Аналитическая справка о ходе реализации инновационного проекта«Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа»
статья на тему
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка о ходе реализации инновационного проекта
«Воспитание духовности через приобщение дошкольников
к традиционной праздничной культуре русского народа»
структурного подразделения детский сад «Ромашка»
ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины
Духовность - основополагающее условие для развития творческой инициативной личности. Первична эмоционально-душевная сторона личности, именно она в основных чертах формируется в дошкольном возрасте. Духовно-нравственное развитие и воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.
Качественно новой ступенью духовно-нравственного развития и воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования. Результаты воспитания духовности, нравственности, целомудрия укореняются в ребенке при одном, среди прочих, условий - реализации комплексного подхода к воспитанию. Такой комплексный подход к воспитанию мы находим в народной традиции.
Цель эксперимента - обеспечить своевременную успешную социализацию дошкольника в условиях окружающей его этнокультурной среды путем введения в традиционную народную культуру. Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мнение родителей в качестве приоритетных, мы выделили следующие задачи:
1.Оказание помощи семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям духовной и народной культуры, традиционному укладу жизни, любви к родному краю.
2. Воспитание отзывчивости на красоту русской природы и народного искусства.
3. Интеграция духовно-нравственного содержания в повседневной жизни детского сада во все виды детской деятельности.
4. Содействие развитию отдельных форм и комплексов традиционной культуры.
5. Развитие художественно-творческой активности детей.
Работая в данном направлении, в детском саду реализуются следующие программы и методические разработки:
1. Примерная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, издание 2014 года с применением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
2. Программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», одобрена Министерством образования и науки РФ.
3. Программно-методическое пособие «Сердце на ладошке» Баранова А.А.
4. Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Я - ты - мы». Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.
5. Н.В. Виноградова, С.А Козлова. Учебное пособие. Наша Родина. Москва П.
6. В.Н.Косарева. Учебное пособие. Народная культура и традиции. Волгоград издательство 2011г.
7. А.Я. Чебан, Л.Л.Бурлакова. Знакомим дошкольников с народной культурой. Москва ТЦ Сфера, 2012 г.
8. В.М. Петров, Г.Н. Гришина, Л.Д. Короткова. Весенние праздники, игры и забавы для детей. Творческий Центр Москва 2012 г.
9. О.А.Соломенникова. Программа дополнительного образования. Радость творчества. Издательство Мозаика-Синтез Москва 2008 г.
10. Лагутина Музей в детском саду 2011 г.
В примерной программе дошкольного образования «От рождения до школы» выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности. Новые социально-экономические условия функционирования ДОУ обусловили необходимость обеспечения современного качества дошкольного образования, внедрение более прогрессивных форм участия государства и семьи в воспитании детей, повышение ответственности педагогических коллективов дошкольных учреждений за полноценное развитие и эмоциональное благополучие каждого ребенка.
В программно-методическом пособии «Сердце на ладошке», под редакцией Баранова А.А., кандидата философских наук, проректора по научно-исследовательской работе института повышения квалификации и переподготовки работников образования при Ульяновском государственном педагогическом университете им. И.Н. Ульянова, представлены программно-методические материалы по воспитанию в ДОУ духовно-этической культуры детей дошкольного возраста (3-7 лет) и экологические навыки. Она обеспечивает возможность учитывать важнейшие составляющие, обеспечивающие результативность образовательного и воспитательного процессов, направлена на развитие познавательной активности у дошкольников, осознанное отношение к природе, с позиции понимания ее целостности, устойчивости и ранимости.
В учебно-методический комплект «Я - ты - мы» включена программа и учебно-методическое пособие, состоящее из трех основных разделов: «Уверенность в себе», «Чувства, желания, взгляды», «Социальные навыки». Первый раздел программы «Уверенность в себе» предполагает решение следующих задач: помочь ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим.
Второй раздел программы «Чувства, желания, взгляды» призван научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции – чувства и переживания, а также понимать эмоциональные состояния других людей.
Третий раздел «Социальные навыки» предполагает обучение детей эстетически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми.
Для реализации данного проекта в ДОУ создана этнокультурная среда, которая постоянно с помощью родителей совершенствуется. Центральное место при организации развивающей среды отведено уголкам краеведения, где дети могут ознакомиться с национальной культурой, традициями и обычаями своего народа, узнать историю родного села и края. В уголках краеведения представлены куклы в национальных костюмах (русские, чувашские, татарские, мордовские), сшитые руками воспитателей и родителей, тематические альбомы, дидактические игры, образцы национальных орнаментов. Воспитатели с помощью родителей оформили групповые комнаты предметами народного быта. Посуда, игрушки, расшитые полотенца, кружевные салфетки, придали интерьеру групп теплоту и уют. Неотъемлемым атрибутом игровых уголков в группах являются настольно-дидактические игры такие как «Угадай вид росписи», «Секреты бабушкиного сундучка», «Полезные вещи». Они помогают детям оценить и практически освоить способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Для того чтобы у детей поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, в группах созданы музыкально-театральные зоны, в которых представлены музыкальные инструменты, различные виды театра по русским народным сказкам, народные костюмы. В детском саду создан мини-музей «Русская изба», где дети получают возможность не только рассматривать, но брать в руки предметы быта, изделия старины, рассказывать друг другу о них. В изготовлении этого мини-музея дети совместно с родителями тоже принимали участие.
