Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с уклоном на региональный компонент
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников
с уклоном на региональный компонент
Разработала: Оксана Викторовна Клочко,
воспитатель высшей категории
МБДОУ детский сад №8, станица Старощербиновская
№ п/п | Тема | Форма проведения | Цели и задачи | Сроки | ||||
I квартал | ||||||||
Организованная образовательная деятельность | ||||||||
1. | «Степь кубанская, мать-кормилица!» | ИКТ – презентация | -закрепить представления о профессиях людей, выращивающих хлеб; -объяснить детям, почему Кубань называют житницей России. | IX | ||||
2. | «Осень золотая» | Интерактивное занятие | -познакомить детей с народным календарём; приобщать к русской народной культуре; обогащать словарь детей старинными названиями месяцев. | X | ||||
3. | «Путешествие по станице Старощербиновской» | ИКТ – презентация | -продолжать формировать интерес к «малой Родине»; -познакомить детей с достопримечательностями родной станицы. | XI | ||||
Чтение | ||||||||
1. | «Что мы Родиной зовём?» В.Степанов «Родной край» Г.Ладонщиков | -способствовать эмоциональному восприятию стихов о Родине | IX | |||||
2. | «Родное гнёздышко» Г.Ладонщиков | -воспитывать любовь к Родине | X | |||||
3. | «Старик сажал яблони» Толстой Л. | -продолжать знакомить с творчеством великих писателей России | XI | |||||
Виртуальные (ИКТ –технологии)экскурсии | ||||||||
1. | ИКТ – презентация «Краснодар – столица Кубани» | -знакомить с историческими и современными достопримечательностями Краснодара | IX | |||||
2. | Символика России | -знакомить с государственной символикой. | X | |||||
3. | К памятнику казаку. | -познакомить с историей возникновения памятника. | XI | |||||
Наблюдения, рассматривание | ||||||||
1. | За цветником. | -закреплять представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня, изменяют жизнь растений и животных. -знакомить с животным и растительным миром Кубани и России | В течение квартала | |||||
2. | За насекомыми. | |||||||
3. | За красотой родной природы. | |||||||
4. | За птицами. | |||||||
5. | За деревьями и кустарниками. | |||||||
6. | За признаками осени. | |||||||
Труд в природе | ||||||||
1. | Хозяйственно-бытовой труд на участке – подметание/ очищение дорожек от мусора и т.д. | -формировать необходимые умения и навыки в разных видах труда. -формировать ответственность за выполнение трудовых поручений. -показывать результаты труда, его общественную значимость. -поощрять желание помогать взрослым. | В течение квартала | |||||
2. | Полив цветов и песка. | |||||||
3. | Выполнение обязанностей дежурных в уголке природы. | |||||||
4. | Сбор природного материала для ручного труда. | -развивать художественный вкус при выборе материалов для работы. | ||||||
5. | Сбор семян растений. | -воспитывать любовь к природе. | ||||||
Праздники и развлечения | ||||||||
1. | Казачий праздник «Кубань – ты наша Родина» | -расширять представления о жизни казаков, их традициях и культуре. | IX | |||||
2. | «День Матери» - тематический праздник | -прививать детям семейные ценности | X | |||||
Игровая деятельность | ||||||||
1. | Д /игры: «Что где растёт?» «Что лишнее?» «Отгадай, что за растение?» «Вершки-корешки» | -продолжать знакомить с растительным миром Кубани и России | В течение квартала | |||||
2. | Народные (в том числе, казачьи) подвижные игры: «Баба на камне» «Найди себе пару» «Подсолнухи» «Не займай» «Не намочи ног» | -продолжать знакомить с народной игрой; -воспитывать дружеские взаимоотношения в игре; -расширять представления о жизни казаков. | ||||||
3. | Режиссёрская игра: «Кубанское подворье» | -показать красоту кубанского говора; выучить слова, обозначающие предметы казачьего быта. | ||||||
4. | Сюжетно-ролевые игры: «Казачьи посиделки» «Семейный праздник» «Фитоаптека» | -воспитывать уважительное отношение к окружающим; -расширять представления о целебных растениях и плодах Кубани. | ||||||
II квартал | ||||||||
Организованная образовательная деятельность | ||||||||
1. | «Животный мир России» | Игра-викторина | -продолжать знакомить с разнообразием животного мира России. | XII | ||||
2. | «Наши друзья – пернатые» | Игра-викторина | -продолжать знакомить с многообразием птиц Кубани. | I | ||||
