Статья "Развитие творческой личности посредством мозгового штурма"
статья по теме
Наша жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Действительно, обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. А дошкольный возраст особенно уникален, ибо, как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, именно поэтому так важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.91 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ МОЗГОВОГО ШТУРМА
Наша жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Действительно, обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. А дошкольный возраст особенно уникален, ибо, как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, именно поэтому так важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала.
Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребёнка по принципу «Творчество во всём!» В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. Попытаемся раскрыть один из них, метод «мозгового штурма». Его по-другому называют "мозговой атакой", имея в виду атаку на задачи.
Существует красивая и поучительная легенда о торпедной атаке, которая и придаёт названию некий героический шарм. Во время Второй мировой войны морской офицер США Алекс Осборн был капитаном торгового судна. Однажды в Атлантическом океане судно оказалось без охраны, и была получена радиограмма о возможной атаке немецкой подводной лодки. Против вооруженной лодки судно было беззащитной мишенью. Осборн собрал всю команду на палубе и объявил о том, что скоро они станутпищей для акул.Чтоделать? Один из членов экипажа предложил "гениальную" идею: когда они увидят пенный след торпеды, надо всемвместе встать у борта и дружно дунуть на торпеду, и она, как воздушный шарик, отвернет в другую сторону. К счастью, рейс закончился благополучно, но бредовая идея лихого матроса оказалась плодотворной. Осборн поставил по бортам своего судна мощные водяные насосы и однажды действительно "отдул" сильной струей воды торпеду, чем спас судно и жизнь команде. Осборн задумался - бредовая идея спасла жизни, что-то здесь есть!
Говорят, так появился метод мозгового штурма, который в шестидесятые годы считали самым перспективным.И по сей день мозговой штурм является очень популярной современной методикой – его применяют и в рекламе, и при разработке технологий, словом везде.
Чем полезна эта методика в быту, и как ее использовать. Наверное, каждый из нас сталкивался с проблемой поиска подарка близким людям. А идей – как нарочно, никаких. Вот в таких случаях обычно и выручает метод мозгового штурма. Как найти отправную точку?Осмотритесь вокруг. Вполне вероятно, что на диване рядом с Вами лежат журналы. Откройте печатное издание на любой странице, закройте глаза и поставьте указательный палец в любом месте текста. Откройте глаза и прочитайте выбранное слово – вот и Ваша отправная точка. В принципе, подойдет любая надпись, название или объект.
Приведу такой пример, мне надо было придумать какой-нибудь подарок для племянницы школьного возраста. Я сидела на кухне, думала, а рядом на столе лежала этикетка от маринованных шампиньонов. Привожу примерно мой ассоциативный ряд: «шампиньоны…грибы…грибы есть ядовитые – мухоморы…у мухоморов яркие, красивые шляпки… шляпки…идет себе такая дама в шляпке…на шляпке развивается яркая ленточка…к ленточке приколоты цветочки… Интересно, как делают такие цветочки? Ведь они искусственные. Это наверно очень занимательно!»
На следующий день я купила в магазине книжку-руководство по созданию искусственных цветов из бумаги и декорированию бисером. Подарок так удался, что вот уже год, как племянница ходит в кружок рукоделия.
Попробуем решить какую-либо задачу, используя данный метод. На первый взгляд, он предельно прост, так как содержит всего четыре шага:постановка задачи, выдвижение идей, обсуждение идей, принятие решения. Определим порядок проведения «Мозгового штурма». Для решения некой задачи нужны специалисты. Им следует разделиться на две группы: «Генераторы идей» и «Эксперты». «Генераторы идей» - будут высказывать решения поставленной задачи. А «Эксперты» внимательно слушать и записывать идеи, но молчать. Когда у первых все версии иссякнут, слово предоставляется «Экспертам». Они дружелюбно оценивают и анализируют каждое решение. Анализ идёт по оценке "хорошо - плохо". Из всех вариантов они выбирают оптимальный ответ, позволяющий решить противоречие с минимальными затратами и потерями.
Допустим, поставлена проблема: «На дереве созрели яблоки. Вовочка хочет попробовать яблоко, но сорвать нельзя – около дерева будка со злой собакой. Как ему попробовать яблоко?»
Идей может быть множество, приведу лишь некоторые и проанализирую их:
1. Бегать вокруг будки, пока собака не запутается в цепи. «Хорошо» - цепь станет короткой, собака не достанет, «плохо» - собака может задавиться цепью, жалко животное.
2. Попробовать компот, варенье из яблок или сухофрукты. «Хорошо» - не надо никуда лезть, «плохо» – это уже не натуральный продукт, не так вкусно.
