Дополнительная общеразвивающая программа "Весёлый урок".
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)
Данная программа направлена на развитие речевого (фонематического) восприятия и подготовки к бучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющих ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veselyy_urok.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая программа
«Веселый урок»
Срок реализации образовательной программы один год.
Разработана учителем-дефектологом Павловой Ларисой Ивановной.
Содержание
- Пояснительная записка:
- Нормативно – правовая база;
- Цели и задачи дополнительной образовательной программы;
- Актуальность и новизна образовательной программы;
- Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы;
- Сроки реализации дополнительной образовательной программы;
2. Учебно – тематическое планирование
3. Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы
4. Планируемые результаты освоения образовательной программы
5. Система оценки результатов освоения образовательной программы
6. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
7. Средства обучения.
8. Перечень методической литературы.
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Веселый урок» разработана на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 года №1726-р).
При разработке дополнительной общеразвивающей «Веселый урок» была использована «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С.Г. Шевченко, «Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников» Ю.С.Шестопаловой.
Направленность программы: Данная программа направлена на развитие речевого (фонематического) восприятия и подготовки к бучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющих ОВЗ.
Цель дополнительной общеразвивающей программы «Веселый урок»: создание условий для развития всех компонентов языковой системы ребенка с ОНР, ФФНР, посредством обучения его грамоте. Создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего развития детей с речевыми нарушениями.
Задачи дополнительной общеразвивающей программы «Веселый урок»:
- Создать наиболее благоприятные условия, способствующие развитию личности и коррекции психофизических недостатков детей.
- Снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении.
- Формировать правильное произношение, умение говорить внятно, отчетливо, выразительно и неторопливо.
- Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза.
- Формировать словарный, грамматический строй речи, навыки связной речи в соответствии с возрастной нормой.
- Осуществлять преемственность в работе с родителями воспитанников и сотрудниками ДОУ.
- Осуществлять всестороннюю подготовку к обучению в школе, формировать положительную мотивацию учебной деятельности у детей.
Задачи на 1 период обучения (сентябрь – декабрь):
Воспитывать активное произвольное внимание к речи, умение говорить внятно, отчетливо, выразительно и неторопливо;
Развивать артикуляционную моторику;
Формировать фонематический слух, навык звукового анализа и синтеза;
Пополнять словарный запас, грамматический строй речи, навыки связной речи;
Сформировать понятие «буква», упражнять в работе с буквами (закрепление
графического образа буквы, чтение слогов, слов).
Задачи на 2 период обучения (январь – май):
Совершенствовать правильное произношение, неторопливо, внятно;
Продолжать развивать артикуляционную моторику;
Совершенствовать фонематический слух, навык звукового анализа и синтеза
Активизировать словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи,
навыки связной речи;
Осуществлять всестороннюю подготовку к обучению грамоте, формировать
положительную мотивацию к школьному обучению.
Актуальность и новизна дополнительной общеразвивающей программы
«Веселый урок»:
Программа позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креативность, любознательность инициативность, ответственность, самостоятельность.
Возраст обучающихся, на который рассчитана данная образовательная программа: 5-6 лет.
Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы «Веселый
урок» - 1 год.
2. Учебно-тематическое планирование.
