Конспект НОД по развитию речи "Волшебница вода"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Обогащение речи детей старшего дошкольного возраста прилагательными, характеризующимисвойства и качества воды, совершенствование диалогической и монологической речи, через игровое взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад 309» г. Красноярск
Конспект НОД по развитию речи
в старшей группе
на тему: «Волшебница вода».
Разработал и провел:
воспитатель Огородник О.А.
Цель образовательной деятельности:
Обогащение речи детей старшего дошкольного возраста прилагательными, характеризующими свойства и качества воды, совершенствование монологической и диалогической речи, через игровое взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с новыми качественными прилагательными.
Формировать умения использовать новые слова в своей речи.
Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
Развивающие:
Развивать стремление выражать свое мнение, самостоятельно находя для этого различные речевые средства.
Развивать наблюдательность, умение делать выводы, активный и пассивный словарь, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.
Развивать любознательность, активность, самостоятельность.
Воспитательные:
Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.
Расширять представления о значении воды в жизни человека и для окружающей среды.
Предварительная работа:
Наблюдение за весенними изменениями в природе, за солнцем, таянием снега, звуками весенней капели. Беседы с детьми о весне.
Рассматривание иллюстраций с изображением воды в природе: рек, морей, ручейков, снега, ледников, сосулек.
Слушание звуков воды в природе: шум реки, моря, ручья, водопада, капели.
Разгадывание загадок о воде, заучивание стихотворений, чтение сказок.
Дидактические игры: «Где живет вода», «Путешествие капельки»
Чтение произведений: Е. Пермяк «Как огонь воду замуж взял» , К.Д. Ушинский «Не плюй в колодец-пргодится воды напится», С.Я. Маршак « Волга и Вазуза», А.Н. толстой «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», народные сказки разных народов, чтение стихов русских поэтов.
Материалы: Картина -природный пейзаж; иллюстрации с изображением морей, рек, ручьев, океанов, водопада; заготовки слов (круговорот , проталинки); звуки природы-капель,ручей.
Ход образовательной деятельности.
Мотивационно-побудительный этап:
Дети стоят в кругу.
- Ребята, закройте глаза, а руки вытяните вперед ладошками вверх и представьте: Вы стоите на улице, на вас светит яркое весеннее солнышко, оно обжигает вам щеки, слепит глаза, по ногами у вас лужи от стаявшего снега. Вы чувствуете дуновение весеннего ветерка, щебетание птиц и еще вот эти весенние и волшебные звуки.
( Ответ детей: звук капели.)
- Как вы думаете что это такое?
- Правильно - это КАПЕЛЬ. Звонкая весенняя капель, Которая бывает только ранней весной.
-А откуда она появилась весной?
- Правильно, это капельки воды от таяния снега.
Так значит снег это вода? А где мы еще можем увидеть воду в природе?
(Снег, лужи, дождь, пар, туман, облака, тучи, реки, ручьи, моря океаны)
II Основной:
Может кто-то догадался, о чем у нас пойдет речь?
Сегодня мы будем говорить о воде:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде.
В луже, в море, в океане,
В роднике и в ручейке
И в водопроводном кране.
Мы сегодня отправимся в гости к капелькам.
Посмотрите на доску и назовите места, в которых живут капельки.
Дети рассматривают картину.
Ответы детей: пруд, море, озеро, ручеек, речка, океан, облака.
Правильно и все они состоят из капелек,
Моделирование круговорота воды в природе.
Ребята, а давайте расскажем сказку по картинке
«Во что превращается капелька»
Детям раздаются роли (Солнышко, облака, капелек, ручейка, реки….) Дети все вместе составляют рассказ по картинке:
«Весеннее яркое Солнышко сильно припекает и нагревает воду в ручейке. А в ручейке течет огромное множество капелек. Ручеек бежит журчит и несет капельки к озеру. Но вдруг капельки от нагрева начинают превращаться в пар. Прозрачный и легкий пар поднимается вверх. Его там скапливается очень много. Наверху в небе очень холодно пар остывает и превращается в воду. Из пара рождаются облака, легкие пушисты и кучевые. И когда капелек воды в облаках становится много, они становятся тяжелыми и крупными, , они становятся больше и превращаются в тучи. А потом из туч идет дождь или снег.
