Конспект занятия по речевому развитию Для детей среднего дошкольного возраста «Знакомство детей с русской народной сказкой "Петушок и бобовое зёрнышко"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Аладжян Наталья

Тема: «Знакомство детей с русской народной сказкой

 "Петушок и бобовое зёрнышко"

 

Цель:

Познакомить детей со сказкой «Петушок и бобовое зёрнышко».

Уточнить и закрепить знания детей о звуке «Ц»

Задачи:

 Образовательные:

1.     формировать умения у детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, повторять отдельные слова и фразы из текста;

2.     познакомить с зерновой культурой – бобами, ввести в активный словарь детей слова: боб, бобы, бобовое зернышко;

3.      добиваться четкого произношения звука Ц изолированно и в словах и в слогах;

4.     Упражнять детей в чётком произношении звука ц в слогах, словах

 

Развивающие:

1.     Развивать фонематический слух

2.     Развивать подвижность артикуляционного аппарата

3.     Развивать грамматический строй речи (образовывать слова с суффиксом ИЦ)

4.     Развивать связную речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

5.     Развивать слуховое и зрительное восприятие.

Воспитательные:

1.     Воспитывать чувство доброты и отзывчивости, любовь к русским народным сказкам, доброжелательное взаимодействие со сверстниками.

Технологии: игровая, здоровье сберегающие технологии

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое, социально - коммуникативное.

Предварительная работа: Разгадывание загадок, чтение художественной литературы, рассматривание картинок из сказок.

Материалы и оборудование: театральная ширма, герои сказки, иллюстрации, зёрна.

 

 

 

 

Ход занятия:

Части занятия

Задания и упражнения

Содержание

Вводная часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

 

 

 

  1. Приветствие и знакомство

 

 

 

 

 

 

 

  1. Беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Артикуляционная гимнастика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика звука

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка  + Автоматизация звука Ц в слогах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие фонематического слуха

 

 

 

 

 

 

Развитие грамматического строя речи (образование слов с суффиксом ИЦ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание «Соедини маму с детёнышем»

Посадка зёрен.

Дети встают в круг, педагог предлагает поздороваться.
Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева – друг и справа – друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

 

Отгадывание  загадки.

Вылез птенчик из скорлупки,

Просит зернышек и крупки.

Голосок пока что тонок.

Это желтенький…(цыпленок)

 Давайте позовем вместе? Цып-цып. (Дети зовут цыпленка)

Прибежал цыпленок

(появляется мягкая игрушка цыпленка)

Цыпленок:

Здравствуйте, ребята! Я цыпленок Цыпа!

Дети (здороваются).

Воспитатель:

Цыпа, оставайся с нами! Мы расскажем тебе о звуке «Ц»

Цыпленок:

С удовольствием! Тем более, это мой любимый звук - в моем имени живет звук «Ц»!

А давайте все вместе попробуем правильно произнести этот звук?

Но сначала потренируем наш язычок, чтобы звук получился красивый.

 

Язычок - озорничок за заборчиком живет (упражнение «заборчик»)

Любит он в футбол играть (язык поочередно упирается в щеки)

Любит он и подремать (широкий язык лежит на нижней губе, упражнение «лопата»)

Вот, Шутник!

Вдруг узким-узким стал язык (язык узкий между зубов и вперед, упражнение «иголочка»)

Язычок мы спрячем в рот,

Пусть немножко отдохнет!

 

При произнесении звука [ц] рот слегка приоткрыт. Губы улыбаются. Зубки не смыкаем. Кончик языка уприте в нижние зубки. Сильно и коротко дунем. Получился звук: ц…

Давайте хором скажем – [ц]. А сейчас поднесите ладошку к губам (тыльная сторона). При правильном произнесении звука [ц], вы почувствуете ветерок. Звук произносим отрывисто. Звук при произнесении встречает преграду.

Цыпа: Ребята какие вы молодцы, как хорошо у вас получается. Посмотрите, что я вам принес. Это бобовое зёрнышко, и про него я сейчас расскажу вам одну историю, которая случилась на птичьем дворе.

Жили-были петушок и курочка.

Петушок все торопился, да торопился, а курочка знай себе да приговаривает:

- Петя, не торопись. Петя, не торопись.

