Конспект занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматического строя речи в процессе развития связной речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Бурчак Анна Васильевна

Коспект занятия в одготовительной группе по формиованию лексико-грамматического строя речи в процессе развития связной речи .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx29.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматического строя речи в процессе развития связной речи

Ф.И.О. Бурчак А.В

Должность, образовательное учреждение: Воспитатель , г.Братск МБДОУ «ДСКВ№90»

Образовательная область ОО Речевое развитие.

Тема занятия: «Дом».

Цель: закрепление навыков правильного употребления лексико-грамматических категорий языка в процессе развития связной речи в рамках лексической темы «Мой дом».

Задачи: Образовательные:

Уточнить и активизировать словарь по теме «Дом»;

Познакомить с разными типами домов и частями дома;

Совершенствовать грамматический строй речи:

Упражнять в подборе образования однокоренных слов

Правильно согласовывать слова в роде, числе, падеже

Закреплять умение правильно строить предложение;

Образовывать сложные прилагательные;

Образовывать относительные прилагательные

Активизировать словарь слов-антонимов

Выражать свои мысли развернутой фразой, развивать умение точно и четко выражать свои суждения, свободно пользоваться простыми предложениями, составлять простой описательный рассказ.

Развивающие:

Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, воображение, память, логическое мышление, умение координировать речь с движениями.

Развивать мыслительную деятельность.

Воспитательные:

Воспитывать усидчивость, дисциплинированность, уважение к товарищам.

Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.

Воспитывать умение слушать сверстников и слышать их ответы.

Предварительная работа: дидактические игры: «Один-много», «Он, она, оно», «Назови ласково», рассматривание иллюстраций домов.

Словарная работа: фундамент, архитектор, каменщик, штукатур, маляр, кровельщик, паркетчик, стекольщик, бетонщик, сварщик, сантехник, электрик, плотник.

Демонстрационный материал: картинки с изображением людей разных строительных профессий, картинки с различными типами домов

Раздаточный материал: мягкие модули, карточки с изображением разных частей дома (стены, крыша, окно, дверь, фундамент)

Этапы работы

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

1.

2.

3.

Организационный момент

Сюрпризный момент;

Проблемная ситуация;

Игровая мотивация;

Психогимнастика.

Основная часть

Разрешение проблемы.

Описание методов и приёмов совместной деятельности педагога и воспитанника для решения проблемы;

Использование здоровьесберегающих

технологий;

Заключительная часть.

-Игровой анализ занятия(итог)

-рефлексия

- Ребята, давайте возьмемся за руки и настроимся на занятие.

С добрым утром. Начат день,

Первым делом гоним лень.

На занятье не зеваем,

Смело руку поднимаем.

Если знаем - не молчим,

Красиво, четко говорим!

-Ребята, в каком мультфильме встречаются медведь и девочка Маша?

-Маша и медведь прислали нам письмо, в котором они просят построить для медведя новый дом, так как старый его дом совсем развалился. Поможем Маше и медведю?

- И так, сегодня мы с вами будем строителями, а строить мы будем необычный дом. Мы наш дом будем строить вот из этих блоков (показ мягких модулей). Каждый блок мы положим на место только тогда, когда выполним задания. Итак, все готовы? Тогда приступаем к строительству дома. Присаживайтесь на свои места.

#1041;еседа.

-Зачем нужен дом?

-Ребята, а из каких частей состоит дом?

#1048;гровое упражнение: «Для того, чтобы» - составление сложноподчиненных предложений.

-У Вас на столах лежат карточки с изображением разных частей дома (стены, крыша, окно, дверь, фундамент). Возьмите ее и расскажите что у вас и для чего эта часть дома нужна? Ребенок на выбор берет карточку и отвечает.

-С чего начинается строительство дома?

-Что такое фундамент? Фундамент - это основа дома и она должна быть прочной.

-Вы правильно ответили на все вопросы. Основание нашего дома положено.

-Кто строит дома?

-Правильно. Но прежде, чем построить дом, надо придумать каким он будет, нарисовать его, начертить, всё рассчитать, чтобы он не упал, не дал трещин. Кто же этим занимается?

-Люди каких профессий еще участвуют в строительстве дома?

#1044;идактическая игра «Кто что делает?» (показываю картинки с изображением людей разных строительных профессий)

-Что делает каменщик?

-Что делает штукатур

-Что делает стекольщик

Какие здания еще строят строители?

-Приступим к возведению стен. (образование однокоренных слов)

- А где живет человек?

- Как можно сказать о маленьком доме?

- О большом доме?

- Как назовем дела, которые выполняем дома?

- Как называют женщину, которая не работает, а ведет домашнее хозяйство?

- Дом, домик, домище, домашний, домохозяйка – это семья слов, слова-родственники. Как вы думаете, почему?

-Но это еще не вся семья. Может быть, кто-то еще придумает слова? –

Как зовут самого известного домового?

-Послушайте, что говорит домовенок Кузя о своем доме. Давайте его поправим.

#1048;гровое упражнение «Исправь ошибки» (согласование слов в предложнии в роде, числе, падеже)

В моем доме три этажов.

У дома кирпичный крыша.

Моя дом прочный.

В моем доме много соседи.

Все соседи мой друзья.

6. Физминутка.

1, 2, 3, 4, 5

Будем строить и играть.

Дом большой, высокий строим.

Окна ставим, крышу кроем.

Вот какой красивый дом!

Будет жить в нем старый гном.

