Конспект игровой деятельности по звуковому развитию речи «Звуковая культура речи: звук ж» В группе общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Лобкарева Нина Валерьевна

Конспект игровой деятельности по звуковому развитию речи  «Звуковая культура речи: звук ж»

 

В группе общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект игровой деятельности по звуковому развитию речи  «Звуковая культура речи: звук ж»

В группе общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет «Б»

Этапы организации образовательной деятельности

Содержание

организованная игровая деятельность. 

1

Целеполагание

- Форма ОД:

ООД – ситуативный разговор. Конспект игровой деятельности в средней группе.

- Образовательная область

Речевое развитие

- Вид детской деятельности

Словесные: выразительное рассказывание воспитателем; вопросы  прямые  простые и сложные; повторение;  объяснение, пояснение, называние.

Игровые: сюрприз, игровая ситуация, внесение и обыгрывание игрушек.

Практические: совместные действия воспитателя и ребенка, упражнения.

Наглядные: использование  игрушек,  иллюстраций.

- Тема

Звуковая культура речи: звук ж

- Цель

упражнять детей в правильном и четком произнесении звука ж (изолированного, в звукоподражательных словах); в умении определять слова со звуком ж.

- Задачи

Образовательные:

-совершенствовать общую моторику через физминутку;

-упражнять детей в правильном произношении звука ж (в звукосочетаниях, словах, фразах).

Развивающие:

- развивать умение к звукоподражанию с опорой на картинку и без иллюстрации;

-развивать интерес к игровой деятельности;

передавать игровые действия в соответствие с текстом и характером исполнения музыки.

Воспитательные:

воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.

2

Мотивационно-ориентировочная часть:

4 минуты.

Ход занятия

Дети сидят на стульчиках.

1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Воспитатель: Ребята, какое у вас настроение? Давайте все улыбнемся, чтобы у всех было хорошее настроение.

2. Мотивация.

Воспитатель: Сегодня мы будем продолжать учиться говорить красиво. Ребята, как вы думаете, зачем нужно говорить красиво, правильно?

Дети: говорить красиво, правильно нужно, чтобы тебя понимали другие люди.

Воспитатель: Правильно, конечно. А что нам помогает говорить?

Дети: Язык.

Воспитатель: А где живёт язычок? (во рту).

3. Артикуляционная гимнастика.

Давайте поиграем с язычком.

(Проводятся артикуляционные упражнения)

Артикуляционная гимнастика.

  1. На губу язык клади

Пя-пя-пя произноси.

  1. Мышцы расслабляются,

Лопатка получается.

  1. Видит: губки очень гибки,

Ловко тянутся в улыбке. («Улыбка»)

- Хорошо мы поиграли. И сегодня мы научим свой язычок петь новую песенку.

3

Организация детской деятельности: 15 минут

4. Знакомство с новой песенкой звука [Ж].

А чтобы узнать песенку какого звука, мы будем петь, внимательно послушайте стихотворение, слова с этим звуком, я буду выделять голосом.

Ужа ужалила оса

Бывают в мире чудеса:

ужа ужалила оса.

Ужалила его в живот.

Ужу ужасно больно. Вот!

А доктор ёж сказал ужу:

«Я ничего не нахожу.

Но всё же, думается мне,

лежать вам лучше на спине,

пока живот не заживёт. Вот».

Н. Воронель, Р. Муха.

- Песенку какого звука мы слышим в этом стихотворении?

Дети: Жжжж

Воспитатель: Как вы думаете, чья это песенка? Правильно.

5. Упражнение в правильном произношении звука ж

ЖЖЖЖ - это песенка жука.

Она поется так же, как песня листьев (ш-ш-ш), но только звонко, с голосом. Откройте рот. Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик языка не выглядывал. Закройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим. Как только спрячете язычок далеко, за верхние зубы, сразу начните петь: «Ж-ж-ж-ж».

Песню жука поет даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте: «Ж-ж-ж-ж».

Что вы слышите? (Горлышко поет эту песню, дрожит, вибрирует) а теперь приложите ладонь к горлу и спойте песенку листьев. Поет горло? Нет.

6. Появление героя Жука.

Воспитатель: Посмотрите, мы так хорошо пели, что на нашем цветке приземлился жук. Он услышал вас и прилетел.

Воспитатель. А что-то наш жучок молчит, не жужжит. Хотите помочь жуку? (Да.)

Давайте научим его петь. Как жужжит жук?

Дети. Ж-ж-ж.

Воспитатель: Песенка жука звонкая. А теперь давайте послушаем, получится звонкая песенка у (называю имя ребёнка).

7. Чтение отрывка из рассказа «Поющий букет» В. Бирюкова и беседа.

Воспитатель. Эта картина напомнила мне рассказ В Бирюкова «Поющий букет», я вам его прочитаю.

Дети: Да

Читаю отрывок из рассказа «Поющий букет» В. Бирюкова:

Летел жук по своим делам, жужжал «Ж-ж-жуть, как пить хочется». О чем и как жужжал жук? (хоровой и индивидуальные ответы.)

Увидел он на лугу лиловый цветок, обрадовался: «Тут я найду, чем жжажжжду

утолить». Залез в колокольчик, осмотрелся: «Красиво! Жжить можно!» (Что прожужжал жук?) Попробовал усиками дно цветка и сказал: «Сок! Вкусный!»

Попил, и весело ему стало. «Жжить хорошо!» - запел жук. (О чем он запел?)