Клевал как-то петушок бобовые зернышки, да второпях и подавился. Подавился, не дышит, не слышит, лежит не шевелится.

Перепугалась курочка, бросилась к хозяйке, кричит:

- Ох, хозяюшка, дай скорей маслица петушку горлышко смазать: подавился петушок бобовым зернышком.

Хозяйка говорит:

- Беги скорей к коровушке, проси у нее молока, а я уж собью маслица.

Бросилась курочка к корове:

- Коровушка, голубушка, дай скорее молока, из молока хозяюшка собьет маслица, маслицем смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.

- Ступай скорее к хозяину, пусть он принесет мне свежей травы.

Бежит курочка к хозяину:

-Хозяин! Хозяин! Дай скорее коровушке свежей травы, коровушка даст молочка, из молочка хозяюшка собьет маслица, маслицем я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.

- Беги скорей к кузнецу за косой, - говорит хозяин.

Со всех ног бросилась курочка к кузнецу:

- Кузнец, кузнец, дай скорее хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком. Кузнец дал хозяину новую косу хозяин дал коровушке свежей травы, коровушка дала молока, хозяюшка сбила масла, дала маслица курочке. Смазала курочка петушку горлышко. Бобовое зернышко и проскочило. Петушок вскочил живехонький и во все горло запел:

- Ку-ка-реку!

Воспитатель:

1.Что говорила курочка петушку, когда он кушал?

2. Что случилось с петушком?

3. К кому обращалась курочка за помощью?

4. Чему учит нас эта сказка?

 

Шёл цыплёнок по дорожке

 ац- ац- ац (говорят слоги дети)

 (дети шагают на месте, выполняя движения руками)

У него устали ножки

оц- оц- оц

Отдохнуть решил немножко

 иц- иц- иц

Сел цыплёнок на пенёк,

посидел совсем чуток ЦЦЦ

 (дети присели на корточки)

И снова в путь отправился

Уц –уц –уц

 (дети шагают на месте, выполняя движения руками)

 

Цыпа: А сейчас я с вами хочу поиграть.

Игра « Хлопни, когда услышишь в слове звук [Ц]».

Заяц. Лошадь. Леденец. Собака,

Огурец. Помидор. Актер. Дворец. Врач. Отец. Машина. Месяц. Чайник. Боец. Карандаш. Конец. Дверь. Окно. Птенец.

 

Какие вы молодцы! Все справились с заданием!

Цыпленок:

У каждого из нас есть мама.

Предлагаю поиграть с мячом. Я называю детёныша, а вы – маму.

У ослика?- ослица. У волчонка- волчица.

У лисёнка – лисица. У цыплёнка – курица.

У медвежонка- медведица. У тигрёнка – тигрица

У львёнка – львица. У орла - орлица.

Воспитатель: Молодцы ребята!

налетел ветерок (покажите как дует ветер: носик воздух набирает, ротик воздух выпускает плавно, сильно, тихо….), ветерок закружил и мам с малышами разъединил.

Воспитатель: ребята, давайте поможем соединить обратно маму с малышом

Цыпа: Какие вы умнички. Вы справили со всеми заданиями. Оставляю вам бобовые зёрнышки. Посадите их и обязательно ухаживайте за ними. Вы же знаете, как нужно ухаживать?

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу! Вы большие молодцы!

Заключительная часть.

1. Рефлексия.

Что мы сегодня делали на занятии?

Кто к нам в гости приходил?

С каким звуком мы сегодня познакомились?

Что вам больше всего понравилось на занятии и что не понравилось?

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому развитию

Для детей среднего дошкольного возраста

«Знакомство детей с русской народной сказкой "Петушок и бобовое зёрнышко"

Воспитатель: Аладжян Н.А.

Детский сад № 26 «Крепыш»


Тема: «Знакомство детей с русской народной сказкой

"Петушок и бобовое зёрнышко"

Цель:

Познакомить детей со сказкой «Петушок и бобовое зёрнышко».

