Проект "Мой город - Медвежьегорск"
проект (старшая группа) по теме
Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным городом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Одним из приоритетных направлений работы нашей группы является нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.
Цель – Воспитание гражданских чувств, чувства любви к родному краю; приобщение дошкольников к истории, культуре, флоре и фауне родногогорода, местным достопримечательностям.
Для достижения данной цели мы определили следующие задачи:
- развивать у детей эмоционально-ценностное отношение к своей малой родине;
- формировать интерес к настоящему и прошлому города Медвежьегорска;
- дать представление о современной инфраструктуре города (предприятия, сфера обслуживания, культуры, образования, медицины);
- создать развивающую этнокультурную среду в группе («Центр краеведения»);
Перед тем как приступить к планированию работы, нами были проведены следующие мероприятия:
1. Изучили книги справочного характера о Медвежьегорске с целью повышения своих знаний.
2. Провели устный опрос родителей. Задали три вопроса:
— Беседуете ли вы со своим ребенком о Медвежьегорске, о его истории?
— В каких местах города вы любите бывать со своим ребенком?
— Какие книги есть в вашем доме о Медвежьегорском крае, других городах Карелии?
3. Провели диагностику знаний детей по теме «Родной край и наш город».
В качестве диагностических методов были использованы:
- вопросы, направленные на выявление степени осведомленности детей о родном городе
- название, символика родного города;
- название улиц нашего города;
- памятники;
- достопримечательности Медвежьегорска.
- беседы
- история возникновения города Медвежьегорска;
- промышленные объекты города, основные профессии людей на этих предприятиях;
- культурное наследие родного города.
Опрос родителей показал, что: - Часть родителей наших воспитанников (40%) не являются уроженцами города Медвежьегорска и, следовательно, не знакомы с историей его возникновения и недавним прошлым. В то же время мы увидели заинтересованность данной группы родителей в получении такой информации. - 35% родителей, коренных жителей Медвежьегорска отметили, что не уделяют достаточно внимания этой теме. - 25% родителей стараются приобщать своих детей к истории и культуре города – посещают выставки, концерты, проводят прогулки по городу, беседуют о достопримечательностях, событиях, происходящих в городе и т.д.
Диагностика осведомленности детей о городе показала, что знания их в этом вопросе очень ограниченны: - Многие дети называли свой домашний адрес, но не знали названия соседних улиц. - Большинство детей рассказали, где работают их родители, но не смогли назвать профессию. - Из достопримечательностей большинство детей назвали только пляж, «Танк» и детский городок. - Никто из детей не был знаком с символикой города.
Таким образом, мы пришли к следующим выводам – для реализации проекта необходимо:
1. Организовать взаимодействие с родителями воспитанников, направленное на приобщение детей к истории, культуре родного города.
2. Создать «Центр краеведения» в группе.
3. Организовывать с детьми экскурсии по городу, в музей.
Свою работу мы планировали, основываясь на следующие принципы:
1. Принцип историзма – сохранение хронологического порядка описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
2. Принцип гуманизации – ориентация на высшие общечеловеческие понятия - любовь к близким, к родному городу, к Отечеству. Мы встаем на позицию ребенка, не игнорируем его чувства и эмоции, видим в ребенке полноправного партнера.
3. Принцип дифференциации – создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
4. Принцип интегративности – сотрудничество с семьей, библиотекой, историко-краеведческим музеем; сочетание разных видов деятельности.
5. Принцип наглядности.
6. Принцип развивающего обучения.
Реализация проекта разделена на три блока:
I блок: «Моя семья».
Были запланированы и проведены беседы с детьми: «Моя семья», «Солнышко моей семьи», «Дом, в котором мы живем», «Моя комната, мой уголок».
Совместно с родителями оформили фотоальбомы: «Наш ребенок», «Лето нашей семьи», создали альбом «Семейный герб» «Генеалогическое древо». Проводились консультации для родителей «Выходной день в моей семье», «Мой ребенок», «Семейный маршрут выходного дня», «Воспитываем элементы гражданственности».
Родители большую помощь оказали в подготовке и проведении развлечений «День матери» с совместным чаепитием. Организовывали совместные творческие домашние задания, такие как придумывание и изображение герба своей семьи, рисование карты своего микрорайона, изготовление макета микрорайона, сбор материала о родном городе, выращивание комнатных цветов для группы. Все это объединило родителей и детей, обогатило общение между ними и доставило радость.