Детский сад активно сотрудничает с учреждениями района:
1. Краеведческий музей
Приобщение детей к истокам русской культуры, знакомство с историей родного края, патриотическое воспитание детей.
2. Межпоселенческая библиотека
Воспитание интереса к детской художественной книге. Проведение тематических встреч, выставок детской книги.
3. Филиал дополнительного образования «Лидер» ГБОУ СОШ с. Девлезеркино
Проведение семинаров-практикумов для педагогов ДОУ. Участие воспитанников ДОУ в совместных праздниках и конкурсах. Оздоровительная работа.
4. ГБОУ ДПОЦПК «Сергиевский РЦ»
Обмен информации по вопросам образования.
5. ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины
Обеспечение преемственности в работе детский сад – школа. Участие во внеклассных мероприятиях, методических семинарах, подготовленных учителями начальных классов и воспитателями детского сада. Совместные мероприятия различной направленности с привлечением обучающихся школы и воспитанников детского сада.
6. МБОУ ДОД детская музыкальная школа
Проведение концертов. Оказание помощи в проведении музыкальных развлечений. Совместная работа в области культуры.
Методическая работа в дошкольном учреждении - это часть системы непрерывного образования педагогов, которая, несомненно, отражается на повышении качества дошкольного образования, достижении оптимального уровня развития каждого дошкольника. Целями методической работы являются освоение наиболее рациональных методов и приемов воспитания и обучения детей; повышение методической подготовленности педагога к организации педагогического процесса; обмен опытом между членами педагогического коллектива. Работа с кадрами направлена на формирование творческого коллектива единомышленников. С педагогами детского сада обсуждаются линии развития дошкольного учреждения; создаются творческие группы, разрабатывающие отдельные аспекты совершенствования педагогического процесса; изучается, обобщается и распространяется передовой педагогический опыт; используется широкий спектр действенных форм повышения квалификации педагогического персонала, организуются практические формы работы, предполагающие самообразование и совершенствование технологий педагогического процесса. Педагоги активно распространяют опыт своей инновационной деятельности в окружном конкурсе «Детский сад года» в номинации «Истоки духовности» (2 место), «Воспитатель года», в окружной научно-практической конференции «Основные итоги приоритетного национального проекта «Образование» и его влияние на инновационные процессы в системе образования округа», в районной и окружной педагогической конференции, в районных педагогических чтениях, методической недели в СИПКРО, на региональном форуме работников системы дошкольного образования, на Ярмарке инноваций, на фестивале педагогического мастерства.
Реализация проекта проходит через все образовательные области:
- Речевое развитие - обогащение словаря детей новыми словами, эпитетами, пословицами, поговорками, образными выражениями, это сказки, потешки, поговорки, лучшие произведения русских писателей и поэтов, а также рассказы о святых и защитниках земли Русской.
- Художественно-эстетическое развитие - знакомство детей с народными промыслами, картинами русских художников, приобщение детей к художественному труду (поделки к праздникам, изготовление кукол).
- Музыка - ознакомление с русскими народными и православными праздниками, а также с народными песнями и танцами. В ходе опытно-экспериментальной деятельности по приобщению детей дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям, нами были проведены следующие мероприятия:
- Педагогический совет - круглый стол: «Музыкально-художественное искусство, как средство воспитания нравственно - эстетической отзывчивости ребенка»
- Семинар-практикум: «Предметно-развивающая среда в группе и ее влияние на развитие творческой деятельности ребенка».
- Просмотр непосредственно образовательной деятельности: образовательная область «Музыка», «Художественное творчество»
- Семинар: «Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе как одного из критериев повышения качества образования в ДОУ».
- Семинар-практикум: «Изучение и обобщение педагогического опыта по внедрению в учебный процесс передовых педагогических технологий, по реализации стандарта второго поколения»
- Консультация для воспитателей: «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к классическим музыкальным произведениям», «Интеллектуальные игры для детей старшего дошкольного возраста», «Уроки взаимодействия с родителями», «Развивать художественное творчество детей».
Мероприятия, проведенные с детьми:
1.Тематические дни: «День пожилого человека», «День народного единства», «День Земли»
2. Праздники: «День матери», «Ух-ты, Масленица!», «День Победы», «Белая береза», «Сороки весны»,
3. Досуговые мероприятия к Рождественской неделе «Святки»
4. Экскурсии: к памятнику Неизвестного солдата, достопримечательности района,
краеведческий музей
5. Акция «Читаем детям о войне».
