План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи в старшей группе. Тема:«Рассматривание и рассказывание по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Худи Анна Ильинична

План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи в старшей группе. Тема:«Рассматривание и рассказывание по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi.docx147.8 КБ

Предварительный просмотр:

Цель занятия: познакомить детей с А.К Саврасовым и с картиной «Грачи улетели», научить правильно  рассматривать и описывать картину.

Задачи:

1. Образовательные: учить составление описательные рассказы по картине.

2.Развивающие: развивать речь, творческое воображение.

3.Воспитательные: воспитывать эстетические чувства, дружеские взаимоотношения, обогащать речь.

Тип занятия: занятия усвоения новых знаний и умений

Форма занятия: традиционная форма занятия

Продолжительность: 25 минут

Участники: воспитатель, дети

Возраст обучающихся: старшая группа, 5-6 лет.

Оборудование и материалы:

1) репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»;

            2) магнитофон

3) картины с изображением птиц;

4) портрет художника А. К. Саврасова;

5) аудиозапись «музыка колокола»;

Методы и приемы работы с детьми: беседа, показ наглядного материала

Предварительная работа: 

1) рассматривание иллюстраций на тему: «Весна»;

            2) рассматривание репродукции картины И. Левитана «Март»;

            3) слушание музыкальных произведений: Х. Чайковский «Времена года» («Март», «Апрель», Вивальди «Времена года» («Весна»);

Структура  занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

Организационный момент

-Ребята, у нас сегодня занятие по развитию речи.

Сегодня на занятии мы будем рассматривать картину А. К. Саврасова

 «Грачи прилетели»

Давайте поприветствуем друг друга

Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись.

Руку правую подали, руку левую пожали.

И друг друга мы обняли.

Отошли и поклонились.

Вы готовы заниматься?

Дети: Да

3 минуты

Основной момент

Рассматривание и рассказывание по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

-Ребята, для начала давайте познакомимся портретом и биографией.

Показ портрета А. К Саврасова

Алексей Саврасов родился в Москве в 1830 году, в небогатой семье торговца галантерейными товарами. Детство будущего художника прошло в живописных местах Замоскворечья. С 12 лет он начал самостоятельно заниматься живописью, рисовал пейзажи акварельными красками на популярные в то время романтические сюжеты, которые видел в журналах. Отец не разделял увлечения сына. Кондратий Саврасов (в XIX веке фамилию писали через о) мечтал войти в купеческое сословие, иметь собственный большой дом и хотел, чтобы сын продолжил его дело. Он считал художников ремесленниками и малярами, а искусство — делом неприбыльным и несерьезным. Однако талант Алексея Саврасова оценили рыночные торговцы, которые скупали его пейзажи и продавали с наценкой.

В 1844 году Саврасов поступил в Московское училище живописи и ваяния. Он продал свои рисунки и внес плату за первые месяцы обучения. Но у семьи настали тяжелые времена: после тяжелой болезни умерла мать художника, и ему пришлось на несколько лет оставить учебу, чтобы помогать родным. Саврасов вернулся в училище в 1848 году, и ему повезло попасть в пейзажный класс к преподавателю Карлу Рабусу. Рабус вел практические занятия и лекции по теории живописи, рассказывал ученикам о Леонардо да Винчи, Рафаэле и Гёте. Алексей Саврасов был успешным учеником: во время творческой поездки по Украине он создал полотна, за которые художественные критики стали называть его «надеждой русского искусства». Молодому художнику на тот момент было всего 19 лет. Преподаватель Московского училища живописи и ваяния Николай Рамазанов писал о его пейзажах в журнале «Москвитянин»: «Дышат свежестью, разнообразием и тою силою, которая усваивается кистью художника вследствие теплого и вместе разумного воззрения на природу». В 1850 году Саврасов закончил учебу и получил звание художника.

Звучит музыка «Колокольный звон».

- Ребята, что вы сейчас слышите?

- Верно, ребята, это колокольный звон, а звучит он с картины выдающегося русского художника Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели».

(звучит музыка Сеанс – сан-с Лебедь).

- Что же интересного увидел художник и изобразил на своей картине?

Дети: Он увидел, как на берёзы опустилась стая грачей, как они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнёзда.

- Сегодня с вами мы будем разговаривать о птице грач.

-Скажите мне пожалуйста как называется этот жанр картины?.

- Ребята, расскажите о грачах.

Что они делаю?

Дети: Ремонтируют гнёзда; внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит её в клюве.

Грачи радостные, весёлые. Смешные, шумливые. Они громко кричат разговаривают на грачином языке делятся впечатлениями о далёком путешествии с юга на родину. Они счастливы. Что наконец-то вернулись домой. Они рассказывают друг другу о своих планах на будущее, как они обустроят свои гнёзда, вырастят своих птенцов, будут их учить летать.)

- А как вы думаете, почему грачи выбрали именно это место для гнёзд? Дети: Здесь спокойно, тихо, здесь красиво. Это окраина села, видно несколько деревянных домиков, белокаменную церковь.

За домами видна долина с потемневшим снегом, вдалеке лес.

- Какие деревья выбрали грачи?

Дети: Грачи выбрали старую, корявую берёзу. Она толстая, ветки упругие, гнёзда надёжно укреплены.

Когда распустятся листья, гнёзд не будет видно в густой кроне дерева.

- Ребята, посмотрите внимательно, а если на картине солнце?

Как вы догадались?

