Конспект открытого занятия в старшей группе по формированию лексико-грамматического строя речи с использованием ИКТ.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Конспект открытого занятия в старшей группе по формированию лексико-грамматического строя речи с использованием ИКТ. Тема: "Цветик - семицветик"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie-puteshestvie_tsvetik-semitsvetik_-_kopiya_-_kopiya_-_kopiya.docx | 44.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №8 «Ладушки»
Конспект открытого занятия на районном методическом объединении в старшей группе по формированию лексико-грамматического строя речи с использованием ИКТ.
Тема: «Цветик – семицветик»
Провела: учитель-логопед
И.М. Улыбина
22.03.2017 г.
Луховицы
Открытое занятие по формированию лексико-грамматического строя речи с использованием ИКТ.
Тема: «Цветик – семицветик»
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: Совершенствование лексико-грамматических категорий на материале пройденных лексических тем.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
-активизировать и закрепить словарь по пройденным лексическим темам; закреплять обобщающее понятие «транспорт»; закреплять предложно-падежные конструкции, дифференцировать падежные окончания Т.п., В.п.; закреплять умение образовывать относительные прилагательные и согласовывать их с существительными женского рода; закреплять навык согласования числительных 1-5 с существительными; закреплять навык образования прилагательных способом словосложения (типа «пятиэтажный»);
закреплять умение строить фразу по изученным моделям, закреплять навык отвечать на вопросы полным ответом.
коррекционно-развивающие:
- развивать координацию речи с движением, ритм, общую и мелкую моторику, навыки самомассажа, слуховое внимание, зрительную память, конструктивные навыки, развивать эмоционально – выразительные движения с помощью мимики; просодические компоненты речи; психические процессы.
коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение слушать, желание говорить правильно и красиво;
воспитывать чувство взаимопомощи и взаимовыручки; воспитывать умение работать в команде.
Оборудование: ИКТ, презентация «Мой город», Игра-презентация «Транспорт», видеоролик «Гимнастика для глаз», бумажный «Цветик-семицветик», картинки с изображением животных и их детёнышей, указка, деревянные ложки, ложки из разных материалов, металлические ложки (по две на каждого ребёнка), плоскостные макеты частей дома на каждого ребёнка, детский медицинский халат и шапочка, макет «Чудо-дерево».
Ход ООД.
- Организационный момент.
1.Приветствие (положительный настрой на занятие).
Дети входят в зал.
Логопед: Посмотрите, у нас сегодня гости! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу и нашим гостям.
Улыбнёмся солнышку – здравствуй, золотое! | «Солнышко» из скрещенных рук, затем руки протягивают вперёд. |
Улыбнёмся небу – здравствуй, голубое! | Плавно качают поднятыми руками. |
Улыбнёмся дождику – лейся, словно из ведра! | Руки плавно опускают вниз, перебирая пальцами. |
Гостям мы улыбнёмся, пожелаем всем добра! | Улыбаются, протягивают руки вперёд, как бы даря доброту. |
- Коррекционно-развивающий этап.
- Сюрпризный момент.
Под музыку в зал влетают разноцветные шарики с письмом. (СЛАЙД 2)
-Ребята, вот так сюрприз! От кого же это письмо? (СЛАЙД 3)
- Это письмо от девочки Жени из сказки «Цветик-семицветик».
Логопед открывает конверт и достаёт письмо.
-Вот послушайте, что она пишет:
Вырос вдруг цветок на клумбе
Раз, два, три, четыре, пять. (Достаёт Цветик-семицветик)
В нем запрятаны секреты,
Вам их надо разгадать.
На каждом лепестке – загадка,
Скорее найдите
К ней отгадку.
Логопед: А сейчас для вас, ребятки, будет первая загадка.
- Игра «Транспорт» (отрывает синий лепесток)
Есть и водный, и воздушный,
Тот, что движется по суше,
Грузы возит и людей.
Что это? Скажи скорей!
(Транспорт) (СЛАЙД 4)
Правильно, молодцы!
-Назовите виды транспорта, которые вы знаете? (СЛАЙД 5) (Я знаю воздушный вид транспорта и т.д.)
6 СЛАЙД – (Яхта – это водный транспорт.) Посмотрите на экран и назовите водный транспорт (Корабль – это водный транспорт, лодка – это водный транспорт)
7 СЛАЙД – (Воздушный шар – это воздушный транспорт). Назовите воздушный транспорт (Самолёт – это воздушный транспорт, ракета – это воздушный транспорт, вертолёт – это воздушный транспорт)
8 СЛАЙД – (Поезд – это наземный транспорт). Назовите наземный транспорт (Машина – это наземный транспорт, троллейбус, велосипед, мотоцикл)
Молодцы! Первое задание мы выполнили.