В результате совместная работа с родителями помогла уточнить и закрепить знания детей о родном городе, папы и мамы стали нашими главными помощниками в организации экскурсий, в решении проблем по благоустройству детского сада и двора. Родители старались стать для своих детей примером отношения к своему городу, к месту, где живешь. Это была одна из главных задач, которую мы ставила перед собой, работая с родителями наших воспитанников.
II блок. «Детский сад».
Работу мы начали с создания для детей теплой, уютной атмосферы в группе. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Совместно с родителями и детьми составляли рассказы о детском садике, много читали и играли, используя дидактические и сюжетно-ролевые игры. Провели конкурс рисунков «Детский сад - мой второй дом». Проводили тематические экскурсии по территории детского сада и по улице, на которой находится детский сад. Однажды на прогулке дети собирали сосновые шишки для поделок. Одна шишка осталась у меня в кармане. На следующий день я обнаружила, что шишка раскрылась, и из нее высыпались семена. Я показала их детям, рассказала о том, что из этих семян вырастают деревья. Дети очень заинтересовались, и на мое предложение провести эксперимент по выращиванию деревьев из семян ответили восторженным согласием. Работа закипела! В подготовленный грунт каждый ребенок посадил свою семечку. Я предложила ребятам нарисовать, как они представляют результат нашего эксперимента – что вырастет из семян. Каждый день дети наблюдали за ходом эксперимента – «растет или не растет», поливали и с нетерпением ждали… Сколько же было радости у всех нас, когда вернувшись в детский сад после трехдневных выходных, мы увидели тонкие ростки наших будущих сосен! И сейчас наш эксперимент продолжается. Мы пикировали саженцы, и теперь ждем подходящей погоды, чтобы торжественно высадить их на свой участок. Весь ход эксперимента дети скрупулезно фиксируют в «Альбоме экспериментирования».
III этап. «Родной Медвежьегорск».
На данном этапе запланированы следующие мероприятия:
- беседы: «Мой город Медвежьегорск», «По улицам родного города»;
- тематические экскурсии по городу, в музей.
Все прогулки и путешествия мы организуем в определенной последовательности, действуя по принципу: от простого к сложному, от знакомого к неизвестному. Путешествия наши начались с территории детского сада. Мы рассматривали здание детского сада, его особенности строения, оборудование детских площадок.
Затем мы рассматривали двор жилого дома, по возможности наблюдали за работой дворника и машин-помощников: мусоровоза, трактора. Решали, как можно сделать двор красивее, чище, кого попросить помочь в этом. Такие беседы помогают нам воспитывать у дошкольников активную гражданскую позицию.
Очень понравилась детям целевая прогулка в железнодорожный парк. Мы беседовали о правилах поведения в парке настоящих горожан, выясняли, сколько труда вложено в строительство этого места отдыха, учились уважать и ценить труд людей и, конечно же, любовались этой красотой. В последствии мы с детьми создадим альбом «Дети о родном городе», в котором мы собирали детские работы и их высказывания о родных местах.
Свои путешествия по городу мы продолжали и в непосредственно образовательной деятельности, которая была взаимосвязана с экскурсиями, дополняла и обогащала их. Чтобы правильно дозировать познавательный материал, предлагаемый детям, устанавливать логическую связь между различного рода сведениями мы проводим все занятия в определенной последовательности: «Настоящее города», «Город в прошлом», «Достопримечательности и памятные места Медвежьегорска».
На первом занятии мы путешествовали по знакомым детям родным местам, выяснили значение слов «родной», «Родина». В игре «Выбери меня» закрепляли представления детей о зданиях города, учили детей анализировать отношения между знакомыми понятиями, /например, школа - ученик, больница - больной и т.д./. Прием эмпатии дал возможность учить детей беречь общественное, воспитывать элементы гражданственности. Например, «Я грязная скамейка», «О чем ты мечтаешь?». Дети придумывали ответы за скамейку:
- «Чтобы меня вымыл дождик, чтобы на меня не ставили ноги, чтобы меня не ломали, что бы меня покрасили в красивый цвет».
