Дополнительная общеразвивающая программа по ОБЖ "Уроки безопасности"
рабочая программа по обж (старшая, подготовительная группа)

Марицкая Оксана Васильевна

Дополнительная общеразвивающая программа по ОБЖ "Уроки безопасности" для детей старшего дошкольного возраста. Срок реализации - 1 год, 72 часа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования

центр творчества и развития «Радуга»

Дополнительная общеразвивающая программа

по основам безопасности и жизнедеятельности дошкольников

«Уроки безопасности»

Возраст обучающихся: 5 – 7 лет

Срок реализации: 1 год

Автор – составитель:

Марицкая Оксана Васильевна,

педагог дополнительного образования

2020 год

Пояснительная записка. 

Актуальность.

«Самое дорогое у человека – это жизнь» - писал Н. А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем все изгибы и превратности нашего бытия. И от того, донесут ли взрослые до его сознания необходимые знания о безопасности, будет зависеть жизнь малыша.

Особую актуальность в настоящее время приобрела тема воспитания безопасного поведения детей. За последние годы увеличилось число бытовых травм у детей дошкольного возраста. Статистические данные показывают, что повысилось количество несчастных случаев на водоемах, в которых фигурируют дети дошкольного возраста. Часто детская шалость с огнем является причиной пожаров. По данным  МВД России, увеличилось количество детей, попадающих в дорожно-транспортные происшествия, и детей, являющихся жертвами насилия. Это не может не вызывать тревогу.

Дошкольный  возраст характеризуется  нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями. Детям, свойственны активное познавание окружающего мира, избыток энергии, стремление подражать взрослым, но у них отсутствует  та защитная психологическая реакция  на различные ситуации, которая свойственна взрослым.

Необходимость формирования у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности (состояния физической, психической и социальной защищенности), как необходимого условия полноценного развития человека, послужила основанием для выбора данной темы кружковой работы.

Цель Программы: подготовка дошкольников к встрече с неожиданными, опасными ситуациями на улице и дома, формирование у них потребности в безопасности.      

Задачи:

1. Формировать первоначальное представление об основах безопасности жизнедеятельности.

2. Развивать у ребенка навыки адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях во дворе, дома, в общественных местах, на природе.

3. Воспитывать в детях самостоятельность, осторожность, внимательность и ответственность.  

Целевая аудитория: возраст детей, участвующих в реализации данной общеразвивающей программы - от 5 до 7 лет.            

Объем и срок освоения Программы:

Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы «Уроки безопасности» -  1 год. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения – 72.                     

  Планируемые результаты:        

  • Сформированы навыки безопасного поведения при возможных контактах с незнакомыми людьми на улице и дома.  
  • Умеет правильно оценивать ситуации с точки зрения «опасно-неопасно» и соответственно реагировать на них.  
  • Владеет правилами взаимодействия с друзьями, в том числе со старшими приятелями на улице, дома.  
  • Знает и соблюдает  правила поведения в природе.
  •  Различает съедобные и несъедобные грибы, съедобные ягоды и ядовитые растения.
  • Сформированы навыки безопасного поведения при контактах с животными.
  • Соблюдает необходимые меры предосторожности при обращении с бытовыми предметами.
  • Умеет правильно оценивать свои возможности по преодолению опасности.
  • Сформированы навыки поведения в ситуациях: «Один дома».
  • Имеет сформированные знания о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи, полиции.  
  • Знает телефоны милиции, скорой помощи, пожарной части;
  • Знает свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
  • Имеет сформированные представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья.  
  • Имеет представления о ценности здоровой пищи и пользе овощей и фруктов; о роли лекарств и витаминов.        
  • Сформированы навыки личной гигиены.
  • Умеет самостоятельно разрешать межличностные конфликты.
  • Имеет представления детей об устройстве улицы, о дорожном движении.
  • Имеет представления о правилах безопасного поведения на улице и местах, где позволительно играть.
  • Имеет представления о правилах обращения с предметами, несущими в себе опасность.

Основные принципы построения Программы:                                                                                                                              

- принцип научности  (содержание программы построено на научных и исторических фактах);                                                                                                                                                                      

- принцип доступности, учета возрастных особенностей детей дошкольного возраста;

- принцип системности и последовательности (постепенный переход от более близкого ребенку, личностно значимого, к менее близкому);

-принцип дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе усвоения знаний ОБЖ);

-принцип интегративности (реализация программы в сотрудничестве с семьей, учреждениями социума);

-принцип гуманизации (умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера).

