Цель: Обобщить знания детей о времени года – зима, зимних забавах, зимней одежде. Расширять кругозор детей, формировать целостную картину мира, развивать свободное общение, приобщать к словесному искусству, формировать эмоциональную отзывчивость.
Задачи:
Образовательные:
Закреплять знания детей о характерных признаках зимы (зимой холодно, идет снег, снег лежит на крышах, дорогах, деревьях.);
Учить детей замечать красоту зимней природы;
Формировать понятие о свойстве снега (состоит из снежинок, холодный, пушистый, мягкий);
Учить устанавливать простейшие причинно – следственные связи (снег тает на теплой руке и в теплой комнате);
Активизировать словарь детей по теме «Зима», «Одежда»;
Формировать навыки координации речи с движением.
Развивающие:
Развитие исследовательского и познавательного интереса к экспериментированию со снегом.
Развивать умение использовать в беседе накопленные знания.
Продолжать работу над развитием диалогической формы речи.
Развивать произвольное внимание, умение действовать по словесной инструкции взрослого.
Воспитательные:
Воспитывать отзывчивость, доброту, любовь к природе. Воспитание культуры общения в процессе совместной деятельности.
Воспитание бережного отношения к природе, способности замечать красоту зимней природы.
Предварительная работа:
Просмотр мультипликационного фильма: «Времена года» из серии «Уроки тетушки Совы».
Чтение стихов о зиме.
Рассматривание иллюстрации о зиме.
Наблюдение за снегом на прогулке.
Настольная игра – лото: «Времена года».
Дидактическая игра: «Когда это бывает?».
Дидактическая игра: «Оденем куклу на прогулку».
Словарная работа:
Белый, холодный, пушистый, искристый, сверкающий, блестящий, серебристый, хрустящий, мягкий, тает, лежит, летят, меховая, зимняя
Материалы и оборудования.
Ведро со снегом
Предметные картинки: шапка, шубка, рукавички, сапожки, туфли.
ИКТ – музыкальное сопровождение, презентация на тему «Зима».
Ход занятия:
Вход под легкую музыку.
Воспитатель: Ребята ,проходите , на стульчики присаживайтесь. Я для вас сегодня приготовила интересное и увлекательное приключение, а начнем мы это приключение с загадки.
Щиплет уши, щиплет нос ,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду- упадёт
Не вода уже , а лёд.
Даже птице не летится ,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за время это?
– Молодцы, конечно же, это зима. А у нас, посмотрите какое большое волшебное окно (обращает внимание на слайд презентации «Зимний пейзаж за окном»), за окном, какое время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Ребята, а как вы догадались, что сейчас на улице зима?
Дети: На улице снег, мороз ………
Воспитатель: Зима – это одно из красивых времен года! Какая же она, зима?
Дети: Холодная, пушистая, колючая, снежная, белая!
Воспитатель: Действительно, зима может быть разной, и поэтому ее так любят взрослые и дети. Давайте , посмотрим, что же ещё видно в окно.
Второй слайд: падает снег.
Воспитатель: Посмотрите, как красиво! За окном идёт снег.
Какой бывает снег?
Дети: Белый, холодный, пушистый, блестящий ,хрустящий, мягкий.
Третий слайд:
Воспитатель: Ой, ребята смотрите снег за окном становиться всё сильнее и сильнее , что же это происходит, может кто –то мне ответит .
Дети: Снегопад.
Воспитатель: А когда снежинки кружатся, дует сильный ветер, их несет, как это явление называется.
Дети: Вьюга, метель.
Воспитатель: Ребята, прислушайтесь как воет вьюга? (включить запись метели).
Дети: у-уууууу
Четвёртый слайд: зимняя дорога.
Воспитатель: Дети, посмотрите, метель утихла, снегопад остановился . где лежит снег?
Дети: Снег лежит на дорогах.
Пятый слайд: дом в снегу.
Воспитатель: На чем еще лежит снег?
Дети: На крыше. (Снег лежит на крыше).
Воспитатель :Снег повсюду.
Шестой слайд: зимние забавы
Воспитатель: посмотрите ребята , как весело за окном. На улицу выбежали гулять дети.
Воспитатель: Чем, они занимаются ,в какие игры можно поиграть зимой?