Просветительно-воспитательная работа с родителями
Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, с окружающим миром, другими людьми. Семья – это источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача духовно-нравственного развития и воспитания - воспитание любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине. Акцент во взаимодействии с родителями ставился на проведении досуговых форм, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта между всеми участниками педагогического процесса. Для родителей проводятся праздники, посвященные народному искусству, традициям народа. Дети рассказывают о своих далеких предках. Родители подключаются к рассказам об истории своей фамилии. Проводим совместные конкурсы: «Во саду ли в огороде», «Рождественский сувенир», «Очей Очарованье», «Музыка – волшебная страна» и другие. Ежегодно родители принимают участие в спортивном празднике «Кольца дружбы». Для информации родителям предлагаются папки-передвижки и консультации на тему духовно-нравственного воспитания дошкольников в семье. Проводятся тематические беседы, консультации по вопросам семейного воспитания. Традиционно в подготовительной к школе группе проводится конкурс: «Герб моей семьи», «Генеалогическое дерево семьи». Эти формы работы являются эффективными формами взаимодействия ребёнка с родителями и воспитателями. Каждая встреча открывает детям что-то новое в жизни взрослых: одни умеют интересно рассказывать, другие – мастерить, третьи – играть. Родители и другие члены семьи по-новому видят своего ребёнка. Проникаются его интересами. В условиях двухсторонних эмоциональных контактов формируется понимание и любовь ребёнка к родителям, родителей к своему малышу. Активно практикуется в работе с родителями разработка совместных проектов: «Мое родное село», «История праздников», «Наши добрые сказки», «История моей фамилии», «Народная игрушка – матрешка»; выставки: «Мы и природа», «Традиции нашей семьи».
В рамках инновационного проекта воспитанники детского сада принимали участие в конкурсах на различном уровне.
Уровень | Конкурс | Результат |
Межмуниципальный | Конкурс патриотической песни «Щит России» | 2 место Диплом |
Окружной | этап Всероссийского конкурса «Юные исследователи окружающей среды» | 1 место Грамота 2 место Грамота |
Региональный | Конкурс детских творческих работ на экологическую тему | Грамота |
Всероссийский | Пластилиновый конкурс «Уши, ноги и хвосты» | Диплом 2-й степени Диплом 3-й степени |
Всероссийский | Конкурс детского рисунка и прикладного творчества «Моя Родина - 2013» | Диплом 1место Диплом 3 место |
Районный | Конкурс детского рисунка «Мое родное село», посвященный 85- летию Челно-Вершинского района. | 2 место Грамота |
Районный | Фестиваль «Куда уходит детство» | Грамота |
Окружной конкурс творческих работ | «В.В. Терешкова – первая в мире женщина-космонавт» | 2 место Грамота |
Всероссийский познавательный конкурс - игра | «Мудрый совенок II» | Диплом старшая группа Диплом подготовительная группа |
Всероссийский конкурс творческих работ | «Живи ярко» | Диплом лауреата |
Всероссийский конкурс творческих работ | «Защитники Отечества» | Участие |
Дополнительное образование
В детском саду оказываются дополнительные образовательные услуги духовной направленности: кружок «Мир твоей души», «Художники – умельцы», «Пластилиновое чудо».
Результатом работы является:
- создание методического материала по приобщению детей к русской народной культуре: перспективные планы, конспекты НОД и праздников, методические разработки и т.д.;
- пополнилась развивающая среда групп и «Русской избы»;
- повышение профессионального мастерства педагогов (работа по темам самообразования; участие в семинарах, конкурсах);
- обобщение опыта работы по темам самообразования и представление его на мероприятиях различного уровня (региональном форуме системы дошкольного образования (с 2009 по 2014 г.), окружной научно-практической конференции «Основные итоги приоритетного национального проекта «Образование» и его влияние на инновационные процессы в системе образования округа» (с 2009 по 2014 г.), методической недели в СИПКРО («Технология создание комфортной и доброжелательной среды для познавательного развития дошкольников в разных видах деятельности» 2013 г.), открытом областном фестивале педагогического мастерства и творчества работников дошкольного образования Самарской области г. Кинель, межрегиональной научно-практической конференции «Среда образовательного учреждения как средство воспитания, развития и социализации личности ребенка, региональной Ярмарке социально-педагогических инноваций» (2012 г.)
- повысилось качество и объём знаний детей по изучаемой проблеме.
Можно отметить положительную динамику в усвоении познавательного развития и отношений. При очередных беседах с родителями отрадно слышать, что дети стали сплоченнее, добрее, терпимее друг к другу, уважительнее к взрослым.
Старший воспитатель В.Д.Атяшева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
отчет по самообразованию «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа"
•Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы в этой области, посещения круглых столов, самообразования. •Разработать перспективный план работы с детьми; •Органи...
Инновационный проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа». Старший воспитатель Вера Дмитриевна Атяшева
Актуальность проблемы Дошкольный возраст - время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духо...
Тема: «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа»
План работы окружной площадки на 2013 - 2014 учебный год...
Проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной культуре русского народа»
Проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной культуре русского народа»...
Отчет по самообразованию «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа с учетом регионального компонента»
Цель: развитие познавательного интереса, формирование представлений о жизни предков.Задачи:•Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы в этой области, посещения кру...
Инновационный проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной культуре русского народа»
Дошкольный возраст - время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Духовность - основополагающее условие для развития творчес...
Презентация "Воспитание гражданственности и чувства патриотизма через знакомство дошкольников с историей и культурой русского народа"
Воспитание патриотизма дошкольника....