Уточнить и закрепить знания детей о звуке «Ц»

Задачи:

Образовательные:

  1. формировать умения у детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, повторять отдельные слова и фразы из текста;
  2. познакомить с зерновой культурой – бобами, ввести в активный словарь детей слова: боб, бобы, бобовое зернышко;
  3. добиваться четкого произношения звука Ц изолированно и в словах и в слогах;
  4. Упражнять детей в чётком произношении звука ц в слогах, словах

Развивающие:

  1. Развивать фонематический слух
  2. Развивать подвижность артикуляционного аппарата
  3. Развивать грамматический строй речи (образовывать слова с суффиксом ИЦ)
  4. Развивать связную речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
  5. Развивать слуховое и зрительное восприятие.

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство доброты и отзывчивости, любовь к русским народным сказкам, доброжелательное взаимодействие со сверстниками.

Технологии: игровая, здоровье сберегающие технологии

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое, социально - коммуникативное.

Предварительная работа: Разгадывание загадок, чтение художественной литературы, рассматривание картинок из сказок.

Материалы и оборудование: театральная ширма, герои сказки, иллюстрации, зёрна.


Ход занятия:

Части занятия

Задания и упражнения

Содержание

Вводная часть

Основная часть

  1. Приветствие и знакомство

  1. Беседа

Артикуляционная гимнастика

Характеристика звука

Физкультминутка + Автоматизация звука Ц в слогах

Развитие фонематического слуха

Развитие грамматического строя речи (образование слов с суффиксом ИЦ)

Задание «Соедини маму с детёнышем»

Посадка зёрен.

Дети встают в круг, педагог предлагает поздороваться.
Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева – друг и справа – друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Отгадывание загадки.

Вылез птенчик из скорлупки,

Просит зернышек и крупки.

Голосок пока что тонок.

Это желтенький…(цыпленок)

Давайте позовем вместе? Цып-цып. (Дети зовут цыпленка)

Прибежал цыпленок

(появляется мягкая игрушка цыпленка)

Цыпленок:

Здравствуйте, ребята! Я цыпленок Цыпа!

Дети (здороваются).

Воспитатель:

Цыпа, оставайся с нами! Мы расскажем тебе о звуке «Ц»

Цыпленок:

С удовольствием! Тем более, это мой любимый звук - в моем имени живет звук «Ц»!

А давайте все вместе попробуем правильно произнести этот звук?

Но сначала потренируем наш язычок, чтобы звук получился красивый.

Язычок - озорничок за заборчиком живет (упражнение «заборчик»)

Любит он в футбол играть (язык поочередно упирается в щеки)

Любит он и подремать (широкий язык лежит на нижней губе, упражнение «лопата»)

Вот, Шутник!

Вдруг узким-узким стал язык (язык узкий между зубов и вперед, упражнение «иголочка»)

Язычок мы спрячем в рот,

Пусть немножко отдохнет!

При произнесении звука [ц] рот слегка приоткрыт. Губы улыбаются. Зубки не смыкаем. Кончик языка уприте в нижние зубки. Сильно и коротко дунем. Получился звук: ц…

Давайте хором скажем – [ц]. А сейчас поднесите ладошку к губам (тыльная сторона). При правильном произнесении звука [ц], вы почувствуете ветерок. Звук произносим отрывисто. Звук при произнесении встречает преграду.

Цыпа: Ребята какие вы молодцы, как хорошо у вас получается. Посмотрите, что я вам принес. Это бобовое зёрнышко, и про него я сейчас расскажу вам одну историю, которая случилась на птичьем дворе.

Жили-были петушок и курочка.

Петушок все торопился, да торопился, а курочка знай себе да приговаривает:

- Петя, не торопись. Петя, не торопись.

Клевал как-то петушок бобовые зернышки, да второпях и подавился. Подавился, не дышит, не слышит, лежит не шевелится.

Перепугалась курочка, бросилась к хозяйке, кричит:

- Ох, хозяюшка, дай скорей маслица петушку горлышко смазать: подавился петушок бобовым зернышком.

Хозяйка говорит:

- Беги скорей к коровушке, проси у нее молока, а я уж собью маслица.

Бросилась курочка к корове:

- Коровушка, голубушка, дай скорее молока, из молока хозяюшка собьет маслица, маслицем смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.

- Ступай скорее к хозяину, пусть он принесет мне свежей травы.

