Занятие по развитию речи для детей подготовительной группы компенсирующей направленности пересказ рассказа Л. Н. Толстого "Косточка"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Елена Викторовна Жигулова

Разработанное занятие направлено на создание условий для развития у детей    умения связывать отдельные части рассказа в единое целое.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Жигулова Елена Викторовна

Воспитатель

МДОУ – детский сад № 27 «Сказка» муниципального образования

г. Саяногорск

Занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности по развитию речи (связная речь) пересказ рассказа Л. Толстого «Косточка».

Цель: Создание условий для развития у детей    умения связывать отдельные части рассказа в единое целое.

Задачи:

1. Закрепить умения передавать содержание    литературного произведения.

2. Развивать связную речь, мышление, память.

3. Воспитывать интерес к литературному жанру – быль.

Ход занятия:

1. Введение игрового момента.

– Отгадайте загадку:

По волнам плывет отважно,

Не сбавляя быстрый ход,

Лишь гудит машина важно.

Что такое? (Пароход.)

– Давайте отправимся в путешествие на пароходе. Кто командует на пароходе? (Капитан.)

– Скажите, какими должны быть капитан и матросы на пароходе? (Сильными, отважными, честными.)

– Давайте прочитаем рассказ Льва Толстого и решим, может ли мальчик – герой рассказа – быть капитаном или матросом на пароходе.

2. Чтение рассказа Л. Толстого «Косточка».

– Лев Николаевич Толстой жил очень давно, в то время, когда жили ваши прапрабабушки и прапрадедушки, почти 200 лет назад. Всю жизнь, 82 года, Толстой посвятил литературе. Он любил учиться и самостоятельно изучал историю и медицину, занимался музыкой и рисованием. Толстой открыл школу для крестьянских детей в Ясной Поляне и сам учил их. Произведения Л. Толстого любят взрослые и дети. Книги великого русского писателя переведены на различные языки, их читают люди всего мира.

– Сколько действующих лиц в рассказе?

– Кто главный герой?

– Долго ли Ваня готовился съесть сливу? Почему?

– Понравилась Ване слива?

– Вы смеетесь над Ваней или вам его жалко?

– Как вы думаете, сюжет этого рассказа выдуман?

 Почему вы так думаете?

  • – Л. Толстой писал лишь о том, что происходило на самом деле. Он ничего не придумывал и в этом случае с Ваней.
  • Подумайте, к какому жанру отнес Л. Н. Толстой свой рассказ «Косточка»? (Быль.)

– Сейчас былью мы называем произведение о том, что произошло в далеком прошлом. Меняется наша жизнь, появляются многие предметы (например компьютеры), а другие уходят из нашей жизни.

- А вместе с ними уходят и слова, которые их называли.

– Что вы можете сказать о Ване?

– Отчего Ваня заплакал? Выберите правильный ответ:

 Ему стало страшно, что он умрет.

 Ему хотелось еще слив.

 Ему стало стыдно, что он сказал неправду.

 Он съел косточку.

 Ему не понравились сливы.

– Что плохого сделал Ваня?

– Почему Л. Толстой назвал рассказ «Косточка», а не «Слива»?

– Чему хотел научить нас автор рассказа? (Быть терпеливыми, честными, иметь силу воли.)

3. Физкультминутка.

В.: - Дети, а где растут фрукты?

— Вот вы сказали, что фрукты растут в саду на фруктовом дереве. Давайте попробуем их достать.

Будем прыгать и скакать!

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)

Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)

Раз, два, три.

Наклонился левый бок.

Раз, два, три.

А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)

И дотянемся до тучки.

Выйдем на дорожку, (Присели на пол.)

Разомнем мы ножки.

Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)

Раз, два, три!

Согнем левую ножку,

Раз, два, три.

Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)

И немного подержали.

Головою покачали (Движения головой.)

И все дружно вместе встали. (Встали.)

4. Словарная работа:

В.: - В рассказе есть такое выражение«покраснел как рак», что оно означает?

(От стыда стал красного цвета, как вареный рак).

- А что такое горница? (Светлая, красивая комната).

- Как вы понимаете слово «сочла»? (Посчитала).

- Побледнел? (Стал белым, бледным от испуга).

5. Игра «Что сначала, что потом?»

6. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

7. Пересказ рассказа детьми.

8. Обсуждение пословиц

В.: - Есть такая пословица: «Тайное всегда становится явным».

- Как вы ее понимаете? (ответы детей)

-Какие еще пословицы и поговорки вы знаете про правду и ложь. Давайте вспомним: «Любую ошибку можно исправить»

                                  «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»

                                  «Вчера обманул – сегодня не поверят»

                                  «Кто желает обманут, того самого обманывают»

                                  «Честность всего дороже»

                                  «Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный»

                                  «Раз солгал, навек лгуном стал»

- Ребята, сможете объяснить смысл пословиц? (лгать нельзя, раз солжешь, понравится, привыкнешь и будешь обманывать всё время), а перестанешь обманывать, могут не поверить. Лучше не начинать лгать!)

Мы с вами даже знаем стихотворение про то, что всегда нужно говорить правду

Правду будем говорить,

 с правдой будем мы дружить,

никогда не надо лгать,

каждый должен это знать.

9. Итог:

- Как называется рассказ, который вы пересказывали?

- Кто его автор произведении?

- Вам рассказ понравился и почему?

-Теперь вы дети поняли, что надо совершать только хорошие поступки и слушаться родителей.

- Мне понравились все ваши рассказы, вы старались пересказывать очень близко к тексту. Молодцы!

- Не забудьте дома рассказать историю о мальчике Ване своим родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в средней группе "Пересказ рассказа Л.Н.Толстого"

Программное содержание: Развивать умение пересказывать текст, используя схему-модель. Развивать зрительную память, использовать в речи существительные в родительном падеже, множественного числа, умени...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение рассказа Л. Толстого «Прыжок»»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение рассказа Л. Толстого «Прыжок»» (Гербова, с47) Цель. Рассказать детям о писателе, помочь вспомнить известные им рассказы Л.Толсто...

Занятие по развитию речи в старшей компенсирующей направленности группе.Тема: « Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа « Поздняя осень»

Успешно тренируется навык связных высказываний с применением наглядного материала. Это могут быть единичные картинки, а также серия изображений, которые отражают развитие сюжета.Дошкольника просят рас...