Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змей»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Алёша Попович и Тугарин Змей».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змей»

Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Алёша Попович и Тугарин Змей».

Задачи:

Закреплять знания детей о русских богатырях, доспехах.

Развивать умение самостоятельно отвечать на вопросы полным предложением, использовать в речи прилагательные (определения) и уметь их согласовывать с существительным в нужном числе, падеже.

Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки.

Развивать эстетические чувства, мышление, память, воображение.

Воспитывать уважение к историческому героическому наследию родной страны, гордость за свою Родину.

Оборудование: картина В. М. Васнецова «Богатыри»;картинки доспехов,оружия,костюм богатыря,лошадка;макеты деревьев,камня;разрезные картинки;видеовикторина.

Ход занятия.

1. Орг. момент.

Воспитатель: Здравствуйте добры молодцы, красны девицы, зовут меня-Василиса премудрая приглашаю вас в путешествие по сказочному русскому лесу. Этот лес необычный,живут в нем сказочные герои, а вот какие, вы узнаете отгадав загадки:

Свист соловьиный,

Взор орлиный

Не зверь, не охотник,

А (Соловей - Разбойник).

Из-за сопок и полей

Показался некий зверь.

В ноздри он дышал огнем.

Ночью стало, словно днем.

Он украл Забаву,

Потащил в дубраву. (Змей Огненный).

2 Основная часть.

Воспитатель: Ребята, а кто победил Огненного змея и Соловья - Разбойника? (Богатырь).

Воспитатель«Прислушайтесь, по-моему, к нам кто-то идёт»

(Въезжает «богатырь»).

Богатырь:

«Сильные, могучие

Богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле!

Не топтать их коням землю Русскую!

Не затмить им солнце красное!»

Богатырь: «Здравствуйте, услышал я молву людскую и прискакал за помощью к вам. Стёрлись на свитке слова от времени, не прочесть вторую часть пословицы».

Воспитатель«Давайте поможем Богатырю прочитать пословицы».

«Сам погибай, - а товарища выручай»

«Счастье Родины дороже жизни»

«За правое дело - стой смело»

«Герой умирает один раз, а трус - тысячу»

«Человек без Родины - что соловей без песни»

«Один в поле не воин»

Богатырь«Спасибо, помогли, а о чём эти пословицы» (О Родине, о славе, о доблести)

Кто такие богатыри? (Воины, силачи, борцы).

Какие они - богатыри? (Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, храбрые).

Чем славились богатыри? (Защищали нашу землю от врагов).

Откуда мы с вами узнали о богатырях? (Из сказок, былин).

Что такое былина? (Это быль, что было давным-давно).

Какие вы знаете былины? («Илья Муромец и Соловей - разбойник»«Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»«Никита Кожемяка».)

Воспитатель: Ребята,хотите тоже стать богатырями? (хотим).

Физминутка:

Дружно встали - раз, два, три.

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже.

Поглядеть из - под ладошек,

И направо, и еще

Буквой Л расставим ноги.

Точно в танце - руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

Воспитатель: «Ребята, а вы знаете перед тем, как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому воину?» (Им предстояло выдрать дорогу, по которой пойти. Они стояли перед камнем, на котором было написано, куда идти). В нашем сказочном лесу есть такой камень и он укажет нам путь: направо пойдешь - далеко не уйдешь. Прямо пойдешь - в чужую группу попадёшь. Налево пойдешь - много интересного узнаешь.

Воспитатель: Дети, куда же пойдем?

Воспитатель: «Ребята, что за чудо-чудное, диво-дивное? Что за картина перед нами предстала?»

(карта на В М. Васнецова «Богатыри»)

Беседа по картине

Вспомните, как зовут богатыря, который находится в середине? (Илья Муромец)

Что вы можете рассказать о нём? (Самый старший, могучий, опытный богатырь.)

Почему его называют Илья Муромец? (Потому что он из города Мурома,

Что вы ещё о нём знаете?

