Конспект НОД на тему : "Дикие животные зимой" по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Елькина Ольга Афанасьевна

Конспект "Дикие животные зимой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_na_temu_dik.zhiv_zim.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи на тему:

«Дикие животные зимой» в старшей группе.

Интеграция образовательных областей:  «Речевое развитие»«Познавательное развитие»«Социально-коммуникативное развитие»«Физическое развитие».

Виды  деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Цель: углубить и закрепить знания о диких животных зимой.

Задачи:

Развивающие: Формировать умение изменять форму слова, образовывать слова, согласовывать их между собой, употреблять предлоги, составлять предложения и небольшие рассказы. Закрепить в речи детей название диких животных, их детенышей.

Образовательная: Упражнять в умении соотносить внешние особенности со средой обитания, повадки со способами питания. Упражнять в умении выделять и называть отличительные особенности питания и обитания.

Воспитательная: Прививать любовь к природе, животным.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и картин, беседа о диких животных, чтение стихов и пословиц, отгадывание загадок.

Оборудование: картины «Зимние забавы», «Зимний лес»; карточки с загадками, картинки диких животных и их детеныши.

Ход занятия.

Воспитатель.

-Колокольчик озорной,

Ты друзей в кружок построй!

Собрались ребята в круг;

Справа друг и слева друг!

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу, улыбнёмся и скажем «Привет», а гостям – «Здравствуйте».
Воспитатель. Ребята, какое сейчас время года? (Ответы детей)

 Вот сегодня мы с вами будем говорить о зиме. (Ответы детей)

Вспомните, а что же бывает зимой? (Ответы детей)

А какой же снег зимой? (Ответы детей)

Какая зима? (снежная, морозная, волшебница)

Почему мы так называем зиму? (Ответы детей)

Что вы надеваете, когда выходите на улицу? (Ответы детей)

 Почему тепло одеты дети? (Ответы детей)

(Выставляю картину "Зимние забавы").

Чем занимаются дети на улице? (Ответы детей)

А вы любите кататься на санках?

А какое у вас настроение, когда вы играете со снегом? (Ответы детей).

Воспитатель. Вот видите, какая зима волшебница. Она приносит нам много снега, радости и веселья. А теперь я предлагаю вам отправиться в лес. Ребята, но в лесу много снега. Если мы пойдем пешком, будем проваливаться в сугробы. Как вы думаете, на чем мы можем добраться до леса? (Ответы детей).

Воспитатель. А давайте поедем в лес на лыжах. (Имитируют езду на лыжах).

Дети хором. В зимний лес идем на лыжах,

                       Мимо елок и берез.

                       Друг за другом, шаг за шагом,

                       И не страшен нам мороз.

(Воспитатель выставляет картину «Зимний лес»).

Воспитатель. Вот, мы и в лесу! Какой здесь чудесный морозный свежий воздух! Давайте подышим, будем вдыхать носом и выдыхать через рот. (дыхательная гимнастика).

Посмотрите, сколько тут различных следов. А по-другому и быть не может, ведь лес - это дом, и в нем много лесных жителей. Кто тут живет? (Ответы детей). А как мы должны вести себя в лесу? (Ответы детей). А как мы назовем животных, живущих в лесу? (Ответы детей).  

Воспитатель.   Мы так рады и веселы, когда зима наступает. А вот диким животным очень тяжело зимой, им холодно и голодно. Садитесь на пенечки (стульчики). А кто именно живет в нашем лесу, мы узнаем, отгадав загадки.    Давайте, с вами немного поиграем в игру "Загадки".

Сейчас я вам загадаю загадку, а тот, кто отгадает должен рассказать нам об этом животном.

1.Кто зимой холодной ходит хмурый и голодный? (волк)

Кто же расскажет нам о волке? (Называю ребенка)

 2. Хитрая плутовка,

     Рыжая головка,

Хвост пушистый - краса,

А зовут ее ….. (Лиса)

Кто расскажет о лисе?  (Называю ребенка)

 3. Угадайте, что за шапка

      Меха целая охапка,

      Шапка бегает в бору

      У стволов грызет кору? (заяц) (по желанию детей)

 4. Лежала между елками

    Подушечка с иголками

    Тихонечко лежала,

    Потом вдруг убежала. (Ёж)

5. Кто с высоких темных сосен

    В ребятишек шишки бросил

    И в кусты, через пенек,

    Промелькнул, как огонек? (Белка)

6. Хозяин лесной, просыпается весной,

   А зимой, по вьюжный вой,

   Спит в берлоге снеговой? (Медведь)

 Приложение:

Варианты ответов детей. По описанию животных была проведена предварительная работа.

-Это заяц. У него круглая голова и длинные уши, короткий хвост. Задние лапы длиннее передних, это помогает ему при беге. Детки у зайца зайчата. Дома у зайца нет  живет под кустом. Зимой меняет шубку на белую, чтобы можно было прятаться от хищников. Зимой заяц ест кору деревьев, а летом траву, морковку, капусту. Враги зайца лиса, волк и хищные птицы.

