«Приобщение детей третьего года жизни к традиционной музыкальной культуре русского и татарского народов на основе колыбельных песен»
проект (развитие речи, младшая группа) по теме

Логвиненко Полина Валентиновна

 

В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества, необычайно важное значение приобретают воспитание и образование подрастающего поколения на традициях национальной культуры, обычаев. Это особенно важно для нашего региона, где с древнейших времен бок о бок живут русские и татары в дружеском обращении, постоянно взаимодействуя друг с другом.

С детства ребенка надо научить относиться с уважением не только к своему народу, но и к другим народам, к их истории, особенностям их национальной культуры, традициям. Как говорят исследователи проблем семейного воспитания, семья является первой и наиболее важной ступенью вхождения маленького человека в общество, в жизнь, в мир музыки. Но многие родители, к сожалению, забывают о том, что духовная пища для ребенка не менее важна, чем физическая. Культурные семейные традиции способствуют интериоризации, т.е.переноса культурного внешнего регионального опыта предшествующих поколений во внутренний мир ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_1.docx115.31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного профессионального образования

Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Кафедра дошкольного образования

Педагогический проект

на тему:

«Приобщение детей третьего года жизни к традиционной музыкальной культуре русского и татарского народов на основе колыбельных песен»

Выполнила: слушатель гр. Д-25

Воспитатель

МБДОУ д/с №25 «Черемушка»

Г. Димитровграда

Чекулаева Полина Валентиновна

Научный руководитель:

Ульяновск

2012

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Вид проекта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
  2. Цель проекта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
  3. Задачи проекта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
  4. Срок реализации проекта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
  5. Участники проекта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
  6. Образовательная область. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
  7. Актуальность темы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
  8. Предполагаемые результаты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
  9. Теоретическое обоснование проекта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
  10. Диагностика усвоения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
  11.  Входная диагностика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
  12. Направления работы, этапы, планирование. . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
  13. Описание работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
  14. Сравнительный анализ результатов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
  15.  Отчет по проекту . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
  16. Результат проекта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27

ЛИТЕРАТУРА . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29

ПРИЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32

  1. Вид проекта: практико-ориентированный.
  2. Цель данного проекта – обеспечить процесс приобщения детей третьего года жизни к традиционной музыкальной культуре русского и татарского народов на основе колыбельных песен.
  3.  Задачи проекта:
  1. Воспитательные:

- познакомить детей с малой формой фольклора – колыбельной песней;

- формирование базиса личностной культуры дошкольника на основе освоения колыбельного материала своего региона;

- развитие способности к проявлению эмоционального отклика в процессе восприятия малых форм русского фольклора.

2. Образовательные:

- развитие активного восприятия колыбельного фольклора русского и татарского народов Симбирско-Ульяновского Поволжья;

- знакомство детей с музыкальной культурой края в привлекательной и доступной форме.

4.  Срок реализации проекта: ноябрь 2011- май 2012 г.

5. Участники проекта. Экспериментальной базой проведения исследования явились дети и родители 1ой младшей группы МБДОУ детского сада №25 «Черемушка»

  1. Образовательные области: музыка, социализация, коммуникация, познание, конструирование, художественное творчество (рисование).
  2. Актуальность темы. До недавнего времени мы часто не задумывались, где создана та или иная сказка, где зародилась народная игра, в каком селе высказана та или иная народная мудрость, появившаяся в пословице. Между тем, определяя родину того или иного текста, можно лучше понять не только региональную историю, но и вспомнить игры, песни, сказки своей бабушки, прикоснуться к истории своего рода, задуматься о родовой чести и достоинстве. Необходимо, чтобы принцип педагогики «От близкого – к далекому» реализовывался и по отношению к фольклору. Так Симбирско – Ульяновское Поволжье является полиэтническим регионом средней полосы России. Невозможно знакомить детей с культурой своего края без изучения и разучивания колыбельных песен.

Актуальность настоящей работы вытекает из того что отсутствуют проекты по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с традиционной музыкальной культурой на основе колыбельных песен. На основе анализа русских народных и татарских народных колыбельных песен выявлена самоценность каждого народа. Проект строится на единстве развития и существования двух основных культур Среднего Поволжья.

  1. Предполагаемые результаты

Колыбельные песни развивают личностные качества ребенка: любовь и уважительное отношение к родному краю, терпимость к этнокультурам проживающим на территории Поволжья, гуманизация детей и родителей.

Колыбельные песни формируют первый словарный запас ребёнка, образную картину мира, выраженную в слове. Они содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей.

  1. Теоретическое обоснование проекта

Современный этап развития нашего Отечества характеризуется ростом национального самосознания, стремлением людей понять и познать историю и культуру своей страны, своего народа, своей малой Родины. Рост национального самосознания, в свою очередь, остро ставит проблему воспитания подрастающего поколения с самого раннего возраста средствами национальной и региональной культуры. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивных государственных документах: "Законе об образовании", "Концепции государственной национальной политики", "Концепции модернизации структуры содержания российского образования до 2010 года".