Капельки воды возвращаются дождем на землю.»
Ребята это называется круговорот
Давайте найдем теперь, где же прячется вода в природе, посмотрите: перед вами интересная картинка , я хочу ее оживить вот этим стихотворением.
ПОСЛУШАЙТЕ СТИХОТВОРЕНИЕ
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лед.
Растает - и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется.
Вокруг оглянитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница - наша вода!
Так где же спряталась вода? Что вы услышали и увидели на картине?
(Ответы детей: Снег, лёд, дождь, ручей, вершины, долины, облако)
Ребята, а вот когда снег начинает таить, то первые клочки показавшейся под ним земли называются проталинки. Я вас хочу познакомить с новым для вас словами КРУГОВОРОТ И ПРОТАЛИНЫ. (Слова выложены на магнитной доске). Давайте посчитаем сколько в них слогов. (Дети отхлапывают слоги).
Ребята, а что умеет делать вода (Ответы детей:кипит, бурлит, течет, льется, бежит). И мы с вами тоже давайте подвигаемся;
Физминутка
К речке быстрой мы спустились (ходьба на месте)
Наклонились и мылись (действие по тексту)
Раз, два, три, четыре (хлопки)
Вот как славно освежились (встряхнуть кисти рук)
Вышли на берег крутой (действие по тексту)
И оправились домой
Предлагаю, ребята, вам поиграть в игру «Слова-родственники».
Найдите общую часть в этих словах (вод).
Посмотрите на доску, здесь находятся отгадки, я загадаю вам загадку, а вы покажете ответ.
Как называются растения, которые растут на дне рек, морей, океанов? (водоросли)
Как называется поток воды, который падает с большой высоты? (водопад)
Как называют человека, который в специальном костюме спускается на дно водоемов и изучает
его? (водолаз).
Ребята, вы молодцы. А теперь попробуйте справится еще с одним заданием.
Игра. «Скажи наоборот».
Правила игры:
нужно закончить предложение и показать это движение.
А. Из одного крана течет горячая вода, а из другого… (холодная, потирают себя за плечи)
Б. Река глубокая, а ручеек … (мелкий, встают, поднимают руки, садятся на корточки)
В. Река может бежать быстро, а может, и … (медленно, бегут быстро, затем медленно)
Г. В океане волны большие, а в реке…(маленькие, поднимают руки вверх, имитируя волны,
движение волн руками)
Д. В ручейке вода бежит, а в пруду… (стоит, показывают)
Е. Из чайника мы пьем чистую воду, а в луже… (грязная вода)
Игра «Назови ласково»
Ручей -
Дождь-
Туча-
Снег-
Река-
Пар-
Облако-
Лед-
III Рефлексия
Ребята, мы сегодня с вами попутешествовали в месте с капельками воды. Нашли, где вода прячется в природе. Познакомились с новыми словами, научились определять какая вода бывает, называть ее ласково во всех ее проявлениях, и даже составили рассказ о путешествии воды в природе.
А теперь давайте нарисуем портреты водяных капелек, нарисуем им лица и разместим на нашей картине. Грустные –это тучи, дождь, снег.
Веселые ручеек, пар облака….
Дружите с ними и берегите их!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Вода - наша помощница!"
Конспект занятия по развитию речи "Вода - наша помощница!"...
Конспект ООД познавательное развитие " Роль воды в природе"
Конспект ООД " Роль в природе."...

Конспект занятия по развитию речи: "Вода и его свойства"
Конспект занятия по развитию речи: "Вода и его свойства"Цель занятия: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств воды. Интегр...

Конспект по познавательному развитию "Волшебница вода" средняя группа
Цель: формирование представлений у детей о воде и ее свойствах: цвет, запах, вкус по средствам экспериментальной деятельности с водой....

конспект по познавательному развитию "Свойства воды"
конспект предназначен для работы с детьми 5-6 лет.в занятии использованы элементы экспериментирования, развивающие причинно-следственную связь.Цель: Совершенствовать знания детей о разнообразных...

Конспект по познавательному развитию: "Волшебница вода".
Конспект по познавательному развитию: "Волшебница вода"...