Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Чтение русской народной сказки "Снегурочка"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Светлана Николаевна Колоскова

Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурочка». Способствовать развитию связной монологической речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

Тема НОД: ««Чтение русской народной сказки «Снегурочка». Образовательная область: речевое развитие.

Возрастная группа: подготовительная группа.

Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурочка». Способствовать развитию связной монологической речи.

Задачи: Образовательные: Формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение, активизировать устную речь, расширять активный словарь: упражнять в подборе однокоренных слов, синонимов, глаголов. Развивающие:

Развивать у детей связную речь, мышление, воображение, память, эмоциональную отзывчивость, мелкую моторику рук, творческие способности, расширять кругозор. Развивать коммуникативные навыки. Воспитательные:

Воспитывать любовь, бережное отношение и ответственность за окружающую природу; проявлять заботу и внимание ко всему живому, готовность прийти на помощь; воспитывать любовь к русским народным сказкам. Реализуемые области: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. Материалы, оборудование: компьютер, текст сказки «Снегурочка», иллюстрации к сказке, репродукции картин В. Васнецова, Б. Зворыкина, М. Врубеля «Снегурочка».

Словарная работа: «неможется», «души не чаю», «свечерело» и т. д.

Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстрации, чтение русской народной сказки «Морозко», «Два Мороза», создание альбомов «В мире сказок» (рисунки детей), «Сочини сказку».

Ход занятия

Организационный момент

Собирайтесь детки в круг.
Я — твой друг и ты — мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся. Улыбка дарит нам добро. От неё всегда тепло. Отвечайте озорно — настроенье каково? (дети показывают и хором отвечают: «Во!»)
Воспитатель. Замечательно, я рада, что у вас хорошее настроение, значит, у нас всё обязательно получится. (дети садятся на свои места)

Основной этап

Воспитатель: Ребята, послушайте, что сегодня со мной произошло… Рано – рано поутру, Когда все крепко спали Прямо под моим окном Три синички щебетали И они мне рассказали, Чтобы все ребята знали — Сказка в гости к нам идёт С вами детки встречи ждёт… — Вы послушайте, ребятки, кто герои этой сказки?

Загадка: Герои этой сказки очень грустили, Зимой они внучку из снега слепили, Но лето настало и внучка пропала, Опять грусть на них очень сильно напала.

Воспитатель:

–Отвечайте без подсказки, как названье этой сказки? (р. н.с. «Снегурочка»)

Воспитатель: Ребята, это сказка русская народная.

Значит кто эту сказку сочинил? — -Русский народ.

-А что это значит? (эту сказку сочинили очень давно, передавали из поколения в поколение)

Чтение сказки

- Раз это сказка, то должны быть сказочные слова и фразы, вы заметили их? (какие?)

Давайте сыграем в игру «Переводчики» - я буду вам называть непонятное слово или фразу из сказки, а вы мне будете переводить её – называть по-другому, только чтоб понятно было!

Жили ладно – это как?

Приладили ручки и ножки – что сделали?

Стала расти не по дням, а по часам? – это как?

Души старики в дочке не чают – это как?

Работа в руках спорится –

Неможется –

Свечерело –

Стали кликать Снегурочку –

Правильно, «стали кликать девушки Снегурочку, да только эхо им в лесу –

– Назовите героев этой сказки. (Снегурочка, старик, старуха)
– Почему старик и старуха так назвали свою дочку? (Сделали из снега).
– Подберите слова, родственные слову «снег».
Речевая зарядка

Подбор однокоренных слов

-Из чего была вылеплена Снегурочка? (из снега)

-Что ещё можно вылепить из снега? (снеговика)

-Чем дети бросаются зимой? (снежками)

-Если днём выпало много снега, то какой это день? (снежный)

-Что общего между всеми названными вами словами? (все они происходят от слова «снег»)

Повторите за мной: «Снег, снежок на крыши лег». «По заснеженной тропинке шли Степаша и Маринка». (развитие артикуляционного аппарата)

- Дети, вы прослушали сказку. Скажите, какой эпизод вам запомнился? Почему? Расскажите, как появилась Снегурочка у деда и бабы?

- Представьте деревню, в которой жили деде и баба.

- Расскажите, сколько выпало снега?

-Как выглядели дома и все вокруг?

- Когда дед и баба пошли лепить себе дочку?

- Какой получилась Снегурочка?

- Как она выглядела?

Почему Снегурочка послушалась деда и бабку и пошла с подружками в лес? (Она хотела стать похожей на людей).

-Назовите главную причину исчезновения Снегурочки: (Она растаяла - – Почему произведение называем сказкой? (Снегурочка ожила, превратилась в облако)

– Какой вид сказки? (волшебная)

– Давайте вспомним, как произошло это волшебство, как оживала Снегурочка.
В.: - Снегурочка вместе с подругами играла, песни пела, хороводы водила, вставайте и вы в хоровод:

Заря – заряница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты расписные.