Бежит курочка к хозяину:

-Хозяин! Хозяин! Дай скорее коровушке свежей травы, коровушка даст молочка, из молочка хозяюшка собьет маслица, маслицем я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.

- Беги скорей к кузнецу за косой, - говорит хозяин.

Со всех ног бросилась курочка к кузнецу:

- Кузнец, кузнец, дай скорее хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком. Кузнец дал хозяину новую косу хозяин дал коровушке свежей травы, коровушка дала молока, хозяюшка сбила масла, дала маслица курочке. Смазала курочка петушку горлышко. Бобовое зернышко и проскочило. Петушок вскочил живехонький и во все горло запел:

- Ку-ка-реку!

Воспитатель:

#1063;то говорила курочка петушку, когда он кушал?

2. Что случилось с петушком?

3. К кому обращалась курочка за помощью?

4. Чему учит нас эта сказка?

Шёл цыплёнок по дорожке

ац- ац- ац (говорят слоги дети)

(дети шагают на месте, выполняя движения руками)

У него устали ножки

оц- оц- оц

Отдохнуть решил немножко

иц- иц- иц

Сел цыплёнок на пенёк,

посидел совсем чуток ЦЦЦ

(дети присели на корточки)

И снова в путь отправился

Уц –уц –уц

(дети шагают на месте, выполняя движения руками)

Цыпа: А сейчас я с вами хочу поиграть.

Игра « Хлопни, когда услышишь в слове звук [Ц]».

Заяц. Лошадь. Леденец. Собака,

Огурец. Помидор. Актер. Дворец. Врач. Отец. Машина. Месяц. Чайник. Боец. Карандаш. Конец. Дверь. Окно. Птенец.

Какие вы молодцы! Все справились с заданием!

Цыпленок:

У каждого из нас есть мама.

Предлагаю поиграть с мячом. Я называю детёныша, а вы – маму.

У ослика?- ослица. У волчонка- волчица.

У лисёнка – лисица. У цыплёнка – курица.

У медвежонка- медведица. У тигрёнка – тигрица

У львёнка – львица. У орла - орлица.

Воспитатель: Молодцы ребята!

налетел ветерок (покажите как дует ветер: носик воздух набирает, ротик воздух выпускает плавно, сильно, тихо….), ветерок закружил и мам с малышами разъединил.

Воспитатель: ребята, давайте поможем соединить обратно маму с малышом

Цыпа: Какие вы умнички. Вы справили со всеми заданиями. Оставляю вам бобовые зёрнышки. Посадите их и обязательно ухаживайте за ними. Вы же знаете, как нужно ухаживать?

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу! Вы большие молодцы!

Заключительная часть.

1. Рефлексия.

Что мы сегодня делали на занятии?

Кто к нам в гости приходил?

С каким звуком мы сегодня познакомились?

Что вам больше всего понравилось на занятии и что не понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста "Терем - теремок"

Многим ребятам нравиться слушать сказки, эмоционально проживать целую сказочную жизнь, помогая героям сказок....

Интегрированное занятие по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста «Моя семья»

Интегрированное занятие по речевому развитиюдля детей среднего дошкольного возраста«Моя семья»...

Интегрированное занятие по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста «Моя семья»

Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста«Моя семья» Цель:Создание условий для ознакомления дошкольников с понятием семьи и семейных ценностей. Формирование представлений у...

Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: « Хвосты для зверей» (по мотивам русской народной сказки «Хвосты»).

Конспект занятия  по  речевому   развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема:  « Хвосты для зверей» (по мотивам русской народной сказки «Хвосты&ra...

Конспект занятия по речевому развитию с детьми среднего дошкольного возраста на тему: «Мы ходили в зоопарк»

Ход занятия.- Ребята, к нам на занятие пришли гости. Улыбнитесь гостям, чтобы у всех сегодня было хорошее настроение.Мотивационно-ориентировочный этап.Постановка проблемы (запуск активности)Сегодня мн...

Интегрированное занятие по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста «Это вся моя семья »

Конспект открытого занятия «Это вся моя семья»Для средней группыОбразовательная область «Познавательное развитие»Ознакомление с окружающим миромВоспитатель: Сафина Лейсан ...