которых возникает при эвристических беседах);

- оформление альбомов по лексическим темам, по проведенным опытам и экспериментам (в виде зарисовок и фотографий).

Важным для нас является вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс и развитие с ними партнерских отношений. В связи с этим нами организованы мероприятия, которые помогают понять родителям их значимость и важность в формировании исследовательской культуры дошкольников.

Взаимодействие с семьей:

- анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»

- домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала;

- акция «Вместе с ребенком» (еженедельно);

- привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе;

- родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности» с посещением открытых занятий клуба знатоков «Я познаю мир»;

- поощрение в виде «Благодарственного письма» родителям и «Медали «Хочу все знать!» ребенку;

- консультации на тему: «Движущие силы исследовательского поведения ребенка», «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»;

- индивидуальные консультации по осуществлению акций;

- оформление наглядной информации в родительском уголке.

3 этап:

Результат проектной деятельности:

- мониторинг;

- открытые занятия на родительском собрании (ноябрь, май);

- открытое занятие для педагогов (январь);

- выставка работ «Генеалогическое древо» (октябрь);

- фотовыставка «Хотим все знать» (май);

- выставка детских рисунков «Моя научная работа» (апрель).

 

Специфика организации воспитательно-образовательного процесса.

 

После проведения диагностического обследования детей и обоснования условий для проведения исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, разрабатывается перспективный план работы.  Первоначальный этап работы, который заключается в предварительной подготовке детей старшего дошкольного возраста к проведению исследовательской деятельности, предполагает знакомство детей с оборудованием и материалами мини-центра «Опыты и эксперименты», их назначением. В данном мини-центре имеются:

- приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;

- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;

- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;

разные виды бумаги;

- красители: гуашь, акварельные краски;

- медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

 Далее идет ознакомление детей с миром удивительной литературы познавательного характера (книги, наборы открыток, альбомы), выяснение их ценности. Ставится задача – пополнить и разнообразить  «Мини-центр» в течение учебного года.

Затем, следующий этап (практический)  - занятия по приобретению детьми специальных знаний (тематического словаря научного характера) и развитию у них специальных умений и навыков исследовательского поиска. Для этого проводятся занятия-тренинги, предложенные А.И.Савенковым (с добавлением нескольких своих игр и упражнений). Целью этих занятий является введение ребенка в исследовательскую деятельность. Здесь ребенок учится делать выбор интересующей его темы, строить план действий, общаться со сверстниками и взрослыми, искать и собирать информацию, систематизировать ее и выступать с докладом. Также занятия-тренинги способствуют тому, что дети становятся увереннее в себе, научаются слушать и слышать друг друга.   Такой вид работы проводится в свободное время - в утреннее или вечернее время, между занятиями, на прогулках - со всей группой или в индивидуальной форме. Одновременно планируются целевые прогулки, экскурсии, кратковременные и долгосрочные наблюдения за объектами живой и неживой природы. Еженедельно проводятся беседы, которые направлены на развитие детской любознательности, потребности в новых знаниях.. Такая работа позволяет выявить детей активных, любознательных, способных на креативное мышление. Затем из группы таких детей создается клуб знатоков «Я познаю мир». (В течение года эта группа предполагает неизбежное расширение). Далее проводятся занятия по познавательному циклу, разработанные с применением методов исследовательского обучения. На этих занятиях присутствуют дети все одновременно или по подгруппам (в соответствии с сеткой занятий). Ценность таких занятий состоит в увлекательном совместном приобретении детьми знаний путем собственных поисков необходимой информации по предложенной теме. Программное содержание  занятий позволяет максимальное внедрение методов и приемов, которые активизируют использование сохранных анализаторов детей, что очень важно для наших детей. Ведь чувственное познание окружающего принято считать начальной ступенью познания. Дети, живя в мире предметов, человеческих отношений, стремятся их понять, раскрыть с помощью своих чувств. Поэтому, участие в исследовательской деятельности, особенно в экспериментальной её части, помогает нашим детям проникать вглубь объектов – живых и неживых, а также помочь осознать их внутренние свойства и отношения. В этом большую помощь оказывает психолог, которая на своих занятиях, по возможности, предварительно обследует с детьми те предметы или объекты, которые впоследствии будут подвергаться исследованию на специальных занятиях. В свою очередь, чувственный опыт детей прочно связан с речью, следовательно, способствует выполнению еще одной поставленной задачи в данном проекте - развитию  коммуникативных способностей детей. И еще одно немаловажное обстоятельство: на подобных  занятиях большое внимание в виде похвалы уделяется закомплексованным, неуверенным в себе, детям, чей интерес к поисковой деятельности несколько снижен. Таким образом, активизируется их дальнейшее участие в совместной  работе и постепенно развивается чувство самоуважения. В результате дети становятся более смелыми, постепенно раскрывают свои естественные таланты: умение слушать, говорить, просто общаться. А это в свою очередь служит гарантом саморазвития личности, они учатся по-своему мыслить,  доказывать, спорить и т. д. Таким образом, выполняется главная функция исследовательского поведения – функция развития.  После проведения нескольких совместных занятий по познавательному циклу можно начинать работу клуба. В клубе знатоков дети самостоятельно выбирают тему для исследований по предложенным картинкам (например, с изображениями воды, света, воздуха, вулканов, звуков, молока и т.д.). Совместно обговаривают план работы по понравившейся теме и устанавливают примерный срок выполнения. Далее в течение определенного времени «знатоки» занимаются самостоятельным поиском информации, иллюстраций, материалов для проведения экспериментальной части работы. Главные исследователи вместе с «научным руководителем» (воспитателем) обрабатывают собранный материал, проводят занятие по исследованию выбранного объекта  и назначают время для доклада. Выступающие с «научным» докладом, дети надевают мантию и академический головной убор. Вся атрибутика создает атмосферу таинственности и важности всей проводимой работы, некоторое приобщение к миру взрослых. Конечным результатом работы по теме становится папка (альбом) с иллюстрациями, с зарисованными опытами и, конечно, самое главное в ней – сам доклад, записанный в виде символов.