Один, два, три – не воронь,

А беги, как огонь!

(Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – «Заря» ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком. Все произносят слова игры. С последними словами «Заря» осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берет ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится «Зарёй» и игра повторяется

- Какими другими именами можно назвать Снегурочку?

-Во что превратилась Снегурочка в конце сказки? (лужица, пар, облачко) – Почему это произошло?

- Подумайте, почему с приходом весны Снегурочка становилась все грустнее?

- Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой? (Радостная, приветливая, веселая, счастливая, улыбающаяся.)

- Покажите такие выражение лица.

Задание №1: «Во что превратилась Снегурочка?» Воспитатель. Ребята, перед вами – картинки, на которых изображены разные состояния воды. Выберите и разложите их по порядку так, чтобы мы увидели чудесные превращения Снегурочки. Внимательно подумайте, какая Снегурочка была вначале сказки и чем она стала в конце. (Дети составляют цепочку превращения снега в другие агрегатные состояния: СНЕЖИНКА, ЛУЖИЦА, ПАР, ОБЛАКО).

Проверка: 1 ребёнок рассказывает, дети проверяют.

– В какое время года пропала Снегурочка? (Летом.) – А сейчас какое время года? (Зима.) – Снегурочка летом из снега стала водой, паром, а затем облачком. – А что происходит зимой на улице? (холодно, идёт снег.) –Во что могла превратиться Снегурочка из облачка зимой? (из тучки пойдет снег (снежинки), а из снега появится Снегурочка.) —- Грустный конец у этой русской народной сказки?

- А почему же нам грустно? (Снегурочка испарилась)

- А можно придумать и сделать так, чтобы Снегурочка не исчезла?

- А как?

- Мы же с вами тоже русский народ, давайте придумаем свой, веселый и счастливый конец сказки «Снегурочка»? (придумывание)

– Почему произведение называем сказкой? (Снегурочка ожила)
– Какой вид сказки? (волшебная)
– Давайте вспомним, как произошло это волшебство, как оживала Снегурочка. Кто хочет побыть Снегурочкой?
(Выбирается девочка, которая изображает все действия Снегурочки. Педагог читает отрывок сказки, как ожила Снегурочка, дети договаривают слова-действия).
Игра «Снегурочка»
Дети превращаются в Снегурочку, стоят, не двигаясь, с закрытыми глазами, слушают ощущения в теле.

– Вот и ожила наша Снегурочка. «Смотрят старики, не налюбуются».
По сигналу ведущего сначала чуть-чуть моргают ресничками, затем открывают глаза, медленно поводят глазами вправо, влево (только глазами). Делают глубокий вдох носом, ощущая, как входит в ноздри воздух, наблюдают за своим дыханием, за тем, как воздух мягко входит и выходит... входит и выходит...

Потом "Снегурочки "улыбаются, медленно поворачивают голову в одну сторону, в другую; плавно и медленно разводят в стороны руки и делают шаг вперед.

– А как выглядела Снегурочка? Какой дочкой она выросла?
Дети дают описание Снегурочки, близкое к тексту, с опорой на иллюстрацию.
– Всегда ли была Снегурочка такой веселой? (Нет).
– Давайте посмотрим, как менялось настроение Снегурочки. Достаньте в большом конверте картинки и изображения настроения Снегурочки. Поставьте нужное настроение /изображение лица: веселое, грустное, печальное, удивленное
Дети работают в парах.
– Давайте проверим. (Открывается картинка зимы на экране)
– Зимой Снегурочка – (весёлая, радостная, счастливая, смеющаяся, улыбающаяся)
( На экране открывается картинка весны)
– Весной Снегурочка – (грустная, задумчивая, молчаливая)
(На экране открывается картинка лета)
– Летом Снегурочка – (печальная, горько плачущая)
( На экране открываются все 3 картинки)
Вывод
Чем теплее становилось, чем сильнее пригревало солнышко, тем грустнее и печальнее становилась Снегурочка.

-Отчего зависело настроение Снегурочки? (От времени года)
– Сейчас какое время года? (весна)
– Значит у Снегурочки какое настроение? (веселое)

Игровая деятельность

- А давайте ребята, с вами немного поиграем. Сейчас мы тоже слепим снежную бабу.

Возьмем снега мы немножко,

Снежки слепим на ладошке.

Дружно ими покидались,

Наши руки и размялись.

А теперь пора творить,

Бабу снежную лепить.

Ком за комом покатили,

Друг на друга водрузили,

Сверху третий малый ком.

Снег стряхнули с рук потом.

- Молодцы! Вот какую снежную бабу мы слепили.

Сегодня я вам покажу, как известный художник Виктор Михайлович Васнецов нарисовал Снегурочку.

(Воспитатель показывает репродукцию картины В. Васнецова «Снегурочка», звучит музыка Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»).

-Эту картину написал замечательный русский художник Виктор Михайлович Васнецов, много раз изображавший героев сказок.

