Конспект занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.
план-конспект урока по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Тема занятия: Составление описательного рассказа на тему: «Осень» с опорой на схему.
Цель занятия: Совершенствование навыка составления описательного рассказа с опорой на картинно-графический план.
Задачи:
1.Коррекционно-образовательные:
- закрепить навык составления описательного рассказа с опорой на картинно- графический план,
- развивать грамматически правильную связную речь.
2.Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительное и слуховое внимание, словесно-логическое мышление.
3.Коррекционно-воспитательные:
-Воспитывать мотивацию к учебной деятельности.
Оборудование: макеты деревьев: дуба, березы, рябины, ели; картинки с изображением яблочного сока, апельсинового сока, грушевого сока, томатного сока, персикового сока; картинно-графический план по теме осень; листья различных деревьев. Коврограф.
Словарь: лес, деревья, листья, березовый, дубовый, осиновый, рябиновый, кленовый, липовый, листопад, подберезовик, подосиновик, хмурое, пасмурное, дождливое, солнечное, чистый, прозрачный, душистый, ароматный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vospitatel_logoped.doc | 19.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ № 1359
Конспект занятия в подготовительной группе по
формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.
Подготовили:
Воспитатель подготовительной группы Колбина Н.В.
Логопед Утешева Е.В.
Москва 2013год
Тема занятия: Составление описательного рассказа на тему: «Осень» с опорой на схему.
Цель занятия: Совершенствование навыка составления описательного рассказа с опорой на картинно-графический план.
Задачи:
1.Коррекционно-образовательные:
- закрепить навык составления описательного рассказа с опорой на картинно- графический план,
- развивать грамматически правильную связную речь.
2.Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительное и слуховое внимание, словесно-логическое мышление.
3.Коррекционно-воспитательные:
-Воспитывать мотивацию к учебной деятельности.
Оборудование: макеты деревьев: дуба, березы, рябины, ели; картинки с изображением яблочного сока, апельсинового сока, грушевого сока, томатного сока, персикового сока; картинно-графический план по теме осень; листья различных деревьев. Коврограф.
Словарь: лес, деревья, листья, березовый, дубовый, осиновый, рябиновый, кленовый, липовый, листопад, подберезовик, подосиновик, хмурое, пасмурное, дождливое, солнечное, чистый, прозрачный, душистый, ароматный.
ХОД НОД
1.Организационное начало.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами отправимся в Город красивой речи. По дороге в Городе красивой речи нас ожидают интересные игры и задания. В этом городе все жители говорят красиво. Вспомним наше правило о красивой и правильной речи.
Каждый день, всегда, везде
На занятиях, в игре
Громко, четко говорим,
Никогда мы не спешим.
2.Развитие словесно-логического мышления.
Загадывание загадки.
Воспитатель: Отгадайте загадку и догадайтесь, о чем мы сегодня будем говорить?
Паутину сплел паук,
Птицы держат путь на юг
Пожелтел весь луг зеленый,
Полетели листья клена.
Солнце в тучах отсырело,
Смотрит тускло и несмело
В тучах редко просинь.
Наступила (осень)!
Логопед: Ребята, как вы понимаете предложение: « Солнце в тучах отсырело»?
Дети: Солнце прячется за тучу и редко светит.
Логопед: Назовите первый звук в слове «осень».
Дети: В слове осень первый звук «О», он гласный.
- Актуализация опорных знаний.
Беседе о лесе.
Воспитатель: Мы попали в лес. Какая красота в лесу! А что растет в лесу?
Дети: В лесу растут деревья, кустарники, грибы, цветы, трава.
Воспитатель: А кто живет в лесу?
Дети: В лесу живут птицы, насекомые и животные.
Воспитатель: А какой, ребята воздух в лесу?
Дети: Воздух в лесу чистый, свежий, прозрачный, душистый, ароматный.
Дыхательная гимнастика.
Воспитатель: Давайте глубоко подышим лесным воздухом.
Вдох носом, выдох ртом.
4.Закрепление навыка образования относительных прилагательных.
Дидактическая игра: «Какой лист? Какой лес?»
Воспитатель: Если в лесу растут одни ели, то это какой лес?
Дети: Еловый.
Воспитатель: А только - сосны?
Дети: Лес называется сосновый.
Воспитатель: А дубы?
Дети: Дубовый –дубрава.
Воспитатель : А что это у нас шелестит под ногами?
Дети: Это листья шелестят.
5.Закрепление в речи употребления относительных прилагательных и согласование их в родительном падеже с предлогом С.
Логопед: В лесу выросло волшебное дерево, давайте украсим его. Соберите листочки, назовите какой лист , и с какого дерева он упал.
(Дети собирают листочки, украшают ими волшебное дерево и называют).
Это березовый лист, он упал с березы. Это рябиновый лист, он упал с рябины. Это кленовый лист, он упал с клена. Это осиновый лист, он упал с осины. Это липовый лист, он упал с липы.
6. Закрепление навыка образования существительных множественного числа и согласования их с прилагательными.
Дидактическая игра « Один – много».
Логопед: Я буду называть один предмет, а вы много.
-Осенний день - осенние дни.
