Внедрение национально-регионального компонента в образовательную работу в ДОУ
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Использование национально - регионального компонента в условиях реализации образовательной программы "От рождения до школы"в ДОУ.
Пояснительная записка
Чувство родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам. Развитие любви и привязанности к родному дому – это первая ступень патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» - сложное многогранное понятие, оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом – все это включается в представление ребенка о родном доме, о своей малой Родине.
Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю, к своей республике, к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего мира, с его литературой.
Ознакомление с родным посёлком имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора.
Эта тема на сегодняшний день очень актуальна. Наша цель это познакомить детей с родным посёлком и его достопримечательностями, с нашей родной литературой. Воспитывать интерес и любовь к родному краю, гордость за свой город, желание сохранить его чистым и красивым. Наши задачи это:
-познакомить детей с родным посёлком (история, символика, достопримечательности)
- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
-учить составлять свою родословную.
Знакомство с флорой и фауной родного края.
И в конечном итоги, должны прийти к таким результатам:, как:
- Дети могут знать и называть место проживания: город, свой адрес; некоторые предприятия своего города и их значимость, символику города, достопримечательности.
- дети могут знать и называть место работы родителей, значимость их труда, испытывать гордость и уважение к труду взрослых.
- дети могут составлять свою родословную
- пополнение и совершенствование предметно-развивающей среды по знакомству детей с родным посёлком.
- знать наших великих поэтов и писателей, читать их произведения.
Виды детской деятельности
Социально - коммуникативное развитие
Д/и «Расскажи, где ты живешь»
Д/и «От какого дерева листочек»
Д/и «Угадай животное»
Д/и «Назови улицы нашего города»
Д/и «Узнай, назови, что на фотографии»
д/и «Угадай, где я нахожусь»
с/р игра «Мы строители»
с/р игра «Семья»
с/р игра «Путешествие по городу»
с/р игра «Детский сад»
с/р игра " Экскурсия в краеведческий музей"
слов. игра «Скажи со словом сельский… »
слов. игра «Жилое - нежилое»
слов. игра «Я начну, а ты продолжи» (правильное поведение в посёлке) .
слов. игра «Мой, моя, мои»
игра – загадка «Сколько нас». Составление рассказа на тему «Мой любимый, дорогой человек» Рассказ детей о составе семьи
Беседа на тему «Наша дружная семья»
Беседа о пословицах и поговорках.
Беседа о государственных символах России.
Беседа «Что такое толерантность»
Беседа «Мы живем в Ставропольском крае»
Акция «Письмо ветерану».
Беседа «Наши земляки – герои, защитники»
Акция «Покормите птиц зимой».
Художественная литература
Чтение стихов, рассказов, произведений.
Познавательная деятельность
Занятия: «Природа родной земли прекрасна»
«Животные Ставропольского края»
«Что нам дает лес»
«Мой детский сад"
«Мой родной посёлок Пятигорский»
«О предприятиях посёлка Пятигорский»
«Государственные символы Ставропольского края»
«Знакомство с гербом СК»
«Улицы родного города»
«Наши герои – защитники»
«Мы любим отдыхать»
«День Победы»
«Достопримечательности родного посёлка»
Наблюдения детей за явлениями природы.
Сезонные наблюдения за деревьями на территории детского сада.
Сезонные наблюдения за птицами.
Сбор листьев для гербария.
Вечер загадок «Животные и растения родного края».
Работа с родителями
Анкетирование: «Что мы знаем о своем посёлке»
Составление альбома «Мы растем вместе с родным посёлком»
Составление альбома «Семьи наших воспитанников»
Консультация родителям «Родительский дом – начало начал»
Составление семейного герба и родословного дерева.
Составление альбома «Профессии жителей нашего посёлка».
Выпуск семейной газеты «Я здесь живу»
Совместная работа по проектной деятельности "Родной свой край люби и знай"
В ситуации демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. Понять и принять других может лишь тот человек, который уважает и понимает самобытность собственного народа, знаком с историей родного края. Основная общеобразовательная программа предусматривает реализацию регионального компонента в ДОУ.
Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе.
Этнос – исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).
