Конспект НОД по развитию речи "Волшебница вода"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Обогащение речи детей старшего дошкольного возраста прилагательными, характеризующимисвойства и качества воды, совершенствование диалогической и монологической речи, через игровое взаимодействие со взрослыми и сверстниками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_po_razvitiyu_rechi_volshebnitsa_voda.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад 309» г. Красноярск

Конспект НОД  по развитию речи

в старшей группе

 на тему: «Волшебница вода».

     Разработал и провел:

воспитатель Огородник О.А.

Цель образовательной деятельности:

Обогащение речи детей старшего дошкольного возраста прилагательными, характеризующими свойства и качества воды, совершенствование монологической и диалогической речи, через игровое взаимодействие со взрослыми и сверстниками.  

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с новыми качественными прилагательными.

Формировать умения использовать новые слова в своей речи.

Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

Развивающие:

Развивать стремление выражать свое мнение, самостоятельно находя для этого различные речевые средства.

Развивать  наблюдательность,  умение делать выводы, активный и пассивный словарь, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.

Развивать любознательность, активность, самостоятельность.

Воспитательные:

Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.

Расширять представления о значении воды в жизни человека и для окружающей среды.  

Предварительная работа:

Наблюдение за весенними изменениями в природе, за солнцем, таянием снега, звуками весенней капели. Беседы с детьми о весне.

Рассматривание иллюстраций с изображением воды в природе: рек, морей, ручейков, снега, ледников, сосулек.

Слушание звуков воды в природе: шум реки, моря, ручья, водопада, капели.

Разгадывание загадок о воде, заучивание стихотворений, чтение сказок.

Дидактические игры: «Где живет вода», «Путешествие капельки»

 Чтение произведений: Е. Пермяк «Как огонь воду замуж взял» , К.Д. Ушинский «Не плюй в колодец-пргодится воды напится», С.Я. Маршак « Волга и Вазуза», А.Н. толстой «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», народные сказки разных народов, чтение стихов русских поэтов.

 

Материалы: Картина -природный пейзаж; иллюстрации с изображением морей, рек, ручьев, океанов, водопада; заготовки слов (круговорот , проталинки); звуки природы-капель,ручей.  

 

Ход образовательной деятельности.

Мотивационно-побудительный этап:

Дети стоят в кругу.

- Ребята, закройте глаза, а руки вытяните вперед ладошками вверх и представьте: Вы стоите на улице, на вас светит яркое весеннее солнышко, оно обжигает вам щеки, слепит глаза, по ногами у вас лужи от стаявшего снега. Вы чувствуете дуновение весеннего ветерка, щебетание птиц и еще вот эти весенние и волшебные звуки.  

 ( Ответ детей: звук капели.)

- Как вы думаете что это такое?

- Правильно - это  КАПЕЛЬ. Звонкая весенняя капель, Которая бывает только ранней весной.

-А откуда она появилась весной?

- Правильно, это капельки воды от таяния снега.

Так значит снег это вода? А где мы еще можем увидеть воду в природе?  

(Снег, лужи, дождь, пар, туман, облака, тучи, реки, ручьи, моря океаны)

II Основной:

Может кто-то догадался, о чем у нас пойдет речь?

Сегодня мы будем говорить о воде:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде.

В луже, в море, в океане,

В роднике и в ручейке

 И в водопроводном кране.

Мы сегодня отправимся в гости к капелькам.

Посмотрите на доску и назовите места, в которых живут капельки.

Дети рассматривают картину.

Ответы детей: пруд, море, озеро, ручеек, речка, океан, облака.

Правильно и все они состоят из капелек,

Моделирование круговорота воды в природе.

Ребята, а давайте расскажем сказку по картинке

 «Во что превращается капелька»

Детям раздаются роли (Солнышко, облака, капелек, ручейка, реки….) Дети все вместе составляют рассказ по картинке:

 «Весеннее яркое Солнышко сильно припекает и нагревает воду в ручейке. А в ручейке течет огромное множество капелек. Ручеек бежит журчит и несет капельки к озеру. Но вдруг капельки от нагрева начинают превращаться в пар. Прозрачный и легкий пар поднимается вверх. Его там скапливается очень много. Наверху в небе очень холодно пар остывает и превращается в воду. Из пара рождаются облака, легкие пушисты и кучевые. И когда капелек воды в облаках становится много, они становятся тяжелыми и крупными, , они становятся больше и превращаются в тучи. А потом из туч идет дождь или снег.