Давайте рассмотрим эту картину и постараемся увидеть всё то, что хотел показать нам художник (по вопросам):

- Опишите Снегурочку, какая она?

- Какое у нее лицо?

- Какая поза, одежда?

- Что окружает Снегурочку?

- Вам нравится картина? Почему?

Мне она тоже понравилась. Обратите внимание: на первом плане героиня Снегурочка. Она в длинном пальто белого цвета, украшенном узорами, в светлых варежках и шапке. Фигура размещена не по центру картины, а сбоку. За спиной Снегурочки видны следы на снегу. Все это создает впечатление, что Снегурочка только что вышла навстречу зрителю и растерянно осматривает по сторонам. Как и все персонажи Васнецова, Снегурочка отражает красоту, чистоту заснеженной России. Таинственный лес, раскиданные елочки, мрачное лунное небо и искрящийся под луной ярким блеском снег. Фигура Снегурочки освещена от снега. Все на картине создает впечатление волшебства и загадочности.

- Ребята. Не только художники рисовали картины к сказкам. Композиторы даже сочиняли к ним музыку. Давайте с вами послушаем классическую музыку. (Николай Римский-Корсаков: Опера «Снегурочка». Хор и оркестр Большого театра, дирижёр К. Кондрашин. Запись: 1946 год.

Физминутка.

От сосулек звон, звон!
(Хлопки в ладоши.)
Просыпайся клён, клён!
(Хлопки в ладоши.)
Растопился снег, снег!
(Приседание.)
Ручейки в бег, в бег!
(Бег по кругу.)
Гром шагает топ, топ!
(Ходьба.)
Почки слышно хлоп, хлоп!

- Какое настроение вызывает конец сказки «Снегурочка»?

- Оно меняется при чтении? (Да. От веселого к грустному.)

- Какие изменения произошли в природе?

- Как исчезла Снегурочка? Что же с ней произошло? (Растаяла.)

- Во что превратилась Снегурочка? (В облачко.)

- Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле? (Из облака зимой может пойти снег, и старики могут снова слепить себе дочку Снегурочку. А летом облачко прольется дождем и на земле распустятся нежные цветы, похожие на Снегурочку.)

Дети работают в парах. (Нужно расположить картинки из сказки в определённой последовательности)

– Давайте кратко расскажем сказку по нашей схеме.
– Как вы думаете, может быть у сказки продолжение?
Снегурочка не исчезла бесследно, она может снова появиться на земле следующей зимой. А летом она может появиться?
– А сейчас попробуйте сами придумать Снегурочку. Сделать ее такой, какой вы ее представляете. А чтобы пальчики ваши хорошо работали, давайте подготовим их к работе.

Пальчиковая гимнастика
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок - румяный бок.
Есть Снегурочка - краса,
Три медведя, Волк - Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем,
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад!
Практическая работа детей в сопровождении музыки: - А сейчас мы с вами нарисуем Снегурочку, такую, какую мы с вами представили, посмотрев картину и послушав музыку. (Педагог обращает внимание на то, как дети сели, на правильную осанку, правильно ли держат кисть, помогает советом(индивидуально).

Выставление работ на доске.
– Смотрите, какие красивые Снегурочки получились. На следующем занятие мы попробуем придумать продолжение сказки, и может она получится не такой грустной, и у сказки будет счастливый конец.
Рефлексия:
– Что открыли нового в этой сказке?
– Поднимите руку, какие задания оказались трудными на занятии. Почему?
– Какое было самое интересное задание? Чем оно вам понравилось?

А работали хорошо все! Поэтому Снегурочка просила меня передать вам вот такие красивые раскраски – здесь Снегурочка везде веселая, красивая, довольная вашей работой.

Наше путешествие в сказку подошло к концу.
«Сказка двери закрывай, в детский сад нас отпускай».
-Ребята, давайте мы попрощаемся со сказкой, попрощаемся с гостями.

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи на тему "Пересказ русской народной сказки "Кот, петух и лиса""

Конспект занятия по развитию речи по обучению детей пересказыванию. Занятие построено на приемах  использования опорных картинок для облегчения процесса персказа литературного произведения и закр...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на материале русской народной сказки "ЛИСА И ЖУРАВЛЬ"

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление краткого рассказа по иллюстрациям русских художников по мотивам волшебных русских народных сказок» с учетом требований ФГОС

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление краткого рассказа по  иллюстрациям русских художников  по мотивам волшебных русских народных сказок» с учетом требова...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Русские народные сказки».

Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Русские народные сказки».

Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.Задачи:Образовательные: Учить узнавать сказку по иллюстрациям, эпизодам, загадкам; закрепить навыки детей пересказа сказок, расширит...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Русские народные сказки»

Русские народные сказки очень интересные, а путешествие по сказочной стране оказывается очень завораживающим!...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Русские народные сказки»

Русские народные сказки очень интересные, а путешествие по сказочной стране оказывается очень завораживающим! ...