3. | «Защитники Отечества» | ИКТ – презентация | -расширять представления о Российской армии | II | ||||
Чтение | ||||||||
1. | «Мой край родной» Лотышев И. «Кубанская природа» А.Мовшович | -расширять представления о жизни казаков, их традициях и культуре. | XII | |||||
2. | «Народы России» Афонькин С. «Россия, Россия, Россия» В.Гудимов | -воспитывать уважительное отношение ко всем национальностям России | I | |||||
3. | «Мой брат уехал на границу» Высотская О. | -способствовать эмоциональному восприятию стихов об армии | II | |||||
Виртуальные (ИКТ –технологии)экскурсии | ||||||||
1. | «По Москве – столице нашей Родины» | -познакомить с Кремлём и другими достопримечательностями Москвы. | XII | |||||
2. | «По Санкт-Петербургу» | -познакомить с одним из красивейших городов России | I | |||||
3. | «Великие памятники защитникам Родины» | -познакомить с историей возникновения монументов «Родина – мать», «Я убит подо Ржевом» | II | |||||
Наблюдения, рассматривание | ||||||||
1. | За сезонными изменениями в природе. | -воспитывать любовь к природе родного края. | В течение квартала | |||||
2. | «Военная техника России» | -расширять знания об армии России | ||||||
3. | За красотой родной природы. | -воспитывать эстетические чувства, любовь к родной природе. | ||||||
4. | За зимующими птицами. | -расширять знания о птицах, желание помочь им. | ||||||
5. | За признаками зимы. | -формировать представления о сезонных изменениях в природе. | ||||||
Труд в природе | ||||||||
1. | Хозяйственно-бытовой труд на участке –очищение дорожек от мусора и снега. | -показывать результаты труда, его общественную значимость. | В течение квартала | |||||
2. | Сгребание снега к стволам деревьев. | -воспитывать желание трудиться вместе, сообща; сохранять родную природу. | ||||||
3. | Сбор талой воды для полива растений. | -поощрять желание помогать взрослым. | ||||||
4. | Выполнение обязанностей дежурных в уголке природы. | -формировать ответственность при выполнении трудовых поручений. | ||||||
5. | Посадка лука, чеснока, гороха, овса, фасоли в «Центре природы». | -воспитывать навыки экологической культуры. | ||||||
Праздники и развлечения | ||||||||
1. | «Крещенский вечерок» | -знакомить с народной традицией празднования Крещения | I | |||||
2. | «Масленица» «День защитников Отечества» | -воспитывать любовь к Родине | II | |||||
Игровая деятельность | ||||||||
1. | Д/игры: «Бывает, не бывает» «Найдите, что опишу» «Какое что бывает» | -формировать такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность. | В течение квартала | |||||
2. | П /игры: «Мыши в кладовой» «Мороз-красный нос» «Гуси-лебеди» | -воспитывать культуру честного соперничества в играх-соревнованиях. | ||||||
3. | Подвижные игры народов России: «Пастух и овцы» «Ручейки и озеро» «Дети и волк» «Аисты и лягушки» | -воспитывать интерес к народным играм. | ||||||
4. | Режиссёрская игра: «Ферма» | -закреплять названия домашних животных. | ||||||
5. | Сюжетно-ролевые игры: «Казачьи посиделки» «Зоопарк» «Детский сад» «Школа» | -учить детей самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в игре, договариваться, мириться, убеждать и т.д. | ||||||
III квартал | ||||||||
Организованная образовательная деятельность | ||||||||
1. | «Моя родословная» | Презентация семейных проектов | -расширять представления о семье, истории рода; -формировать представления о семейных традициях. | III | ||||
2. | «Краснодар – столица Кубани» | Интегрированное занятие (с музыкальным руководителем) | -расширять представления о родном крае; -расширять представления о Краснодаре – главном городе, столице Кубани; | IV | ||||
3. | «О символике России» | ИКТ – презентация | -продолжать формировать представление о символах российского государства ; -воспитывать любовь к Родине. | V | ||||
Чтение | ||||||||
1. | «Щербиновские просторы» «Рисунок» П.Синянский | -Воспитывать любовь к малой Родине | III | |||||
2. | «Никита Кожемяка» | -продолжать знакомить с фольклором России | IV | |||||
3. | «Это наша Родина» Некрасова Л. | способствовать эмоциональному восприятию стихов о Родине | V | |||||
Виртуальные (ИКТ –технологии)экскурсии | ||||||||
1. | «По улице Красной» | -познакомить с главной улицей станицы; -объяснить её историческое название. | III | |||||