#1057;овременные дома строят из самых разных материалов. (игры с мячом)

Оставаясь в кругу, игровое упражнение «Назови, какой дом?» (образование относительных прилагательных) (воспитатель бросает мяч детям)

Если дом построен из дерева, он какой?

-Если дом построен из панелей?

-Из кирпича?

-Из камня?

-Из бетона?

-Из соломы?

-из бумаги?

-из глины

-изо льда?

-из стекла?

#1072;нтонимы

Большой –

Новый –

Высокий –

Светлый –

Строить –

Грязный –

Теплый –

Чужой –

Подниматься –

Просторный –

Городской –

Одноэтажный –

#1057;равнительная степень.

-Этот дом высокий,

-Этот дом просторный,

-Этот дом теплый,

-Этот дом старый,

-Этот дом маленький,

10. Пословицы и поговорки.

Еще в далекие времена люди говорили: «Мой дом - моя крепость. В гостях хорошо, а дома лучше». А какие вы знаете пословицы и поговорки о доме? Что это значит?

-Не дом хозяина красит, а хозяин дом.

-Без хозяина - дом сирота.

-И стены в доме помогают.

-Мой дом – моя крепость.

#1044;идактическая игра «Кто где живет?» (активизация словаря, картинки с различными типами домов)

- Ребята, давайте с вами вспомним, кто где живет?

-Как называется крестьянский дом в русской деревне?

-Хижина из ветвей, кожи, коры у индейцев?

-Дворец, крепость у рыцарей?

-Шалаш, покрытый шкурами у народов Севера?

-Постройка из жердей, покрытых ветками, травой?

-Отдельное помещение в доме с кухней, ванной и др. комнатами?

-Временное помещение из натянутой на основу ткани?

-Посмотрите, вот мы и возвели стены дома! -Чего же в нём ещё не хватает?

-На столах лежат круглые листы бумаги — это головы нам надо нарисовать лица людей, которые будут жить в нашем доме .(эмоции).

-На этом наше занятие подошло к концу, большое всем спасибо

Дети выполняют задания.

-Маша и медведь

-Да

-стены, крыша, окна, балкон, подвал, подъезд, лестница, лифт, квартиры и т. д.

-Это крыша. Крыша дому нужна для того, чтобы…

-с закладки фундамента.

-Дома строят строители.

-Архитектор

-В строительстве дома участвуют каменщик, штукатур, маляр, кровельщик, паркетчик, стекольщик, бетонщик, сварщик, сантехник, электрик, плотник)

Дети называют слова-действия, однородные сказуемые

-Это каменщик. Каменщик строит, возводит стены

- В доме.

- домик.

-домище.

-домашние

-домохозяйка.

- Так как в каждом из них есть слово ДОМ.

-Человек, который любит проводить свободное время у себя дома – домосед. Сказочный человек, который живет в доме – домовой.

-Кузя.

-этажа.

-мой.

-соседей.

Прыжки на месте

Встают на носочки и тянутся руками вверх

Показать руками окно, крышу – сомкнуть руки над головой

Указательным жестом вытягивают руки вперед

Приседают

-Дом из дерева – деревянный.

-Дом из панелей - панельный.

- Кирпичный.

-Каменный.

-Бетонный.

-Соломенный.

-Бумажный.

-Глиняный.

-Ледовый.

-Стеклянный.

-маленький.

-старый.

-низкий.

-темный.

-ломать.

-чистый.

-холодный.

-родной.

-спускаться.

-тесный.

-сельский.

-многоэтажный.

-а этот еще выше.

-а этот еще просторнее.

-а этот еще теплее.

-а этот еще старее

-а этот еще меньше.

-Дому нужен хозяин — человек, который заботится о порядке и чистоте в доме.

-в родных стенах всегда проще и легче чего-то добиться.

-дом наш надёжный тыл во всех наших начинаниях, ведь там живут наши близкие, которые с нами в трудную минуту и в минуты радости.

-изба.

-вигвам.

-замок.

-чум.

-шалаш.

-квартира.

-палатка.

Дети рисуют карандашами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ по формированию лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы «ЗИМУШКА- ЗИМА» с использованием нетрадиционных методов рисования

Продолжать расширять представление детей о временах года, знакомить с характерными особенностями зимней природы, с приметами зимы, активизировать словарь детей, закрепить обобщающее понятие –зима.Акти...

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.

Тема занятия: Составление описательного рассказа на тему: «Осень» с опорой на схему.     Цель занятия: Совершенствование навыка составления описательного рассказа с опорой  на...

Конспект открытого занятия в старшей группе по формированию лексико-грамматического строя речи с использованием ИКТ.

Конспект открытого занятия  в старшей группе по формированию   лексико-грамматического строя речи с использованием ИКТ. Тема: "Цветик - семицветик"...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи по теме: "Наш город".

Вашему вниманию предлагается конспект логопедическог занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматического строя и развитию связной речи по теме "Наш город". В данном занятии...

Конспект подгруппового логопедического занятия в средней группе по формированию лексико-грамматического строя речи.

Предлагаю конспект подгруппового логопедического занятия в средней группе по формированию лексико-грамматического строя речи....

Конспект ООД в подготовительной группе по формированию лексико-грамматического строя речи в процессе развития связной речи «Дом»

Конспект ОД по развитию речи с целью закрепления навыков правильного употребления лексико-грамматических категорий русского языка в процессе развития связной речи в рамках лексической темы...