СТАНОВЛЕНИЕ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ МОРДОВСКИХ ПОСЛОВИЦ
по теме

Арютина Ирина Евгеньевна

Доклад для воспитателей из опыта работы.

 

И. Е. Арютина

СТАНОВЛЕНИЕ  РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ

МОРДОВСКИХ ПОСЛОВИЦ

    Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования умственного потенциала и твердого характера,  поскольку  именно в этом возрасте у ребенка формируется отношение к миру.  Для воспитания дошкольников мы широко используем работе пословицы родного края.  Пословица-мудрость народа, способствует комплексному воздействию на личность, духовному, нравственному, эстетическому, так  как несет в себе общечеловеческие  эмоции  и нравственные  ценности, освоение , которого будет способствовать накоплению у детей национально-своеобразный представлений о родном народе, но и познавательному развитию  дошкольной личности.

Чувство окружающих людей, вещей, создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, побуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. В раннем детстве дети живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения. Главную роль в  воспитании дошкольников играет педагог, который способен не только основать прочный фундамент  развитой личности, но и заложить подлинное мировоззрение человека.

Большинство старших дошкольников совершенно не имеют представление о пословицах и поговорках. Запас знаний малых фольклорных жанров у детей очень скуден.

С целью устранить это пробел детям рассказывается, что такое пословицы и поговорки.  Пословицы и поговорки возникли очень давно. В те далекие времена люди еще не знали о самолетах и ракетах, о поездах и пароходах.  Тогда же появились пословицы и поговорки и у каждого народа они свои  особенные. Их очень много и они рассказывают о разных людях: правдивых и лживых,  трудолюбивых и ленивых, смелых и трусливых. Были сложены пословицы о природе, труде жизни людей. Использовать  пословицы  родного края – это приобщать  детей  к национальной человеческой мудрости и в этом состоит их большое педагогическое значение.

Известно, что никто не вспоминает пословицы так, без повода и причины. Они всегда приходят на память в разговоре, к случаю. Умение ребенка применять известные пословицы в определенных ситуациях также свидетельствует о влиянии малых фольклорных жанров на его умственное развитие. Важно научить детей понимать смысл пословиц. Стремясь понять их значение, ребенок рассуждает, мыслит, опираясь на свой жизненный опыт.

Например, перед старшими дошкольниками поставлена задача: навести порядок в игровом уголке и на полках с игрушками. Работа была распределена между детьми так, чтобы без дела никто не остался. Некоторые убирали шкаф с игрушками, другие дети проверяли состояние настольно-печатных игр, лото, шашек. Однако не все дети приступили к выполнению задания. На вопрос, почему он не трудится вместе ответ: «А что мне делать? Так скучно». Воспитатель: «Не будет и скуки, коль заняты руки. Ты поработай, выполни свое задание, тогда и не будет скучно». Воспитатель: «А вот тем, кто сегодня старался, я могу сказать: «Кончил дело – гуляй смело!»

Для закрепления пословиц формы работы могут быть различные, например:

Игры соревнования «Кто больше скажет пословиц».

Дидактическая игра: «Один начинает, другой продолжает». «Продолжи пословицу»: воспитатель говорит начало, а дети продолжают.

Можно предложить детям подбирать пословицу по смыслу: о честности, храбрости, о Родине, о матери, о труде.

Можно раздать иллюстрации, а дети должны назвать подходящую пословицу. Например, на картинке женщина с ребенком – «Мачеха ласкова языком, да заставляет ходить босиком». «Какова мать, такова и дочь».

Нарисуй пословицу. Каждый ребенок рисует свою пословицу, Показывает рисунок , называя пословицу дети запоминают.

Найди пары близких по смыслу пословиц.

Найди лишнюю пословицу.

В работе пословицы, надо выбирать такие, чтобы их смысл можно было проверить путем наблюдений, в ходе беседы , постановке опытов и т.д. Например, дети могут понять смысл следующих выражений только в ходе наблюдений.

