Занятие на тему «Беседа о зимующих птицах наших лесов»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Сайфутдинова Минегол Азатовна

 

лов

Занятие помогает расширять и углублять представления детей о зимующих птицах, подводит их к раскрытию связей между внешним видом птиц и их питанием, помогает воспитывать любовь к птицам, стремление помочь им  в трудных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_na_temu_beseda_o_zimuyushchih_pticah.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Беседа о зимующих птицах наших лесов».

Программное  содержание:

  1. Способствовать формированию связной речи,  упражнять в употреблении сложных прилагательных; согласовании существительных с местоимениями.
  2. Расширять  и углублять представления детей  о зимующих   птицах. Подвести к раскрытию связей между   внешним
  3. видом птиц и их питанием.
  4. Воспитывать любовь к птицам, стремление помочь им  в трудных условиях.

 Словарная работа: малоподвижный,  черноголовая, белобокая, красногрудый, чернохвостая.

 Оборудование: Магнитофон, кукла в зимней одежде, кассета голоса птиц; три елки; иллюстрации  с изображением зимующих птиц и  иллюстрации напоминающие правила поведения.  Кормушки, разные семена.

Предварительная работа. Наблюдение за птицами на прогулке. Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о птицах.

Ход занятия:

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны  в той тройке белы.

А в санях сидит царица-

Белоока, белолица.

Как махнула  рукавом-

Все покрыла серебром. ( Зима)

О каком времени года идет речь? О каких скакунах  говорится в этой загадке? Сколько месяцев в году? Назовите зимние месяцы (ответы детей). Звучит  музыка, появляется  Зима.

Зима: Здравствуйте,  ребята! Проверила  я, как приготовились реки и озера. Что я  увидела?

- Они замерзли, покрылись льдом.  

Зима: Земля и деревья тоже приготовились к зиме. А вы знаете как?  

- Земля замерзла, покрылась снегом. Деревья сбросили  листочки, покрылись снегом.

Зима: Дикие животные  и те приготовились к  встрече со мной, а  вы знает как?

-У  всех зверей вырастает  теплая шерсть. Чтобы защищаться от хищников,  заяц  и белка меняют окраску. Белка запасает на зиму  орехи, грибы, шишки. К зиме барсук, медведь, ёж накапливают жир. Медведь  всю зиму спит в своей берлоге, барсук и ёжик  спят в своей норе.

Зима: - Молодцы,  все знаете о зверях . А я хочу сейчас смотр птицам устроить. Что за птицы, смелые да выносливые, что меня не боятся и остаются  зимовать? Вы их знаете?  Назовите?

- Это -  воробьи,  вороны,  сороки,  снегири, чижи, дятлы, клесты, галки,  голуби, свиристели, щеглы,  овсянки.

Воспитатель:  Правильно они остаются зимовать в наших краях – в  Татарстане. Их можно увидеть и  в нашем городе  в Набережных Челнах.   Как  мы их  называем  одним словом?

- Зимующие птицы.

Зима: Интересно мне узнать: как они выглядят, где живут, чем питаются и какие звуки издают?

Восп:  Выбирайте  картины, где  нарисованы зимующие птицы.

- Чем они похожи?  Что у них общего?

- У всех птиц тело покрыта перьями, два крыла, клюв, две ноги, хвост

Зима: Как их отличать друг от друга. Вот, например, кто это?

- Воробей.

- А  как вы узнали, что это воробей, а не сорока?

- Прежде  всего птиц мы узнаем по цвету перьев. Воробей  серый с коричневой головой и перьями. А сорока - черно–белым оперением. Ёще птицы  отличаются по величине:  воробей- маленький, а сорока – большая.. У птиц  ёще клюв разный - у воробья- маленький, тоненький, твердый, к  концу заостренный; а у  сороки клюв изогнут книзу. Ёще у птиц разные хвосты -  у воробья - короткий, а у сороки – длинный. Они издают разные звуки:  воробей – чирикает, сорока стрекочет.    Где  зимуют

воробьи?

- В щелях стен,  под крышами и ставнями  домов, в  заброшенных гнездах.

- А  сорока  устраивает гнездо в густых ветвях деревьев или кустарников.

Гимнастика для глаз:

Наблюдаем  за маленькой птицей только глазками:

Птичка вправо полетела, (смотрят вправо)

Птичка  влево полетела.   (смотрят влево)

К нам на нос она присела, (смотрят на кончик носа)

Посидела, посидела,

И  куда - то полетела (смотрят вверх).

