Презентация "Обобщение опыта по теме: "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе приобщения к традиционной отечественной культуре"
презентация по теме

Польянова Валентина Петровна

Обобщение педагогического опыта по теме: "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе приобщения к традиционной отечественной культуре"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сергач, 2016г Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 «Ручеек» Обобщение педагогического опыта «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе приобщения к традиционной отечественной культуре» Подготовила: воспитатель Польянова Валентина Петровна

Слайд 2

Актуальность

Слайд 3

Сведения об авторе опыта Польянова Валентина Петровна Место работы : Нижегородская обл., г. Сергач МБДОУ д /с №15 «Ручеёк» Образование: высшее педагогическое Должность: воспитатель Стаж педагогической работы: 14лет Категория: высшая

Слайд 4

Условия становления опыта Профессиональная переподготовка Член творческой группы региональной инновационной площадки Курсы повышения квалификации Специалист ресурсного центра по социально-коммуникативному развитию ДОО Специалист консультационного центра для родителей (семейное образование) Самообразование, участие в РМО, сетевое взаимодействие Участие в конкурсах профессионального мастерства

Слайд 5

Идея личностного подхода к воспитаннику. Идея учения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания, на подлинном интересе. Идея гуманизации образовательного процесса. Идея практико-ориентированного обучения. Идея использования новых информационных технологий. Идея оптимизации воспитательно-образовательного процесса. Идея обучения и воспитания в деятельности. Идея воспитания в коллективе, через коллектив, для коллектива. Идея развивающего обучения. Идея взаимодействия всех участников педагогического процесса (дети, родители, воспитатели) Идеи опыта

Слайд 6

Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; . Формирование бережного отношения к природе и всему живому; Развитие интереса к русским традициям и промыслам; Формирование элементарных знаний о правах человека; Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) со столицей - городом Москвой Расширение представлений о городах России; Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям Задачи патриотического воспитания

Слайд 7

Организация образовательного процесса Создание развивающей среды Специально организованная образовательная деятельность Совместная деятельность вне занятий взрослых и детей Самостоятельная деятельность детей (игровая, продуктивная)

Слайд 8

Предметно-пространственная среда ДОУ Комната русского быта «Русская изба» Холл «Сергач - мой край»

Слайд 9

РППС ( патриотический уголок) Младшая группа 2014-2015 уч.г . Старшая группа 2016-2017 уч.г . Средняя группа 2015-2016 уч.г .

Слайд 10

Система последовательной работы по патриотическому воспитанию дошкольников Семья Детский сад Родная улица Родной город Страна, столица, символика Права и обязанности

Слайд 11

Целевые прогулки, экскурсии к достопримечательностям города; Экскурсии в краеведческий музей им. Громова; Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества, о животном и растительном мире России, Нижегородской области, Сергача; Рассказывание произведений фольклора русского народа, разных национальностей; Слушание музыкальных произведений о Родной земле, родного города, показа детям фильмов, презентаций о подвигах русских людей, истории России; Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни; Проведение тематических праздников и развлечений: «День матери», «День защитника Отечества», «День Победы», «День семьи», «День защиты детей», «День России», «Пасха красная», «Троица» и др. Подготовка тематических выставок, посвященных памятным датам, изготовление сувениров для членов семьи, сотрудников детского сада, младших воспитанников. Разработка дидактических и ИКТ-игр патриотической направленности и др. Формы и методы работы с детьми

Слайд 12

НОД «В гости к хозяюшке» « Поможем осени раскрасить листья» «Народная игрушка» «МОЯ СЕМЬЯ»

Слайд 13

Экскурсии

Слайд 14

Авторские дидактические игры

Слайд 15

Проведение тематических праздников и развлечений

Слайд 16

Взаимодействие: дети + родители + воспитатели Информационно-просветительская деятельность. Анкетирование, опросы Детско-родительские акции, благотворительные концерты Участие в проведении НОД, экскурсий, праздников Фотовыставки и экспозиции Детско-родительские конкурсы, проекты Продуктивная деятельность

Слайд 17

Мероприятия районного масштаба Ярмарка «Наши истоки» Семья Латухиных – 1место День города. Участие в мультпараде .