Целесообразность и необходимость приобщения детей к народным традициям своего края подтверждали педагоги прошлого Я.А Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, А. Дисверг и другие классики. Важность данного направления образования в России доказывалась В.Н. Татищевым, М.В. Ломоносовым, Н.И. Новиковым. Педагогическую целесообразность приобщения детей к народной культуре обосновал К.Д. Ушинский. В дальнейшем идея «народности» в воспитании детей получила распространение в трудах В.А. Сухомлинского, А.П. Усовой, Н.Ф. Виноградовой, Э.К. Сусловой и др.

До недавнего времени мы часто не задумывались, где создана та или иная сказка, где зародилась народная игра, в каком селе высказана та или иная народная мудрость, появившаяся в пословице. Между тем, определяя родину того или иного текста, можно лучше понять не только региональную историю, но и вспомнить игры, песни, сказки своей бабушки, прикоснуться к истории своего рода, задуматься о родовой чести и достоинстве. Необходимо, чтобы принцип педагогики «От близкого – к далекому» реализовывался и по отношению к фольклору. Так Симбирско – Ульяновское Поволжье является полиэтническим регионом средней полосы России. Невозможно знакомить детей с культурой своего края без изучения и разучивания колыбельных песен.

Колыбельные песни – это один из самых откровенных родов народной поэзии: это беседа женщины со своей душой, не стесняемая чьей бы то ни было критикой. К колыбельным песням особенно подходят следующие слова Н.И. Костомарова, сказанные им о народной поэзии вообще: «Поэзия есть принадлежность человека: без нее он не может дышать. Минуты, в которые человек находится в поэтическом настроении, суть те минуты, когда он возвышается над повседневной сферой бытия и высказывается невольно и неосмотрительно. Истинная поэзия не допускает лжи и притворства. Минуты поэзии – минуты творчества. Народ испытывает их и оставляет памятники: он поет; его песни – произведения его чувства; они рождаются тогда, когда народ не носит маски» [4].

        Колыбельные песни - песни, исполняемые в основном матерью или нянькой при укачивании ребенка. Их основное назначение – размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать движение колыбели. В связи с этим вторым своим назначением колыбельные песни могут быть рассматриваемы отчасти и как «рабочие» песни, неразрывно связанные с трудом и отображающие в себе ритмы трудового процесса. Колыбельные песни формируются под воздействием множества факторов. Среди них – влияние различных социальных и возрастных групп, их фольклора, массовой культуры, бытующих представлений и многого другого.

        Вопреки некоторым мнениям о том, что колыбельные песни следует отнести к детскому фольклору, Г.С. Виноградов считает: "От того, что их исполняют и дети, произведения этой группы не делаются детским фольклором, подобно тому, как исполнение детьми солдатских песен не даёт права на включение солдатской песни в детский фольклор, пока эти песни не выпадут из фольклора взрослых и не станут достоянием только детей" . Однако, то, что колыбельные песни - жанр народного фольклора, сомнения у исследователей не вызывает. Э.С. Литвин вполне справедлив, когда называет эти произведения одним «... из древнейших жанров фольклора всех народов".

В течение многих веков колыбельные песни любовно и мудро поучают ребёнка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного истинного народного творчества. Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения позволяют ребёнку познакомиться с миром древнейшей культуры, с историей народа. Колыбельная песня является поистине особым жанром фольклора любого народа мира.

Вопрос функции колыбельной песни решается исследователями      по-разному. Однако мнения учёных в основном сходятся в том, что основной функцией колыбельной песни является усыпление. Однако, функции колыбельной песни не исчерпываются убаюкиванием и успокаиванием, она выполняет также педагогическую и оздоровительную функции, как указывают специалисты разных наук. В частности, они считают, что колыбельная песня осмысливается часто не только как заклинание с целью дать ребенку сон и рост в настоящий момент, богатство и здоровье в будущем, но и как знахарский текст, имеющий целью поправить здоровье ребенка в том случае, если он болен, или как оберег от чужого негативного воздействия. Далее мы рассмотрим подробнее каждую из перечисленную выше функций.

Во все века считалось, что нежная колыбельная песня просто успокаивает ребёнка, отвлекает его, потому он и погружается в сон. Оказалось, что это совсем не так – колыбельная песня вызывает в мозгу ребёнка напряженную аналитическую работу. А. Н. Мартынова указала связь жанра колыбельной песни с заговорами от бессонницы, но одно из отличий колыбельных от заговора заключается, по мнению автора, в том, что колыбельная имеет воспитательную функцию.

        Колыбельные формируют первый словарный запас ребёнка, образную картину мира, выраженную в слове. Они содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей.

        Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные  слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например, образ кота. При чём это не просто кот, а котенька, коток, котик, котя.

        Кроме того, в колыбельной песне берет начало впитывающая обычаи и традиции народная педагогика. Ребёнку необходимо чувствовать себя любимым. Ласковое обращение к малышу словами колыбельной помогает удовлетворить его потребности в общении с любящим и заботливым взрослым,  рождая ответное чувство привязанности и любви к родному человеку. Через колыбельную песню у ребёнка формируются первые впечатления, перерастающие в потребность в художественном слове и музыке.

        Таким образом, колыбельная песня - это лирический рассказ об окружающем мире и начальные представления о жизни ребёнка. Она заключает в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей. Особая ритмическая организация, спокойная интонация, приёмы уменьшения способствуют формированию умения видеть и понимать красоту родного языка, а через это воздействуют на воспитание эстетических чувств ребёнка. Именно воспитательной значительностью народной колыбельной песни определен интерес не только исследователей, собирателей фольклора, но и педагогов и воспитателей к ней.

9.2 Особенности русских народных колыбельных песен

Устройство колыбели для новорожденного традиционно на Руси обставлялось множеством таинств и мистических обрядов. Люльку (в форме квадратной рамы со слабо натянутым на нее холстом, образующим значительное углубление в середине, либо в виде плетеной корзины) или – как исторически более поздний вариант – зыбку (ящик, изготовленный из луба и имеющий дно из тонких дощечек) подвешивали к потолку на гибком шесте (к шесту она крепилась с помощью веревок). Снизу, как правило, тоже прикреплялась веревка, позволявшая качать эту люльку (зыбку) с находящимся в ней ребенком, не отвлекаясь от повседневной домашней работы. Т.о. “колыбель” – это обобщенное название всей данной конструкции.

Прежде чем впервые положить в только что сконструированную люльку (зыбку) младенца, в нее обязательно сажали хозяйского кота (считалось, что коты разгоняют чертей и злых духов). Существовало (и продолжает жить по сей день) общенародное поверье, что кот – большой друг домового (подлинного хозяина дома), и поэтому, если кота не обижать, то он “при случае” непременно доложит "дедушке" (домовому) о “доброте хозяйской”, а уж "дедушка" наверняка постарается обеспечить в таком доме уют и покой.

Примечание. Современные парапсихологи объясняют мистические способности кошек и котов тем, что эти животные питаются негативной энергией (за счет данного качества они “лечат” и энергетику дома (хозяйства), в котором живут сами, и людей – своих хозяев). Именно по этой причине многие народные целители рекомендуют родителям нервных и сверхвозбудимых детей завести кота или кошку, чтобы такой ребенок непременно общался с животным-“лекарем” (гладил, играл, ухаживал за ним), причем как можно больше. Только вот в том месте, где кот (или кошка) сворачивается клубком (любит спать, отдыхать), ни детскую, ни взрослую кровать ставить, ни в коем случае нельзя, т.к. данное место является источником отрицательной (негативной) энергии и может стать причиной очень многих заболеваний.

В свете вышеизложенного становится вполне понятным то, почему русские народные колыбельные песни изобилуют образами кота.

Какое же значение имела колыбель для развития младенца, который большую часть времени проводил во сне, просыпаясь только для еды и смены пеленок? Если он учился в колыбели, то чему? Чтобы получить ответы на эти вопросы, для начала следует понять, каким образом движется при ее раскачивании люлька (зыбка). Она совершает плавные и ритмичные движения по направлениям “вверх – вниз”, “вправо – влево”, “назад – вперед”.

Пока все органы чувств новорожденного не разовьются в полной мере, он познает мир, в частности, через прикосновения – посредством т.н. тактильного чувства. Ребенок, лежащий в раскачиваемой люльке (зыбке), пассивно воспринимает рецепторами своей кожи не только “прикосновения” люльки (зыбки) снизу, но и поочередное разнонаправленное ее “прикосновение” во всех направлениях. При этом ребенок ощущает и свое пространственное перемещение по всем доступным люльке (зыбке) направлениям, что также является для него способом познания мира. Таким образом, еще ничего не осознавая, он подсознательно осваивает все 3 вектора нашего трехмерного пространства (длина, высота, ширина). Этим самым ребенок как бы исподволь готовится к тому, что он в ближайшем будущем должен будет в таком пространстве ориентироваться (т.е. посредством данных гармоничных раскачиваний активно развиваются его координационные способности, пространственное мышление, тренируется вестибулярный аппарат).