 Ребята, послушайте загадку:

Шапочка   черная,

Кофточка желтая.

Шустрая птичка

Птичка …. Синичка.

Как выглядит  синичка? На  голове черная шапочка, щеки белые, на горле черная полоса – галстук, спина желто- зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост серые. Они поют: синь-синь-синь-си-си.

Питаются насекомыми, едят столько сколько сами весят.

О какой птице эта загадка:

-Красногрудый, чернокрылый,

Любит  зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

-Снегирь.

-Почему эта птица называется снегирь?

- От слова снег. Потому что они прилетают  перед первым снегом. Есть такая примета: снегири прилетели- значит завтра или послезавтра  пойдет снег.

Верх головы, крылья , хвост и пятно под клювом  черное, спина голубовато серая, брюшко у снегиря красное, а у  снегирихи – серое, клюв короткий, толстый, черный. Зачем им такой клюв? Чтобы  расклевывать зерна, ягоды рябины семена клена и липы.

Снегирь – малоподвижный, по земле скачет  короткими прыжками, ныряет в снег и купается.

- Кто в беретке ярко красной?

 В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит,  стучит.

- Это пестрый дятел. У дятла крепкий клюв, им он стучит по стволу дерева, долбит кору и  вытаскивает  из- под нее длинным липким языком насекомых и их личинок, долбит шишки. Дятла считают санитаром леса.

Прочитайте,  названия  каких птиц спрятаны в этой  таблице.

Сорока, синица,  ворона.

Подберите слова,  какие эти птицы:

Сорока- ловкая, подвижная, чернохвостая, белобокая.

Синица- маленькая, ловкая, черноголовая

Ворона- чернохвостая, чернокрылая, горластая. Как кричит ворона- кар-кар-кар.

 Давайте поиграем в ворон. Физминутка.

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны:

Кар-кар-кар.

Целый день они кричали

Спать ребятам не давали

Только к ночи умолкают

И  все вместе засыпают.

Зима: много интересного вы про птиц  знаете. Только я кое-что не запомнила, напомните, пожалуйста:

Если снегирь мало двигается, то он какой?

- малоподвижный

Если у сороки белый бок, то она какая?

- белобокая

Если у вороны черный хвост , то она какая?

 - Если у снегиря грудь красный, то он какой?

- Красногрудый.

Про  кого из  зимующих  птиц можно сказать мой? (дятел, снегирь, воробей, голубь, клест.) Моя (ворона, синица, сорока, овсянка)  Мои (про всех )

- Ребята вы запомнили кто как поет?

 - Воробей – чирикает, сорока стрекочет, голуби- воркуют, ворона- каркает, клест- свистит.

Какую пользу птицы приносят людям?

 Они спасают от вредителей деревья, поля огороды, радуют песнями, укрощают природу.

Какие правила нужно выполнять, чтобы птицы жили спокойно и радовали нас?

Давайте устроим птичью ярмарку! Пусть птицы сами расскажут о себе, кто как зиму проводят. Кто какой птицей хочет быть и рассказать стихотворение о нем.

1. Я-воробушек  обычный

2. Мы – зовемся снегири

3.Я всем давно знакома

Как и чем  мы можем помочь  птицам  зимой?

Сделать кормушки и подкармливать птиц.

Давайте споем песенку, о том,  как мы  помогаем птицам зимой.

Зима: Теперь я спокойна - вы не оставите птиц в беде. Пора мне уходить. У меня  много  дел, но я вас не забуду. Когда выйдете на прогулку, я с вами поиграю. Пощипаю вам носы и щеки, да и бегать, чтобы согреться, заставлю! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия с детьми старшей группы на тему «Перелётные и зимующие птицы нашего города»

Занятие на тему «Перелётные и зимующие птицы нашего города» имеет экологообразовательную направленность, так как знакомит детей старшего дошкольного возраста с разнообразием представителей класса «Пти...

«Зимующие птицы наших лесов»

Конспект ООД в младшей группе«Зимующие птицы наших лесов»...

презентация к занятию "Зимующие птицы наших лесов"

презентация к занятию "Зимующие птицы наших лесов"...

Презентация "Зимующие птицы наших лесов"

Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к птицам, желание узнавать новые факты их жизни, желание оказать им помощь....

Проект "Зимующие птицы наших лесов"

Проект   «Зимующие птицы наших лесов»...

Обучающая презентация "Зимующие птицы наших лесов"

В зимнее время очень актуальной является тема помощи зимующим птицам. В старшей группе мы знакомимся с птицами, зимующими в нашем селе....