Исключительно большая роль в проведении такой огромной работы отводится родителям. Они являются важным и неотъемлемым звеном данного проекта. Поэтому очень важно в начале года провести родительское собрание, на котором заслушивается консультация «Движущие силы исследовательского поведения детей», цель которой заинтересовать родителей в поддержке данного проекта и всемерно оказывать помощь детям и педагогам. Их задачей является всемерное, безотказное содействие своим детям в поиске информации, иллюстраций по изучаемым темам. А также чрезвычайно важно проведение еженедельных акций «Вместе с ребенком», которые предполагают тесный контакт родителей с детьми, ориентируют их на эмоционально-познавательное общение. Следовательно, такое взаимодействие с родителями благотворно влияет на психологическое развитие ребенка и, как следствие, дает большие возможности для повышения уровня его познавательных способностей.

После проведения такой плодотворной исследовательской работы целесообразно в конце учебного года устроить выставки детских работ «Моя научная работа», фотовыставки «Хотим все знать». А также непременно отметить активность и поощрить каждого участника клуба «Медалями «Хочу все знать!», а родителей «Благодарственным письмом за поддержку своего ребенка в исследовательской работе» от научного руководителя (воспитателя группы)  Клуба знатоков «Я познаю мир».

 

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

 

          Воспитательно-образовательный процесс в нашем дошкольном учреждении строится на использовании комплексной программы «Программа воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Формирование экологической культуры представлено:

О.А. Соломенникова. Экологическое воспитание.- М., 2008.

 

Представление образовательных результатов.

 

Представления образовательных результатов происходят:

- на родительских собраниях;

- во время проведения индивидуальных бесед с родителями;

- на педагогических советах, а также семинарах, МО.

 

 

Мониторинг.

 

Мониторинг осуществляется воспитателями 3 раза в год (в начале и конце учебного года со всеми детьми, в середине года с детьми, показавшими низкий уровень развития во время проведения мониторинга в начале учебного года) и имеют качественную оценку. Педагоги заполняют диагностические карты, отражающих уровни сформированности умений и навыков исследовательской деятельности дошкольников по следующим критериям: сформирован, не сформирован, формируется. Диагностика основана на методе наблюдений за действиями детей во время проведения исследовательской деятельности как на специально организованных занятиях, так и в свободной деятельности. (Приложение №1)

 

Связь со специалистами.

 

Для достижения более эффективных результатов ведется работа в системе с другими специалистами ДОУ:

- педагог-психолог (проводит консультации, беседы с детьми, на своих занятиях, по возможности, предварительно обследует с детьми те предметы или объекты, которые впоследствии будут подвергаться исследованию на специальных занятиях);

-    учитель-логопед, который работает с детьми не только по устранению дефектов речи, но и над коммуникативной ее стороной;

- посещение автором проекта открытых занятий, семинаров по исследовательской деятельности старших дошкольников.

 

Ожидаемые результаты.