Подобно ритму раскачивающейся люльки (зыбки), ритмичное звуковое (речевое) “раскачивание” происходит и во время исполнения колыбельной песни, когда голос совершает движение по звукоряду то вверх, то вниз: “кач-кач-кач”, “баю-баю-бай”, “люли-люли-люли” и т.п.). /Традиционно колыбельные песни исполнялись одновременно с раскачиванием люльки (зыбки) – в такт друг другу./ Помимо этого размеренность колыбельных песен совпадает (или стремится совпасть) с ритмическим рисунком (частотой) пульса и дыхательных движений, своим гармоничным ритмом оказывая на ребенка мощное успокаивающее и усыпляющее действие.

Совершенно очевидно, что слова из популярной в колыбельных песнях строчки припева “баю-баюшки-баю” возникли от устаревшего глагола “баять” (т.е. “говорить”, “рассказывать”). Отсюда же – слова “баян” (“сказитель”, “рассказчик”) и “байка” (“сказка”). /Следует обратить особое внимание на глагол “рассказывать”. Приставки “рас-“, “раз-“ в русском языке имеют значение движения в разные стороны – “разъехаться”, “разбежаться”, “расcыпать”, “расслоить” и т.д. Значит, рассказывая ребенку на сон сказку или напевая колыбельную песню, мы как бы раскрываем перед ним дверь в нее, проводя обучение во сне или в состоянии, близком ко сну. Причем учим совершенно удивительным вещам, которые младенец, по всем меркам, пока вроде бы и не способен осознанно воспринять. Но “работа” идет – на уровне его подсознания.

 

  1.  Диагностика усвоения

Диагностика усвоения народных колыбельных песен (татарских и русских народов) Среднего Поволжья разработана нами на основе общих подходов к диагностике уровней музыкального развития детей третьего года жизни. Диагностируются умения детей по видам музыкальной деятельности (слушание народных колыбельных песен (татарских и русских), подпевание), характерных для детей третьего года жизни. Диагностика проводится на основе анализа восприятия и прослушивания одного – двух музыкальных произведений, с каждым ребенком индивидуально.

Слушание народных колыбельных песен (татарских и русских)

1) Отличает народные колыбельные песни от других музыкальных произведений (ласковое, нежное, спокойное, тихое, неторопливое звучание колыбельной)

2) Интерес к звучанию колыбельных песен, увлеченность. Во время подготовки детей ко сну детям включают народную колыбельную песню (татарскую или русскую). Педагог оценивает реакции ребенка;

3) Эмоциональная отзывчивость на народные колыбельные песни (реакция, понимание характера, настроения). Слушает эмоционально, сопереживает героям колыбельной песни, сопровождает прослушивание непроизвольными движениями, голосовыми реакциями.

Подпевание

Участие в подпевании колыбельной, стремление воспроизводить отдельные интонации. Подпевает постоянно, есть тенденции подстраиваться  к голосу педагога, подражает интонациям.

-   высокий уровень  -  ребенок активно выполняет все предложенные задания, отзывчив, эмоционален;

-   средний уровень   -  ребенок эпизодически принимает участие в занятии, реакции неоднозначны;

-  низкий уровень     -  ребеноксовсем не принимает участие в занятии, не отзывчив, реакции отвлеченные

Оценка выполняется по 3-балльной системе. Высокий уровень соответствует 3 баллам, средний – 2 баллам, низкий – 1 баллу. Результаты суммируются. В зависимости от общего количества набранных баллов определяется уровень усвоения музыкальной культуры. 9-12 баллов соответствуют высокому уровню усвоения, 4-8 – среднему уровню, 0-3 – низкому уровню.

  1.  Входная диагностика

В рамках проведенной входной диагностике было выявлено, что 35% детей не различают колыбельные песни и не проявляют интерес к звучащим произведениям. 40% детей не стремятся подпевать народные колыбельные песни. Поэтому нами было принято решение разработать проект по приобщению детей третьего года жизни к традиционной музыкальной культуре русского и татарского народов Поволжья на основе колыбельных песен.

Разработанный проект погружает ребенка в мир народной колыбельной песни, способствует активному знакомству с ней путем изучения колыбельных песен русского и татарского народов через практическую деятельность. Интеграция различных видов деятельности, обеспечивает формирование у детей раннего возраста интереса к музыкальному наследию народа, способствуют воспитанию творческой личности. Проект основывается на общих положениях организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении и направлен на реализацию поставленных задач через систему последовательной и целенаправленной работы с детьми, основанной на четком взаимодействии педагога дошкольного учреждения и родителей.

Определяемые задачи программы находятся в соответствии с основными требованиями и положениями Концепции дошкольного воспитания, образовательных программ воспитания и обучения в детском саду и  в целом соответствуют ФГТ.

В качестве опорной базисной программы воспитания и обучения дошкольников была использована программа «Детство».

В программу включены народные колыбельные произведения русского и татарского народов, наиболее распространенные на территории бывшей Симбирской губернии.