Капельки воды возвращаются дождем на землю.»

Ребята это называется круговорот

Давайте найдем теперь, где же прячется вода в природе, посмотрите: перед вами интересная картинка , я хочу ее оживить вот этим стихотворением.

 ПОСЛУШАЙТЕ СТИХОТВОРЕНИЕ

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лед.

Растает - и снова в поход!

По горным вершинам,

Широким долинам,

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется.

Вокруг оглянитесь:

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница - наша вода!

Так где же спряталась вода? Что вы услышали и увидели на картине?

(Ответы детей: Снег, лёд, дождь, ручей, вершины, долины, облако)

Ребята, а вот когда снег начинает таить, то первые клочки показавшейся под ним земли называются проталинки. Я вас хочу познакомить с новым для вас словами КРУГОВОРОТ И ПРОТАЛИНЫ. (Слова выложены на магнитной доске). Давайте посчитаем сколько в них слогов. (Дети отхлапывают слоги).

Ребята, а  что умеет делать вода (Ответы детей:кипит, бурлит, течет, льется, бежит). И мы с вами тоже давайте подвигаемся;

Физминутка

К речке быстрой мы спустились (ходьба на месте)

Наклонились и мылись (действие по тексту)

Раз, два, три, четыре (хлопки)

Вот как славно освежились (встряхнуть кисти рук)

Вышли на берег крутой (действие по тексту)

И оправились домой

Предлагаю, ребята, вам поиграть в игру «Слова-родственники».

Найдите общую часть в этих словах (вод).

Посмотрите на доску, здесь находятся отгадки, я загадаю вам загадку, а вы покажете ответ.

Как называются растения, которые растут на дне рек, морей, океанов? (водоросли)

Как называется поток воды, который падает с большой высоты? (водопад)

Как называют человека, который в специальном костюме спускается на дно водоемов и изучает

его? (водолаз).

Ребята, вы молодцы. А теперь попробуйте справится еще с одним заданием.

Игра. «Скажи наоборот».

Правила игры:

нужно закончить предложение и показать это движение.

А. Из одного крана течет горячая вода, а из другого… (холодная, потирают себя за плечи)

Б. Река глубокая, а ручеек … (мелкий, встают, поднимают руки, садятся на корточки)

В. Река может бежать быстро, а может, и … (медленно, бегут быстро, затем медленно)

Г. В океане волны большие, а в реке…(маленькие, поднимают руки вверх, имитируя волны,

движение волн руками)

Д. В ручейке вода бежит, а в пруду… (стоит, показывают)

 Е. Из чайника мы пьем чистую воду, а в луже… (грязная вода)

Игра «Назови ласково»

Ручей -

Дождь-

Туча-

Снег-

Река-

Пар-

Облако-

Лед-

III Рефлексия 

Ребята, мы сегодня с вами попутешествовали в месте с капельками воды. Нашли, где вода прячется в природе. Познакомились с новыми словами, научились определять какая вода бывает, называть ее ласково во всех ее проявлениях, и даже составили рассказ о путешествии воды в природе.

А теперь давайте нарисуем портреты водяных капелек,  нарисуем им лица и разместим на нашей картине. Грустные –это тучи, дождь, снег.

Веселые ручеек, пар облака….

Дружите с ними и берегите их!

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Вода - наша помощница!"

Конспект занятия по развитию речи "Вода - наша помощница!"...

Конспект ОД. Познавательное развитие. "Свойства воды"

Конспект образовательной деятельности....

Конспект занятия по развитию речи: "Вода и его свойства"

Конспект занятия по развитию речи: "Вода и его свойства"Цель занятия: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств воды. Интегр...

Конспект по познавательному развитию "Волшебница вода" средняя группа

Цель: формирование представлений у детей о воде и ее свойствах: цвет, запах, вкус по средствам экспериментальной деятельности с водой....

конспект по познавательному развитию "Свойства воды"

конспект предназначен для работы с детьми 5-6 лет.в занятии использованы элементы экспериментирования, развивающие причинно-следственную связь.Цель: Совершенствовать знания детей о разнообразных...

Конспект по познавательному развитию: "Волшебница вода".

Конспект по познавательному развитию: "Волшебница вода"...