А куда мы отправимся дальше, подскажет Цветик-семицветик.
- Игра «В гости к Айболиту» (зелёный лепесток)
Логопед отрывает зелёный лепесток и читает загадку:
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
Он известен, знаменит,
Это доктор … (Айболит).
- Доктор Айболит приглашает нас в гости. А вот он и сам (один из детей «превращается» в доктора Айболита ).
Давайте сядем на ковёр, и доктор проверит наше зрение. Скажите, кого вы видите на картинке:
Ответы детей: -Я вижу на картинке белку с бельчонком. (Я вижу на картинке: лису с лисёнком. Козу с козлёнком. Кошку с котёнком. Корову с телёнком. Лошадь с жеребёнком.)
Ребята, для того, чтобы зрение всегда было хорошее нужно делать гимнастику для глаз.)
-Давайте дружно встанем и немного поиграем.
Инструкция перед выполнением гимнастики: спину держите ровно, следите за движущимися предметами глазами, голову не поворачивайте.
Дети выполняют гимнастику для глаз (видеоролик «Гимнастика для глаз «Солнце и тучка») (СЛАЙД 9)
Вы очень хорошо справились с заданием.
- Смотрите, доктор Айболит оставил для вас подарок.
(Логопед «находит» мешок под деревом).
Проходите на свои места (обратить внимание на осанку).
- Упражнение «Ложки» (золотой лепесток)
А что лежит в мешке, мы узнаем, если отгадаем следующую загадку.
Логопед отрывает золотой лепесток и читает:
Есть поменьше, есть большая,
Есть для кофе, есть для чая.
Чтоб поесть, хотя б немножко,
Мне нужна, конечно… (ложка)
-Для чего нужна ложка? (Ложка нужна для того, чтобы есть).
-А ещё ложки можно посчитать!
Один ребёнок выкладывает пять ложек из мешка и считает их.
А теперь все вместе посчитаем ложки.
(Считают хором: одна ложка, две ложки, три ложки, четыре ложки, пять ложек).
Ребята, все эти ложки сделаны из разных материалов.
-Эта ложка сделана из дерева. Ложка из дерева, какая? (Деревянная ложка).
-А ещё ложки делают из металла. (Показывает ложку). Ложка из металла, какая? (Металлическая ложка).
-Бывает ложка из пластмассы. Ложка из пластмассы, какая? (Пластмассовая ложка).
-Есть ложка из фарфора. ( Фарфоровая ложка).
-А эта ложка из золота. (Золотая ложка).
Молодцы ребята, слушайте следующую загадку. (Отрывает розовый лепесток).
- Массаж пальцев рук с помощью деревянной ложки.
Пять сыночков у руки,
Добрые все мальчики.
Дружбой славятся они,
И зовут их ...
(пальчики)
Будем с ложками играть,
Наши пальцы развивать.
Возьмите одну деревянную ложку.
1. Есть у ложки кончик, бок, Ямка, горка, черенок | (Показывают на ложке) |
2. Ложечку кручу любя, От себя и на себя | (Ложку держим вертикально перед собой, поворачивая ямкой от себя и к себе |
3.Словно зеркальце держу | Держим ложку вертикально перед лицом ямкой к себе, как зеркальце на ручке |
4.Или боком положу | Разворачиваем ложку горизонтально ямкой к себе |
5.Отверну её спиной – Пусть играет не со мной | Держим вертикально, поворачивая ямкой от себя |
6.Ай, да ложечка моя, Дай тебя, поглажу я | Держим ложку вертикально перед собой и гладим по черпачку |
- Самомассаж лица металлическими ложками
- А ещё ложками можно делать массаж.
- Положите деревянную ложку и возьмите металлические.
1. Лоб погладили мы нежно И расслабили прилежно | Поглаживание горками ложек вокруг лобных бугров |
2.Покружимся меж бровей Чтобы стало веселей | Спиральное растирание пространства между бровей |
3. А потом очки надели и читали две недели | Поглаживание горками ложек вокруг глаз (от внутреннего угла бровей к наружному, далее под глазами) |
4.Как погладить щёки нам, не сдвигая кожу там. | Круговое поглаживание горками ложек по щекам |
5.Повернуть боками ложки, Вытирать со щёчек крошки | Движение снизу вверх по щекам боковой поверхностью черпака) |
6.Там, где губок уголочки Крутим мелкие кружочки | Круговое разминание горками ложек возле уголков рта |
7. И к бокам от серединки Губ прокатим половинки | Симметричное прокатывание черпачков над верхней губой |
8.Мы пошлёпаем по щёчкам, Словно капельки по кочкам | Горками ложек стучим по щекам |
9.Снизу шлёпаем язык: Прыг да прыг, прыг да прыг | Горкой ложки стучим по подъязычной области |
- Вместе ложечки сложите и тихонько положите.