Какие доспехи защищают Илью Муромца? (Кольчуга, шлем)

Чем он вооружён? (В одной руке у него копьё, в другой - палица булатная, с боку щит)

Расскажите о коне. (Конь чёрного цвета, зовут его Бурушка, он такой же могучий и сильный, как его хозяин)

Кто находится слева от вас? (Добрыня Никитич).

Что вы можете рассказать о нём? (Он сильный, отважный.)

Кто ещё дополнит?

Какие доспехи защищают Добрыню Никитича? (Кольчуга, шлем)

Чем он вооружён? (В одной руке он держит щит, в другой меч)

Расскажите о коне. (Конь белого цвета, с белой гривой, он смотрит вдаль, как и его хозяин, высматривая врагов)

Кто изображён справа от вас? (Алёша Попович)

Почему его так прозвали'?

Что вы можете рассказать о нём? (Алёша Попович самый молодой богатырь, но такой же смелый и отважный.)

Какие доспехи защищают Алёшу Поповича? (Кольчуга, шлем)

Чем он вооружён? (Луком и стрелами)

Что у него весит с боку? (гусли).

Как вы думаете зачем?

Расскажите о коне. (Конь гнедой, рыжего цвета, он опустил голову, как будто прислушивается к топоту копыт вражеских коней)

Что охраняют богатыри? (Землю русскую и её границы)

А теперь посмотрите на пейзаж, окружающий богатырей. Опишите его.

(Мы видим холмистые луга, лес, маленькие ёлочки, сосенки, на небе тяжёлые, свинцовые тучи.)

Воспитатель: Верно, вы сказали. Ёлочки и сосенки - родные деревца земли русской, показывают, что богатыри стоят на родной земле, сторожат её покой. Маленькие деревца подчёркивают силу богатырей. Глядя на низкие свинцовые тучи создаётся впечатление, что природа насторожилась вместе с богатырями. В этой картине вся сила и доброта народа русского.

Сегодня мы познакомимся с былиной «Алёша Попович и Тугарин Змей.»

Чтение былины «Алёша Попович и Тугарин Змей.»

Видеовикторина по прочитанному.

1 С кем отправился в Киев Алёша Попович?

-Илья Муромец

-Тугарин Змей

-Яким Иванович

На чём отправился в путь Алёша Попович?

-поехал на коне

-пошёл пешком

-поехал на велосипеде

Кто встречал Алёшу Поповича в княжеском дворе?

-Князь Владимир с княгиней

-Соловей -Разбойник

-Тугарин Змей

Кто сел за стол рядом с князем и княгиней?

-Алёша Попович

-Яким Иванович

-Тугарин Змей

Какое блюдо Тугарин проглотил первым?

-жареную картошку

-жареную лебедь

-жареную рыбу

С помощью чего Алёша Попович победил Тугарина Змея?

-копья

-меча

-булавы

Малоподвижная игра «Собери доспехи богатыря». (Дети берут половину картинки,становятся в круг и по команде ищут вторую половинку картинки.)

3 Итог занятия.

Воспитатель:

-Ребята, что интересного узнали на занятии? (ответы детей)

-О каком богатыре написано в былине? (Алёше Поповиче)

-Кого победил богатырь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение рассказа Л. Толстого «Прыжок»»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение рассказа Л. Толстого «Прыжок»» (Гербова, с47) Цель. Рассказать детям о писателе, помочь вспомнить известные им рассказы Л.Толсто...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема : «Былины русские»

Конспект занятия по развитию речив подготовительной группеТема : «Былины русские»...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»

Познакомить детей с русской народной былиной «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе: "Чтение скaзки С. Мaршaкa «Двенaдцaть месяцев"

Цель: Пoзнaкoмить сo слoвaцкoй скaзкoй в oбрaбoтке С. Мaршaкa. Утoчнить и зaкрепить знaния детей o месяцaх гoдa. Рaзвивaть умение, пoдбирaть признaки предметoв.Зaдaчи. Фoрмирoвaть умени...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе: "Чтение русско-народной сказки "Никита Кожемяка"

Цель: Вспомнить с детьми русские народные сказки.Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке. ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Чтение русской народной сказки "Снегурочка"

Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурочка». Способствовать развитию связной монологической речи....