Ведущими методами, позволяющими реализовать содержание программы являются:

  • методы частично-поискового, поискового, проблемного характера, стимулирующие познавательную активность дошкольников.
  • словесный (беседа, дискуссия, обсуждение в парах, малых группах).
  • наглядный (демонстрация различных объектов, предметов, опытов, картин и т.д.).
  • практический (практические действия, опыты и т.д.)

Формы практической работы с детьми в детском саду достаточно разнообразны и  предусматривают следующие формы обучения:

  1. Коллективные (беседа, дискуссия, объяснение и т.п.).
  2. Групповые (обсуждение проблемы в подгруппах, решение заданий, викторины и т.д.)
  3. Работа в парах (выполнение заданий, поиск ответа на карточках и т.п.).
  4. Индивидуальные (индивидуальные практические и теоретические задания, индивидуальный контроль).

Основные средства обучения:

  • Дидактические и развивающие игры.
  • Методические пособия.
  • Наглядные материалы (мультимедийное оборудование, картины,  иллюстрации, плакаты, брошюры и т.д.)

Формирование устойчивых знаний и прочных навыков культуры безопасного поведения детей в быту, на улице, природе, транспорте осуществляется через все доступные формы и методы работы (занятия, беседы, прогулки, наблюдения, фильмы, чтение художественной литературы, драматизация, викторины,  отгадывание загадок и кроссвордов и т.д.)

Содержание программы:

Содержание программы направленно на развитие познавательной активности дошкольников. При отборе содержания учитывалась степень значимости теоретических и практических знаний и умений и навыков у детей в сохранении и укреплении здоровья в повседневной жизни, в повышении мотивации самостоятельности и познавательной активности, в углублении знаний основ безопасности жизнедеятельности. Подобраны игры направленные на углубление знаний и развивающие такие умения и навыки как анализ и синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, классификация, решение проблемных задач. Включение в программу заданий различного уровня сложности соответствует принципу индивидуализации и дифференциации обучения и позволяет развить и стимулировать расширение знаний и совершенствование умений и навыков у дошкольников на разных уровнях обучения.

Программа состоит из шестити тематических разделов, каждый раздел содержит несколько занятий. Основное содержание работы по программе строится по направлениям:

  • Опасности, с которыми ребёнок может столкнуться дома (или бытовые).
  • Опасности контактов с незнакомыми людьми (дома и на улице).
  • Опасности, с которыми ребёнок может столкнуться на улице и на дороге.
  • Опасности на природе.
  • Опасности со здоровьем.
  • Опасности в обществе.

Кружковые занятия проводятся еженедельно, два раза в неделю.

Оценка уровня знаний и навыков освоение воспитанниками Программы  отслеживается  педагогическим мониторингом.

- вводный (сентябрь)

- итоговый (май).

Главная цель мониторинга – получить не только качественно новые результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса.

Учебно-тематический план

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1.

«В здоровом теле – здоровый дух»

8

2.

«Опасности в природе»

14

3.

«Когда взрослых нет дома»

18

4.

«Ребенок в обществе»

5

5.

«Ребенок и дорога»

17

6.

«Ребенок на улице»

10

Итого:

72

Календарно-тематическое планирование

Раздел

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Раздел 1. «В здоровом теле – здоровый дух»

Как устроен человек?

1

Смотри во все глаза

1

Почему надо чистить зубы?

1

Микробы и вирусы

1

Болезни

1

Витамины – наши помощники

1

Вредные привычки

1

Дорога к доброму здоровью

1          (8)

Раздел 2. «Опасности в природе»

Опасности в лесу

1

Как не заблудиться в лесу?

1

Безопасность при отдыхе на природе

1

Контакты с животными

1

Опасные растения

1

Водоемы

1

Гроза

1

Тепловые удары

1

Прогулки зимой

1

Гололед

1

Ледоход

1

Береги нос в большой мороз

1

Невеселые петарды

1

Викторина «Как бы поступили вы?»

1         (14)

Раздел 3.

