Занятие по развитию речи во 2 младшей группе "В гостях у героев сказки "Рукавичка"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Гребенкина Ирина Анатольевна

Обучение малышей пересказу будет более эффективныым если использовать технологию моделирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_2_mladshaya.docx31.3 КБ
PDF icon karta.pdf556.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема (проект, событие): «В гостях у сказки «Рукавичка»

Возрастная группа: 2 младшая группа (3-4 года)

Воспитатель: Гребенкина И.А.

Форма проведения: НОД по развитию речи для детей 8 группы

Форма организации: подгрупповая (6-8 детей).

Интеграция образовательных областей: познавательное (сенсорика, окружающий мир, природа, конструирование), речевое развитие (развитие речи), художественно-эстетическое развитие (конструирование).

Средства:

Литературные: сказка «Рукавичка», комплекс пальчиковой гимнастики «Лесные звери».

Музыкальные: мелодии по теме мероприятия: «Звуки леса», «В гостях у сказки».

Оборудование: письмо с картинками, материал для пересказа сказки с помощью моделирования (кружки разного цвета, прямоугольник), большая матерчатая рукавичка, фигурки животных из сказки «Рукавичка», природный материал для строительства жилья для зверей (солома, веточки, камушки и пр.), кубики и Лего-конструктор разного размера.    

Предварительная работа: чтение и обсуждение сказки «Рукавичка»; изучение животных, которые живут в лесу и их особенностей; упражнения по выбору заместителей для моделирования разных сказок; разучивание артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

Цель:

Задачи

Создание условий для формирования умения воспроизводить текст знакомой сказки с помощью моделирования.

  1. Способствовать закреплению умения воспроизводить текст знакомой сказки с помощью моделирования с использованием заместителей; отвечать на вопросы и свободно вступать в общение со взрослыми и детьми. Активизировать в речи слова, обозначающие названия предметов ближайшего окружения; вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность; учить отчетливо произносить слова и короткие фразы.
  2. Развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику, навыков конструирования. Способствовать развитию предпосылок к инженерному мышлению и творчеству.
  3. Воспитывать интерес к художественной литературе; доброе отношение к окружающим; поддерживать стремление детей к самовыражению, самостоятельности, инициативе.

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Методическое обоснование

1. Организационный

Дети заходят в группу встают полукругом. Воспитатель приветствует всех присутствующих.

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте их поприветствуем! Я вижу, что у всех вас сегодня хорошее настроение, давайте подарим его всем вокруг – улыбнитесь друг другу и нашим гостям! Молодцы! Как приятно, когда все вокруг улыбаются.

Дети стоят полукругом, желают доброго утра друг другу и гостям. 

Организация внимания детей, настрой на совместную деятельность. Использован организационный момент, игра «Подари улыбку».

2.

Целеполагание (мотивация)

Воспитатель. Вы любите ходить в гости? Я тоже. А хотите отправиться в сказку? Угадайте в какую сказку нас сегодня пригласили ее герои. Вот послушайте загадку.

Теплые, удобные.

В зимнюю погоду нам

Ручки согревают,

Дети и взрослые их в мороз надевают (рукавички).

Воспитатель. Ребята, нам в гости пришло письмо. И лежало оно почему-то в рукавичке… Давайте посмотрим, что там. На что это похоже? На карту? Может нас приглашают в сказку? Или это задания, которые надо выполнить в определенном порядке? Может быть. Давайте закрепим письмо на мольберте и будем вместе изучать. Что нам предлагают сделать? Вспомнить героев сказки с помощью пальчиковой гимнастики? А потом? Может вспомнить саму сказку с помощью наших волшебных кружочков? Дальше…все плачут. Не все пока понятно, но интересно. Давайте выполним все по порядку, может тогда догадаемся. Итак, вы готовы отправиться в сказку? Тогда вперед!

Дети отгадывают загадку воспитателя.

Рассматривают письмо, изучают, что там нарисовано. Отвечают на вопросы. Настраиваются на предстоящую деятельность.

Мотивация детей на предстоящую деятельность. Создание благоприятных психологических условий для дальнейшей совместной творческо-познавательной деятельности. Развитие умения отвечать на вопросы и свободно вступать в общение со взрослыми и детьми. Активизация в речи слов, обозначающих названия предметов ближайшего окружения; вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность; учить отчетливо произносить слова и короткие фразы.

Применялись: постановка проблемы (письмо), вопросы к детям.

3. Основной

Воспитатель. Первый этап нашего путешествия. Руки и животные. Нам надо с помощью пальчиков изобразить героев сказки.

  1. Мышка серая сидит и бумажкой все шуршит (все пальчики вместе прижимаются к большому – как «щепотка»)
  2. Лягушка-попрыгушка -                                            (Похлопывают ладонями по коленям.)

Глазки на макушке. (Поднимают вверх ладони.)

Прячьтесь от лягушки. (Закрывают ладонями лицо.)                                             Комары да мушки.  (Сжимают пальцы в кулаки.)