Основные направления деятельности ДОУ по реализации регионального компонента: изучение национальных традиций и обычаев, воспитание любви к природе родного края и его обитателям, уважения к прошлому своего народа, любви к родному слову, преодоление социальной незрелости, формирование толерантного отношения к другим.
Ознакомление детей с народной культурой происходит во всех видах деятельности, затрагивает все образовательные области: «Социально - коммуникативное развитие», «Художественное - эстетическое», "Познавательное развитие" и др. Принцип интеграции образовательных областей позволяет организовать эту работу интересно, разнообразно, так, чтобы всё, что мы хотим донести до детей, было воспринято ими глубоко и надолго.
Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом.
На этих занятиях дети знакомятся с историей возникновения России и Ставрополья, достопримечательностями и выдающимися людьми нашей страны и нашего края, обогащают знания о животном и растительном мере родного края, организуют выставки детских рисунков и поделок на тему «Моя Родина», «Мой посёлок». Нужно включать проектную деятельность в реализацию регионального компонента. Итогом проектов будет являться создание презентаций, фотоальбомов и коллекций, посредством которых ребята закрепят свои знания.
Важно для обеспечения реализации этнокультурного направления создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей (ФГОС ДО к условиям реализации Программы). Это могут быть и этнографические музеи, организованные в отдельных помещениях, так и мини музеи, расположенные в групповой комнате.
Семья является главным источником народных традиций. Поэтому предлагаю активно взаимодействовать с родителями, которые помогут нам собрать экспонаты, для музея, предоставят фотоматериалы, можно провести народные праздники, сошьем народные костюмы, оформим развивающую среду. Одним из необходимых условий экологического воспитания является формирование у детей эмоционального отношения к миру природы родного края. Желательно, чтобы они радовались, огорчались, удивлялись природным объектам, чтобы мир природы сделался неотъемлемой частью мира ребёнка. Хорошим средством привлечения внимания дошкольников являются сказки, легенды, потешки, поговорки, пословицы, загадки, которые легко и органично входят в жизнь ребёнка, вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, слова дети приобщаются к его красоте, чувствуют принадлежность к культуре своего народа, знакомятся и учатся любить мир.
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытывал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Пребывание детей на природе приучает их видеть и слышать ее такой, какой она является в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания.
Актуальностью воспитания детей дошкольного возраста с использованием регионального компонента становится жизненно-необходимой, приоритетной задачей в воспитании детей. А знакомство с окружающим миром, с литературой способствует развитию образного мышления, наблюдательности, внимания, активизирует речь детей, формирует целостность картины мира.
Реализация регионального компонента интегрирована в следующих видах НОД
Образовательная область | Неделя | Месяц | Год |
Познавательное развитие | 0.25 | 1 | 9 |
Речевое развитие: Развитие речи. Чтение художественной литературы. | О.25 Ежедневно | 1 | 9 |
Физическое развитие | 0.25 | 1 | 9 |
Художественно - эстетическое развитие: Музыка. Рисование. Лепка. | 0.25 0.25 0.25 | 1 1 1 | 9 9 9 |
Перспективный план по национально- региональному компоненту в подготовительной к школе группе на 2014 - 2015 учебный год
Сентябрь
Дата | Форма работы | Программное содержание |
1-2 неделя | Мониторинг | Определение первичного уровня знаний детей о Родине, о родном крае, родном посёлке |
3 неделя | Моя улица (целевая прогулка) Рисование "Моя родная улица". Создание альбома "Улицы моего посёлка" Работа по проекту "Что я знаю о своём посёлке?": "История названия улиц посёлка" | Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам, закрепить знание домашнего адреса. Воспитывать в детях дружелюбное отношение друг к другу, желание общаться, дружить, развивать коммуникативные навыки. |