- Физкультминутка
Ребята, а вы знаете, что на деревянных ложках можно играть, как на музыкальных инструментах?
Ложки в руки вы возьмите, и ко мне все подходите
Будем ложками стучать
Песню петь и танцевать!
Дети отстукивают ритм деревянными ложками. ( «По лугу»)
- Ребята, в гостях хорошо, а дома лучше, пора и нам возвращаться в родной город.
- Упражнение «Родной город» (упражнение сопровождается презентацией)
Логопед отрывает ещё один лепесток (красный) и читает:
Мы живём, мы растём
В нашем городе родном
Недалёк он от столицы
И зовётся (Луховицы)
Давайте погуляем по Луховицам и расскажем нашим гостям, какой красивый наш город!
Люблю по городу гулять И чистым воздухом дышать | (слайд 11) |
Вот- улица Жуковского | (слайд 12) |
Вот- улица Островского | (слайд 13) |
Наш садик любимый на улице Мира | (слайд 14) |
Вот почта, | (слайд 15) |
Вот парк, | (слайд 16) |
Дворец культуры «Старт», | (слайд 17) |
У поликлиники сидит добрый доктор Айболит | (слайд 18) |
Самолёт летит в столицу - сделан он был в Луховицах. | (слайд 19) |
В магазине – хлеб куплю, | (слайд 20) |
Очень город свой люблю! | (слайд 21) |
- Упражнение «Мой дом» (стальной лепесток)
- Ребята, а чтобы наш город стал ещё краше, я предлагаю вам стать строителями и построить целую улицу с разноцветными домами.
А Цветик-семицветик нам поможет.
Логопед отрывает лепесток, на котором нарисован дом:
Раз, два, три,
Улица, расти…
Дети строят дома из макетов этажей (- Постройте дома из частей, которые лежат у вас на подносе).
Логопед:
- Антон (Лиза) сколько этажей в твоём доме? Какой у тебя дом? (У меня двухэтажный дом, одноэтажный, трёхэтажный)
Какая замечательная радужная улица у нас получилась! Такая же разноцветная, как и наш Цветик- семицветик.
III.Итоговый этап
Вот и закончилось наше путешествие.
Ребята, расскажите, что мы сегодня делали?
Ответы детей:
-Мы путешествовали на самолёте, пароходе, велосипеде и т.д.
-Мы побывали в гостях у доктора Айболита .
-Узнали, какие бывают ложки.
-Делали массаж ложками.
-Гуляли по городу.
-Построили много разноцветных домов.
Логопед: вы сегодня очень хорошо занимались и выполнили все задания Цветика - семицветика. У нас остался ещё один лепесток.
Я хочу, чтобы он выполнил и моё желание.
Волшебный лепесток по небу лети и детям сюрприз поскорей принеси!
(СЛАЙД 22)
Дети получают сладкие подарки и прощаются с гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по формированию лексико-грамматического строя речи на тему «Зима»
Занятие по развитию речи...
Логопедическое занятие в старшей группе по формированию лексико-грамматических категорий по теме "Насекомые" с использованием ИКТ.
В конспекте представлен материална обогащение словаря по теме, множество лексических игр и заданий , интересные подвижные физминутки , а так же упражнения на релаксацию....
Конспект занятия в старшей группе по формированию лексико- грамматических категорий "Путешествие катушки"
конспект занятия...
Конспект индивидуального занятия учителя -дефектолога по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи.Тема: "Что нам осень принесла?" (старшая группа)
Конспект индивидуального занятия учителя -дефектолога по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речиТема: "Что нам осень принесла?" (старшая группа)...
Конспект ООД в подготовительной группе по формированию лексико-грамматического строя речи в процессе развития связной речи «Дом»
Конспект ОД по развитию речи с целью закрепления навыков правильного употребления лексико-грамматических категорий русского языка в процессе развития связной речи в рамках лексической темы...
Конспект занятия в старшей группе по формированию лексико-грамматических категорий Домашние животные
Конспект занятия в старшей группе по формированию лексико-грамматических категорий Домашние животные...
Конспект итогового логопедического занятия в старшей группе по формированию лексико-грамматических категорий
Конспект итогового логопедического занятия в старшей группе по формированию лексико-грамматических категорий. Цель: обобщить знания, полученные на логопедических занятиях в течение года, через организ...