Дети: много снега, можно играть в снежки, кататься на горке, на коньках, на лыжах, лепить снежную бабу.
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю совершить прогулку на участок . Хотите отправиться вместе со мной?
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю совершить прогулку на участок . Хотите отправиться вместе со мной?
Дети: Да!!!
Воспитатель: А что мы с вами забыли сделать?
Дети: Одеться.
Воспитатель: А зачем нам надо одеваться?
Дети: Холодно.
Воспитатель: Ребята, вы уже большие и перед нашей прогулкой я хочу проверить как вы умеете одеваться, знаете ли вы зимнюю одежду. Сейчас мы с вами поиграем в игру « Дети одеваются».
Дидактическая игра «Дети одеваются»
Дети делятся на две команды , подходят к столу, на котором разложены картинки с изображением одежды. Из них выбирают только изображение зимней одежды и на магнитной доске выставляют одежду в определенной последовательности. Игра «Кто быстрее!»
Воспитатель: Какие вы, молодцы! Всё правильно сделали. Теперь можно собираться на прогулку. Повторяйте за мной.
Посмотрите – за окном (обзорный жест рукой)
Белые дорожки.
Все равно гулять пойдем, ( шагают на месте)
Топать по дорожкам.
Наденем на ножки ( наклонились, указать на ноги)
Теплые сапожки;
Этот с правой ножки, ( «надевают на правую ногу сапожок»)
Этот с левой ножки. ( «надевают на левую ногу) сапожок»)
На ручки – рукавички ( руки вверх)
Теплые сестрички. ( вращают ладошками)
Эту на левый кулачок ( показывают правый кулачок)
Эту на правый кулачок. ( показывают левый кулачок)
Шубки меховые, ( надевают «шубку»)
Шапки пуховые. ( надеваем «шапку»).
Снег хрустит
Воспитатель: Вот , как весело на дворе. Поиграем, сначала покатаемся на лыжах (имитируют езду на лыжах) , а теперь на санках, покидаем снежки.
Воспитатель: Ребята, я заметила , что-то интересное, посмотрите вверх, что это? Дети: Туча.
Воспитатель: Какая большая туча висит над головой. А как вы думаете, что может посыпаться из тучи зимой?
Дети: Снег.
Воспитатель дергает, летят снежинки.
Воспитатель: Какая красота, ловите их. Возьмите в руку и скажите, что это?
Дети: Снежинки.
Рассмотрите их, какие они?
Дети: Белые, пушистые, легкие, воздушные, узорчатые.
А сейчас давайте подбросим снежинки вверх и поймаем их, какие они?
Дети: Легкие.
Воспитатель: Поиграем со снежинками , положите снежинку на ладошку
Маленькая снежинка села на ладошку
(на ладошке снежинка, дети вытягивают ладошку – показывают)
Я её поймаю, посиди немножко.
(Накрывают ладошкой)
Раз, два, три ,четыре, пять
(Загибают пальчики)
Отпускаю полетать
(Дуют на снежинку).
-Растаяли ваши снежинки?
Дети: нет.
Воспитатель: Почему, они не растаяли?
Дети : они бумажные, не настоящие.
Воспитатель : пусть снежинки у нас, погостят, положим их под ёлочку.
Воспитатель:
Воспитатель: Посмотрите, какой он?
Дети: Настоящий ,белый, легкий, мягкий, холодный, пушистый.
Воспитатель: А как вы думаете, снег состоит из чего?
Дети: Из снежинок.
Воспитатель: А теперь возьмите немного снега в ладошки..
Воспитатель: Дети, откройте ладошки (снега нет). Куда исчез снег?
Дети: Растаял.
Воспитатель: Во что превратился?
Дети: В воду.
Воспитатель: Почему?
Дети: Ладошки теплые.
Воспитатель: Рука у нас теплая, поэтому снег постепенно таит. Какой холодный снежок, давайте вытрем ручки.
Воспитатель: Хорошо мы с вами погуляли по снежному лесу, пора обратно в сад возвращаться.
Воспитатель: Ребята, ну вот наше путешествие закончилось, напомните мне, чем мы с вами сегодня занимались?
Воспитатель: А пока мы по лесу гуляли, я заметила под елочкой вот такой сундучок.
Раздаются угощения