Конспект итогового мероприятия по лексическим темам «Посуда», «Продукты» в старшей группе для детей с ОНР «В гостях у бабушки Федоры»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Зубкова Галина Александровна

Материал представляет интерес для воспитателей компенсирующих групп. В конспекте указан возраст детей, цель, задачи мероприятия, а также используемые современные технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект итогового мероприятия по лексическим темам «Посуда», «Продукты» в старшей группе для детей с ОНР «В гостях у бабушки Федоры»

Вид деятельности – речевая.

Форма деятельности –  итоговое мероприятие по лексическим темам «Посуда», «Продукты».

Цель: обобщить и систематизировать знания дошкольников по лексическим темам «Посуда», «Продукты».

Задачи: образовательные:

  • уточнить родовые понятия: кухонная, столовая, чайная посуда; материалы, из которых посуда изготовлена, названия некоторых продуктов;
  •  упражнять в использовании глаголов, обозначающих действия, которые мы совершаем с посудой (едим, накладываем, наливаем, пьём, режем, накалываем, перемешиваем, моем, чистим, ставим, расставляем);
  • упражнять детей в образовании относительных прилагательных: стеклянная, железная, глиняная, фарфоровая, деревянная, металлическая), некоторых существительных при помощи суффиксов (сахарница, салфетница, чайник, кофейник, маслёнка, конфетница); в употреблении родительного падежа ед.ч. и мн.ч. существительных;
  • формировать речевое творчество детей посредством   составления синквейна о посуде;
  • создать условия для  драматизации отрывка из сказки К.И.Чуковского «Федорино горе».

развивающие:

  • развивать речевую активность дошкольников, зрительное и слуховое внимание, память, мышление (синтез, обобщение и анализ) и воображение;

 воспитательные:

  • способствовать формированию  бережного обращения с  посудой  и продуктами питания;
  • способствовать  созданию дружеской атмосферы, положительных эмоций, получения радости от общения и коллективной деятельности; формировать навыки сотрудничества в процессе выполнения заданий, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности за общее дело.

Оборудование: модель синквейна, карточки – подсказки, аудиозапись, карточки-цифры (1-6), спинер со стрелкой, мультимедиапрезентация по посуде для дидактических игр «Четвёртый лишний», «Что без чего?», маски, муляжи продуктов, кукольная посуда, изображение Федоры.

Технологическая карта мероприятия

Этапы итогового мероприятия

Содержание деятельности

Действия

Образова-тельная технология, приём.

Педагог

Дети

1.Оргмомент. Эмоциональ-но-игровой

настрой на совместную деятельность

стоим

Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг,

Руку дайте другу слева,

А теперь соседу справа

И скорей вставайте в круг.

1-5, начинаем мы играть.

Произносит слова приветствия. Эмоционально включает детей в действие.

По сигналу колокольчика собираются в круг,

берутся за руки, улыбаются друг другу.

Интерактив-ная, приём «большой

круг»

2.Мотивация к деятельности Приём закрытой картинки. Стоим на ковре

Мы сегодня поиграем. А вот с кем, отгадайте.

На доске – закрытая картинка (Федора). Активизирует к вопросам,  использует игровой приём, мотивирует к дальнейшей деятельности.

Концентрируют внимание, проявляют интерес.

Проявляют интерес, выражают собственное мнение, грамматически правильно строят высказывания-вопросы. Выслушивают ответы друг друга. Задают вопросы:

-это кто или что?

-это человек или животное?

-это мужчина или женщина?

-она молодая или пожилая?

-она из сказки?

-она опрятная?

Технология развития речи. Приём закрытой картинки.

3. Дид.игра «4-ый лишний»

сидим

Крутим спинер - выпадает цифра того задания, которое будем выполнять. (У Федоры снова всё перепуталось) На слайдах посуда, нужно объяснить, какой предмет лишний и почему.

За выполненное задание получаем карточку-подсказку синквейна

Предлагает объяснить, какой  предмет лишний и почему.

Объясняют, используя СПП, называют родовые понятия: кухонная, столовая, чайная. Квадратик – это часть загадки, что это.

Игровая, мультиме-дийная

4.Дид.упр. «Какая? Какой?»                    В кругу с мячом 

 

Крутим спинер - выпадает цифра того задания, которое будем выполнять.

В кругу с мячом:

Стакан из стекла-

стеклянный стакан

Тарелка из фарфора…

Кастрюля из железа…

Горшочек из глины…кружка из дерева…сковорода из чугуна…ложка из металла…

Получаем карточки

Включает детей в игру, побуждает к образованию относительных прилагательных.

Вступают в игру, грамматически правильно образуют относительные

прилагательные. Карточки волнистая линия –для загадки какая?

Интерактив-ная,

приём «хоровод», игровая

5.Дид.игра «Что без чего?» на слайдах

 сели

Крутим спинер - выпадает цифра того задания, которое будем выполнять.

На слайдах  чайник и кастрюля

Включает детей в игру. Стимулирует детей к мыслительной деятельности.

Проявляют интерес, дают ответы. Выслушивают ответы друг друга. Отрабатывают форму род.падежа ед.ч.и мн.ч. сущ.

Технология развития речи (лексико-граммат.), мультиме-дийная.

6. Дид.игра «Что делают с посудой? В посуде?»