Пел он, пел и не заметил, как уснул. Шла по лугу девочка, цветы собирала. Набрала разных цветов, поставила в банку с водой.

И вдруг раздалось жужжание: «Жжжуть! Куда я попал? Тут люди жживут». (О чем жук жужжал на этот раз?)

Дети, как вы понимаете значения слов жажда и жуть как пить хочется?

Воспитатель: Посмотрите, жук совсем заскучал, сидит на цветке и не поет свою песенку. Как вы думаете, почему ему так скучно?

Дети: Потому что он один.

Воспитатель: Ну конечно, ведь сейчас зима, а что делают жуки в это время года?

Дети: Спят!

Воспитатель: Вот и наш жук пока спал, забыл, как нужно петь песенку и заскучал!

Мы можем ему помочь! Что бы жуку не было так скучно одному, Сами превратимся в жуков, больших и маленьких. «Большие жуки» жужжат громко: ж-ж-ж.

(Дети повторяют с начала хором, затем 2-3 индивидуальных ответа. При индивидуальном ответе – предложить ребёнку взять жука и изобразить его.)

А «маленькие жуки» жужжат тихо: ж-ж-ж.

(Дети повторяют хором и индивидуальные ответы. Так же, при индивидуальном ответе предложить взять жука маленького и изобразить его.)

8. Физминутка «Жуки большие и маленькие»

Воспитатель: Ребята, а вы хотите с жучками поиграть?

Дети: Да.

Воспитатель: Дети, а кто будет большими жуками? А кто будет маленькими? (Дети выбирают жуков.)

Воспитатель: Вставайте со своих мест и пройдите к нашей полянке.

Физминутка на ковре «Жуки большие и маленькие»

Воспитатель: По моей команде «Большие жуки», летают большие жуки, и громко жужжат.

А по команде «маленькие жуки», летают маленькие жуки и тихо жужжат.

(Игра повторяется несколько раз.)

Воспитатель: Вам понравилось играть с жуками?

Дети: Да

Воспитатель: Они очень устали. Что же нам с ними теперь делать? (Предложения детей.)

(Одно из предложений – отпустить их на волю. Воспитатель вместе с детьми выпускают жучков на волю (на полянку).

9. Дыхательная гимнастика.

Проводится дыхательная гимнастика

Воспитатель: Посадите своего жука на ладошку, сделайте вдох через нос и выдох через рот, вот как красиво жуки полетели, пусть отдохнут на травке, а вы возвращайтесь на свои места.

10. Чистоговорки

Но это необычная полянка, здесь малыши-жуки исполняют сложные песенки. Внимательно их послушайте, а потом повторите.

Жа-жа-жа-жа – мы нашли в лесу ежа.

Жу-жу-жу-жу – дали яблоко ежу

(хоровые и индивидуальные проговаривания чистоговорок)

11. Игра «Доскажи словечко» с показом  картинок-отгадок

Воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Подскажи словечко».

Я буду начинать строчку, а вы её заканчивать. Итак, начали:

1) Лежебока рыжий кот, отлежал себе … (живот). (картинка 1)

2) Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын… (жираф). (картинка 2)

4) Солнце светит очень ярко

Бегемоту стало… (жарко). (картинка 3)

5) А рядом бегемотики

Схватились за … (животики). (картинка )

Воспитатель: Скажете, в каких словах живет песенка жука.

Молодцы, хорошо справились с заданием.        

4

Рефлексивно-оценочная часть

2 минуты

12. Рефлексия.

Воспитатель: Кто к нам сегодня прилетал?

Дети: Жук.

Воспитатель: Чем мы помогли?

Дети: Научили жучка петь (жужжать, нашли ему друзей.)

Воспитатель: Как поют большие жуки? Как поют маленькие жуки?

Воспитатель: Вам удалось помочь жуку, ежихе, потому что вы научились петь песенку жука.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по развитию речи "Звуковая культура речи: звук "З" средняя группа

Конспект ООД по развитию речи "Звуковая культура речи: звук "З"...

Конспект НОД по образовательной области "Развитие речи". Звуковая культура речи [звук У]

Программное содержание.Образовательные (речевые) задачи:Учить детей четко артикулировать звук У (изолированный, в звукосочетаниях, словах, небольших фразах), внятно произносить его на одном выдохе;Поб...

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием игровой технологии.Образовательная область «Речевое развитие. Развитие речи». «Звуковая культура речи: звуки [У], [А]»

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием игровой технологии. Целью занятия является формирование правильного произношения звуков [...

конспект к занятию по развитию речи. Звуковая культура речи. Звук {C} младшая группа

конспект к занятию по развитию речи. Звуковая культура речи. Звук {C} младшая группаПодготовила: воспитатель Манжикова Г.В....

Конспект НОД по развитию речи "Звуковая культура речи. Звук [Ч]" средняя группа.

занятие по развитию речи для детей средней группы. Звуковая культура речи и изготовление оригами....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи «Звуковая культура речи» (звук «у»). во второй младшей группе №1

Основная общеобразовательная программа: инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.Возрастная груп...

Конспект по развитию речи " Звуковая культура речи, звук "Ж". ( средняя группа )

Цель: воспитание звуковой культуры речи: звук «Ж». Задачи: Образовательные: -Упражнять детей в правильном и четком произношении звука «ж» (изолированного, в слогах, в разных словах, в чистоговорках...