4 неделя | "Здравствуй, мой посёлок Пятигорский" Рисование "Любимый сердцу уголок" Рассматривание альбома, дополнение фотографий в альбом "Посёлок Пятигорский, беседа. | Уточнить знания детей о родном посёлке. Продолжать знакомить детей с главными достопримечательностями родного посёлка; развивать любознательность, интерес; воспитывать патриотические чувства. |
Октябрь
Дата | Форма работы | Программное содержание |
1 неделя | Беседа "Дом, в котором я живу". Составление альбома "Семьи наших воспитанников" Конструирование домов, фантазирование сказочного дома. Подвижная игра "Кто в домике живёт?" | Закрепить знания детей о практических принципах функционирования семьи, неповторимой структуре семейных отношений. Воспитывать у детей эмпатию к родным и окружающим людям. Формировать интерес к малой родине. Воспитывать желание играть в русские народные игры. |
2 неделя | Знакомство детей с русскими национальными костюмами. Рисование "Кукла в женском национальном костюме" "Кукла в мужском национальном костюме" П.Игра "Ворон на дубу" | Познакомить детей с русским национальным костюмом, стимулировать речь, развивать познавательный интерес. Учить изображать характерные особенности национального костюма. Воспитывать интерес к прошлому русского народа, воспитывать любовь к Родине. |
3 неделя | Развлечение "С днём рождения, любимый детский сад!" | Основываясь на опыте детей, закреплять представления о местных праздниках. Прививать желание участвовать в подготовке к празднику. |
4 неделя | Знакомство со стихами и песнями местных авторов: Конев В.В., Савина Г.С. "Посёлок Пятигорский- сторонушка родная..." Рисование "С чего начинается Родина?" П.Игра "А мы просо сеяли, сеяли..." | Знакомить детей с интересными людьми посёлка и их творчеством. Воспитывать чувство уважения к знаменитым землякам. Вызвать интерес к поэтическому слову. Воспитывать любовь к родному посёлку. |
Ноябрь
Дата | Форма работы | Программные задачи |
1 Неделя | Знакомство с праздником "День народного единства". "Знаете ли вы?" Познавательный рассказ педагога о празднике народного единства. Лепка "Праздничный хоровод" Чтение М.Исаковский "Поезжай за моря, океаны..." П.Игра "Золотые ворота" | Расширять представления детей о государственных праздниках, вызвать интерес к истории своей страны. Воспитывать чувство единения с народами разных национальностей. Закрепить представления о праздниках, которые отмечают в России. Формировать уважительное отношение к своей родной стране, её красоте и богатству. |
2 Неделя | Символика России. Герб. Флаг. Гимн. Дид. игра "Узнай наш флаг (герб). Конструирование "Изготовление Российского флага из ткани". П.Игра "Кто быстрее соберёт флаг?" | Закрепить знания детей о символике России, формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять жителей одной страны. |
3 Неделя | Геральдика Ставропольского края. Рассматривание альбома "Мой край". Чтение стихотворения С.Дрожжин "Привет тебе, мой край родной!" Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи. П.Игра "Дударь" | Познакомить с геральдикой Ставропольского края, с историей возникновения флага, герба. Воспитывать уважение к геральдике, интерес к истории родного края и России. |
4 неделя | Мой край- многонациональная семья. Знакомство с пословицами, поговорками народов Кавказа. Легенды Кавказа. П.игра "Цветы и ветерки"(армянская игра) | Формировать представления детей о многонациональности Ставропольского края, его народах, традициях. Продолжать знакомить детей с легендами Кавказа, с фольклором, народными играми. Развивать познавательный интерес к истории родного края, знание о его культурном наследии. Воспитывать у детей желание играть в армянские игры. |
Декабрь
Дата | Форма работы | Программные задачи |
1 неделя | Знакомство с этническими группами региона. Слушание национальной музыки с кавказским фольклором. Знакомство с армянскими музыкальными инструментами ( кяманча, зурна, дудук) Создание альбома "Мы такие разные" Рисование"Зимний пейзаж". П.Игра"Похищение огня" | Обеспечить социальное развитие личности в гармонии с культурой других народов; систематизировать знания о своём регионе, этнических группах, населяющих его и особенностях их культуры; формировать культуру общения с представителями других национальностей и уважение их традициям.