- Перелетная птица – перелетные птицы.
- Березовый пень – березовые пни.
- Белое облако – белые облака.
- Дождливая туча – дождливые тучи.
7.Закрепление навыка употребления в речи синонимов.
Дидактическая игра « Скажи иначе».
Воспитатель: Я начну, а вы продолжайте.
- Небо осенью хмурое, - тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное.
-Трава осенью желтеет, - засыхает, увядает.
-Животные осенью готовятся к зиме, - укладываются спать, меняют шубки.
-Люди собирают урожай, делают запасы на зиму.
8. Закрепление навыка образования сложных слов.
Логопед: Живут в Городе красивой речи удивительные слова. Образовались они из двух слов. Как называется явление, когда падают листья?
Дети: Листопад.
Логопед: Гриб растет под березой.
Дети: Подберезовик.
Логопед: Гриб растет под осиной.
Дети: Подосиновик.
Логопед: Листья разного цвета.
Дети: Разноцветные.
9. Закрепление навыка образования слов с противоположным значением.
Дидактическая игра. « Скажи наоборот».
Воспитатель: Я приготовила для вас волшебные очки, кто надевает их, тот видит все наоборот.
Ясный день - дождливый день.
Раннее утро – поздняя ночь.
Деревья, одетые в листву - голые деревья.
Длинная дорога – короткая дорога.
Высокая сосна – низкая сосенка.
10. Составление рассказа по картинно-графическому плану.
( Используя картинно-графический план, дети составляют рассказ).
Осень наступает после лета. Солнце светит редко. Небо покрыто тучами. Дует холодный ветер. Часто идут дожди. На земле грязь и лужи. Листья на деревьях и кустах меняют окраску. Трава и цветы желтеют и вянут. Перелетные птицы улетают на юг. Дикие звери готовятся к зиме. Люди надевают осеннюю одежду, обувь и головные уборы. После осени наступает зима.
11. Развитие внимания.
Логопед. В Городе красивой речи живет сова. Она любит играть с детьми.
Дидактическая игра «Чего не стало?».( Воспитатель выставляет картинки с изображением различных соков).
В лесу темно
Все спят давно
Одна сова не спит
На суку сидит и на всех глядит.
Дети: Не стало яблочного сока, апельсинового сока, грушевого сока, томатного сока.
12. Пальчиковая гимнастика. Проводит воспиатель.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок.
Здравствуй, маленький дубок,
Мы живем в родном краю!
Воспитатель: Ребята, в каком краю мы живем?
Дети: Мы живем в России.
13. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Развитие навыка обобщения. Работа на коврографе. (На коврограф выставляются силуэты с изображением фруктов, овощей, деревьев, листьев различных деревьев.
При помощи цветных ниток дети соединяют предметы.
Логопед: Соедините овощи с овощами, фрукты с фруктами, деревья с деревьями, листья с листьями. (Дети используют различные линии: зигзаг, завиток, прямую).
14. Итог занятия.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по Городу красивой речи, пора возвращаться в детский сад.
Логопед: Что вам запомнилось в нашем путешествии?
Оценка деятельности детей.
В заключении прочитать детям стихотворение.
Жил один садовод
Он развел огород,
Подготовил старательно грядки.
Он принес чемодан,
Полный разных семян,
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна,
И взошли семена -
Садовод любовался на всходы.
Утром их поливал,
На ночь их укрывал
И берег от холодной погоды.
Но когда садовод
Нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
- Никогда и нигде,
Ни в земле, ни в воде
Мы таких овощей не встречали!
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвекла, чеслук и репуста.
Сельдерошек поспел,
И моркофель дозрел,
Стал уже осыпаться спаржовник.
А таких баклачков
Да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.
Мы корзину несли,
Но решить не могли,
Как же быть с овощами такими?
То ли жарить их нам,
То ли парить их нам?..
Ну и съели их просто сырыми!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических категорий "Согласование множественного числа существительных с числительными в родительном падеже"
Занятие проводилось в подготовительной к школе группе для детей с ОНР III ур. Закреплялась лексика по темам " домашние животные", "зимующие птицы", "фрукты", дети знакомились с согласованием у дете...
Конспект занятия в старшей группе по формированию лексико- грамматических категорий "Путешествие катушки"
конспект занятия...
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических категорий на тему: «Насекомые»
Цель: развитие навыка употребления различных грамматическихкатегорий на основе лексической темы «Насекомые».Задачи:-Уточнить и обобщить знания детей о насекомых;- Расширять и активизироват...
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматического строя языка и связной речи. Тема: «Профессии»
цель занятия - закрепить знания детей о профессиях....
Конспект занятия в средней группе по формированию лексико-грамматических категорий языка у дошкольников с ТНР.
Лексические темы: "Посуда", "Семья", "Сказки"....
Конспект фронтального занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи
Конспект фронтального занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи...
Конспект ООД в подготовительной группе по формированию лексико-грамматического строя речи в процессе развития связной речи «Дом»
Конспект ОД по развитию речи с целью закрепления навыков правильного употребления лексико-грамматических категорий русского языка в процессе развития связной речи в рамках лексической темы...