  1. Кто там скачет на лужайке? (Указательный и средний пальчики «прыгают»)

Это длинноухий зайка. (Пальчики перевернуть вверх)

Дали зайке барабан. (Указательный и средний пальцы стучат по остальным)

Он ударил там-тамтам!

  1. Лиса, лисонька, красавица, Всем она очень нравится. (Потереть руки)

Хвост пушистый, Мех золотистый (Растопырить пальчики, повернуть и погладить их.)

По лесу важно бродит, страх на зайцев наводит. («Ходить» пальцами по столу, потом «выпустить когти»)

  1. Волк серый, зубастый, По полю рыщет, Добычу себе ищет. Как найдёт, Волчатам отдаёт.

 (Сгибать и разгибать согнутые пальцы, «ходить» пальцами по столу, зажимать пальцы в кулаки.

  1. Кабан – это зверь с двумя клыками, с очень мощными ногами и с лепешкой на носу, роет землю он в лесу. (Пальчики сжаты в кулак, выставляются только мизинец и большой, потом кулачки или ладошки топают, затем ладонь касается носа, в конце пальчики «царапают», «роют»)
  2. По полянке мишка шел

(пальцы одной руки шагают по ладони другой)

И в бочонке мед нашел. (царапающие движения пальцев одной руки по ладони другой)

Лапкой мед он доставал, (надавливание на центр ладони указательным пальцем другой руки)

Язычком его лизал. (круговые движения указательным пальцем по центру ладони другой руки)

Нету меда! (крепко зажать кулаки)

Где же мед? (выпрямить напряженные пальцы)

Ищет мишка — не найдет. (ладони на щеках, качаем головой)

Воспитатель. Замечательно! Первое задание мы выполнили и вспомнили всех зверей из этой сказки, которые жили в рукавичке. Сейчас нам надо вспомнить сказку «Рукавичка» всем вместе рассказать. В этом нам помогут наши любимые волшебные кружочки. Занимайте места за большим столом. Давайте выбирать героев нашей сказки. Сначала давайте определим цвет, а потом придумаем, кто это будет. Большой коричневый кружок – это кто будет? (Медведь). Почему? Зеленый кружок? (Лягушка). Маленький серый? (Мышка). Белый маленький? (Зайчик). Оранжевый? (Лиса). Большой серый кружок? (Волк) Свето-коричневый? (Кабан). Дедушка – большой белый кружок, собака – коричневый маленький кружок. Рукавичка – красный прямоугольник.

Воспитатель. Итак, роли распределены, давайте рассказывать. Кто хочет начать?

Пересказ основных сюжетных моментов сказки.

Воспитатель. И с этим заданием мы справились. А что тут нарисовано? Звери плачут? Как вы думаете почему? Остались без домика? А как мы можем им помочь? Построить новый домик?   Им не тесно в одном будет? А как тогда быть? Построить каждому свой? Ребята, это ведь хоть и сказочные герои, но все-таки лесные жители, привыкли жить на природе, значит им надо строить норки, берлоги, жилища из природного материала. Пойдемте посмотрим, что у нас есть.

Рассматривают и обсуждают материал для строительства.

Воспитатель. Назовите, пожалуйста, что вы видите и кому это может пригодиться? Листья, соломинки – мышке, она любит там прятаться. Деревянные брусочки, ветки – медведю, ему такая берлога понравится. Камни – волку, ему нужно прочное убежище. Камни и ракушки – лягушке, она около воды любит жить. Кабану – шишки, ветки, деревянные бруски, ветки – он землю любит рыть, корешки искать. Лисичке – листья, веточки, дерево, а может и камни от ветра. Она любит потеплее и помягче. Зайчику – листочки, веточки побольше, соломку, он любит прятаться.

Воспитатель. Смотрите, в рукавичке – звери. Давайте, каждый себе вытянет зверя и построит для него дом. Доставайте себе по очереди зверя и начинайте строительство. А у нас еще дедушка есть и собака. Им, глядя на зверей, тоже захочется обновить свое жилье. Надо бы и их порадовать. Как вы думаете из чего им можно построить дом? Можно дедушке из кубиков, а собачке из лего. Или, наоборот, как хотите.

Самостоятельное строительство жилья для героев сказки. Воспитатель наблюдает за процессом, подбадривая детей и, в случае необходимости, оказывая помощь наводящими вопросами, желательно от имени животных, для которых строится жилье. Например, «давай померяем, поместится ли Мишка в новую берлогу? Не будет ли ему в ней тесно?» или «Зайчик боится, что замерзнет в этой норке, там ведь щели, туда ветер будет задувать…» и пр.  

По мере завершения строительства дети демонстрируют свои постройки, рассказывают о них. Воспитатель вместе с ребятами и гостями рассматривает готовые работы. Все участники занятия могут при этом задавать друг другу уточняющие вопросы.