3. Подружиться с хозяином. «Хорошо» - найдёшь нового друга, «плохо» - он не захочет общаться, но попробовать можно.
4. Договориться с соседской вороной, чтобы та принесла яблоко в клюве. «Хорошо» - твою проблему решит кто-то другой, «плохо» - поймёт ли ворона, что от неё требуется.
5. Надуть мусорные пакеты, как воздушные шары и подлететь к дереву. «Хорошо» - пакеты наверняка есть дома, «плохо» - может отнести ветром в другую сторону.
Каково идеальное решение этой проблемы? Выбор за вами.
Осборн говорил: "Количество идей переходит в качество. В каждой идее есть рациональное зерно". Мозговой штурм - это несколько усовершенствованный метод проб и ошибок. Каковы достоинства метода мозгового штурма мы все осознаём.Существуют ли у него недостатки? К сожалению, да. Рассмотрим одну из них. Мозговой штурм не пригоден для решения сложных проблем или трудных задач. Например: "Свободен ли солдат от этических норм?" Это дискуссионный вопрос, ведь солдат принял присягу выполнять любые приказы. А если приказ безнравственный? Как вам понравится такое сочетание: волевой, физически сильный, умный, находчивый - бандит. Поэтому-то очень важно воспитывать честь, совесть, мышление и волевые качества совместно.
Мы рассмотрели методику в основном для взрослых, а как использовать идеи мозгового штурма при работе с детьми? Сначала надо определить цели, а затем следует научить детей задавать самим себе вопросы: Какие части участвуют в задаче? Какие у этих частей есть свойства? Что есть в условии? Какие ресурсы имеются для решения? Какие приёмы можно использовать? Бывает, дети дружно повторяют ранее высказанную идею, не предлагая своих. Не обостряйте ситуацию, спросите: "А что ты предложишь свое?" Повторите вопрос ребенку лично.Бывает, дети молчат. Ни у кого нет, ни одной идеи. Задайте наводящие вопросы, обратитесь к самому сообразительному или к самому бойкому ребенку. Расшевелите их. Если не удалось установить процесс генерирования, значит, предложенная тема детей не вдохновила.Результаты мозгового штурма могут быть отражены в продуктивной деятельности.
Данный метод позволяет развивать способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.
Литература:
- Альтшуллер Г.С.Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения //Шанс на приключение. /Сост. А.Б. Селюцкий. Петрозаводск,1991.
- Гин С.И. Мир фантазии. М., 2000.
- Гин С.И. Мир человека. М., 1993.
- Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников. Обнинск, 1998.
- Сидорчук Т.А., Гуткович И.Я. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск, 1997.
- Страунинг А.М. Росток. Программа по ТИРЗ-РТВ для детей дошкольного возраста. Обнинск, 1995.
- Творческие задания в работе с дошкольниками /Под общ.ред. Сидорчук. Челябинск, 2000.
- http://www.trizland.ru/
- http://www.altshuller.ru/triz/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/28/picture-73854-1538085047.jpg)
Деловая игра для воспитателей «Мозговой штурм: Что такое экологическое воспитание в ДОУ?»
Деловая игра для воспитателей«Мозговой штурм: Что такое экологическое воспитание в ДОУ?»Вопросы к деловой игреI. 1. Что Вы понимаете под термином «экология»? Каково значение эт...
Мастер-класс для педагогов. Интеллектуальная игра "Мозговой штурм"
Интеллектуальная игра "Мозговой штурм"...
Педагогическая игра "Мозговой штурм"
Игра с педагогами, в которой используются современные активные методы работы по теме: "Использование инновационных форм в организации работы по физическому воспитанию дошкольников"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/22/picture-217659-1369204128.jpg)
«Развитие творческого воображения методом «мозгового штурма»
ТРИЗ-технология позволяющая воспитывать и обучать ребёнка по принципу «Творчество во всём!»...
Как провести мозговой штурм.
Мозговой штурм очень эффективный метод , где педагоги могут проявить своё творчество, показать свои знания. Данный метод применяется при проведении педсоветов, тренингов, семинаров и т.д.....
Интегрированное мероприятие по познанию "Мозговой штурм"
Интеллектуальный турнир для старших школьников формирует интегративные качества личности ребенка. Мероприятие включает в себя образовательные области: музыка, познание, коммуникация и будет эффективно...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/06/picture-1235283-1586164732.jpg)
«Технология ТРИЗ как фактор развития творческого потенциала личности» (Метод мозгового штурма) (Педагогический практикум)
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны поисковой активност...