Занятие по развитию речи для детей подготовительной группы компенсирующей направленности пересказ рассказа Л. Н. Толстого "Косточка"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Разработанное занятие направлено на создание условий для развития у детей умения связывать отдельные части рассказа в единое целое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 58.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Жигулова Елена Викторовна
Воспитатель
МДОУ – детский сад № 27 «Сказка» муниципального образования
г. Саяногорск
Занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности по развитию речи (связная речь) пересказ рассказа Л. Толстого «Косточка».
Цель: Создание условий для развития у детей умения связывать отдельные части рассказа в единое целое.
Задачи:
1. Закрепить умения передавать содержание литературного произведения.
2. Развивать связную речь, мышление, память.
3. Воспитывать интерес к литературному жанру – быль.
Ход занятия:
1. Введение игрового момента.
– Отгадайте загадку:
По волнам плывет отважно,
Не сбавляя быстрый ход,
Лишь гудит машина важно.
Что такое? (Пароход.)
– Давайте отправимся в путешествие на пароходе. Кто командует на пароходе? (Капитан.)
– Скажите, какими должны быть капитан и матросы на пароходе? (Сильными, отважными, честными.)
– Давайте прочитаем рассказ Льва Толстого и решим, может ли мальчик – герой рассказа – быть капитаном или матросом на пароходе.
2. Чтение рассказа Л. Толстого «Косточка».
– Лев Николаевич Толстой жил очень давно, в то время, когда жили ваши прапрабабушки и прапрадедушки, почти 200 лет назад. Всю жизнь, 82 года, Толстой посвятил литературе. Он любил учиться и самостоятельно изучал историю и медицину, занимался музыкой и рисованием. Толстой открыл школу для крестьянских детей в Ясной Поляне и сам учил их. Произведения Л. Толстого любят взрослые и дети. Книги великого русского писателя переведены на различные языки, их читают люди всего мира.
– Сколько действующих лиц в рассказе?
– Кто главный герой?
– Долго ли Ваня готовился съесть сливу? Почему?
– Понравилась Ване слива?
– Вы смеетесь над Ваней или вам его жалко?
– Как вы думаете, сюжет этого рассказа выдуман?
Почему вы так думаете?
- – Л. Толстой писал лишь о том, что происходило на самом деле. Он ничего не придумывал и в этом случае с Ваней.
- Подумайте, к какому жанру отнес Л. Н. Толстой свой рассказ «Косточка»? (Быль.)
– Сейчас былью мы называем произведение о том, что произошло в далеком прошлом. Меняется наша жизнь, появляются многие предметы (например компьютеры), а другие уходят из нашей жизни.
- А вместе с ними уходят и слова, которые их называли.
– Что вы можете сказать о Ване?
– Отчего Ваня заплакал? Выберите правильный ответ:
• Ему стало страшно, что он умрет.
• Ему хотелось еще слив.
• Ему стало стыдно, что он сказал неправду.
• Он съел косточку.
• Ему не понравились сливы.
– Что плохого сделал Ваня?
– Почему Л. Толстой назвал рассказ «Косточка», а не «Слива»?
– Чему хотел научить нас автор рассказа? (Быть терпеливыми, честными, иметь силу воли.)
3. Физкультминутка.
В.: - Дети, а где растут фрукты?
— Вот вы сказали, что фрукты растут в саду на фруктовом дереве. Давайте попробуем их достать.
Будем прыгать и скакать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Выйдем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
4. Словарная работа:
В.: - В рассказе есть такое выражение: «покраснел как рак», что оно означает?
(От стыда стал красного цвета, как вареный рак).
- А что такое горница? (Светлая, красивая комната).
- Как вы понимаете слово «сочла»? (Посчитала).
- Побледнел? (Стал белым, бледным от испуга).
5. Игра «Что сначала, что потом?»
6. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
7. Пересказ рассказа детьми.
8. Обсуждение пословиц
В.: - Есть такая пословица: «Тайное всегда становится явным».
- Как вы ее понимаете? (ответы детей)
-Какие еще пословицы и поговорки вы знаете про правду и ложь. Давайте вспомним: «Любую ошибку можно исправить»
«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»
«Вчера обманул – сегодня не поверят»
«Кто желает обманут, того самого обманывают»
«Честность всего дороже»
«Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный»
«Раз солгал, навек лгуном стал»
- Ребята, сможете объяснить смысл пословиц? (лгать нельзя, раз солжешь, понравится, привыкнешь и будешь обманывать всё время), а перестанешь обманывать, могут не поверить. Лучше не начинать лгать!)
Мы с вами даже знаем стихотворение про то, что всегда нужно говорить правду
Правду будем говорить,
с правдой будем мы дружить,
никогда не надо лгать,
каждый должен это знать.
9. Итог:
- Как называется рассказ, который вы пересказывали?
- Кто его автор произведении?
- Вам рассказ понравился и почему?
-Теперь вы дети поняли, что надо совершать только хорошие поступки и слушаться родителей.
- Мне понравились все ваши рассказы, вы старались пересказывать очень близко к тексту. Молодцы!
- Не забудьте дома рассказать историю о мальчике Ване своим родителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/11/picture-13891-1476216373.jpg)
конспект занятия по развитию речи в старшей группе. пересказ рассказа Л. Толстого "Косточка"
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/02/picture-543020-1417527869.jpg)
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ рассказа Л.Толстого «Кувшин и галка».
Пересказ рассказа Л.Н Толстого "Кувшин и галка"...
Занятие по развитию речи в средней группе "Пересказ рассказа Л.Н.Толстого"
Программное содержание: Развивать умение пересказывать текст, используя схему-модель. Развивать зрительную память, использовать в речи существительные в родительном падеже, множественного числа, умени...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/22/picture-422816-1532220606.jpg)
Конспект ООД по развитию речи для детей раннего возраста "РАССКАЗ Л. Н. ТОЛСТОГО «БЫЛ У ПЕТИ И МИШИ КОНЬ...»."О
Конспект по развитию речи...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/11/picture-533890-1449843070.jpg)
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение рассказа Л. Толстого «Прыжок»»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение рассказа Л. Толстого «Прыжок»» (Гербова, с47) Цель. Рассказать детям о писателе, помочь вспомнить известные им рассказы Л.Толсто...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/24/picture-1118833-1611467853.jpg)
Занятие по развитию речи в старшей компенсирующей направленности группе.Тема: « Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа « Поздняя осень»
Успешно тренируется навык связных высказываний с применением наглядного материала. Это могут быть единичные картинки, а также серия изображений, которые отражают развитие сюжета.Дошкольника просят рас...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/11/picture-1030394-1523465173.jpg)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ художественного произведения Л. Толстого «Пожарные собаки».
Пересказ художественного произведения Л. Толстого «Пожарные собаки»....