Конспект занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.
план-конспект урока по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Колбина Надежда Васильевна

Тема занятия: Составление описательного рассказа на тему: «Осень» с опорой на схему.

     Цель занятия: Совершенствование навыка составления описательного рассказа с опорой  на картинно-графический план.

     Задачи:

      1.Коррекционно-образовательные:

      - закрепить навык составления описательного рассказа с опорой на картинно-   графический план,

     - развивать грамматически правильную связную речь.

    2.Коррекционно-развивающие:

    - развивать зрительное и слуховое внимание, словесно-логическое мышление.

   3.Коррекционно-воспитательные:

    -Воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Оборудование:  макеты деревьев: дуба, березы, рябины, ели; картинки с изображением  яблочного сока, апельсинового сока, грушевого  сока, томатного сока, персикового сока; картинно-графический план по теме осень; листья различных деревьев. Коврограф.

Словарь:  лес, деревья, листья, березовый, дубовый, осиновый, рябиновый, кленовый, липовый, листопад,  подберезовик, подосиновик, хмурое, пасмурное, дождливое, солнечное, чистый, прозрачный, душистый, ароматный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_vospitatel_logoped.doc19.11 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 1359

Дошкольное отделение № 3

Конспект занятия в подготовительной группе по

формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной  речи.

Подготовили:

Воспитатель подготовительной группы Колбина Н.В.

Логопед Утешева Е.В.

Москва 2013год

      Тема занятия: Составление описательного рассказа на тему: «Осень» с опорой на схему.

     Цель занятия: Совершенствование навыка составления описательного рассказа с опорой  на картинно-графический план.

     Задачи:

      1.Коррекционно-образовательные:

      - закрепить навык составления описательного рассказа с опорой на картинно-   графический план,

     - развивать грамматически правильную связную речь.

    2.Коррекционно-развивающие:

    - развивать зрительное и слуховое внимание, словесно-логическое мышление.

   3.Коррекционно-воспитательные:

    -Воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Оборудование:  макеты деревьев: дуба, березы, рябины, ели; картинки с изображением  яблочного сока, апельсинового сока, грушевого  сока, томатного сока, персикового сока; картинно-графический план по теме осень; листья различных деревьев. Коврограф.

Словарь:  лес, деревья, листья, березовый, дубовый, осиновый, рябиновый, кленовый, липовый, листопад,  подберезовик, подосиновик, хмурое, пасмурное, дождливое, солнечное, чистый, прозрачный, душистый, ароматный.

                                     

ХОД НОД

1.Организационное начало.

 Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами отправимся в Город красивой речи. По дороге в Городе красивой речи нас ожидают интересные игры и задания. В этом городе все жители говорят красиво. Вспомним наше правило о красивой и правильной речи.

               Каждый день, всегда, везде

               На занятиях, в игре

               Громко, четко говорим,

               Никогда мы не спешим.

2.Развитие словесно-логического мышления.

Загадывание загадки.

 Воспитатель: Отгадайте загадку и догадайтесь, о чем мы сегодня будем говорить?

               Паутину сплел паук,

               Птицы держат путь на юг

               Пожелтел весь луг зеленый,

               Полетели листья клена.

               Солнце в тучах отсырело,

               Смотрит тускло и несмело

               В тучах редко просинь.

               Наступила (осень)!

  Логопед: Ребята, как вы понимаете предложение: « Солнце в тучах отсырело»?

 Дети: Солнце прячется за тучу и редко светит.

Логопед: Назовите первый звук в слове «осень».

Дети: В слове осень первый звук «О», он гласный.

  1. Актуализация опорных знаний.

Беседе о лесе.

 Воспитатель: Мы попали в лес. Какая красота в лесу! А что растет в лесу?

Дети: В лесу растут деревья, кустарники, грибы, цветы, трава.

 Воспитатель: А кто живет в лесу?

Дети: В лесу живут птицы, насекомые и животные.

Воспитатель: А какой, ребята воздух в лесу?

Дети: Воздух в лесу чистый, свежий, прозрачный, душистый, ароматный.

Дыхательная гимнастика.

Воспитатель: Давайте глубоко подышим лесным воздухом.

Вдох носом, выдох ртом.

4.Закрепление навыка образования относительных прилагательных.

Дидактическая игра:  «Какой лист? Какой лес?»

 Воспитатель: Если в лесу растут одни ели, то это какой лес?

Дети: Еловый.

Воспитатель: А только  - сосны?

Дети: Лес называется сосновый.

Воспитатель: А дубы?

Дети: Дубовый –дубрава.

Воспитатель : А что это у нас шелестит под ногами?

Дети: Это листья шелестят.

5.Закрепление в речи употребления относительных прилагательных и согласование их в родительном падеже с предлогом С.

Логопед:  В лесу выросло волшебное дерево, давайте украсим его. Соберите листочки, назовите какой лист , и с какого дерева он упал.

(Дети собирают листочки, украшают  ими волшебное дерево и называют).

Это березовый лист, он упал с березы. Это рябиновый лист, он упал с рябины. Это кленовый лист, он упал с клена. Это осиновый лист, он упал с осины. Это липовый лист, он упал с липы.

