Беседа о зиме
план-конспект занятия по развитию речи

Ретунская Галина Николаевна
Цель: Обобщить знания детей о времени года – зима, зимних забавах, зимней одежде. Расширять кругозор детей, формировать целостную картину мира, развивать свободное общение, приобщать к словесному искусству, формировать эмоциональную отзывчивость.
 
Задачи: 
 
Образовательные: 
 
Закреплять знания детей о характерных признаках зимы (зимой холодно, идет снег, снег лежит на крышах, дорогах, деревьях.);
Учить детей замечать красоту зимней природы;
Формировать понятие о свойстве снега (состоит из снежинок, холодный, пушистый, мягкий);
Учить устанавливать простейшие причинно – следственные связи (снег тает  на теплой руке и в теплой комнате);
Активизировать словарь детей по теме «Зима»,  «Одежда»;
Формировать навыки координации речи с движением.
Развивающие: 
 
Развитие исследовательского и познавательного интереса к экспериментированию со снегом. 
Развивать умение использовать в беседе накопленные знания.
Продолжать работу над развитием диалогической формы речи.
Развивать произвольное внимание, умение действовать по словесной инструкции взрослого.
Воспитательные: 
 
Воспитывать отзывчивость, доброту, любовь к природе. Воспитание культуры общения в процессе совместной деятельности.
Воспитание бережного отношения к природе, способности замечать красоту зимней природы.
Предварительная работа:
 
Просмотр мультипликационного фильма: «Времена года»  из серии «Уроки тетушки Совы». 
Чтение  стихов о зиме.
 Рассматривание иллюстрации  о зиме. 
Наблюдение за снегом на прогулке.
Настольная игра – лото: «Времена года». 
Дидактическая игра: «Когда это бывает?».
Дидактическая игра: «Оденем куклу на прогулку».
Словарная работа:
 
Белый, холодный, пушистый, искристый, сверкающий, блестящий, серебристый, хрустящий, мягкий,  тает, лежит, летят,  меховая, зимняя 
Материалы и оборудования. 
 
Ведро  со снегом 
Предметные картинки: шапка, шубка, рукавички, сапожки, туфли.
ИКТ – музыкальное сопровождение, презентация на тему «Зима».
 
 
Ход занятия:
 
Вход под легкую музыку. 
 
Воспитатель: Ребята ,проходите , на стульчики присаживайтесь. Я для вас сегодня приготовила интересное и увлекательное приключение, а начнем мы это приключение с загадки.
 
Щиплет уши, щиплет нос ,
 
Лезет в валенки мороз.
 
Брызнешь воду- упадёт
 
Не вода уже , а лёд.
 
Даже птице не летится ,
 
От  мороза стынет птица. 
 
Повернуло солнце к лету.
 
Что, скажи, за время это?
 
– Молодцы, конечно же, это зима. А у нас,  посмотрите какое большое  волшебное окно (обращает внимание на слайд презентации «Зимний пейзаж за окном»), за окном, какое время года?
 
Дети: Зима.
 
Воспитатель: Ребята, а как вы догадались, что сейчас на улице зима?
 
Дети: На улице снег, мороз ………
 
Воспитатель: Зима – это одно из красивых времен года! Какая же она, зима?
 
Дети: Холодная, пушистая, колючая, снежная, белая!
 
Воспитатель: Действительно, зима может быть разной, и поэтому ее так любят взрослые и дети. Давайте , посмотрим, что же ещё видно в окно.
 
Второй  слайд:  падает снег.
 
Воспитатель: Посмотрите, как красиво! За окном идёт снег.
 
Какой бывает снег? 
 
Дети: Белый, холодный, пушистый,  блестящий ,хрустящий, мягкий.
 
Третий слайд:
 
Воспитатель: Ой, ребята смотрите снег за окном  становиться всё сильнее и сильнее , что же это происходит,  может кто –то мне ответит . 
 
Дети: Снегопад.
 
Воспитатель: А когда снежинки кружатся, дует сильный ветер,  их несет, как это явление называется.
 
 Дети: Вьюга, метель.
 
Воспитатель: Ребята,  прислушайтесь  как воет вьюга?  (включить запись метели). 
 
Дети: у-уууууу
 
Четвёртый  слайд: зимняя дорога.
 
Воспитатель: Дети, посмотрите, метель утихла, снегопад остановился . где лежит снег?
 
Дети:  Снег лежит на дорогах.
 
 
 
Пятый  слайд: дом в снегу.
 
Воспитатель: На чем еще лежит снег?
 
Дети:  На крыше. (Снег лежит на крыше).
 
Воспитатель :Снег повсюду.
 
Шестой слайд: зимние забавы
 
 
 
Воспитатель: посмотрите ребята , как весело за окном. На улицу выбежали гулять дети.
 
Воспитатель: Чем, они занимаются ,в какие игры можно поиграть зимой? 
 
Дети: много снега, можно играть в снежки, кататься на горке, на коньках, на лыжах, лепить снежную бабу.
 
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю совершить прогулку на участок .  Хотите отправиться вместе со мной? 
 
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю совершить прогулку на участок .  Хотите отправиться вместе со мной? 
 
 Дети: Да!!!
 
Воспитатель: А что мы с вами забыли сделать? 
 
Дети: Одеться. 
 
Воспитатель: А зачем нам надо одеваться? 
 
Дети: Холодно.
 
