Инновационный проект: "Воспитание дошкольников на основе традиционной Кубанской культуры"
проект (старшая группа) на тему

Куприяненко Татьяна Ивановна

Воспитание у дошкольников чувства патриотизма, гордости, желание узнать, что-то новое из жизни своих предков. Участники проекта дети 4-6 лет, воспитатель, старший воспитатель, музыкальный руководитель, родители воспитанников. В детском саду проводились: беседы, рссматривание картин, викторины, дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры. Занятия по изобразительной деятельности. Совмесно с родителями экскурсии, развлечения, праздники. Работа проводилась в четыре этапа. В результате работы был получен положительный результат: расширились знания детей о родном крае, дети стали более ответственны, сформировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является человек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2016.docx42.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 25 МО Темрюкский район.

Инновационный проект:

«Воспитание дошкольников на основе традиционной Кубанской культуры».

Подготовила:

Куприяненко Татьяна Ивановна

Воспитатель МБДОУ ДС ОВ №25

МО Темрюкский район

ст. Старотитаровская

2016 год

Проект: «Воспитание дошкольников на основе традиционной Кубанской культуры».

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Возрастная группа: старшая.

Вид проекта: групповой творчески – исследовательский.

 Использованные технологии:

  • Здоровьесберегающие,
  • технологии проектной деятельности,
  • технология исследовательской деятельности,
  •  информационно-коммуникационные,
  • личностно-ориентированные,
  • портфолио дошкольника и воспитателя,
  • игровые,
  • предметно – развивающей среды,
  •  гуманно – личностные,
  • инновационные проектные.

Проблема проекта: воспитание чувства патриотизма, гордости, желания узнать, что-то новое из жизни своих предков.

Цели проекта:

  1. Формировать знания детей о родном крае, его особенностях, особенностях населения, истории и культуре.
  2. Обобщить знания детей о Кубани.
  3. Познакомить с жизнью и трудом кубанских казаков.
  4. Дать представление о возникновении станиц и хуторов.
  5. Совершенствовать знания о своей родной станице; воспитывать любовь и бережное отношение к своей Родине.

Задачи проекта:

  • Воспитывать интерес и уважение к культурному многообразию Кубани, к истории народов.
  • Воспитать в детях черты гражданина своего Отечества.
  • Пробудить  любовь  ребенка  к Родине, которая  начинается  с порога, отчего дома.
  • Знакомить  с историческим  прошлым  и культурой  родного края.
  • Познакомить  ребенка  с  прекрасным  миром  кубанской природы.
  • Воспитывать уважение к человеку труда.
  • Научить ребенка  бережно  относится  к  окружающему  его  миру: растениям, животным, воде, земле, людям.
  • Стимулировать стремление детей (при помощи взрослого) добывать знания, используя их в игре.
  • Активизировать и обогащать их словарь об окружающем мире.

Задачи воспитательной направленности

Воспитывать:

  • отзывчивость,
  • коммуникативность,
  • стремление сочувствовать,
  • уважительное отношение к традициям своего народа,
  • заботливое отношение к природе,
  • эстетические и патриотические чувства средствами окружающей природы

 Задачи развивающей направленности.

  • развивать: интерес и любовь к родному краю и умение отражать в продуктивной деятельности;
  • воображение, фантазию,
  • логическое мышление,
  • экологическое сознание, интерес к наблюдению в природе,
  • внимание к слову, учить различать его оттенки, приучать к точному употреблению слов.

Гипотеза  основывается   на  том, что  эффективное  формирование  у  детей  основ   культурно - исторического  наследия возможно  при соблюдении  следующих  факторов:

  • организация  регионального  образования  на  основе программ, содержащих  системные  знания;
  • комплексное  сочетание  различных  видов  деятельности ребенка (речевая,  познавательная, художественно-творческая,  игровая)
  • создание  условий  для  самореализации  каждого  ребенка с учетом  накопленного  им  опыта, особенно  познавательной, эмоциональной  сферы;
  • учет  специфики  организации   и  построения  педагогического  процесса;
  • использование  форм  и  методов,  направленных на  развитие эмоций  и чувств.