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
сентябрь | Занятие 1. Звук «а». Звучание , артикуляция, выделение голосом из слова. Термин «слово». Условное обозначение слова полоской. | Занятие 2. Звук «а»: звучание, умение выделять голосом из слова. Термин гласный звук. Условное обозначение фишкой красного цвета. | ||
октябрь | Занятие 3. Звук «а». Выделение из слова. Буквы А,а. | Занятие 4. Звук «о» Звучание, артикуляция. Выделение звука из слова. Условное обозначение гласного звука. | Занятие 5. Звук «о». Буквы О,о. Термин предложение. Обозначение первого и последующих слов в преложении. | Занятие 6. Буквы А, а; О,о. Придумывание слов с заданным звуком. Составление предложений по готовым схемам. |
ноябрь | Занятие 7. Звук «ы». Звучание, артикуляция. Выделение звука из слова. Преобразование множественного числа в единственное и наоборот (цветы – цветок, клумба-клумбы). | Занятие 8. Звук «ы», буква Ы. Выделение слов из предложений, состоящих из двух слов. Дополнение предложения до трех слов, его анализ. | Занятие 9. Звуки «ы», «а», «о». Буквы А,а; Ы; О,о. Составление предложений по картинкам из двух слов. Распространение данного предложения ( до 3-х, 4-х слов). Сравнение предложений. Знакомство со словами, имеющими общую часть и сходными по смыслу: мыло, мыльница, намыливать. | Занятие 10. Звук «у». Звучание, артикуляция. Выделение звука из слова. Слова, имеющие общую часть и сходные по смыслу: рыба, рыбка, рыбный (суп). |
декабрь | Занятие 11. Звук «у». Буквы У,у. Выделение слов из предложения (2 – 4 слова). Составление предложения из трех слов по сюжетной картинке. Составление условно-графической схемы. | Занятие 12. Дифференциация звуков «о» -«у». Буквы О, о; У, у. Знакомство со словами , имеющими общую часть (родственные слова). | Занятие 13. Звуки «а», «о», «у», «ы» и соответствующие им буквы. Слово, предложение. Предлоги за, перед, из и их практическое употребление. | Занятие 14. Звуки «м», «мь». Артикуляция, звучание, выделение из слов. Термин «согласный звук». Твердое и мягкое звучание звуков. Условное обозначение фишкой синего цвета – твердый согласный звук, а мягкого согласного звука – фишкой зеленого цвета. |
январь | каникулы | каникулы | Занятие 15. Звуки «м», «мь». Предлоги на, над, под. Ознакомление со словами, имеющими общую часть. | Занятие 16. Звуки « м», «мь». Буквы М, м. Предлог между. Подбор слов противоположного зачения. |
февраль | Занятие 17. Звуки «н», «нь». Звучание, артикуляция, отнесение к согласным. Выделение звуков из слов. Условное обозначение твердого согласного фишкой синего цвета, а мягкого - зеленого | Занятие 18. Буквы Н, н. Предлоги за, перед, после, между. Выделение слов из предложения. Составление схем предложения. | Занятие 19. Звуки «в», «вь». Звучание, артикуляция, отнесение к согласным, выделение из слов. Опознавательные признаки гласных и согласных звуков. | Занятие 20. Звуки «в», «вь». Буквы В, в. Повторение изученных букв. Придумывание слов с заданным звуком. |
март | Занятие 21. Различение твердых и мягких согласных. Последовательное выделение звуков в словах типа ау, уа на основе громкого проговаривания. Составление схемы фишками соответствующего цвета. | Занятие 22. Твердые и мягкие согласные звуки. Последовательное выделение звуков в односложных словах. Замена фишки, обозначающей гласный звук , буквой. Звуки «к», «кь». Звучание, артикуляция, отнесение к согласным. Условное обозначение фишками соответствующего цвета | Занятие 23. Использование предлогов в, на, за, под, между, перед на основе наблюдений за расположением реальных предметов и действий с ними. Составление схем предложений. | Занятие 24. Звуки «к», «кь». Буквы К, к. Звуковой анализ слов сок. Подбор к существительным притяжательных прилагательных мой, моя, мое. |
апрель | Занятие 25. Анализ звукового состава односложных слов без стечения согласных типа лук, мак. Замена фишек буквами. | Занятие 26. Повторение изученных звуков и букв. Последовательное выделение звуков в словах типа ком, кот с опорой на схему. Выделение слов из предложений. | Занятие 27. Звуки «п», «пь». Артикуляция , звучание , отнесение к согласным. Последовательное выделение звуков из слов. Замена буквами фишек, обозначающие гласные звуки. | Занятие 28. Звуки «п», «пь». Буквы П, п. Признаки согласных. Звуковой анализ слов пол, суп. «Чтение» проанализированных слов. Практическое употребление родительного падежа множественного числа существительных. |
май | Занятие 29. Звуки «с», «сь». Самостоятельный звуковой анализ слов без стечения согласных типа суп, пол. | Занятие 30. Повторение изученных звуков и букв. Самостоятельный звуковой анализ слов жук, рот, дом. Замена фишек соответствующими буквами. | Занятие 31. (обобщающее). Звуковой анализ слов изученных структур. Умение выделять звук из слова, называть выделенный звук, относить к гласным и согласным. Буквы, обозначающие изученные звуки. Последовательное выделение звуков из слов типа кот, дом. Замена фишек буквами. | Занятие 32. (обобщающее). «Чтение» (синтез) проанализированных слов. Составление предложений в соответствии с условно-графическими схемами. Рассказы детей (развитие инициативной речи). |
3. Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы:
Формы обучения: очная.