В связи с поставленными задачами предполагаются следующие результаты:

- в отношении детей:

* умение слушать;

* умение обратиться к взрослому с вопросом;

* умение ребенка отвечать на вопросы;

* умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов необходимых для исследований по определенной тематике;

* умение обрабатывать собранный материал;

* умение представить доклад;

- в отношении родителей:

* повышение педагогической компетентности в вопросах организации и проведение исследовательской деятельности;

* повышение вовлеченности родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Эффективность работы по данному проекту нами будет отслеживаться по следующим критериям:

- в отношении детей:

* через их совместную работу по поиску и сбору информации;

* по умению анализировать и систематизировать информацию;

* по умению общаться со сверстниками и взрослыми;

- в отношении родителей:

* через повышение родительской активности и заинтересованностью воспитательно-образовательным процессом;

* через активное участие в предлагаемых формах работы.

 

Заключение

         В ходе проекта дети учатся совместно работать, искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться со сверстниками, родителями и сотрудниками ДОУ, выступать с докладами. Все это в полной мере способствует саморазвитию личности каждого ребенка, воспитанию в нем целеустремленности и самоуважения. У родителей непременно появляется уверенность в своих детях, потому что они видят их еще с одной стороны: как активных творцов, способных добиваться поставленной цели. Следовательно, в школе эти дети, при определенной помощи родителей, способны достичь высоких результатов.  

         Начальный опыт работы по проекту позволяет сделать вывод об его эффективности и возможности  использования в дальнейшей работе. Такой вывод делается исходя из результатов обследования детей, проводимых воспитателями группы и педагогом-психологом ДОУ, в конце предыдущего учебного года. Сравнение диаграмм результатов обследования показывает, что гипотеза, поставленная в данном проекте, полностью подтверждается. (См. приложение).

Таким образом, включение методов исследовательского обучения в образовательный процесс, систематическое проведение разработанных мероприятий, а также согласованная совместная работа воспитателей, родителей и педагога-психолога способствуют качественной подготовке детей к обучению в школе.

В дальнейшем в работе с детьми планирую ввести методы и приемы исследовательской работы в занятия по ФЭМП. В первую очередь это будут занятия по ознакомлению с цифрами и составом чисел до 10, так как именно эта часть работы по ФЭМП вызывает у определенной группы детей трудности в усвоении данного материала. Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности.

Итак, мы пришли к выводу, что внедрение исследовательских методов в образовательный процесс детского сада - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

Диагностическая карта по выявлению исследовательских умений

(группа № 6)

 

№/

п

ФИ ребенка

Начало года

Середина года

Конец года

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1-     умение слушать

2-     умение видеть проблему

3-     умение выдвигать гипотезу

4-     умение обратиться с вопросом

5-     умение отвечать на вопросы

6-     умение осуществлять поиск информации, иллюстраций и другим материалов, необходимых для исследований

7-     умение обрабатывать материал (делать выводы)

8-     умение представить доклад

Критерии оценивания:

+ - сформировано;

- - не сформировано;

* - формируется.

 

 

 

 

Список литературы

 

1.     Башорина Ю.В. Развитие исследовательской деятельности у старших дошкольников в процессе формирования представлений о величине и ее измерении .

2.     Гин А. Задачки – сказки от кота Потряскина. – М.: Вита-Пресс, 2002

3.     Гин А.А. Приемы педагогической техники. - М.: Вита-Пресс, 1999

4.     Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.

5.     Журнал Дошкольное воспитание №6, 2007.

6.     И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.

7.     Концепция дошкольного воспитания

8.     Паршукова, И.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду / Н.Л. Паршукова // Дошкольная педагогика. – 2006. - № 1.

9.     Савенков А.И. Методика исследовательского обучения.

10.Т.А. Сидорчук. Базовые алгоритмические действия, используемые при работе с разными типами творческих задач (для воспитателей ДОУ

11.Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.

 Федеральные государственные требования к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста»

проект «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области познание, познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Чистая вода»Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество.Задачи:Образовательные:1.      Учить ставить ...

проект Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста

Создание  условий для развития ребенка в познавательно-исследовательской деятельности....

Сценарный план непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Материал направлен на развитие умений детей старшего дошкольного возраста решать элементарные арифметические и логические задачи, с применением блоков Дьенеша....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познавательное развитие", познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Чистая вода».

Задачи:Образовательные:-учить ставить перед собой цель, планировать свою работу;-совершенствовать умение общаться со сверстниками во время опытов;-закреплять в речи детей слова: водопровод, авария.Раз...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Традиции чаепития»

Цель: расширять представления детей о многообразии традиций чаепития в разных странах.Программные задачи:  Образовательные:познакомить с историей чая,  чайными  церемониями  разных...