Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Чтение сказки «Сивка-Бурка»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шитова Кристина Павловна

Цель: Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, закрепить  сказку «Сивка-бурка» (обработка М. Булатова).

Задачи:

Образовательная:

  • продолжать знакомить детей с русскими народными сказками.
  • продолжать формировать и совершенствовать связную речь.

Развивающая :

  • вовлекать детей в разговор во время беседы, рассматривания иллюстраций, картинок.
  • развивать умение вступать в диалог с взрослым и сверстниками;
  • развивать инициативу и самостоятельность в общении;
  • развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением.

Воспитательная:

  • воспитывать желание слушать сказки (на примере русской народной сказки «Сивка – Бурка», сопереживать героям произведения;
  • воспитывать желание делиться своими впечатлениями с воспитателем и сверстниками;
  • воспитывать бережное отношение к книге в процессе ознакомления с русской народной сказкой «Сивка – Бурка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение сказки «Сивка-Бурка»

Цель: Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, закрепить сказку «Сивка-бурка» (обработка М. Булатова).

Задачи:

Образовательная:

  • продолжать знакомить детей с русскими народными сказками.
  • продолжать формировать и совершенствовать связную речь.

Развивающая :

  • развивать любознательность;
  • вовлекать детей в разговор во время беседы, рассматривания иллюстраций, картинок.
  • развивать умение вступать в диалог с взрослым и сверстниками;
  • развивать инициативу и самостоятельность в общении;
  • развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением.

Воспитательная:

  • воспитывать желание слушать сказки (на примере русской народной сказки «Сивка – Бурка», сопереживать героям произведения;
  • воспитывать желание делиться своими впечатлениями с воспитателем и сверстниками;
  • воспитывать бережное отношение к книге в процессе ознакомления с русской народной сказкой «Сивка – Бурка».

Методы и приемы:

  • Наглядный (показ, демонстрация)
  • Словестный (обсуждение, беседы)
  • Практические (решение проблемной ситуации; дидактическая игра; физкультминутка).

Материалы и оборудование: иллюстрации к сказке «Сивка – Бурка» , металлический колокольчик, письмо, корзинка с предметами из сказок, пазлы с изображением сказок.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением различных героев русских народных сказок. Беседа о том, какие дети знают сказки, где главным героям помогают разные звери.

Словарь: познакомить детей с новыми словами: «уродилась», «стерегите», «иззяб», «толочь», «травить», «сеновал».

Индивидуальная работа: Дидактическая игра: "Кто в какой сказке живёт?"

Задачи: Развивать связную речь ребёнка в процессе дидактической игры: "Кто в какой сказке живёт?", развивать память ребёнка.

Оборудование: Изображения героев различных сказок.

Ход НОД.

Воспитатель (звонит в металлический колокольчик) : Раз, два, три, четыре, пять, жду детей к себе играть!

Дети подходят к воспитателю, раздается стук в дверь. Почтальон приносит письмо.

- Ребята, это письмо адресовано вам, давайте его прочитаем?

Здравствуйте, дорогие ребята!

Мы жители волшебных сказок. Нам нужна ваша помощь. Так случилось, что злая Баба-Яга, перепутала все наши сказки. От этого нам очень грустно. Мы вас очень просим, помогите, пожалуйста, нам восстановить сказки!

Воспитатель: Ребята, поможем жителям волшебных сказок? (Да)

- Чтобы им помочь, давайте с вами отправимся в сказку. Для этого нам нужно сказать волшебные слова.

Дети встают в круг и говорят слова:

Раз-два-три-четыре-пять (сгибают пальцы)

Вместе мы в кругу опять (встают в круг)

Будем вместе мы играть (берутся за руки)

В сказку хотим попасть. (кружатся вокруг себя и закрывают глаза)

Звучит сказочная музыка «В гостях у сказки»

Воспитатель: Ну вот, мы и в сказке. Посмотрите, стоит корзинка. В ней лежат предметы и записка. Давайте ее прочитаем:

Перед вами корзинка, в которой лежат сказочные вещи. Они принадлежат героям различных сказок. Этих героев вы хорошо знаете. Угадайте, из каких сказок эти предметы.

Дети по очереди достают предмет и угадывают сказку («Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди», «Баба-Яга», «По- щучьему велению по моему хотению»).

Воспитатель: Молодцы ребята. Вижу, что вы хорошо знаете сказки.

- Смотрите, ребята, еще одно задание и записка.

«Яга вчера была в гостях,

Что наделала, просто – ах!

Все картинки перепутала,

Сказки все она спутала,

Пазлы вы должны собрать,

Сказки детские назвать».

- Молодцы, и с этим заданием вы справились.

- Все мы немного устали, предлагаю сесть и передохнуть на волшебный ковер.