Основная форма организации образовательной деятельности – групповая.
Продолжительность образовательной деятельности для детей не превышает допустимого объема, установленного СанПиН 2.4.1.3049-13 и составляет 25 -30 минут
Наполняемость группы: до 10 человек.
4. Планируемые результаты освоения образовательной программы:
- Развитие и совершенствование общей моторики;
- Развитие ручной моторики;
- Развитие и совершенствование артикуляционной моторики;
- Развитие слухового восприятия, внимания;
- Развитие ритма;
- Формирование произносительных умений и навыков, коррекция нарушений изолированных звуков, автоматизация звуков в словах, словосочетаниях, предложениях;
- Совершенствование лексических и грамматических средств языка;
- Развитие связной речи;
- Обогащение коммуникативного опыта.
5. Система оценки результатов освоения образовательной программы:
Способы определения результативности освоения программы:
1. Выполнение предложенных заданий.
2. Наблюдение за становлением речевых навыков детей на занятиях и в режимных моментах ДОУ.
6. Методические приёмы:
В программу включено много полифункциональных упражнений:
- игровые занятия (письменные и устные);
- аудиозанятия;
- наблюдения;
- беседы;
- физкультминутки.
7. Средства обучения
№ п/п | Наименование | Кол - во |
1. | Магнитофон. | 1 шт. |
2. | Доска магнитная. | 1шт. |
3. | Фишки красного, синего, зеленого цвета. | 10 наборов |
4. | Полоски для обозначения слов, предложений | 10 наборов |
5. | Наборы цветных карандашей | 10 шт. |
6. | Разрезная азбука | 5 шт. |
7. | Азбука на магнитах | 1 шт. |
8. | Рабочие тетради | 10 шт. |
8. Перечень методической литературы:
Н.С. Баренцева. Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста. - М. 1987г.
Т.В. Буденная. Логопедическая гимнастика. С-П. 1999г.
В.В. Коноваленко. Фронтальные логопедические занятия. – Краснодар, 1994г.
Р.Д. Триггер. Подготовка к обучению грамоте. – Смоленск, 2005г.
Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева . Логопедическая работа в специальном детском саду.
Г.С. Швайко. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.,1998г.
В.В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речью.- С-П., 1998г.
Т.Н. Крупенчук. Артикуляционная гимнастика и логопедический массаж. – С-П., 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...
Дополнительная общеразвивающая программа по ОБЖ "Уроки безопасности"
Дополнительная общеразвивающая программа по ОБЖ "Уроки безопасности" для детей старшего дошкольного возраста. Срок реализации - 1 год, 72 часа....
Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет
Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...
Дополнительная общеразвивающая программа по ФЭМП: "Путешествие по временам года" группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет
Формирование элементарных математических представлений(фэмп) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления "Волшебный мир аппликации" группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет.
Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых. Расширение программы по изобразительной деятельнос...