Следующим было путешествие в историческое прошлое нашего города. Занятия по этой теме представляли наибольшую трудность, так как наглядного материала, чтобы преподнести знания доступно, интересно практически не было.
Путешествие в прошлое мы начали с показа иллюстраций по «волшебному телевизору», с помощью которого дети могли наглядно и в игровой форме познакомиться с историческим происхождением нашего города.
С символикой города мы познакомили детей на занятии «Герб нашего города» (Занятие мы начали с рассказа о том, что такое герб, а затем с помощью наводящих вопросов дошкольники смогли разобраться в значении символов, изображенных на гербе). Закрепить знания наилучшим образом помогли следующие игры, сделанные нами: «Найди герб нашего города среди других», «Сложи герб по памяти». Путешествие в прошлое мы завершили итоговой беседой «Город Медвежьегорск. Страницы истории».
Чтобы занятия «Достопримечательности и памятные места Медвежьегорска» были интересными, чтобы дети стали активными участниками, а не пассивными слушателями, мы используем приемы ТРИЗ. Так, с помощью приема «дробления и объединения» дошкольники смогли понять, из каких частей состоит наш город… Игра «Часть - целое» помогла понять детям, что все является частичкой чего-то, что все взаимосвязано. Например, дом - это частица микрорайона, а микрорайон - частица города, а город - часть страны и так далее.
На занятии «Дерево славится плодами, а человек трудом» нашей одной из главных задач была следующая - вызвать чувство гордости за наш город, заложить ростки уважения к людям труда, работающих на благо города и страны, вызвать желание самим трудиться и прославлять свой город. На этом занятии дети закрепили знания о профессиях людей, живущих в нашем городе, их важности, а помогли в этом игра: «Кто без чего не может работать».
Интересным было путешествие на занятии «Транспорт на улицах нашего города». Дети классифицировали транспорт по функциям, находили сходство и отличия. С помощью игрового упражнения «Что было раньше» по хронологическому принципу выстроили линию развития транспорта от телеги до современной ракеты.
В конце учебного года нами запланировано итоговое занятие на тему «Город, в котором мы живем» в форме соревнований команд. Занятие, которое будет проведено в нетрадиционной форме, позволит нам обобщить и систематизировать знания детей о родном городе, повысить активность, уверенность.
Игра - наиболее естественный и радостный вид деятельности и, именно играя, дети могут лучше усвоить материал, закрепить его. Но так как игр по ознакомлению с городом нет, мы приобрели открытки, иллюстрации, подобрали фотографии и придумали ряд игр: «Узнай по фотографии», «Найди по описанию», «Разбитая картина», «Подбери пару». Элементами игровой среды является серия дидактических игр по ознакомлению с родным краем на основе исторического и краеведческого материала.
Большую роль мы уделяем строительной игре. Предоставляем детям возможность «строить» города, деревни по плану, по определенным условиям (Дом культуры, музей торговый центр и т.д.). Для того чтобы все это решалось успешно, мы запаслись альбомами иллюстраций о Медвежьегорске.
Мы убедилась в том, что наши воспитанники в действительности становятся настоящими маленькими горожанами, которые знают и любят свой город, стараются решить его проблемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Медвежьегорск - город в котором я родился и живу"
Образовательный проект ...
План-конспект занятия "Медвежьегорские мотивы"
Конспект занятия о расширении знаний о родном городепосредством изобразительной деятельности и словотворчества....
Конспект мероприятия по краеведению «Животный мир Медвежьегорска»
Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста сживотным миром родного края....
Познавательное занятие «Медвежьегорск – город, в котором я живу»
Познавательное занятие "Медвежьегорск - город в котором я живу"...
Конспект интегрированного занятия «Медвежьегорск – наш родной город»
Занятие было проведено для педагогов нашего детского сада....
Посещение выставки в краеведческом музее художника из Медвежьегорска А.В. Филиппова «Долго будет Карелия сниться…»
Пейзажи Алексея Филиппова показывают красоту северной природы, порой не яркую, не броскую. Переливы осеннего мха на камнях или коряга, напоминающая дракона. Прозрачный ситец березового леса. Их нужно ...
"Центр краеведения". "Путешествие по Медвежьегорску"
В нашей группе есть «Центр краеведения», в котором дети знакомятся с государственной символикой – флагом и гербом страны, региона, города, а также с президентом, губернатором. Все, к...