Ожидаемый результат к концу реализации проекта:

  • сформированности патриотических чувств, в процессе реализации данных целей;
  •  приобщение детей к истокам народной культуры;
  •  способность выражать собственное мнение по предлагаемым вопросам, на основе выработанных ценностей умение сопереживать, оказывать посильную помощь;
  •  применение полученных знаний в добрых делах на благо Родины.

 Длительность работы над опытом – 3 года.

Участники проекта: дети дошкольного возраста 4-5 лет, воспитатель, старший воспитатель, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

План реализации образовательного проекта

I этап – аналитико-прогностический (подготовительный).

Подготовительные мероприятия

 1. Изучение теоретической части вопроса.

 2. Повышение квалификации педагога.

 3. Выявление уровня развития детей 4-6 лет.

 4. Разработка перспективного плана.

 5. Создание соответствующей предметно-развивающей среды:1-2 год обучения.

IIэтап – практический.

Материал, используемый в проекте

Утренние беседы: «Достопримечательности родной станицы»;

 «Традиции и обычаи в жизни людей»;

«О нашем крае»;

«О растениях и животных нашего края»;

«Как я провёл выходной».

Экскурсия в «Хату казака».

Экскурсия в музей.

Экскурсия в парк: «Памятные места нашей станицы».

Путешествие по карте Краснодарского края.

Рассматривание картины:«Переселение запорожских казаков на Кубань» Геннадия Квашуры

Знакомствос картинами кубанских  художников: Булгакова Г.А. Зайцева А.И. Захарова Н.Ц. Онищенко В.А. Калугина Н.П.

Рассматриваниерисунков, фотографий с изображением различных достопримечательных мест станицы и района.

Рассматривание старинных фотографий  принесённых детьми. Рассматривание рисунков, фотографий с изображением различных праздников станицы.

Фольклор Кубани: разучивание кубанской народной песни «УКубань - реки».Разучивание стихотворенияП. Воронько «Лучше нет родного края».

Разучивание считалки:  «Раз, два, три, четыре – жили мошки на квартире».

Викторина: «Кто больше вспомнит кубанских пословиц и поговорок».

Чтение произведения В. Бакалдина: «На Кубани вырос я».

Дидактические игры

Сюжетно – ролевые игры

Подвижные игры

«Растительность Кубани».

«Кубанская семья»

«Лапта»

«Животный мир Кубани»

«Ферма»

 «Подсолнухи»

«Бабушкин двор».

«Наездники»

 «Казаки - разбойники»

«Чей костюм?»

«Семья встречает гостей»

 «Золотые ворота»

«Придумай по смыслу»

«В гости к бабушке Прасковье»

 «Салки»

«Назови крестьянские профессии»

«Дочки – матери»

 «Горелки»

«Живые слова».

«Праздник «Семья»

 «Жмурки»

«Кто, что делает?»

«Казачий двор»

 «Казаки»

«Определи орнамент».

«По магазинам»

 «На охоте»

«Чего не стало?»

«В музее»

 «Ехал Ваня из Казани»

«Родная станица»

«День станицы»

«Аты - баты, шли солдаты»

«Водоемы Кубани»

«Строим кубанскую хату»

 «Гуси – гуси»

«Собери символы Кубани»

 «Сбей шапку».

РУЧНОЙ ТРУД

«Станичный детский сад». Изготовление  макета.

Цель: продолжать учить изготавливать из «бросового» материала дома и оборудование для участка.

КОНСТРУИРОВАНИЕ

ООД 1. «Улицы моей станицы»

Цель: учить строить дома и планировать улицы станицы по чертежам и схемам; работать сообща.

 ООД 2. «Построим хату»

Цель: учить передавать образ хаты; работать с природным материалом.

АППЛИКАЦИЯ

«Моя родная улица» (коллективная)

Цель: учить изображать дома в соответствии с выбранным проектом; закреплять умение складывать бумагу на нужное количество частей, ровно разрезать по сгибу; работать сообща; находить взаимопонимание.

ЛЕПКА

ООД 1. «Кубанская посуда»

Цель: учить применять разные приёмы лепки из удлиненного цилиндра, ленты; познакомить с различными средствами выразительности при передаче образа.

ООД 2. «Казачка и казак»

Цель: сделать фигурки кукол выразительными за счёт их осанки и деталей одежды; голову вместе с туловищем лепить из одного куска.

ООД 3.  «Кубанские варенечки»

Цель: учит лепить вареникииз солёного теста; совершенствовать умение аккуратно склеивать начинку; воспитывать навыки аккуратного обращения с тестом.

РИСОВАНИЕ

ООД 1.  «Роспись кубанской посуды»

Цель: познакомить с кубанскими орнаментами (знак дождя, знак изображения солнца, знак сытости жизни); развивать глазомер, координацию и силу движения, фантазию и воображение.

ООД 2.«Любимый уголок станицы Старотитаровской»

Цель: учить самостоятельно (по памяти) изображать любимые сердцу места родного уголка станицы; воспитывать любовь к родной станице, развивать творческое воображение.

ООД 3.«Кубанское подворье» (рисование с использованием трафаретов)

Цель:Продолжать знакомить детей с трудом наших предков, расширять знания детей о народных ремеслах, воспитывать уважение к труду  и людям труда. Учить в рисунке, передавать эпизоды из жизни казачества.

Реализация проекта.

ООД. «Традиции и быт Кубанского казачества».

Цель. Воспитывать любовь к малой Родине. Знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества. Развивать познавательный интерес к истории своего народа.

ООД. «Жизнь и труд казаков».

Цель. Познакомить детей с орудиями труда казаков. Расширять знание детей о жизни первых переселенцев. Продолжать учить детей точно и грамотно выражать свои мысли. Совершенствовать монологическую речь. Воспитывать чувство уважения к нашим предкам.

Тема:Беседа с детьми «Наша Родина».

Цель.  Воспитывать у детей любовь к своей Родине.

Развивать чувство национального достоинства и гордости за свой народ.

Закреплять знания детей о символике России и Кубани.

Продолжать знакомить детей с историей жизни казаков их бытом и культурой.

Развивать познавательный интерес к истории своего народа.

ООД. «Прошлое и настоящее нашей Кубани».

Цель. Формировать у детей представление о прошлом нашего края, учить делать сравнительную характеристику жизни первых переселенцев и современных жителей нашего края.

ООД, посвященное Дню Матери в России. «Образ Пресвятой Богородицы – образ женщины – матери».

Цель. Познакомить детей с жизнью и культурой кубанского казачества. Развивать познавательный интерес к истории своего народа. Познакомить детей с основными событиями, произошедшими в земной жизни Богородицы; познакомить с некоторыми Богородичными праздниками на Руси и Кубани.

Творческий. Дети принимают активное участие в занятиях, развлечениях, праздниках, проявляя ранее полученные знания и умения.

Развлечение «Казачий двор» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель. Продолжать знакомить детей с  бытом и культурой кубанского казачества. Закреплять представления о кубанских обычаях, традициях.  Развивать интерес к истории своего народа. Воспитывать любовь к родному краю, уважение к старшим. Развивать речь детей, внимание, творческие способности.

Развлечение  «Кубанские посиделки»

Цель. Развивать интерес к культуре своего народа. Создать радостное настроение. Закреплять умение читать стихи, петь песни, принимать активное участие в играх и конкурсах.

Развлечение «Кубань ты наша Родина»

Цель. Обобщать знания детей о Кубани. Прививать интерес к истории родного края. Воспитывать любовь к своей малой родине, желание больше узнать о своих предках.

Развлечение «Кубанская Масленица»

Цель. Продолжать знакомить детей с праздниками и обрядами кубанского народа. Создать радостное настроение. Принимать активное участие играх, хороводах, конкурсах.

ООД «Милости просим, гости дорогие»

Цель. Воспитывать уважение и любовь к предметам национального рукоделия. Формировать познавательную потребность к изучению народного искусства, как неотъемлемой части Родины. Обогатить словарь детей названиями обиходных предметов: «утварь», «ухват», «чугун», «глечик»; видов национальной одежды: «телогрейка», «стёганка», «кохта» и т.д.

Праздник «Преображение господне (яблочный спас)»

Цель. Продолжать формировать у детей живой интерес к традициям отечественной культуры. Знакомить детей с народными обычаями, обрядами, связанными с праздником «Преображения господня». Создавать у детей радостное настроение, желание участвовать в празднике.

«Успехи детей».

 Показ достижений детей.

 «День открытых дверей»- 2 раза в год.

Тематические мероприятии в течение всего периода.

 Выступления на педагогическом совете.

 Повышение общей культуры педагогического коллектива.

 Доклады, презентации.

 Выступление на РМО, конференции в МРИО, публикации.

 Обобщение опыта работы.

 Доклады.

 В течение всего периода.

III этап – коррекционный:

Анализ и корректировка. Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.

В конце каждого учебного года.

IV этап – обобщающий:

1. Разработка методических рекомендаций для средней, старшей, подготовительной групп;

2. Анализ и обобщение материала, составление отчётов, подготовка материала к печати. Выявление условий, лежащих в основе формирования гражданственности и патриотизма у детей. Семинары, публикации, взаимопосещения, обмен опытом.

В конце каждого учебного года.

Вывод: результаты диагностики показали, что благодаря оптимально составленному плану занятий, бесед, досугов, игр, тематических занятий повысилась эффективность всех этих мероприятий:

  • расширился интерес детей к истории и  традициям нашего народа, уважение к человеку труда.
  • Дети научились,  бережно  относится  к  окружающему  их  миру: людям, растениям, животным, воде, земле.

Полученный результат:

  • Расширение знаний детей о родном крае.
  • Развитие любознательности и познавательных способностей детей.
  • Развитие творческого воображения.
  • Развитие коммуникативных навыков: умение работать в группе, договариваться между собой, обращаться к взрослым за помощью, вести диалог и т.д.
  • Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности.

  • Дети стали более ответственными.
  • Нужно, чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является ЧЕЛОВЕК.

Список литературы.

  1. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П. «Система патриотического воспитания в ДОУ» Издательство «Учитель» 2007г.
  2. Боровкова Е. Б., Водина Н. И. «Формирование нравственного здоровья дошкольников» ТЦ «Сфера» 2002г.
  3. Ватаман В. П. «Воспитание на традициях народной культуры». Издательство «Учитель» 2007г.
  4. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Мы живём в России» Издательство «Скрипторий» 2010г.
  5. Легких Н. П., Макарова В. А., Йощенко В. О. «Дошкольное образование Краснодарского края: проблемы и перспективы» Издательство «Мир Кубани» 2007г.
  6. Маркова В. А.,  Данилина Л. М.  Прасолова З.Г. «Воспитание у дошкольников любви к малой Родине». Издательство «Традиция» 2007г.
  7. Маслов Л. В. «Кубанская старина» Издательство «Перспективы образования» 2008г.
  8. МахоневаМ. Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников» ТЦ «Сфера», 2009г.
  9. Натарова В. И., Карпухина Н. И. «Моя страна». ТЦ «Учитель»2005г.
  10. Паскевич Н. Я. «Любимый уголок земли». Издательство «Перспективы образования» 2005г.
  11. Попова Т. А. «Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре» М.: Мозаика – синтез, 2010г.
  12. Степанов В. А. «Моя Родина – Россия» Издательство «Фламинго» 2004г.
  13. ХлоповаТ. П., Легких Н. П. Гусарова И. Н. «Ты, Кубань, ты наша Родина». Издательство «Мир Кубани» 2004г.
  14. «Дошкольное воспитание»» № 5-6 –1992. «Приобщение дошкольников к национальной культуре».
  15. «Дошкольное воспитание» № 11 –1999. «Учите детей любить родной язык».
  16. «Дошкольное воспитание» № 12 – 2001. «Родной свой край, люби и знай!» – перспективное планирование в средней, старшей, подготовительной группах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей третьего года жизни к традиционной музыкальной культуре русского и татарского народов на основе колыбельных песен»

В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества, необычайно важное значение приобретают воспитание и образование подрастающего поколения на...

Инновационный проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа». Старший воспитатель Вера Дмитриевна Атяшева

Актуальность проблемы         Дошкольный  возраст - время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духо...

Презентация "Обобщение опыта по теме: "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе приобщения к традиционной отечественной культуре"

Обобщение педагогического опыта по теме: "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе приобщения к традиционной отечественной культуре"...

Изучение кубанского фольклора как части традиционной народной культуры - основа нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 "Ромашка" муниципального образования Выселковский район Краснодарского края  Изучение кубанского фоль...

Программа формирования нравственно- этических качеств у старших дошкольников (на основе традиционной культуры бурят) «Минии Тонто Нютаг»

Программа формирования нравственно- этических качеств у старших дошкольников (на основе традиционной культуры бурят)  «Минии Тонто Нютаг»...