2. | «В олимпийский парк» (Сочи) | -учить детей получать эстетическое удовольствие от любования современной архитектурой России -воспитывать чувство гордости за наших спортсменов | IV | |||||
3. | «В строящийся храм» | -воспитывать нравственные качества; любовь к своей малой Родине; -уважение к вере и традициям казаков. | V | |||||
Наблюдения, рассматривание | ||||||||
1. | За красотой родной природы | -продолжать обогащать представления детей о природе родной Кубани. | В течение квартала | |||||
2. | За пробуждением растений: набуханием почек, появлением первых листочков, первых цветов. | -учить бережно относиться к природе. | ||||||
3. | За прилётом птиц, постройкой гнёзд и выращиванием птенцов. | -закрепить представления детей о взаимосвязях в природе. | ||||||
4. | «Книга воспоминаний о героях и ветеранах ВОВ» | -воспитывать нравственные качества; | ||||||
5. | За деревьями и кустарниками. | -формировать представления о том, что человек – часть природы и должен её беречь, охранять и защищать. | ||||||
6. | За цветником. | |||||||
Труд в природе | ||||||||
1. | Обрезка засохших веток ( с воспитателем). | -воспитывать желание трудиться сообща; -выполнять поручения взрослых. | В течение квартала | |||||
2. | Уборка на участке | |||||||
3. | Посадка огорода и цветника. | -знакомить детей с профессией овощевода, её важностью для людей. | ||||||
4. | Полив растений на огороде и цветнике | -формировать необходимые умения и навыки в разных видах труда. -формировать ответственность за выполнение трудовых поручений. | ||||||
5. | Пересадка комнатных растений | |||||||
6. | Выполнение обязанностей дежурных в уголке природы. | |||||||
Праздники и развлечения | ||||||||
1. | «Пасхальные обычаи казаков» | -знакомить с православной традицией празднования Пасхи. | IV | |||||
2. | «День Победы» | -воспитывать сопричастность к истории страны | V | |||||
3. | «День России» - видеопроект | -воспитывать любовь к Родине | VI | |||||
Игровая деятельность | ||||||||
1. | Д/игры: «Насекомые» «Летает, не летает» «Похож, не похож» «Земля, огонь, вода» | -продолжать знакомить с разнообразием животного мира Кубани и России
-учить бережно относиться к природе. | В течение квартала | |||||
2. | П /игры: «Успей поймать» «Третий лишний» | -воспитывать нравственные качества – взаимовыручку, справедливость, честность. | ||||||
3. | Кубанские народные подвижные игры: «Разведчики» «Стадо» «Тополёк» | -учить детей играть дружно, не ссорясь; не обижаться, если проиграл, радоваться победе друзей. - формировать дружеские взаимоотношения. | ||||||
4. | Режиссёрские игры: «Кубанское подворье» «Ферма» | -закреплять знания о быте казаков. | ||||||
5. | Сюжетно-ролевые игры: «Казачья свадьба» «Ветеринарная клиника» «Библиотека» «Семья» | -формировать интерес к играм по мотивам художественных произведений; -знакомить с народными традициями; -воспитывать любовь к животным. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы детского сада (региональный компонент).
Ознакомление детей с Родным краем и городом....
Консультация для воспитателей «Нравственное воспитание детей с учетом национально-регионального компонента совместно с родителями»
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной...
Консультация для педагогов по теме Экологическое воспитание старших дошкольников через реализацию регионального компонента с учетом требований ФГОС
Консультация для педагоговпо теме"Экологическое воспитание старших дошкольников через реализацию регионального компонента с учетом требований ФГОС"...
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
Статья...
Экологическое воспитание как ресурс реализации национально – регионального компонента
Статья по реализации национально-регионального компонента посредством экологического воспитания в старшей группе....
Особенности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Включение регионального компонента в учебно-образовательный процесс в ДОУ.
Нравственно-патриотическое воспитание рассматривается как процесс приобщения ребёнка к основным компонентам человеческой культуры (знание, искусство, труд, нравственное поведение, патриотические чувст...
Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации регионального компонента
Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации регионального компонента...