-Это медведь. У него большая круглая голова, маленькие круглые уши, большое туловище, короткий хвост. На лапах у медведя длинные когти. Лапы медведь ставит когтями внутрь, а пятками наружу, поэтому про него говорят - косолапый. Детки у медведя - медвежата. Летом и осенью медведь ест малину, грибы - накапливает жир, а зимой спит в берлоге.

-Это лиса. У лисы круглая голова, длинная мордочка, острые уши. Лапы тонкие, хвост длинный и пушистый, она им заметает следы. Детки у лисы лисята. Живет лиса в норе. Охотится на зайцев и мышей.

-Это волк. У волка большая голова, толстая шея, длинная морда, острые зубы. У волка сильные лапы с крепкими когтями. Детки у волка волчата. Живет волк в логове, которое устраивает у водоема. Волк - хищный зверь, питается мясом, но добычей его становятся только слабые больные животные, за это волка прозвали "санитаром" леса.

-Это еж. У ежа маленькая голова, вытянутая мордочка, короткие лапы и хвостик. Тело ежа покрыто жесткими колючками. При опасности еж сворачивается в комок, и его нельзя взять, можно уколоться. Детки у ежа - ежата. Зимует еж в норе под корнем большого дерева. Питается еж грибами, ягодами, фруктами, жучками и червячками.

-Это белка. У нее маленькая голова, уши с кисточками на концах. Большой хвост, размером с саму белку. Детки у белки - бельчата. Осенью белка делает запасы на зиму. Запасает в дупле орехи, шишки, желуди, сушит грибы на сучках деревьев. Зимует белка в дупле.

Воспитатель. Молодцы, ребята, отгадали все загадки. Вот мы и вспомнили названия диких животных, рассказали о них.

Воспитатель. Я вижу вы стали замерзать. Давайте немного разомнемся.

Физкультминутка.

Дружно, чётко мы шагаем, зиму весело встречаем.

Надо нам лопатки взять, снег с дорожек убирать.

Ну,  а снег метёт, метёт, отдохнуть нам не даёт.

А деревья за окном спят волшебным тихим сном.

Зайчик скачет на опушке, чтобы не замёрзли ушки.

А медведь в берлоге спит,

Сладко мишенька сопит.

Чтоб в мороз не замерзать, надо птичкам полетать.

 ВоспитательПогрелись. Садитесь. Ребята, посмотрите, в нашем лесу, оказывается, есть избушка лесника. (Фото избушки). А вы знаете, кто это такой? (Объясняем смысл слова).

Д/игра «Назови членов семьи, кто, где живет».

Заяц – зайчиха – зайчонок, живет под кустом.

Волк – волчица – волчонок, живут в логове.

 Лис – лисица – лисенок, живут в норе.

      Медведь – медведица – медвежонок, живут в берлоге, зимой впадают в спячку.

 Еж – ежиха – ежонок, живут в норе, зимой впадают в спячку.

Воспитатель:  - Ребята, давайте  сейчас мы  с вами проговорим чистоговорки. Повторяйте за мной

Са-са-са – вот опять идёт … (лиса).

Сы-сы-сы – прибежали две … (лисы).

Су-су-су – мы увидели … (лису).

Сой-сой-сой – волк погнался за ….(лисой).

Се-се-се – много сказок о … (лисе).

Воспитатель. Теперь мы знаем все о диких животных, потому что сегодня мы с вами побывали у них в гостях, узнали много интересного об их жизни, а сейчас нам пора возвращаться в детский сад. (Надевайте лыжи и поехали, имитация). Ну, вот мы и вернулись в детский сад.

 Рефлексия: Вам понравилось наше путешествие? Что нового вы узнали? Что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого просмотра образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Путешествие в зимний лес

конспект ОД по развитию речи (есть презентация, но размер превышает допустимое загружаемого материала? пишите мне и я Вам вышлю)...

План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи в старшей группе. Тема:«Литературный калейдоскоп»

План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи в старшей группе. Тема:«Литературный калейдоскоп»...

План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Составление творческого рассказа о весне»

План-конспект организации и проведения занятия по  развитию речи в старшей группе. Тема: «Составление творческого рассказа о весне»...

План-конспект организации и проведения викторины по развитию речи в старшей группе. Тема: «Словечки»

План-конспект организации и проведения викторины по развитию речи в старшей группе. Тема: «Словечки»...

План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи в старшей группе. Тема:«Рассматривание и рассказывание по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи в старшей группе. Тема:«Рассматривание и рассказывание по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»...

План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи в старшей группе.  Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»...

План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «О друзьях и дружбе»

План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи в старшей группе.  Тема: «О друзьях и дружбе»...