Приобщаем детей к истокам русской народной культуры
консультация по теме

Хахалева Светлана Викторовна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priobshchaem_detey.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщаем детей

к истокам

русской народной культуры

Доклад

        Воспитатель:

        Хахалева Светлана Викторовна

        МДОУ д/с «Ромашка»

п. Пятницкое 2008 г

Воспитывая у детей любовь к своей большой Родине, развивая интерес к творчеству людей земли русской, к её национальному богатству с грустью и тревогой думаю о том, что уходят с земли нашей древние памятники. Уходят они из душ и сердец людей, оставляя тревогу в душе и отделяя нас от корней наших, от чистых источников рода нашего русского.

Среди многих предметов, окружавших нас, есть такие, которые удостоил особого внимания художник, мастер: они украшены, нарядны и по-своему неповторимы. Это предметы народно-прикладного искусства. Декор обозначает «украшать», «придавать красивый вид». Это искусство самое древнее, но и в тоже время оно молодое, потому что по-прежнему необходимо человеку в его жизни, в быту. Поэтому оно прикладное.

Декоративно-прикладное искусство создает среду, в которой живут люди, украшает их быт, помогает сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Но самое главное, это искусство организует людей, строит их отношения.

Декоративно-прикладное искусство имеет свой особый образный язык. Освоение его дает возможность увидеть и понять красоту предмета, его декора, задуматься о том особенном смысле, который он выражает.

Все природные мотивы – птицы, цветы, человек – в декоративно-прикладном искусстве выглядят иначе, чем в реальном мире; они намного выразительней, обобщенный образ без мелких деталей и подробностей. К декоративно-прикладному искусству относится все, что связанно с жизнью и бытом человека – от украшения и обустройства своего жилища до предметов обихода и одежды, а так же народная неповторимая игрушка.  

Дети наши, соприкасаясь с работами народного творчества, становятся богаче в нравственном плане, их глаза горят от увиденного, потому что надоедают обычные уже куклы Барби, плюшевые мишки. Постепенно к детям прививается интерес к народным обычаям и традициям, созданным не сразу, а многими веками, передаваясь из поколения в поколение.

Занимаясь этой темой ни один год, нахожу все больше нового, интересного, увлекательного. Чтобы приблизить наших детей к этому миру, глубже познакомить их с ним, считаю необходимым как можно чаще и раньше знакомить с народным творением: песенкой, потешкой, сказкой, народной игрушкой. Только так они научаться воспринимать, думать, творить.

Ушинский писал, обращая внимание взрослых на факт, если птичка посидит на ветке молодого деревца, ветка уже меняет направление своего роста: «…Для ребенка тоже самое немного нужно, чтобы он изменил направление своего духовно-нравственного развития». В словах народной мастерицы Е. М. Дружининой есть смысл, имеющий отношение к тому, чтобы знакомить детей с прошлым: «Дом не стоит без фундамента, дерево не растет с подрубленным корнем, человек не может жить без основы. Сердцевина должна быть в нем. А это – прошлое наше и светлая память о нем, народные обычаи и устои семейные, родной дом».

Народная культура России – неисчерпаемая копилка народной мудрости бытия, нравственных устоев, духовного богатства и ненаглядной красоты. Доброе солнышко народного творчества незримо присутствовало, освещая путь любому доброму началу. Щедро поило народное искусство своим живительным соком, помогая упавшему подняться, очиститься грешнику, увидеть смысл жизни ослепшему, почувствовать силу слабому, ощутить себя счастливым несчастному. В этом и есть великая сила народного искусства.

Сегодня, когда покачнулись в очередной раз житейские устои, критерии нравственности, мы вновь обращаемся к мудрости народного искусства. Поэтому я не отхожу от этой темы, а только расширяю её диапазон. Стараюсь научить детей быть смелыми, сильными, справедливыми, чтобы выросли они добрыми тружениками на земле-матушке себе на радость, другим на погляденье и для примера. Верным помощником в этом деле считаю народное искусство. Это оно накрепко связывает прадеда и внука, поколение с поколением.                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры

В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....

Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест...

«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»

О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народные промыслы России»

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы   Тема: « Народны...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

      Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что н...