|
2 неделя | Рассматривание альбома "Города-курорты". Знакомство с городом Пятигорск, символами г.Пятигорска. Рисование"Зимняя берёза" Подвижная игра "Крепость" | Познакомить детей с городами-курортами края, парковой зоной г.Пятигорска "Цветник", Лермонтовской галереей. Показать детям многообразие и красоту природных богатств, их значение для сохранения и укрепления здоровья. |
3 неделя | Знакомство с геральдикой г.Пятигорска. Чтение стихотворений о г.Пятигорске. П.Игра "Перетягивание палки" (армянская народная игра) | Продолжать знакомство с геральдикой, закрепить понятие "Геральдика". Познакомить с историей возникновения флага и герба г.Пятигорска. |
4 неделя | Новогодние праздники на Руси. Знакомство с традицией встречи Нового года. Русский фольклор. Рисование "Зимний горный пейзаж" (вне занятия) П.игра " Снежки" | Познакомить детей с древними русскими праздниками, объяснить их происхождение и назначение. Объяснить, что в каждой стране есть свои обычаи встречи Нового года. Воспитывать интерес к истории России, национальную гордость, чувство причастности к великому русскому народу. |
Январь
Дата | Формы работы | Программное содержание |
1-2 неделя | Каникулы | |
3 неделя | "Кто такие казаки?" Знакомство с казачеством, их традициями, костюмом. Рисование"Казачок". Лепка дымковской игрушки "Лошадка" | Познакомить детей с культурой быта казаков, познакомить с фольклором Ставрополья - балладой, шуточной песней, частушкой. Развивать познавательный интерес, помочь глубже понять казачий быт, его специфичность и неоднородность. |
4 неделя | Развлечение"Зимушка- зима". Игры казачат. | Познакомить детей с играми казачат, прививать любовь к народным играм. Воспитывать желание играть в казачьи народные игры. |
Рисование вне занятий "Зимушка-зима" Выставка детских работ. | Воспитывать эстетическое отношение к окружающей природе, любовь к малой родине. |
Февраль
Дата | Форма работы | Программное содержание |
1 неделя | Предметы прикладного искусства- народное творчество. Фарфоровые изделия сувенирных фабрик г.Кисловодска, Пятигорска, стеклозавода Невинномысска. П.Игра "Здравствуй, сосед!" | Знакомить детей с неповторимыми культурными предметами прикладного искусства, ценностями, созданными людьми в разные времена. Воспитывать любовь к прекрасному, уважение к людям искусства - своих земляков. |
2 неделя | Армянский национальный костюм. Оформление альбома "Предметы быта и кухонной утвари армянского народа". Рисование "Орнамент национального армянского костюма". П.Игра "Пастух". | Познакомить детей с национальным армянским костюмом, вызвать желание передать его в своих рисунках. Продолжать знакомить детей с предметами быта и кухонной утварью армянского народа. Воспитывать уважительное отношение к культуре других наций, уважительное отношение к армянскому народу. |
3 неделя | День защитников Отечества. Интегрированное занятие "Есть такая профессия - Родину защищать!" Рисование"Наша Армия родная" | Обогащать имеющиеся знания о Российской армии, воспитывать уважение к профессии военного, желание защищать свою Родину. |
4 неделя | Праздники и народные гулянья на Руси. Праздник "Масленица". Декоративное рисование по мотивам семёновской росписи"Роспись платка" П.Игра "Горелки" | Продолжать знакомить детей с русскими народными праздниками. Воспитывать познавательный интерес к истории своего народа. |
Март
Дата | Формы работы | Программное содержание |
1 Неделя | "Сундучок из прошлого". Знакомство детей с предметами прикладного искусства России ( самотканые рушники, расписные платки , вышитые салфетки). Изготовление салфетки способом"Мережка" в подарок маме. | Дать детям возможность первого прикосновения в историю быта родного края, русского народа. Вызвать интерес к традициям нашего культурного прошлого. Расширять представления детей о жизни и труде предков в прошлом. Дать возможность сравнить предметы современности с предметами прошлого. Помочь увидеть красоту и неповторимость изделий. Воспитывать любовь и интерес к декоративно- прикладному искусству предков. |