Воспитатель. Какие замечательные, оригинальные и красивые домики-норки и берлоги у вас получились! Наверное, вашим зверятам очень понравились, и они не будут больше плакать, а будут играть с вами и ходить друг к другу в гости. Но прежде, чем вы продолжите свою игру мне бы хотелось у вас кое-что спросить.

Дети выполняют вместе с воспитателем пальчиковую гимнастику, вспоминают героев сказки «Рукавичка»

Садятся за стол и выбирают для каждого сказочного героя заместитель из кружочков разного цвета и размера.

Дети по очереди вместе с воспитателем с помощью предметов заместителей вспоминают основные сюжетные моменты сказки.

Отвечают на вопросы воспитателя. Рассуждают, почему плачут звери и как можно их утешить.

Принимают решение построить каждому сказочному герою новое жилье.

Рассматривают материал для постройки и обсуждают, что может пригодиться для каждого домика, норки и пр.

Вытягивают из рукавички каждый своего героя и приступают к самостоятельному строительству, выбирая подходящий материал для постройки.

Демонстрируют готовые постройки, рассказывают о них, задают друг другу вопросы.

Готовятся играть и играют с новыми постройками.

Активизация в речи слов, обозначающие названия предметов ближайшего окружения; выработка правильного темпа речи, интонационной выразительности; обучение отчетливому произнесению слов и коротких фраз.

Развитие, внимания, памяти, мелкой моторики.

Применялась пальчиковая гимнастика.

Способствование закреплению умения воспроизводить текст знакомой сказки с помощью моделирования с использованием заместителей. Активизация в речи слов, обозначающих названия предметов ближайшего окружения; выработка правильного темпа речи, интонационной выразительности; обучение отчетливому произнесению слов и коротких фраз.

Развитие внимания, памяти, логическое мышления, мелкую моторики, навыков конструирования, предпосылок к инженерному мышлению и творчеству.

Воспитание интереса к художественной литературе; доброго отношения к окружающим; поддержка стремления детей к самовыражению, самостоятельности, инициативе.

Использованы приемы – пересказ сказки с помощью моделирования; создание проблемной ситуации и поиска ее совместного решения; самостоятельное конструирование по заданным условиям; демонстрация и презентация продуктов своего творчества.

4. Заключительный

(рефлексивный)

Воспитатель. Как вы думаете, почему герои сказки «Рукавичка» обратились именно к вам? Почему они придумали для вас задание изобразить их с помощью пальчиков? Как вы думаете, если бы это были не сказочные звери, а настоящие, они бы стали жить в построенных вами домах? Почему? Надо ли строить в лесу дома для настоящих зверей? Мне очень понравились ваши ответы и рассуждения. Теперь и я пониманию, почему герои сказки пришли к вам за помощью. Вы – большие молодцы и умницы, а еще очень добрые, трудолюбивые. Когда мы вместе, у нас все получается! Мне понравилась берлога, которую построил Алеша. Было очень интересно слушать, как рассказывала сказку Алиса. Замечательные и мудрые ответы на вопросы предлагала Лина и т.д. (адресная похвала каждому). Желаю вам приятной игры, а потом нас с вами ждет веселая зимняя прогулка.

Дети отвечают на вопросы, выражая собственные мысли, предложения, чувства, обосновывают и аргументируют их.

Рефлексия проведенного мероприятия.

Развитие умения отвечать на вопросы и свободно вступать в общение со взрослыми и детьми.

Поддержка стремления детей к самовыражению, самостоятельности, инициативе.

Использованы вопросы к детям, индивидуальная похвала каждому ребенку.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи 2 младшая группа - В гости к Снеговику.

Занятие по развитию речи 2 младшая группа - В гости к Снеговику. Задачи: 1.     Расширять знания об окружающем мире2.     Учить детей чётко, ясно, громко п...

План-конспект занятия по развитию речи в младшей группе: "Карандаш в гостях у ребят"

Цель. Вызвать интерес к окружающему миру, удовлетворяя сенсомоторные потребности. Развивать у детей коммуникативные качества. Способствовать речевому развитию ребёнка, стимулировать активную речь за с...

«К Мишке в гости». Конспект занятия по развитию речи 2 младшая группа

Цели:1.Образовательные:учить детей четко и ясно, громко произносить знакомые слова, обозначающие предмет, и его назначениеупражнять детей  в произношении звуков, побуждать к подражанию голосам жи...

" К нам в гости пришли игрушки "--открытое занятие по развитию речи в младшей группе .

Программные  задачи : 1. Воспитывать бережное  отношение  к  игрушкам , умение  правильно  ими  действовать , ласково  их называть.        ...

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «В гости к бабушке»

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «В гости к бабушке»Цель: Развивать связную речь детей.Задачи: Учить подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).Закрепить правильное произн...

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе "Гости из леса"

Развивать и активизировать  у детей диалогическую и  связную речь,закреплять знания детей о домашних и диких животных, развивать чувство радости при общении с ними, воспитывать нравственные ...

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе. Тема занятия "В гости к бабушке".

Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы). Продолжать учить произносить звукосочетания:мяу-мяу, гав-гав, му-му. Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбирать...