Инновационный проект: "Воспитание дошкольников на основе традиционной Кубанской культуры"
проект (старшая группа) на тему
Воспитание у дошкольников чувства патриотизма, гордости, желание узнать, что-то новое из жизни своих предков. Участники проекта дети 4-6 лет, воспитатель, старший воспитатель, музыкальный руководитель, родители воспитанников. В детском саду проводились: беседы, рссматривание картин, викторины, дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры. Занятия по изобразительной деятельности. Совмесно с родителями экскурсии, развлечения, праздники. Работа проводилась в четыре этапа. В результате работы был получен положительный результат: расширились знания детей о родном крае, дети стали более ответственны, сформировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является человек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2016.docx | 42.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 25 МО Темрюкский район.
Инновационный проект:
«Воспитание дошкольников на основе традиционной Кубанской культуры».
Подготовила:
Куприяненко Татьяна Ивановна
Воспитатель МБДОУ ДС ОВ №25
МО Темрюкский район
ст. Старотитаровская
2016 год
Проект: «Воспитание дошкольников на основе традиционной Кубанской культуры».
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Возрастная группа: старшая.
Вид проекта: групповой творчески – исследовательский.
Использованные технологии:
- Здоровьесберегающие,
- технологии проектной деятельности,
- технология исследовательской деятельности,
- информационно-коммуникационные,
- личностно-ориентированные,
- портфолио дошкольника и воспитателя,
- игровые,
- предметно – развивающей среды,
- гуманно – личностные,
- инновационные проектные.
Проблема проекта: воспитание чувства патриотизма, гордости, желания узнать, что-то новое из жизни своих предков.
Цели проекта:
- Формировать знания детей о родном крае, его особенностях, особенностях населения, истории и культуре.
- Обобщить знания детей о Кубани.
- Познакомить с жизнью и трудом кубанских казаков.
- Дать представление о возникновении станиц и хуторов.
- Совершенствовать знания о своей родной станице; воспитывать любовь и бережное отношение к своей Родине.
Задачи проекта:
- Воспитывать интерес и уважение к культурному многообразию Кубани, к истории народов.
- Воспитать в детях черты гражданина своего Отечества.
- Пробудить любовь ребенка к Родине, которая начинается с порога, отчего дома.
- Знакомить с историческим прошлым и культурой родного края.
- Познакомить ребенка с прекрасным миром кубанской природы.
- Воспитывать уважение к человеку труда.
- Научить ребенка бережно относится к окружающему его миру: растениям, животным, воде, земле, людям.
- Стимулировать стремление детей (при помощи взрослого) добывать знания, используя их в игре.
- Активизировать и обогащать их словарь об окружающем мире.
Задачи воспитательной направленности
Воспитывать:
- отзывчивость,
- коммуникативность,
- стремление сочувствовать,
- уважительное отношение к традициям своего народа,
- заботливое отношение к природе,
- эстетические и патриотические чувства средствами окружающей природы
Задачи развивающей направленности.
- развивать: интерес и любовь к родному краю и умение отражать в продуктивной деятельности;
- воображение, фантазию,
- логическое мышление,
- экологическое сознание, интерес к наблюдению в природе,
- внимание к слову, учить различать его оттенки, приучать к точному употреблению слов.
Гипотеза основывается на том, что эффективное формирование у детей основ культурно - исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов:
- организация регионального образования на основе программ, содержащих системные знания;
- комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка (речевая, познавательная, художественно-творческая, игровая)
- создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы;
- учет специфики организации и построения педагогического процесса;
- использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.
Ожидаемый результат к концу реализации проекта:
- сформированности патриотических чувств, в процессе реализации данных целей;
- приобщение детей к истокам народной культуры;
- способность выражать собственное мнение по предлагаемым вопросам, на основе выработанных ценностей умение сопереживать, оказывать посильную помощь;
- применение полученных знаний в добрых делах на благо Родины.
Длительность работы над опытом – 3 года.
Участники проекта: дети дошкольного возраста 4-5 лет, воспитатель, старший воспитатель, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
План реализации образовательного проекта
I этап – аналитико-прогностический (подготовительный).
Подготовительные мероприятия
1. Изучение теоретической части вопроса.
2. Повышение квалификации педагога.
3. Выявление уровня развития детей 4-6 лет.
4. Разработка перспективного плана.
5. Создание соответствующей предметно-развивающей среды:1-2 год обучения.
IIэтап – практический.
Материал, используемый в проекте
Утренние беседы: «Достопримечательности родной станицы»;
«Традиции и обычаи в жизни людей»;
«О нашем крае»;
«О растениях и животных нашего края»;
«Как я провёл выходной».
Экскурсия в «Хату казака».
Экскурсия в музей.
Экскурсия в парк: «Памятные места нашей станицы».
Путешествие по карте Краснодарского края.
Рассматривание картины:«Переселение запорожских казаков на Кубань» Геннадия Квашуры
Знакомствос картинами кубанских художников: Булгакова Г.А. Зайцева А.И. Захарова Н.Ц. Онищенко В.А. Калугина Н.П.
Рассматриваниерисунков, фотографий с изображением различных достопримечательных мест станицы и района.
Рассматривание старинных фотографий принесённых детьми. Рассматривание рисунков, фотографий с изображением различных праздников станицы.
Фольклор Кубани: разучивание кубанской народной песни «УКубань - реки».Разучивание стихотворенияП. Воронько «Лучше нет родного края».
Разучивание считалки: «Раз, два, три, четыре – жили мошки на квартире».
Викторина: «Кто больше вспомнит кубанских пословиц и поговорок».
Чтение произведения В. Бакалдина: «На Кубани вырос я».
Дидактические игры | Сюжетно – ролевые игры | Подвижные игры |
«Растительность Кубани». | «Кубанская семья» | «Лапта» |
«Животный мир Кубани» | «Ферма» | «Подсолнухи» |
«Бабушкин двор». | «Наездники» | «Казаки - разбойники» |
«Чей костюм?» | «Семья встречает гостей» | «Золотые ворота» |
«Придумай по смыслу» | «В гости к бабушке Прасковье» | «Салки» |
«Назови крестьянские профессии» | «Дочки – матери» | «Горелки» |
«Живые слова». | «Праздник «Семья» | «Жмурки» |
«Кто, что делает?» | «Казачий двор» | «Казаки» |
«Определи орнамент». | «По магазинам» | «На охоте» |
«Чего не стало?» | «В музее» | «Ехал Ваня из Казани» |
«Родная станица» | «День станицы» | «Аты - баты, шли солдаты» |
«Водоемы Кубани» | «Строим кубанскую хату» | «Гуси – гуси» |
«Собери символы Кубани» | «Сбей шапку». |
РУЧНОЙ ТРУД
«Станичный детский сад». Изготовление макета.
Цель: продолжать учить изготавливать из «бросового» материала дома и оборудование для участка.
КОНСТРУИРОВАНИЕ
ООД 1. «Улицы моей станицы»
Цель: учить строить дома и планировать улицы станицы по чертежам и схемам; работать сообща.
ООД 2. «Построим хату»
Цель: учить передавать образ хаты; работать с природным материалом.
АППЛИКАЦИЯ
«Моя родная улица» (коллективная)
Цель: учить изображать дома в соответствии с выбранным проектом; закреплять умение складывать бумагу на нужное количество частей, ровно разрезать по сгибу; работать сообща; находить взаимопонимание.
ЛЕПКА
ООД 1. «Кубанская посуда»
Цель: учить применять разные приёмы лепки из удлиненного цилиндра, ленты; познакомить с различными средствами выразительности при передаче образа.
ООД 2. «Казачка и казак»
Цель: сделать фигурки кукол выразительными за счёт их осанки и деталей одежды; голову вместе с туловищем лепить из одного куска.
ООД 3. «Кубанские варенечки»
Цель: учит лепить вареникииз солёного теста; совершенствовать умение аккуратно склеивать начинку; воспитывать навыки аккуратного обращения с тестом.
РИСОВАНИЕ
ООД 1. «Роспись кубанской посуды»
Цель: познакомить с кубанскими орнаментами (знак дождя, знак изображения солнца, знак сытости жизни); развивать глазомер, координацию и силу движения, фантазию и воображение.
ООД 2.«Любимый уголок станицы Старотитаровской»
Цель: учить самостоятельно (по памяти) изображать любимые сердцу места родного уголка станицы; воспитывать любовь к родной станице, развивать творческое воображение.
ООД 3.«Кубанское подворье» (рисование с использованием трафаретов)
Цель:Продолжать знакомить детей с трудом наших предков, расширять знания детей о народных ремеслах, воспитывать уважение к труду и людям труда. Учить в рисунке, передавать эпизоды из жизни казачества.
Реализация проекта.
ООД. «Традиции и быт Кубанского казачества».
Цель. Воспитывать любовь к малой Родине. Знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества. Развивать познавательный интерес к истории своего народа.
ООД. «Жизнь и труд казаков».
Цель. Познакомить детей с орудиями труда казаков. Расширять знание детей о жизни первых переселенцев. Продолжать учить детей точно и грамотно выражать свои мысли. Совершенствовать монологическую речь. Воспитывать чувство уважения к нашим предкам.
Тема:Беседа с детьми «Наша Родина».
Цель. Воспитывать у детей любовь к своей Родине.
Развивать чувство национального достоинства и гордости за свой народ.
Закреплять знания детей о символике России и Кубани.
Продолжать знакомить детей с историей жизни казаков их бытом и культурой.
Развивать познавательный интерес к истории своего народа.
ООД. «Прошлое и настоящее нашей Кубани».
Цель. Формировать у детей представление о прошлом нашего края, учить делать сравнительную характеристику жизни первых переселенцев и современных жителей нашего края.
ООД, посвященное Дню Матери в России. «Образ Пресвятой Богородицы – образ женщины – матери».
Цель. Познакомить детей с жизнью и культурой кубанского казачества. Развивать познавательный интерес к истории своего народа. Познакомить детей с основными событиями, произошедшими в земной жизни Богородицы; познакомить с некоторыми Богородичными праздниками на Руси и Кубани.
Творческий. Дети принимают активное участие в занятиях, развлечениях, праздниках, проявляя ранее полученные знания и умения.
Развлечение «Казачий двор» для детей старшего дошкольного возраста.
Цель. Продолжать знакомить детей с бытом и культурой кубанского казачества. Закреплять представления о кубанских обычаях, традициях. Развивать интерес к истории своего народа. Воспитывать любовь к родному краю, уважение к старшим. Развивать речь детей, внимание, творческие способности.
Развлечение «Кубанские посиделки»
Цель. Развивать интерес к культуре своего народа. Создать радостное настроение. Закреплять умение читать стихи, петь песни, принимать активное участие в играх и конкурсах.
Развлечение «Кубань ты наша Родина»
Цель. Обобщать знания детей о Кубани. Прививать интерес к истории родного края. Воспитывать любовь к своей малой родине, желание больше узнать о своих предках.
Развлечение «Кубанская Масленица»
Цель. Продолжать знакомить детей с праздниками и обрядами кубанского народа. Создать радостное настроение. Принимать активное участие играх, хороводах, конкурсах.
ООД «Милости просим, гости дорогие»
Цель. Воспитывать уважение и любовь к предметам национального рукоделия. Формировать познавательную потребность к изучению народного искусства, как неотъемлемой части Родины. Обогатить словарь детей названиями обиходных предметов: «утварь», «ухват», «чугун», «глечик»; видов национальной одежды: «телогрейка», «стёганка», «кохта» и т.д.
Праздник «Преображение господне (яблочный спас)»
Цель. Продолжать формировать у детей живой интерес к традициям отечественной культуры. Знакомить детей с народными обычаями, обрядами, связанными с праздником «Преображения господня». Создавать у детей радостное настроение, желание участвовать в празднике.
«Успехи детей».
Показ достижений детей.
«День открытых дверей»- 2 раза в год.
Тематические мероприятии в течение всего периода.
Выступления на педагогическом совете.
Повышение общей культуры педагогического коллектива.
Доклады, презентации.
Выступление на РМО, конференции в МРИО, публикации.
Обобщение опыта работы.
Доклады.
В течение всего периода.
III этап – коррекционный:
Анализ и корректировка. Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.
В конце каждого учебного года.