Слайд 18

Взаимодействие с социумом РЦКД танец «Мамино счастье» ЦСОГПВИ концерт «Славим возраст золотой»

Слайд 19

Результативность опыта

Слайд 20

Транслируемость опыта

Слайд 21

Творческих успехов!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №15 «Ручеек»

Презентация

Обобщение опыта

Тема: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе приобщения к традиционной отечественной культуре»

Подготовила: воспитатель Польянова В.П.

Слайд 1. Тема презентации «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе приобщения к традиционной отечественной культуре».

Слайд 2. Актуальность темы.

Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Слайд 3.  Представляю свой опыт работы по теме: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе приобщения к традиционной отечественной культуре»

Меня зовут Польянова Валентина Петровна, работаю воспитателем в г. Сергаче, Нижегородской обл., имею высшую категорию и стаж педагогической работы 14 лет.
 Слайд 4. ФГОС ДО предъявляет особые требования к профессиональной компетенции педагогов, что является важным условием становления опыта.

В 2015 г. Прошла курс профессиональной переподготовки по специальности: "Дошкольное образование" в Министерстве образования Нижегородской области государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования  НИЖЕГОРОДСКОМ ИНСТИТУТЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (НИРО) 

Курсы повышения квалификации «Социокультурные истоки »-2013г, «Актуальные проблемы теории и методики дошкольного образования»-2012г

Являюсь членом творческой группы по реализации Региональной инновационной площадки «Содержательное обеспечение духовно-нравственного воспитания детей в условиях ДОУ»

Вхожу в состав специалистов ресурсного центра по социально-коммуникативному развитию в ДОО

Вхожу в состав специалистов Консультационного центра для родителей, обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования.

Занимаюсь самообразованием, участвую в районных методических объединениях, взаимодействую в социальных сетях.

Развивают профессионализм и конкурсы профессионального мастерства.

Данные условия натолкнули на идею создания опыта

Слайд 5.

   Осуществляя анализ проблемы патриотического воспитания  в ДОУ, изучала эффективные технологии, методики и разработки передового педагогического опыта известных  авторов:

- О.Л. Князева, М.Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (программа, разработки занятий, мероприятий);

-Г.В. Груба, И.К. Помелова «Ребёнок познаёт мир» (методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений);

- Е.А. Позднякова «Гражданское воспитание в ДОУ» (планирование, разработки занятий и мероприятий);

- Н.Г. Комратова, Грибова Л. Ф. «Патриотическое воспитание детей  4-6 лет»

- Т. И. Оверчук «Мой родной дом» Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников

-Ветохина, Дмитренко, Жигналь, Краснощекова, Подопригора, Полынова, Савельева. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.

- Кузьмина И.А.

 За основу взяла программу О.Л. Князева, М.Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (программа, разработки занятий, мероприятий) и «Социокультурные истоки» И.А. Кузьмина. Проанализировала результаты реализации программ, разработанных внутри детского сада:  «Программа развития детского сада по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Люби и знай Сергачский край» и программа дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Сергачский перезвон»

      Проблема поиска оптимальных доступных возрасту путей приобщения к традиционной отечественной культуре, которые наиболее успешно способствуют формированию патриотического воспитания дошкольников, определила основные идеи опыта (представлены на слайде) 

  • Идея личностного подхода к воспитаннику.
  • Идея учения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания, на подлинном интересе.
  • Идея гуманизации образовательного процесса.
  • Идея практико-ориентированного обучения.
  • Идея использования новых информационных технологий.
  • Идея оптимизации воспитательно-образовательного процесса.
  • Идея обучения и воспитания в деятельности.
  • Идея воспитания в коллективе, через коллектив, для коллектива.
  • Идея развивающего обучения.
  • Идея взаимодействия всех участников педагогического процесса (дети, родители, воспитатели)

Слайд 6.  В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. Из данных целей вытекает целый комплекс задач по патриотическому воспитанию:

  • формирование у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду;
  • формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
  • формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России;
  • воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики;
  • воспитание уважения к труду, развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изобразительная деятельность, художественное слово;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
  • формирование элементарных знаний о правах человека.