«Весна богата солнцем,

Осень - хлебом».

«Что в книге прочитаешь, то и узнаешь».

А чтобы понять суть некоторых половиц, надо поставить опыты.

Для «проверки» пословицы «По семенам всходы» дети проводят два опыта. Первый позволит им убедится в том ,что из разных семян вырастают разные растения: по  форме, величине и т.д.  В этом смысле, данная пословица перекликается с другой - «От яблони родится яблоко, от ели – шишка ». Второй опыт показывает, что всходы зависят от качества семян. В этом смысле разбираемая пословица аналогична другой –« От   худого семени не жди доброго племени».

       Пословицы и поговорки произносятся  выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, утверждением и т. п., а также сопровождаются жестами и мимикой. Выразительность интонации и жесты помогают осмыслить суть пословицы и побуждают детей к желаемому поступку.

      Пословицы используются в любой ситуации. Собираясь на прогулку, напоминать  медлительному ребенку: «Семеро одного не ждут», а если кто-то оделся неаккуратно: «Поспешишь – людей насмешишь».  На занятии напоминаю: «Что твердо запомнишь – век не забудешь», « Без ошибок не научишься». При закреплении материала: « Урок забудешь, ругать себя будешь». Если во время ответа ребенок дал неверный ответ, можно помочь такими словами: «Сумел ошибиться – сумей и поправиться»,  «Вначале  подумай, потом слово скажи», «Что не по душе, о том не говори».  

      Если кто-то во время занятия отвлекается, в зависимости от ситуации можно сказать: «Языком – впереди всех, в работе – позади всех», «Дело не сделаешь – хорошего не увидишь», «Звону много, да толку мало».

На наш взгляд, мордовская народная пословица положительно влияет на восприятие детей. Результаты работы укрепили нас в мысли, что необходимо чаще использовать полюбившиеся  народные изречения мордвы, которые вызывают у малышей положительные эмоции. Дети постепенно открывают свой внутренний мир. Пословица помогает повышать речевую активность. Оказывает большое влияние на поведение ребенка, успокаивает его, настраивает на хороший лад.

Мордовскую пословицу можно использовать на занятиях по формированию элементарных математических представлений, по изобразительной деятельности, в сюжетно-ролевых играх, в процессе формирования культурно-гигиенических навыков.

Таким образом, приобщение ребенка к национальной культуре носит воспитательно-образовательный характер. Дети осознают свою собственную культурную принадлежность, воспитываются в духе уважения к ценностям мордовского народа.

 

Литература:

1.Большакова, М. Фольклор в познавательном развитии./ М.Большакова.       Дошкольное воспитание№9,2004-127с.

                2.Самородов, К.Т. Мордовские пословицы и присловия /  К .Т.Самородов

                 Мордовское книжное из-во.1968.-88с.

                3.Седова, Л.В.Мордовские пословицы, поговорки, приметы и загадки:   

                     поэтич. Образцы житейского опыта /  Л.В. Седова-  Саранск: Мордов.

                   кн.из-во. 2009.- 336с.

              4. Таракина,Э.Н. Устно-поэтическое творчество мордовского народа / Сост.

                   Э.Н.Таракина. Т.8. Саранск, 1978.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aryutina_i.e.tekst_doklada.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие творческой личности посредством мозгового штурма"

 Наша жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Действительно, обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, ...

Обобщение педагогического опыта по теме"Социализация личности посредством формирования нравственных норм поведения"

Обобщение опыта работы, направленной на привитие навыков культуры общения и поведения...

Статья «Формирование творческой личности посредством театральной деятельности». ( из опыта работы)

В данной  статье решаются  проблемы развития творческих способностей детей  дошкольного возраста в театрализованной деятельности. Основным направлением становления и развития коммуникат...

«Формирование поликультурной личности посредством ознакомления детей со сказками разных народов»

Проект: «Формирование поликультурной личности посредством ознакомления детей со  сказками разных народов»Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, творческийПродолжительнос...