«Когда взрослых нет дома»

Если позвонили в дверь …

1

Электричество

1

Бытовые приборы

2

Опасные предметы

1

Горячие предметы

1

Острые и колющие предметы

1

Пожароопасные предметы

1

Тушение электроприборов

1

Огонь-друг, или враг?

1

При пожаре не зевай

1

Осторожен будь с водой

1

Лекарства

1

Азбука безопасности в интернете

1

Безопасный Новый год

1

Как вызвать полицию, пожарных и скорую помощь

1

Правила безопасного поведения в быту

1

Выставка рисунков «Безопасность в быту»

(оформление выставки)

1        (18)

Раздел  4.              «Ребенок в обществе»

Я в транспорте

1

Я пришел в театр

1

На вокзале и без мамы

1

Мы пришли в магазин

1

Опасности вокруг

1          (5)

Раздел 5.  «Ребенок и дорога»

История ПДД

1

Виды транспорта. Автомобили специального назначения

2

Светофор и его сигналы

2

Дорога и знаки

2

Пешеходные переходы

1

Фликеры (светоотражающие элементы)

1

Метро и железная дорога

1

В плохую погоду

1

Кто быстрее?

2

На остановке

1

Безопасность на транспорте

1

Дорога – не место для игр

1        

Викторина по ПДД

1        (17)

Раздел 6. «Ребенок на улице»

Дорога в детский сад

1

Если ты потерялся на улице

1

Незнакомые люди и предметы

1

Безопасность во дворе и в подъезде

2

Ребенок и приятели

1

Бездомные животные

1

Подземелье. Высота

1

Азбука безопасности на улице

1

Безопасность- каждый день!!!

(Итоговое занятие)

1        (10)

Итого

72

Материально – техническое обеспечение:

  • Компьютер, интерактивная доска, принтер, музыкальный центр;
  • Информационные стенды;
  • Дидактические и настольные игры;
  • Макеты дороги, дорожные знаки;
  • Атрибуты к сюжетно-ролевым играм;
  • Детская художественная литература.

 Список литературы.

1.Авдеева Н. Ю., Стеркина Р., Князева О. Безопасность. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. – 57 с.
2. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2012. – 43 с.                                                                                                                                                             3. Т.Г. Храмцова «Воспитание безопасного поведения в быту» учебное пособие. Москва 2005г.      

4. Т.Г. Храмцова «Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице». Учебное пособие. Москва 2007г.                                                                                                                                       5. Т.В. Иванова «Пожарная безопасность». Разработка занятий подготовительная группа. Волгоград 2005г.                                                                                                                                            6. Е.Я. Хабибуллина «Дорожная азбука в детском саду» конспекты занятий Санкт – Петербург 2010г.                                                                                                                                  

7. Т.А. Шорыгина «Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5 – 8 лет»

Интернет – ресурсы.

  1. Видеоуроки
  • «Уроки Тетушки Совы. Уроки осторожности»
  • «Шишкин лес»
  1. Обучающие мультфильмы
  • «Фиксики. Микробы»
  • «Аркадий Паровозов спешит на помощь»
  • «Спасик и его друзья» и др.
  • «Смешарики. Уроки Безопасности»

                                                                                                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Создание условий для поддержки семьи и повышение педагогической компетенции родителей в вопросах формирования культуры безопасности дошкольников через внедрение и апробацию дополнительной общеразвивающей программы "ВМЕСТЕ" .

Одной из важнейших задач, решаемых ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, безопасности и у...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Островок безопасности»

Данная программа направлена на формирование у детей умение применять в повседневной жизни правила безопасного поведения в быту и окружающем мире, правильно вести себя в опасных ситуациях....

«Использование интерактивных развивающих игр при реализации дополнительной общеразвивающей программы «Школа безопасности», как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах»(презентация)

в презентации отображен опыты работы с детьми дошкольного  возроаста  по формированию безопасного поведения на дорогах через интерактивные развивающие игры....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАБорзова Н.Я., Жукова Н.А, Кривко М.А., Лоншакова Л.В.(Новокузнецк) Дополнительная об...

Дополнительная Общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) ОБЖ – «Островок безопасности» для детей дошкольного возраста на 2022 – 2023 учебный год

1. Содержание №НаименованиеСтраницы1Содержание22Паспорт программы33Пояснительная записка43.1Цели и задачи программы53.2Планируемые результаты83.3Объем образовательной нагрузки114Содержание програ...