Слайд 7. Организация процесса по патриотическому воспитанию в ДОУ строится следующим образом:

  • Развивающей предметно-пространственной среды;
  • Специально организованную образовательную деятельность;
  • Совместную деятельность вне занятий взрослых и детей;
  • Самостоятельную деятельность детей.

Слайд 8. Совместными усилиями администрации ДОУ, педагогами и родителями создана макросреда детского сада: холл «Сергач - мой край», в котором существует макет города; размещаются тематические экспозиции и материалы; комната русского быта «Русская изба».   Подобрали литературу детскую и художественную по патриотическому воспитанию, краеведческому направлению. В копилке имеется уже более 20 источников.  Создана фонотека о родном крае «Любимого края напевы», произведения сергачского композитора Мочалова В.П.

Слайд 9 . Особое внимание уделяю уголкам патриотического воспитания. Так в младшем дошкольном возрасте  используем народные игрушки, куклы в русской народной одежде.  Семейные альбомы, сборники русских народных сказок, потешек, шуток, прибауток ,стихов. Любимая игрушка медведь, актуальна для данного возраста детей способствует знакомству с символом города.

В средней группе к традиционному наполнению уголка добавила лепбук «Медведи Сергача», который в дальнейшем зарекомендовал себя как эффективное пособие для изучения родного города. Он был создан в рамках детско-родительской проектной деятельности по теме: «Сергач - медвежий угол»

В старшей группе патриотический уголок насыщен интерактивными плакатами, альбомами, дидактическими играми по изучению Родины России. Особое вниманию уделяю экспонатам и пособиям, связанных с изучение своего микрорайона Ключева, города Сергача, людям, прославивших родной край.

Слайд 10.  В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса патриотического воспитания    дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного патриотического воспитания детей:

Семья, детский сад, родная улица, родной город, родная столица, символика, права и обязанности.

Слайд 11. Патриотическое воспитание в детском саду — это процесс освоения наследования традиционной отечественной культуры.

Традиционная отечественная культура – это совокупность результатов труда наших соотечественников, с глубокой древности до современности, развивающих базовое ядро духовных ценностей, выработанных разными народами России: бережное отношение к матери-земле, трудолюбие, забота о детях, уважение к старшим, терпение, милосердие и гостеприимство, чувство долга. Память о предках, преемственность в делах хозяйственных, семейных, государственных по закону единства красоты, добра и правды.

Для достижения наилучших результатов использую следующие формы и методы работы с детьми. (представлены на слайде)

Слайд 12. Остановлюсь на отдельных формах работы: непосредственно образовательная деятельность по авторским  конспектам «В гости к хозяюшке » (с детьми младшего возраста), «Поможем осени раскрасить листья», «Моя семья» (средняя группа), «Народная игрушка» (старший возраст)

Слайд 13. Одной из важных и любимых форм являются экскурсии.  В процессе  экскурсий и целевых прогулок дети выясняют, что в городе много различных достопримечательностей, зданий, узнают о людях, прославивших свой город, район, учатся любоваться и ценить природу.

Слайд 14. Одним из важнейших средств воздействия на ребенка-дошкольника при формировании нравственно-патриотических чувств является игра. Наряду с народными фольклорными играми, способствующими развитию физических, психических, интеллектуальных возможностей детей, в дошкольных учреждениях значительное место занимают дидактические игры.

Созданные мной дидактические игры «Знатоки родного города»,  «Чья тень?», «Наш герб», авторская ИКТ игра «Сергачские эрудиты», имеют заключение районного методического экспертного совета и рекомендованы в образовательных учреждениях Сергачского муниципального района. Практика использования данных игр дает положительную динамику в развитии познавательной активности, эмоционально-ценностных и социокультурных отношений.  