Беседа с детьми:

- Волшебные сказки знают и любят и бабушки, и прабабушки, и мамы, и папы. Сказки – волшебные, значит, в них?.» (Дети – Чудеса)

- Давайте вспомним, как называются эти сказки. (русские народные)

- А почему их так называют? (У них нет автора, сказки сочинялись народом).

- А еще в русских народных сказках постоянно присутствует число три: три брата, три царских задания выполняют герои сказок (невестки царя хлеб пекут, ковер ткут, танцевать готовятся – сказка „Царевна-лягушка“).

Воспитатель достает иллюстрации к сказке «Сивка-Бурка»

- Посмотрите на картинки, может вы узнаете в какой мы сказке с вами оказались?

- А в какой, вы узнаете, отгадав загадку. Слушайте внимательно:

Вор пшеницу воровал,

А Иван его поймал.

Вор волшебный оказался,

И Иван на нем остался.

Воспитатель: Так как же называется эта сказка?

- Правильно, сегодня мы будем свами вспоминать сказку «Сивка-бурка».

Физкультминутка (Дети выполняют упражнения по образцу).

Руки в боки, руки - шире.

Раз, два, три, четыре.

Сейчас попрыгать мы решили

Раз, два, три, четыре.

Потянулись - выше, выше

Приседаем - ниже, ниже.

Встали - сели

Встали - сели

А теперь на место сели.

.

Вопросы для обсуждения, после прочтения сказки :

Кто главные герои сказки?

Как относились родные к Иванушке? (прием повторного чтения)

Где и при каких обстоятельствах Иванушка познакомился с Сивкой-Буркой?

Почему Иван отпустил Сивку-Бурку с поля, а не привел его к своему отцу? (использование точных фраз из сказки)

Какие слова Иванушка говорил, чтобы Сивка-Бурка прискакал? («Выйдет в чисто поле, свиснет, гаркнет…»)

В русских сказках все важные события случаются обычно трижды, повторяются три раза. Что трижды происходило в сказке «Сивка-бурка»? («три ночи, три брата, три раза ездили в город, три раза звал коня»)

Что бы вы хотели пожелать Иванушке?

Ребята, а вам понятно слово "уродилась"? Что это значит?- оно означает - созрела, выросла. Как вы понимаете такое слово - "стерегите", что оно значит? Оно означает - сторожить, караулить. Как вы понимаете слово - "иззяб", что оно значит? Оно означает - замёрзнуть, чувствовать холод. А как вы понимаете слово - "толочь", что оно значит? Оно означает - дробить, измельчать. Как вы думаете, что означает слово "травить"? Оно означает - причинять вред кому-то или чему-то. А как вы понимаете слово "сеновал? Это помещение над конюшней для хранения сена.

Пересказ сказки.

Заключительная часть: Дети, вы очень внимательно слушали сказку, и я убедилась, что вам она действительно очень понравилась. Вы хорошо отвечали на мои вопросы. Всегда нужно прислушиваться к просьбам и словам родителей, помогать своим родным и близким. Нужно уметь держать тайны и не останавливаться ни перед чем.

- Нам пора возвращаться домой.

Раз-два-три-четыре-пять (сгибают пальцы)

Вместе мы в кругу опять (встают в круг)

Будем вместе мы играть (берутся за руки)

И домой хотим попасть. (кружатся вокруг себя и закрывают глаза).

Анализ: Воспитатель: Ребята, а давайте с вами вспомним, кто к нам сегодня приходил? (почтальон, принес письмо)

- Что мы сегодня делали? (помогали жителям волшебных сказок)

- Какие сказки мы сегодня вспомнили? («Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди», «Баба-Яга», «По- щучьему велению по моему хотению»).

- С какой сказкой мы сегодня познакомились? (Сивка-Бурка»)

- Чему учит нас эта сказка?

Воспитатель: В благодарность за то, что вы помогли жителям волшебных сказок, они дарят вот такие замечательные раскраски про сказку, которую мы с вами читали. Вы можете взять их домой, раскрасить и рассказать своим родным эту замечательную сказку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе чтение сказки «Петух и собака».

Формирование словаря.Грамматический строй речи.Звуковая культура речи....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»

Цель:Знакомим с русской народной сказкой «Никита Кожемяка» Задачи:- Уточнить и обогатить представления детей о русских народных сказках. Закрепить умение детей по описанию отгад...

Конспект по развитию речи в старшей группе. Чтение сказки "Сивка - Бурка"

Литература — это мощное средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Она обогащает детскую речь, эмоции, формирует гуманные чувства, даёт возможность размышления, фантаз...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы».

Ознакомление детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы» на занятии по развитию речи в старшей группе...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: Чтение сказки В. Катаева «Цветик – семицветик»

Выполнила:  Батина   Ирина Александровна, воспитатель группы №4, МБДОУ – «Детский сад №388», г. Нижний Новгород. Задачи:          ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: чтение сказки "Морозко"

Викторина по сказкам-вопросы и ответы. Чтение сказки "Морозко", Описание сказки детьми с использованием мнемотаблицы....