IV этап – обобщающий:
1. Разработка методических рекомендаций для средней, старшей, подготовительной групп;
2. Анализ и обобщение материала, составление отчётов, подготовка материала к печати. Выявление условий, лежащих в основе формирования гражданственности и патриотизма у детей. Семинары, публикации, взаимопосещения, обмен опытом.
В конце каждого учебного года.
Вывод: результаты диагностики показали, что благодаря оптимально составленному плану занятий, бесед, досугов, игр, тематических занятий повысилась эффективность всех этих мероприятий:
- расширился интерес детей к истории и традициям нашего народа, уважение к человеку труда.
- Дети научились, бережно относится к окружающему их миру: людям, растениям, животным, воде, земле.
Полученный результат:
- Расширение знаний детей о родном крае.
- Развитие любознательности и познавательных способностей детей.
- Развитие творческого воображения.
- Развитие коммуникативных навыков: умение работать в группе, договариваться между собой, обращаться к взрослым за помощью, вести диалог и т.д.
- Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности.
- Дети стали более ответственными.
- Нужно, чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является ЧЕЛОВЕК.
Список литературы.
- Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П. «Система патриотического воспитания в ДОУ» Издательство «Учитель» 2007г.
- Боровкова Е. Б., Водина Н. И. «Формирование нравственного здоровья дошкольников» ТЦ «Сфера» 2002г.
- Ватаман В. П. «Воспитание на традициях народной культуры». Издательство «Учитель» 2007г.
- Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Мы живём в России» Издательство «Скрипторий» 2010г.
- Легких Н. П., Макарова В. А., Йощенко В. О. «Дошкольное образование Краснодарского края: проблемы и перспективы» Издательство «Мир Кубани» 2007г.
- Маркова В. А., Данилина Л. М. Прасолова З.Г. «Воспитание у дошкольников любви к малой Родине». Издательство «Традиция» 2007г.
- Маслов Л. В. «Кубанская старина» Издательство «Перспективы образования» 2008г.
- МахоневаМ. Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников» ТЦ «Сфера», 2009г.
- Натарова В. И., Карпухина Н. И. «Моя страна». ТЦ «Учитель»2005г.
- Паскевич Н. Я. «Любимый уголок земли». Издательство «Перспективы образования» 2005г.
- Попова Т. А. «Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре» М.: Мозаика – синтез, 2010г.
- Степанов В. А. «Моя Родина – Россия» Издательство «Фламинго» 2004г.
- ХлоповаТ. П., Легких Н. П. Гусарова И. Н. «Ты, Кубань, ты наша Родина». Издательство «Мир Кубани» 2004г.
- «Дошкольное воспитание»» № 5-6 –1992. «Приобщение дошкольников к национальной культуре».
- «Дошкольное воспитание» № 11 –1999. «Учите детей любить родной язык».
- «Дошкольное воспитание» № 12 – 2001. «Родной свой край, люби и знай!» – перспективное планирование в средней, старшей, подготовительной группах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Приобщение детей третьего года жизни к традиционной музыкальной культуре русского и татарского народов на основе колыбельных песен»
В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества, необычайно важное значение приобретают воспитание и образование подрастающего поколения на...
Использование традиционной народной культуры как основа в нравственном становлении личности.
Статья из опыта работы...
Инновационный проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа». Старший воспитатель Вера Дмитриевна Атяшева
Актуальность проблемы Дошкольный возраст - время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духо...
Аналитическая справка о ходе реализации инновационного проекта«Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа»
Старший воспитатель Атяшева В.Д....
Презентация "Обобщение опыта по теме: "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе приобщения к традиционной отечественной культуре"
Обобщение педагогического опыта по теме: "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе приобщения к традиционной отечественной культуре"...
Изучение кубанского фольклора как части традиционной народной культуры - основа нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 "Ромашка" муниципального образования Выселковский район Краснодарского края Изучение кубанского фоль...
Программа формирования нравственно- этических качеств у старших дошкольников (на основе традиционной культуры бурят) «Минии Тонто Нютаг»
Программа формирования нравственно- этических качеств у старших дошкольников (на основе традиционной культуры бурят) «Минии Тонто Нютаг»...