  1. Направления работы, этапы, планирование

В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества, необычайно важное значение приобретают воспитание и образование подрастающего поколения на традициях национальной культуры, обычаев. Это особенно важно для нашего региона, где с древнейших времен бок о бок живут русские и татары в дружеском обращении, постоянно взаимодействуя друг с другом.

С детства ребенка надо научить относиться с уважением не только к своему народу, но и к другим народам, к их истории, особенностям их национальной культуры, традициям. Как говорят исследователи проблем семейного воспитания, семья является первой и наиболее важной ступенью вхождения маленького человека в общество, в жизнь, в мир музыки.

Воспитательная работа в рамках   проекта   включает следующие направления:

  • формирование понимания и уважения к музыкальной колыбельной культуре родного края;
  • воспитание персональных нравственно высоких качеств;
  • воспитание навыков сосуществования с людьми — представителями иного языка;
  • воспитание чувств сострадания и готовности помочь другим людям через прослушивание народных татарских и русских колыбельных песен;
  • изучение национальных традиций и обычаев;
  • воспитание уважения к прошлому своего народа, через ознакомление с народными колыбельными Симбирско-Ульяновского Поволжья,  восстановление исторической памяти;
  • ознакомление с музыкальной культурой родного края;
  • воспитание любви к родному слову, обогащение и развитие речевой культуры посредством изучения истории русского языка, его глубокого смыслового контекста.

Проект был проведен в три этапа:

  1. Констатирующий этап. Включает в себя:

- Проведение авторской  анкеты, направленной на выявление знаний народных татарских и русских колыбельных песен, их значении (см. приложение №1); объявление акции среди родителей «Колыбельные для малышей», направленной на сбор народный татарских и русских колыбельных; создание информационных стендов для родителей

- Входная диагностика детей.

  1. Формирующий этап, направленный на приобщение детей к народной музыкальной культуре русского и татарского народа на основе колыбельных песен, включает в себя прослушивание народных татарских и русских колыбельных; инсценировка колыбельных; подготовка к сюжетно – ролевым играм, беседы по ознакомлению с колыбельными, пение русской народной колыбельной и т.д.
  2. Контролирующий этап - подведение итогов проекта, заключительная диагностика детей.

Ознакомление с музыкальной культурой народов Симбирско – Ульяновского Поволжья организуется в форме различных образовательных мероприятий:

- интегрированные мероприятия;

- закрепление совместно с воспитателем в утренние и вечерние отрезки времени колыбельных песен;

- прослушивание аудиозаписей;

- детская деятельность;

- подгрупповая творческая деятельность детей;

- специально организованное совместное развлечение для детей и родителей.

Полной объем мероприятий представлен в перспективном планировании форм и методов работы по приобщению детей третьего года жизни к традиционной музыкальной культуре русского и татарского народов на основе колыбельных песен.

Месяц

Неделя

Интегрированная область

Тема

№ приложения

Ноябрь

1

Входная диагностика детей                                                    

2

Чтение художественной литературы, коммуникация, социализация

«Вот и люди спят, вот и звери спят»

№2

4

Коммуникация, социализация

Подготовка к сюжетно- ролевой игре «Уложим куклу Таню спать»

№3

Декабрь

1

Музыка, коммуникация, познание

Слушание русской народной колыбельной «Баю баюшки, баю….»

(CD-диск)

№4

2

Коммуникация, социализация

Подготовка к сюжетно - ролевой игре «Машеньке песенку спою»

№5

4

Коммуникация, познание, социализация

Беседа «Спи, моя радость, усни»

№6

Январь

2

Познание, музыка, коммуникация

Слушание татарской колыбельной «Для дочки» (CD-диск)

№7

3

Конструирование, познание, социализация

«Кровать для мишки»

№8

4

Коммуникация, познание, социализация

Беседа «Знакомство с пеленальной русской народной куклой»

№9

Февраль

1

Социализация, коммуникация

Подготовка к сюжетно-ролевой игре «Застели кроватку Зое»

№10

2

Художественное творчество (рисование), коммуникация, социализация

«Подушка для куколки»

№11

4

Подготовка к сюжетно-ролевой игре

Слушание русской народной колыбельной «Спи-дитятко, почивай…» (CD-диск)

№12

Март

2

Коммуникация, познание, социализация

Беседа «Как нам дочку уложить»

№13

3

Художественно творчество (рисование), познание, коммуникация

«Про кота-воркота»

№14

4

Коммуникация, социализация

«Машино утро»

№15

Апрель

1

Коммуникация, социализация

Сюжетно-ролевая игра «Спи, младенец мой прекрасный»

№16

2

Музыка, коммуникация

Пение русской народной колыбельной «Котенька - коток»

№17

4

Коммуникация, социализация

Игра- драматизация «Баю, баю, баю, бай! Поскорее засыпай!»