Занимаюсь разработкой ИКТ игр-сказок духовно-нравственного и патриотического направления для детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 15.  Благодаря активному сотрудничеству и взаимодействию с воспитателями, специалистами ДОУ, а именно с музыкальным руководителем, добиваемся высоких результатов.  Дети активные участники разнообразных традиционных праздников и тематических развлечений. В народном празднике каждый ребенок творчески выражает свою индивидуальность благодаря импровизационному характеру даже рядовых ролей. Каждый ребенок  находит необходимую ему возможность самовыражения, самореализации.

Слайд 16.  Успех патриотического воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома. Поэтому необходимо объединить усилия детского сада и семьи. Такая целенаправленная педагогическая работа способствует воспитанию у детей трудолюбия, гуманизма, патриотизма, формирует активную жизненную позицию.

Родители активно участвуют во всех мероприятиях, проводимых в нашем детском саду. Помимо традиционных форм работы с родителями, хорошо зарекомендовали себя семейные проекты, результаты которых выносились на детско-родительские конкурсы. Это «Традиции нашей семьи», «Один день из жизни нашей семьи»

Слайд 17. Результатами совместных усилий являются победы и участия на районном уровне. (на слайде): «Наши истоки», «День города», «Мультпарад», «Свет рождественской звезды», «Мы юные нижегородцы», «Мир увлечений моей семьи», «Святые источники Сергача» и др.

Слайд18. Наш детский сад активно взаимодействует с социокультурными партнерами:

учреждениями культуры, социальной защиты населения, сергачским Благочиньем, что способствует формированию у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине, к родной природе, к традиционной отечественной культуре.

Слайд 19.  Сравнительный анализ показал положительную динамику развития познавательной активности, эмоционально - ценностных отношений, социокультурного поведения детей.  Прослеживается тенденция развития по всем показателям, это позволяет сделать вывод об эффекетивности педагогических воздействий.

Дети много знают о себе, своей семье, о Сергаче, его достопримечательностях и особенностях народных традиций, проявляют интерес к прошлому, настоящему и будущему своего города. Проявляют такие чувства, как доброта, забота, милосердие, терпение, трудолюбие, бережливость. Дети с удовольствием принимают участие в разных видах деятельности.

Многие выпускники нашего детского сада продолжают свой творческий путь в стенах Средней общеобразовательной школы №4. Многие из детей стали учениками  музыкальной школы, получают дополнительное образование в кружках и студиях  Центра детского творчества,  Центра культуры и досуга, где так же глубоко  берётся задача патриотического воспитания на основе традиции русского народа.

Слайд 20.Свой педагогический опыт я представляю на различных мероприятиях: участвую в РМО, проводила квест-игру «Растим патриотов», показ НОД для тьюторов в рамках стажерской площадки, создаю различные пособия, памятки. Делюсь наработанным материалом в интернет сообществах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста на основе приобщения их к культуре разных народов»

«Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста на основе приобщения их к культуре разных народов» Воспитание толерантности – длительный и сложный процесс, начинающийся в дошкольные годы и...

обобщение актуального педагогического опыта на тему: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на основе формирования представлений об окружающей действительности»

Обобщение актуального педагогического опытана тему:«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на основе формирования представлений об окружающей действительности» на педагогическом сов...

План саморазвития по теме «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе приобщения к культуре народов Поволжья»

В плане отражена система работы воспитателя по саморазвитию в рамказ темы "Патриотическок воспитание детей дошкольного возраста на основе приобщения к культуре народов Поволжья"...

«Разработка занятия на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста на основе УМК «Добрый мир. Православная культура для малышей» "Моё имя"

В работе предоставлены методические материалы по организации занятий для детей старшего дошкольного возраста на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возр...

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе приобщения к традиционной национальной культуре»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеЦентр развития ребенка Детский сад №2 «Журавушка»РС(Якутия) г.Олекминск...