6. Закрепление навыка образования существительных множественного числа и согласования их с прилагательными.

Дидактическая игра « Один – много».

Логопед: Я буду называть один предмет, а вы много.

-Осенний день - осенние дни.

- Перелетная птица – перелетные птицы.

- Березовый пень – березовые пни.

- Белое  облако – белые облака.

- Дождливая туча – дождливые тучи.

7.Закрепление навыка употребления в речи синонимов.

Дидактическая  игра « Скажи иначе».

 Воспитатель: Я начну, а вы продолжайте.

- Небо осенью хмурое, -  тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное.

-Трава осенью желтеет, -  засыхает, увядает.

-Животные осенью готовятся к зиме, - укладываются спать, меняют шубки.

-Люди собирают урожай, делают запасы на зиму.

8. Закрепление навыка образования сложных слов.

Логопед: Живут в Городе красивой речи удивительные слова. Образовались они из двух слов. Как называется явление, когда падают листья?

Дети: Листопад.

Логопед: Гриб растет под березой.

Дети: Подберезовик.

Логопед: Гриб растет под осиной.

Дети: Подосиновик.

Логопед: Листья разного цвета.

Дети: Разноцветные.

9. Закрепление навыка образования слов с противоположным значением.

Дидактическая игра. « Скажи наоборот».

 Воспитатель: Я приготовила для вас волшебные очки, кто надевает их, тот видит все наоборот.

Ясный день - дождливый день.

Раннее утро – поздняя ночь.

Деревья, одетые в листву - голые деревья.

Длинная дорога – короткая дорога.

Высокая сосна – низкая сосенка.

10. Составление рассказа по картинно-графическому плану.

( Используя картинно-графический план, дети составляют рассказ).

Осень наступает после лета. Солнце светит редко. Небо покрыто тучами. Дует холодный ветер. Часто идут дожди. На земле грязь и лужи. Листья на деревьях и кустах меняют окраску. Трава и цветы желтеют и вянут. Перелетные птицы улетают на юг. Дикие звери готовятся к зиме. Люди надевают осеннюю одежду, обувь и головные уборы. После осени наступает зима.

11. Развитие внимания.

Логопед. В Городе красивой речи живет сова. Она любит играть с детьми.

Дидактическая игра «Чего не стало?».(  Воспитатель выставляет картинки с изображением различных соков).

В лесу темно

Все спят давно

Одна сова не спит

На суку сидит и на всех глядит.

Дети: Не стало яблочного сока, апельсинового сока, грушевого сока, томатного сока.

12. Пальчиковая гимнастика. Проводит воспиатель.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок.

Здравствуй, маленький дубок,

Мы живем в родном краю!

 Воспитатель: Ребята, в каком краю мы живем?

Дети: Мы живем в России.

13. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Развитие навыка обобщения. Работа на  коврографе. (На коврограф  выставляются  силуэты с изображением фруктов, овощей, деревьев, листьев различных деревьев.

При помощи цветных ниток дети соединяют предметы.

Логопед: Соедините овощи с овощами, фрукты с фруктами, деревья с деревьями, листья с листьями.  (Дети используют различные линии: зигзаг, завиток, прямую).

14. Итог занятия.

 Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по Городу красивой речи, пора возвращаться в детский сад.

Логопед: Что вам запомнилось в нашем путешествии?

Оценка деятельности детей.                  

В заключении прочитать детям стихотворение.

Жил один садовод
Он развел огород,
Подготовил старательно грядки.
Он принес чемодан,
Полный разных семян,
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна,
И взошли семена -
Садовод любовался на всходы.
Утром их поливал,
На ночь их укрывал
И берег от холодной погоды.
Но когда садовод
Нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
- Никогда и нигде,
Ни в земле, ни в воде
Мы таких овощей не встречали!
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвекла, чеслук и репуста.
Сельдерошек поспел,
И моркофель дозрел,
Стал уже осыпаться спаржовник.
А таких баклачков
Да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.
Мы корзину несли,
Но решить не могли,
Как же быть с овощами такими?
То ли жарить их нам,
То ли парить их нам?..
Ну и съели их просто сырыми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических категорий "Согласование множественного числа существительных с числительными в родительном падеже"

Занятие проводилось в подготовительной к школе группе для детей с ОНР III ур.  Закреплялась лексика по темам " домашние животные", "зимующие птицы", "фрукты", дети знакомились с согласованием   у дете...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических категорий на тему: «Насекомые»

Цель: развитие навыка употребления различных грамматическихкатегорий на основе лексической темы «Насекомые».Задачи:-Уточнить  и обобщить  знания детей о насекомых;- Расширять и активизироват...

Конспект фронтального занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи

Конспект фронтального занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи...

Конспект ООД в подготовительной группе по формированию лексико-грамматического строя речи в процессе развития связной речи «Дом»

Конспект ОД по развитию речи с целью закрепления навыков правильного употребления лексико-грамматических категорий русского языка в процессе развития связной речи в рамках лексической темы...