С мячом в кругу

Чтобы посуда не билась, не убежала от нас, назовём, что мы с ней будем делать.

Получаем 3 карточки –сказуемые-действия.

Стимулирует детей к мыслительной деятельности.

Передаёт мяч по кругу.

В кастрюле…варят

В сковороде… жарят

Из чашки…пьют

Из тарелки…едят

Ножом…едят

Вилкой…накладывают

Дети по очереди, получив мяч, называют глаголы: моют, чистят, вытирают, расставляют, очищают.

Получаем 3 карточки –помощницы-действия.

Технология развития речи (лексико-граммат.) Интерак-тивная,

приём «цепочка». Игровая.

7.Физминут-ка «1-4, мы посуду перемыли»

Крутим спинер - выпадает цифра того задания, которое будем выполнять.

1-4, мы посуду перемыли               (имитация мытья).

чайник (имитация чайника).

Чашку,  (имитация чашки).

ковшик (имитация ковшика).

ложку,  (имитация ложки) и большую поварёжку(имитация). Мы посуду перемыли, ничего мы не забыли.

Даёт задание на смену деятельности, расслабляет.

Мы называли предложения. Вот карточка-помощница.

Активизируют мышечный тонус посредством выполнения заданных движений, сопоставляют движения с речью.

Здоровье-сберегаю-щая

8.Составле-ние синквей-на – рассказа о посуде для Федоры

Сидим, двое детей  выходят.

Крутим спинер - выпадает цифра того задания, которое будем выполнять.

Составление синквейна – рассказа о посуде для Федоры, чтобы она знала,

как с ней обращаться.

Предлагает 3 карточки с посудой на выбор. Стимулирует детей к мыслительной речевой, творческой  деятельности, к составлению синквейна –

рассказа о посуде для Федоры, чтобы та знала, как с ней обращаться, и какая бывает посуда.

Составляют синквейн о посуде по модели. Мирослав о кастрюле, Илья о ложке, София о чашке. Активизируют мыслительную, творческую речевую деятельность.

Технология развития речи. Технология моделиро-вания.

9.Драматиза-ция отрывка из сказки К.Чуков-ского «Федорино горе»

Крутим спинер - выпадает цифра того задания, которое будем выполнять.

Драматизация отрывка. Маски на столе (самовар, блюдца, метла, Федора, кастрюли).

Стимулирует детей к  драматизации.

Выражают готовность к  драматизации, передают образы сказки посредством речи, мимики, жестов, телодвижений.

Игровая. Драматиза-ция.

10.Дид.упра-жнение «Накроем на стол»

Распределение продуктов в посуду, называние посуды.

Салфетки положу…в салфетницу

Сухари…в сухарницу

Масло…в маслёнку

Чай налью …в чайник

Кофе налью…в кофейник

Конфеты положу…в конфетницу

Сахар…в сахарницу

--И вот мы Федорушку всему научили, правила обращения с посудой напомнили. Давайте накроем на стол. Стимулирует детей к мыслительной, речевой деятельности.

Образуют существительные-названия посуды с помощью суффиксов (от слов- названий продуктов)

Технология развития речи. Игровая

11 Рефлексия

В кругу  

Федора очень довольна тем, как вы справились с заданиями, и дарит вам  разрезные картинки по теме «посуда».

Подводит итоги совместной деятельности.  Просит закрыть глаза и гладит по голове всех, кто очень старался.

Делятся впечатлениями, высказывают своё мнение.

Их эмоциональное состояние стабилизируется.

Интерактив-ная,

приём «большой круг»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторский конспект итогового мероприятия по лексической теме "почта" для детей подготовительной к школе группы "И в сказке почта есть" по ФЭМП

авторская разработка по ФЭМП как итоговое мероприятие по проекту "почта"  на базе презентации интерактивной технологии мимио (представлены скриншоты страниц презентации). материал представлен в и...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по лексической теме «Посуда» с детьми старшей группы с ТНР

Программные задачи:- уточнение и активизация словаря по теме "Посуда";- формирование понятий "чайная", "столовая", "кухонная";- совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных ...

Конспект итогового мероприятия по лексической теме « Транспорт» во второй младшей группе детского сада. « Маша едет к бабушке»

Данный материал будет полезен воспитателям детских садов, развивающих центров и родителям для закрепления материала по теме "Транспорт". Дети в игровой форме знакомятся с видами общественног...

Конспект совместного мероприятия с детьми и родителями во второй младшей группе по русскому фольклору «Едем в гости к бабушке Варварушке»

Конспект совместного мероприятия с детьми и родителями во второй младшей группе по русскому фольклору «Едем в гости к бабушке Варварушке»...

Конспект итогового мероприятия с применением нетрадиционных техник рисования в старшей группе Тема: «Одуванчиковая полянка»

Цель: Развивать у дошкольников художественное творчество и активизировать творческий потенциал через нетрадиционные техники рисования.Задачи:- Совершенствовать умение детей рисовать одуванчик, использ...

Конспект итогового мероприятия по проектной деятельности «Лучики добра» в старшей группе на тему «Квест-игра Дорогою добра»

Цель: Обобщение представлений детей о доброте, как о ценном качестве человека, развитие взаимопомощи. Совершенствование навыков доброго общения со сверстниками и взрослыми. Создание положительного эмо...