№18

Май

1

Коммуникация, познание

Дидактическая игра «Узнай колыбельную»

№19

2

Музыкальное развлечение (совместный праздник)

«Мамина песенка»

Работа с родителями №6

3

Заключительная диагностика детей

  1. Описание работы

Разработанный проект погружает ребенка в мир народной колыбельной песни, способствует активному знакомству с ней путем изучения колыбельных песен русского и татарского народов через практическую деятельность. Интеграция различных видов деятельности, обеспечивает формирование у детей раннего возраста интереса к музыкальному наследию народа, способствуют воспитанию творческой личности. Проект основывается на общих положениях организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении и направлен на реализацию поставленных задач через систему последовательной и целенаправленной работы с детьми, основанной на четком взаимодействии педагога дошкольного учреждения и родителей.

Определяемые задачи программы находятся в соответствии с основными требованиями и положениями Концепции дошкольного воспитания, образовательных программ воспитания и обучения в детском саду и  в целом соответствуют ФГТ.

В качестве опорной комплексной базисной программой воспитания и обучения дошкольников была использована программа «Детство». Но, к сожалению, как и все базисные программы она не может учесть всех нюансов развития ребенка, подстроиться под его индивидуальность и запросы родителей. Парциальные программы способствуют углублению образовательного процесса по определенным направлениям образования и развития детей дошкольного возраста, позволяют расширить возможности организации образовательного процесса за счет расширения форм взаимодействия взрослого с детьми.

Парциальные программы, реализуемые в группах кратковременного пребывания, используются для того, чтобы отразить специфику работы учреждения, при котором они созданы; позволяют реализовать возможности культурно-образовательного учреждения в образовании дошкольников (например, при работе группы в краеведческом музее, доме детского творчества, доме культуры и т.п.).

Педагоги и родители, заинтересованные в том, чтобы передать культурно-исторические ценности дошкольникам, оказываются перед выбором достойной программы. Дополнительные образовательные программы осуществляются только по желанию родителей на договорной основе с ними. Особое место занимает программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Князевой и М. Маханевой, «Развитие у детей представлений об истории и культуре» Л. Галигузовой и С.Мещеряковой, «Наследие» М.Новицкой и Е.Соловьевой.

Для успешного ознакомления детей с национальными колыбельными русского и татарского народов Поволжья важна реализация на практике организационных и методических приемов педагогической работы, перспективных планов (тематический годовой план работы) и конспектов занятий, материалов из самых разных литературных, исторических, этнографических и искусствоведческих источников.

В наш проект включены народные колыбельные произведения русского и татарского народов, наиболее распространенные на территории бывшей Симбирской губернии.

Ознакомление с музыкальной культурой народов Симбирско – Ульяновского Поволжья организуется в форме различных образовательных мероприятий и интегрируютя с разными образовательными областями:

- интегрированные мероприятия;

- закрепление совместно с воспитателем в утренние и вечерние отрезки времени колыбельных песен;

- прослушивание аудиозаписей;

- детская деятельность;

- подгрупповая творческая деятельность детей;

- специально организованное совместное развлечение для детей и родителей.

В этом возрасте у ребят уже есть небольшой опыт слушания музыки, что дает возможность поставить новые задачи формирования ее восприятия — приучать внимательно, слушать музыку, не разговаривать во время исполнения, не прерывать ее замечаниями, возгласами.

Формируя музыкальные представления детей, педагог стремится к тому, чтобы они запоминали отдельные музыкальные произведения, узнавали их при повторном исполнении. Развивая музыкальный слух ребенка, он включает музыкально-дидактические игры с определенным содержанием и правилами. В основе их лежат, учебные задания, направленные на освоение различных свойств музыкального звука: высоты, длительности, динамики и тембра. Так воспитатель, подбирая детские инструменты и игрушки, предлагает детям первой младшей группы поиграть с ними, угадать, на чем он играет, сравнить тихое и громкое звучание.

В первой младшей группе он составлен из контрастных по характеру произведений («Ах, вы, сени» — русская народная плясовая и спокойная колыбельная «Баю-бай» М. Красева, «Лошадка» и «Автомобиль» М. Раухвергера и т.д.), несложных по содержанию, отражающих яркие, близкие детям образы, без особой динамики их развития.

Основой методики организации слушания музыки   является   выразительное   исполнение   музыкального  произведения, теплота  и задушевность интонаций голоса педагога, передающего его отношение к художественному образу.

В процессе занятий дети часто ставятся в такие условия, когда они должны узнать, что исполняется, какая музыка звучит.

В этом возрасте сохраняет свое значение использование игрушки как средства, вызывающего интерес к исполняемым произведениям.

Усвоению музыки помогают также краткие пояснения педагога. Например, при ознакомлении с новой колыбельной песней он обращает внимание детей на характер музыки, выделяет наиболее яркие, художественные средства.