2 Неделя | Легенды о Ставропольском крае. "Озеро Тамбукан- подарок Хатипары"( театральная деятельность ), индивидуальные исследования по проекту "Родной свой край люби и знай"- озёра СК. Чтение художественной литературы:"Легенда о Машуке. Легенда о Бештау", чтение стихотворений о Кавказе М.Ю.Лермонтова. | Познакомить детей с серией легенд о Ставропольском крае, творчеством неизвестных народных сказочников и современных поэтов, отражающих особенности природного богатства и демографической ситуации древнего края. Развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения, чуткости к поэтическому слову. |
3 Неделя | "В гостях у флоры Ставрополья". Знакомство с Красной книгой Ставрополья. Рисование "Берёзовая роща" Чтение стихотворений о берёзе Н.Рубцова, Прокофьева. П.Игра " Берёзонька" | Познакомить с разными видами растительности, произрастающей на территории нашего края; показать многообразие и красоту природных богатств; выявить взаимосвязь растительного мира и местоположения Ставропольского края; оформить альбом гербарий окружающей действительности. Познакомить с Красной книгой Ставрополья, растениями, занесёнными в неё, с природоохранной деятельностью человека в области сохранения природных ресурсов. Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую грамотность. |
4 неделя | "Путешествие в мир живописи". Знакомство с творчеством художника П.М.Гречишкина. | Познакомить детей с жизнью и творчеством ставропольских художников, их произведениями, отражающими природу Кавказа, ставропольских лесов и степей. |
Апрель
Дата | Форма работы | Программное содержание |
1 Неделя | Русь святая и великая. Комплексное занятие "Знакомим детей с православным праздником "Благовещение" Слушание музыки С.Рахманинова "Колокольный звон", Храм Серафима Саровского в п.Пятигорский. Рисование "Колокольчики" | Рассказать детям о храмах, храмовом искусстве: иконах, живописи, архитектуре, музыке. Донести до детей через стихи, музыку художественную ценность духовной культуры, величие Руси. Создать особую эмоциональную атмосферу и условия для восприятия духовных ценностей. Предложить детям рассказать о храме "Серафима Саровского". Развивать в детях духовное начало. |
2 неделя | "Русские обычаи- обычаи казаков: взаимопомощь и сострадание. Гостеприимство." Заучивание пословиц и поговорок . П.Игра "Купи бычка" | Знакомить детей со старинной русской жизнью. Воспитывать у детей интерес к истории родной страны, русского народа, к традициям и заповедям казачества . Воспитывать такие качества, как сострадание, доброжелательность, умение понять горе другого человека и посочувствовать ему; желание оказывать помощь тому, кто в ней нуждается. |
3 Неделя | "Весенние посиделки " Фольклорный праздник. | Познакомить с посиделками, традиционными для русской культуры; учить бережно относиться к фольклорным традициям русского народа; приобщать к народной культуре на основе использования фольклора ( песни, загадки, пословицы, поговорки, заклички); формировать Умение участвовать в совместной с другими детьми игре, адекватно вести себя в обществе детей и взрослых. |
4 неделя | Животный мир Ставрополья. Рисование "Их нужно беречь"(вне занятия) П.Игра" Нитка, иголочка, узелок" Заучивание стихотворения Маршака " Лучше нет родного края" Рисование "Широка страна моя родная" | Актуализировать и закрепить знания о животных Ставропольского края; воспитывать любознательность; бережное отношение к братьям нашим меньшим. Дать понятие "редкие" и "исчезающие" виды, раскрыть значение Красной книги для растительного и животного мира. Воспитывать любовь и уважение к природе, её созданиям. |
Май
Дата | Форма работы | Программное содержание |
1 неделя | "День Победы" Цикл бесед "Мои земляки - герои ВОВ" Тематическое занятие к празднику Победы в ВОВ. Конкурс чтецов на лучшее стихотворение о Дне Победы. Возложение цветов к памятнику Неизвестного солдата. Конкурс рисунков"Салют Победе!" П.Игра " Пожмурки" | Рассказать детям, какой дорогой ценой досталась советским людям победа над фашизмом; воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину; воспитывать чувства патриотизма. |
2 неделя | Предприятия и учреждения посёлка Пятигорский. Рисование совместно с родителями "Эмблема родного посёлка" П.Игра" Лапти" | Познакомить с предприятиями и учреждениями посёлка. Воспитывать в детях чувство уважения к людям труда; интерес к профессиям родителей. |