Дети: Солнце скрылось за облаками. Оно еще не яркое, ленивое, чуть – чуть просвечивается сквозь облака. На снегу видны тени от берёз. Чувствуется, что снег тает под тёплыми лучами солнца. Солнце то выглянет, то опять спрячется за прозрачными облаками).

- Ребята, а что можно сказать о небе? Какое оно весеннее небо?

Дети: Небо покрыто голубовато – серыми тучами. Оно низкое, густое, холодное. Но лучи солнца освещают облака и кажется, что вот –вот облако растает, и солнце будет ярко освещать весеннюю землю.)

- Ребята, расскажите, каким вы видите снег?

Дети: Потемневшим, рыхлым, холодный, мокрым, подтаявшим, печальным).

- Что чувствуете когда смотрите на картину?

Дети: Немного холодно, радостно, ожидание солнца, тепло весны, легкая печаль по уходящей весне).

- Ребята, давайте по картине подберём слова –приятели к следующим понятиям:

•Весной природа пробуждается (оживает, просыпается)

• Открыли весну (принесли) грачи

• На проталинах появляются их темные (черные) стаи

•Зиму грачи провели на юге нашей большой (необъятной, громадной) страны

•По дороге (по пути) они не раз попадали в жестокие (злые, сильные) метели.

•Многие птицы выбивались из сил (уставали) и погибали (умирали) в пути.

•Первыми долетели самые сильные (крепкие, выносливые) грачи.

•Теперь они расхаживают (бродят, гуляют) по дорогам и ковыряют крепкими носами (клювами) землю.

• В стороне расхаживает одинокий грач (гуляет, шагает, ходит, бродит)

• Снег мокрый (влажный, сырой)

•Воздух чистый (прозрачный, хрустальный)

• Поля потемнели (почернели)

•Грачи строят (вьют, сооружают, возводят, обустраивают) себе гнезда

• Березки кривые (гнутые, корявые)

• Грачи спешат (торопятся) построить гнезда

• Березки, словно живые протягивают друг другу свои озябшие (замершие, оцепеневшие) ветви.

Правильно.

Физкультминутка:

- Ребятки, давайте, немного с вами отдохнём. Для этого нам необходимо превратиться в птичек, и полетать стайкой.

Вылетайте, птички, на лужок,

Быстро делайте кружок.

Мы играем в стайку.

Стайка полетай – ка!

Полетели птички. (Бежать на носочках по кругу друг за другом)

Птички – невелички (размаивать руками, как крыльями)

Птички летают.

Устали не знают. (2 раза)

Стоп!

Сели птички на дорожку. 

(присесть, развернувшись лицом в круг)

Поклевали птички крошки: 

(стучат указательными пальцами, как клювом по полу)

«Клюю- клюю – поклюём.

Потом песенку споём». 

(встаём лицом в круг)

-Ребята, вам понравилась картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели?

Дети: Да

-Кто желает по этой замечательной картине сочинить свой рассказ? 

Рассказать о солнце, о небе, о наступившей весне и уходящей зиме, о берёзе и о крикливых грачах. Постарайтесь рассказать, не спеша, выразительно, голосом передавая своё настроение и отношение к главным персонажам.

Дети по желанию рассказывают по картине, придумывая название рассказа.

Пример рассказа: На картине начало весны. Тает снег. Талая вода стекает в овраг. На синем небе нет солнца. Всюду неяркий весенний свет. На деревьях хлопочут грачи. Птицы обживают себе гнёзда.

На окраине маленького села возвышается небольшая колоколенка. К синему с высокими облаками небу тянутся еще голые ветки берез. На них с шумом и граем опускается стая грачей. Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. Картина нарисована в темных тонах, весна наступает медленно. Кажется, что эта молодая красавица просто плохо выспалась. Она немного хмурится и потягивается в своей пуховой постели. На ваших глазах происходит великое чудо пробуждения весны.

20 минут

Заключительный момент

Наше занятие подошло к концу.

-Скажите мне пожалуйста, о каких жанрах картин мы сегодня разговаривали?

-По какой картине м сегодня работали?

-Что мы узнали о ней?

-Кто был главным сюжетом в этой картине?

-Ребята, посмотрите внимательно на экран, здесь изображены такие чувства, как скука, злость, радость, восхищение. Так скажите мне пожалуйста какие чувства у вас сегодня вызвало наше занятие а наблюдение по картине?

Дети: Радостное

Мы выполнили с вами все задания девочки Акварельки: побывали в стране Волшебных красок и спасли Королеву Кисточку. Жители этой страны благодарят нас за это.

 3 минуты

                                                                                                         

                                                                                                                Приложение

https://multiurok.ru/img/301027/image_5925e5247157e.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Рассматривание картины И.Левитана «Золотая осень»

Программные задачи:1.   Продолжать  знакомить  детей  с  жанрами   живописи  пейзажем   и натюрмортом.2.   Упражнять  в  подб...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения».

Цель: развивать умение детей составлять простые распространенные предложения по картине.Задачи:1. Образовательные:- расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы;- учить расск...

План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи в старшей группе. Тема:«Литературный калейдоскоп»

План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи в старшей группе. Тема:«Литературный калейдоскоп»...

План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Составление творческого рассказа о весне»

План-конспект организации и проведения занятия по  развитию речи в старшей группе. Тема: «Составление творческого рассказа о весне»...

План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи в старшей группе.  Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»...

План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «О друзьях и дружбе»

План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи в старшей группе.  Тема: «О друзьях и дружбе»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме:Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения». Цель: развивать умение детей составлять простые распространенны...