При повторном прослушивании на следующем занятии педагог задает детям вопрос, помнят ли они, какую новую колыбельную слушали. Если дети не могут ответить, песня исполняется повторно. Педагог привлекает внимание ребят к характерному вступлению.

К концу года дети должны охотно, с интересом слушать народные колыбельные песни, узнавать, знакомые образы, называть их.

  1. Сравнительный анализ результатов

Результаты входной и  заключительной диагностики по приобщению детей третьего года жизни к музыкальной культуре приведены в таблице:

Виды музыкальной деятельности

Уровень усвоения

Кол-во (%) при входной диагностике

Кол-во (%) при заключительной диагностике

Слушание

Отличает народные колыбельные песни от других музыкальных произведений

высокий

0

17

Средний

25

73

Низкий

75

10

Интерес к звучанию колыбельных песен, увлеченность

Высокий

7

30

Средний

37

63

Низкий

58

7

Эмоциональная отзывчивость на народные колыбельные песни

Высокий

10

21

Средний

40

64

Низкий

50

15

Подпевание

Участие в подпевании

Высокий

9

20

Средний

47

73

Низкий

44

7

В ходе сравнительного анализа входной и заключительной диагностики можно сделать вывод, что проведенные в рамках проекта мероприятия были усвоены на среднем уровне.

К концу проектной работы в группе увеличилось количество детей высокого и среднего уровней. Результаты контрольного этапа проектной работы приведены в диаграммах.

Диаграмма 1. Анализ диагностики по приобщению детей третьего жизни к подпеванию русских и татарских колыбельных песен

Диаграмма2. Анализ интереса к звучанию колыбельных песен

  1.  Отчет по проекту

Заключительная диагностика выявила уровень усвоения детьми традиционной музыкальной культуры и позволил установить позитивные изменения в представлениях детей третьего года жизни о колыбельных песнях русского и татарского народов.

  1. Результат проекта

В ходе реализации регионального компонента образования средствами музыкального искусства мы стремились приобщить детей к музыкальной культуре Симбирско-Ульяновского Поволжья на основе колыбельных песен.

Мы добились того чтобы дети обогатились музыкальными впечатлениями через приобщение к колыбельным песням русского и татарского народов Симбирско-Ульяновского Поволжья. Благодаря песне дети воспринимают тонкость звучания родного слова. Песня входит в духовную жизнь детей, придает яркую эмоциональную окраску их мысли, побуждает чувство любви к Родине, к красоте окружающего мира.

Таким образом, вопросы воспитания и развития подрастающего поколения средствами музыки в дошкольной педагогике рассматривали многие педагоги и психологи, отмечая благодатную почву для формирования гражданских чувств детей. Однако, проблема приобщения детей третьего года жизни к народным колыбельным песням полиэтнического региона еще не была предметом исследования ученых.

Целенаправленная и систематическая работа с родителями, тесное сотрудничество способствовало взаимопониманию, совместному творчеству семьи и педагога.

В дальнейшем мы будем продолжать знакомить детей с музыкальной культурой нашего края, побуждать любовь к родной природе, к «малой Родине», уважение к традициям семьи, к земле своих предков.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Акимова, Ю. Корни национальной памяти / Ю. Акимова // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2007. – N 2.
  2. Арсалиев, Ш.М. Традиционная культура воспитания в действии / Ш.М. Арсалиев // Этнос и личность: исторический путь. Проблемы и перспективы развития. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Москва-Чебоксары, 2003.
  3. Бадигый Х.Сайланма хезмəтлəр. Казан: Иман, 2001. 256 б.
  4. Давыдова, О.И. Этнопедагогический подход в работе детских садов / О.И. Давыдова // Детский сад. Управление. – 2003. – № 19 (67).
  5. Доронова Т.Н. Из детства – в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4- 7 лет / Т.Н. Доронова, А.Г. Голубева, Н.А. Гордова и др. – М.: Просвещение, 2004
  6. Дошкольник. Образование. Управление. Методические рекомендации по организации и содержанию образовательного процесса в ДОУ в 2001-2002 гг. – Ульяновск,2001.
  7. Капица Ф. С. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов вузов / Ф. С. Капица, Т. М. Калядич. – Флинта: Наука, 2002 год.
  8. Кожанова, М.Б. Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении в контексте регионально-этнической направленности воспитания / М.Б. Кожанова // Мир детства и образования. – Магнитогорск, 2007.
  9. Культура народов Поволжья: программа и методические рекомендации / А.Ш Кежнер, В.А. Архипова, Н.С. Нурмухаметова, В.Д. Кирюшкина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2011.- 92 с.
  10. Логинова В.И. Детство: программа развития развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина. – СПб.: Детство-пресс,2004.
  11. Новицкая М. От фольклорной школы к усвоению традиционной отечественной культуры //Дошкольное воспитание, 1997 -№10.
  12. Нигмедзянов М. Н.Народные песни волжских татар. М.: Советский композитор, 1982. 135 с.
  13. Потягушеньки, порастушеньки. Пестушки, потешки, прибаутки, игровые и колыбельные песенки, сказки и присказки для малышей.- Пермская книга, 1993.
  14. Радынова О.П. Народные колыбельные песни: слушаем и поем. Учебное пособие к программе «Музыкальное шедевры».-М.,2000.
  15. Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике: Учеб. пособие / Сост. Ю. Г. Круглов, О. Ю. Круглов, Т. В. Смирнова; под ред. Ю. Г. Круглова. – М.: Высш. шк., 2003 год.
  16. Рытов Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей: русские народные интрументы: Учебно-методическое пособие. – М., 2001.
  17. Свадьба в традициях народов России[Электронный ресурс]. URL: http://www.rodina-portal.ru/articles/details/id/6