3 неделя | Викторины "Что я знаю о своём посёлке", "Геральдика СК" Интегрированное занятие "Родной свой край люби и знай". П.Игра " Ловлю птиц на лету!" | Обобщить и закрепить знания детей о Ставропольском крае, его месторасположении на карте, растительном и животном мире края, памятниках архитектуры и искусства, предприятиях . Воспитывать любовь к своему родному краю, развивать любознательность, внимательность , интерес, желание заботиться о процветании родного края. |
4 неделя | "До свиданья, детский сад". Цикл бесед о детском саде, о работниках детского сада. Рисование "Мой любимый детский сад". Заучивание стихотворений к утреннику. Рассматривание фотографий "Вот какими мы были!" Изготовление подарка для детского сада. Рисование "В гостях у народных мастеров" П.Игра "Русская лапта" | Обобщить представления детей о детском саде, что даёт детский сад детям дошкольного возраста, уточнить, нравилось ли им ходить в детский сад. Побуждать рассказывать об интересных событиях, произошедших в детском саду, о своих первых друзьях. Воспитывать уважение к педагогам и ко всем сотрудникам детского сада, бережное отношение к своей группе, любимому учреждению. Побуждать оформлять подарок для детского сада своими руками, делать приятное людям, которые заботились о детях в детском саду. |
Используемая литература:
1. Александрова Е.Ю. "Система патриотического воспитания в ДОУ" - Волгоград: Учитель, 2007 г.
2. Бабушкина Т.М. "Окружающий мир. Нестандартные занятия в подготовительной группе" - Волгоград: ИТД Корифей, 2010 г.
3. Веракса Н.Е. "Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" - Москва. Мозаика - синтез, 2012 г.
4. Гниловской В.И. "Занимательное краеведение" - Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 1974 г.
5. Загумённая Л.А. "Социально - личностное развитие дошкольников" - Волгоград: Учитель, 2012 г.
6. Зелёнова Н.Г., Осипова Л.Е. "Мы живём в России" - М.: "Издательство Скрипторий 2003", 2008 г.
7. Журнал "Дошкольное воспитание №5, 2012 г."
8. Литвинова Р.М. "Казаки на Ставрополье" - Ставрополь, 2009 г.
9. Литвинова Р.М. "Подготовка детей старшего и дошкольного возраста к обучению в школе" - Ставрополь, 2009 г.
10. Лободина Н.В. "Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" подготовительная группа" - Волгоград: Учитель, 2012 г.
11. Скоролупова О.А. "Тематическое планирование воспитательно - образовательного процесса в ДОУ" 1-2 часть - М.: ООО "Скрипторий 2003", 2007 г.
12. Хохлов А.Н. "Животный мир Ставрополья"- М.: ТЦ "Сфера", 2012 г.
13. Шорыгина Т.А. Беседы об экономике. Беседы о степи и лесостепи. - М.: ТЦ "Сфера", 2009 г.
14. Дополнительное обеспечение: интернет - ресурсы по теме "Нравтвенно -патриотическое воспитание дошкольников".
15. Материалы проектной деятельности "Родной свой край люби и знай"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение национально-регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения
внедрение национально–регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения в соответствии с ФГТ...
Перспективное планирование по математике по программе "Развитие" с внедрением национально-регионального компонента в старшей группе
В работе дается перспективное планирование на весь учебный год с подробными конспектами занятий. Может, кому-то пригодится....
Роль национально - регионального компонента в системе внедрения ФГОС в ДОУ
Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством мордовского народа; с изобразительным и декорат...
Семинар для учителей-логопедов в рамках методического объединения «Внедрение ФГОС ДО в коррекционно-образовательную работу учителя-логопеда»"
Свой семинар, проходящий в рамках методического объединения учителей- логопедов города Ярославля, построила таким образом:1 часть-практическая (показ логоритмического занятия в подготовительной группе...
публикация на тему: Национально-региональное содержание в непосредственной-образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений.
Непосредственная - образовательная деятельность, видится нам как интегрированное деятельность педагога и воспитанника, а не предметное занятие, как это было раньше. Практика показала возможным знакоми...
Презентация "Внедрение метода проектирования в воспитательно-образовательную работу ДОО"
Проектный метод- эффективная форма познавательно-исследовательской деятельности...