Воспитатель: Ребята, вы уже большие и перед нашей прогулкой я хочу проверить как вы умеете одеваться, знаете ли вы зимнюю одежду. Сейчас мы с вами поиграем в игру « Дети одеваются».
 
 
 
                          Дидактическая игра «Дети одеваются»
 
Дети  делятся на две команды , подходят к столу, на котором разложены картинки с изображением одежды. Из них выбирают только изображение зимней одежды и на магнитной доске выставляют одежду в определенной последовательности. Игра  «Кто быстрее!»
 
Воспитатель: Какие вы, молодцы! Всё правильно сделали. Теперь можно собираться на прогулку. Повторяйте за мной.
 
Посмотрите –  за окном                                             (обзорный жест рукой)
 
Белые дорожки.
 
Все равно гулять пойдем,                                         ( шагают на месте)
 
Топать по дорожкам.
 
 
 
Наденем на ножки                                                     ( наклонились, указать на ноги)
 
Теплые сапожки;
 
Этот с правой ножки,                                                 ( «надевают на правую ногу сапожок»)
 
Этот с левой ножки.                                                   ( «надевают на левую ногу) сапожок»)
 
 
 
На ручки –  рукавички                                                ( руки вверх)
 
Теплые сестрички.                                                      ( вращают ладошками)
 
Эту на левый кулачок                                                 ( показывают  правый  кулачок)
 
Эту на правый кулачок.                                              ( показывают левый кулачок)
 
 
 
Шубки меховые,                                                          ( надевают «шубку»)
 
Шапки пуховые.                                                           ( надеваем «шапку»).
 
Снег хрустит
 
 
 
Воспитатель: Вот , как весело на дворе. Поиграем, сначала покатаемся на лыжах (имитируют езду на лыжах) , а теперь на санках, покидаем снежки.
 
Воспитатель: Ребята, я заметила , что-то интересное, посмотрите вверх, что это? Дети: Туча. 
 
Воспитатель: Какая большая туча висит над головой. А как вы думаете, что может посыпаться из тучи зимой? 
 
Дети: Снег.
 
Воспитатель дергает, летят снежинки.
 
Воспитатель: Какая красота, ловите их. Возьмите в руку и скажите, что это? 
 
Дети: Снежинки.
 
Рассмотрите их, какие они?
 
Дети: Белые, пушистые, легкие, воздушные, узорчатые.
 
А сейчас давайте подбросим снежинки вверх и поймаем их, какие они?
 
Дети: Легкие. 
 
Воспитатель: Поиграем со снежинками , положите снежинку на ладошку
 
Маленькая снежинка села на ладошку 
 
(на ладошке снежинка, дети вытягивают ладошку – показывают)
 
Я её поймаю,  посиди немножко.
 
(Накрывают ладошкой)
 
Раз, два, три ,четыре, пять 
 
(Загибают пальчики)
 
Отпускаю полетать
 
(Дуют на снежинку).
 
-Растаяли ваши снежинки? 
 
Дети: нет.
 
Воспитатель: Почему, они не растаяли?  
 
Дети : они бумажные, не настоящие.
 
Воспитатель : пусть снежинки у нас, погостят, положим их под ёлочку.
 
Воспитатель: 
 
Воспитатель: Посмотрите, какой он? 
 
Дети: Настоящий ,белый, легкий, мягкий, холодный, пушистый.
 
Воспитатель: А как вы думаете, снег состоит из чего?
 
Дети: Из снежинок.
 
Воспитатель: А теперь возьмите немного снега в ладошки..
 
Воспитатель: Дети, откройте ладошки (снега нет). Куда исчез снег?
 
Дети: Растаял.
 
Воспитатель: Во что превратился?
 
Дети: В воду.
 
Воспитатель: Почему?
 
Дети: Ладошки теплые.
 
Воспитатель: Рука у нас теплая, поэтому снег постепенно таит. Какой холодный снежок, давайте вытрем ручки. 
 
Воспитатель:  Хорошо мы с вами погуляли по снежному лесу, пора обратно в сад возвращаться.
 
Воспитатель: Ребята, ну вот наше путешествие закончилось, напомните мне, чем мы с вами сегодня занимались? 
 
Воспитатель: А пока мы по лесу гуляли, я заметила под елочкой вот такой сундучок.
 
Раздаются угощения

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа о зимующих и перелётных птицах

Цель: Формировать обобщённое представление о зимующих и перелётных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность   ...

Интегрированное занятие по родному языку "Заключительная беседа о зиме"

Подобные занятия помогают детям лучше усваивать учебный материал на занятиях....

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с ОНР Беседа о зиме.

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с ОНРБеседа о зиме....

Беседа о зиме

Конспект НОД....

Занятие на тему «Беседа о зимующих птицах наших лесов»

ловЗанятие помогает расширять и углублять представления детей о зимующих птицах, подводит их к раскрытию связей между внешним видом птиц и их питанием, помогает воспитывать любовь к птицам, стре...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему: «ИТОГОВАЯ БЕСЕДА О ЗИМЕ»

Обобщить знания детей о зиме как времени года/:жизни людей, зверей, птиц, зимние праздники, развлечения.Упражнять с составлении словосочетаний, предложений с однородными членами.Упражнять в употреблен...

Беседа Конспект беседы «Как зимуют звери, птицы, насекомые».

Конспект беседы «Как зимуют звери, птицы, насекомые».Воспитатель:Трибрат-Климак Е.В.Цель: Расширять и углублять представление детей о зиме, о погоде; о жизни зверей, птиц, рыб, насекомых в...