(дата обращения: 22.10.2012).

  1. Тихонова А.Ю. Музкальная культура народов Поволжья в воспитании детей дошкольного возраста: программа и методические рекомендации/А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2005. – 100с.
  2. Тихонова А.Ю. Симбирские родники: методические рекомендации по реализации регионального компонента музыкального образования дошкольников / А.Ю.Тихонова, Е.Ю. Кшняскина, И.В. Петрушина. – Ульяновск : УИПКПРО, 2008. – 84с.
  3.  Уразманова Р. К.Обряды и праздники татар Поволжья и Урала. Годовой цикл. XIX - начало XX в.: историко-этнографический атлас татарского народа. Казань, 2001. 197 с.
  4. Ульяновская-Симбирская энциклопедия / ред. – сост. В.П. Егоров. Т.1 А-М. – Ульяновск : Симбирская книга, 2000. – 398 с.; Т.2 Н-Я – Ульяновск: Симбирская книга, 2004. – 590 с.льяновск, ИПК ПРО, 1993.
  5. Шорыгина Т.А. Православные праздники для детей: Сценарии и беседы. – М., 2001.
  6. Фольклор народов Среднего Поволжья: Хрестоматия/Авт.-сост. А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2003. – 96 с.

Приложение № 1

АНКЕТА

Уважаемые родители! В рамках проектного исследования мы проводим опрос. Вопросы предназначены для исследования осведомленности родителей о народных татарских  и русских колыбельных песнях. На заполнение анкеты не должно уйти более 10 минут. Пожалуйста, отвечайте на каждый вопрос правдиво и откровенно. Ваши индивидуальные ответы будут полностью конфиденциальны.

  1. Знаете ли вы национальные татарские народные колыбельные

А. да

Б. нет

  1. Знаете ли Вы русские народные колыбельные

А. да

Б. нет

3. Откуда они Вам известны

А. «С детства, пели родители»

Б. «Из книг, мультфильмов и кино

4. Пели ли Вы колыбельные песни своему новорожденному малышу?

А. да

Б. нет

  1. Поете ли Вы сейчас своему ребенку колыбельные песни

А. да

Б. нет

6. Как часто вы поете колыбельные песни?

А. каждый день

Б. иногда

7. Если Вы не поете колыбельные песни, то укажите пожалуйста причину _______________________________________________________________

8. Укажите народные колыбельные, которые вы исполняете своему ребенку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Игровые методы и приемы воспитания звуковой культуры речи у детей третьего года жизни"

Воспитание звуковой культуры речи является одним из важных направлений в работе по развитию речи. Основная цель - научить ребенка правильно произносить звуки родного языка и правильно пользоваться гол...

Педагогический проект "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками"

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками...

Консультация для родителей "Воспитание звуковой культуры речи детей третьего года жизни" Часть 1

Детство...Время самых ярких впечатлений, самых глубоких переживаний,самых удивительных - первых - встреч с этим миром.Восторг, удивление, радость, печаль...Одни ученые-психологи полагают, что детство ...

Консультация для родителей "Воспитание звуковой культуры речи детей третьего года жизни".Часть 2

Детство...Время самых ярких впечатлений, самых глубоких переживаний,самых удивительных - первых - встреч с этим миром.Восторг, удивление, радость, печаль...Одни ученые-психологи полагают, что детство ...

воспитание звуковой культуры речи у детей третьего года жизни

рекомендации педагогу для работы с детьмираннего возразраста...


 

Комментарии

Жирнова Елена Михайловна

Голосую за вашу работу.Буду благодарна, если посмотрите и оцените мою.Желаю удачи.Вот моя ссылка http://nsportal.ru/node/592872

Здравствуйте! Мы с Вами участвуем в одном конкурсе.Давайте поддержим друг друга.Я проголосовала за Вашу работу.Вот моя ссылка http://nsportal.ru/node/644680
Спасибо и удачи Вам!

Ольга Александровна!Интересная работа!Голосую!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада Вашему мнению!http://nsportal.ru/node/499316