Мастер- класса на тему: «Мир семьи в живописи»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Главное, что делает людей нашей страны

не просто соседями на этой земле,
а единой семьей – это духовные традиции и ценности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master-klassa_zhivopis.docx494.72 КБ

Предварительный просмотр:

Специализированное структурное образовательное подразделение

АО "Метровагонмаш"

Дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 5"Сказка" АО "МЕТРОВАГОНМАШ"

Конспект Мастер- класса на тему: «Мир семьи в живописи»

Построение мнемотаблицы для описательного рассказа по картине, с использованием чудо-конструкторов В.В.Воскобовича.

Выполнили: воспитатели

Балан М. А.

Воронова О. И.

Мытищи 2024 год

Ведущая идея нашего метода - развитие связной речи детей дошкольного возраста, используя игры Воскобовича в интеграции с методом наглядного моделирования – мнемотаблицами при составлении описательных рассказов по картинам.

 Это позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка, и использовать данный опыт в качестве закрепляющего фактора изученного материала.

Аннотация:

В конспекте, описывается разработанная педагогами одна из форм работы, которую дополнили развивающими играми. Один из важнейших форм, освоения ребенком связной речи – составление описательного рассказа по картине. В разработке занятий по развитию речи мы учли необходимость в создании игровой обучающей среды с помощью развивающих игр и мнемотехники для включения дошкольников в самостоятельную игровую деятельность и речевую активность.

Цель: расширять представление детей о семье и родственных связях; вызвать желание узнать о членах семьи, их занятиях, интересах и уважение к семейным традициям; воспитывать желание и потребность проявлять заботу о близких и внимание к ним. 

Задачи культурной практики:

Развивающие:

-развивать у детей умение составлять рассказ коллективно;

-учить детей придумывать события, предшествующие изображенным событиям;

-активизировать словарный запас детей;

Образовательные:

-Обучать детей понимать содержание картины, замечать детали;

-учить детей связно и последовательно описывать изображенные на картине события, используя графические схемы;

-совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи детей;

-учить составлять распространенные предложения с использованием обстоятельств, дополнений, признаков предмета;

-обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предмета, существительными – синонимами и антонимами;

Воспитательные:-Воспитывать интерес к произведениям живописи, на которых создан образ детей сверстников.

-Воспитывать уважительное заботливое отношение к членам своей семьи и окружающим людям.

Предварительная работа:

-Проведение индивидуальных и групповых бесед с детьми об их семьях.

-Чтение художественных текстов В.Осеевой «Просто старушка», П.Воронько «Мальчик- помогай», стихов, пословиц, рассказов, поговорок о семье, загадывание загадок;

Словарь: 

-семья, родственники, дочь, сын, внучка, внук, бабушка, брат, сестра, папа, мама, отец, мать.

 Мы поделимся тем, как построить мнемотаблицы для описательного рассказа по картине, используя чудо-конструкторы Воскобовича

Позвольте в начале сказать вам несколько слов о том почему мы считаем этот мастер-класс АКТУАЛЬНЫМ для показа на нашей конференций.

Мы, педагоги, и прекрасно понимаем, как важно учить ребенка описательным рассказам по картине. Мы знаем, что в составлении описательных рассказов по картине – мы решаем задачи не только речевого, но и нравственного развития.

Научить понимать картину – это открыть ребенку мир искусства, мир красоты и добры, нравственных ценностей. Соединяя речевое развитие и мир искусства - мы развиваем ребенка полноценно.

Разумеется, все это нам с вами хорошо известно и мы в своей работе используем этот метод - составление описательного рассказа по картине. Но сегодня мы хотим сделать акцент на картине в которой нет природы, животных, а есть мир семьи.

Это важный психологический аспект в развитии личности ребенка. И, вполне возможно, это гораздо важнее чем мир природы, мир животных. Зачем рассматривать картины семьи с детьми дошкольниками. Как вы думаете? (ответы взрослых)

Да вы абсолютно правы, я с вами полностью согласна. Но позвольте мне дополнить.

Аргумент первый. Убеждающий. Безусловно в дошкольном возрасте ребенок много слышит ласкающих добрых слов в семье. Слышит о том, как его любят. А может ли он сам сказать о любви к своей семье? А знает ли он слова любви в семье? Когда мы изучаем с детьми картины художников ,где есть семья, мы часто заканчиваем словами что на этой картине всем тепло и уютно, все рады что собрались вместе. И, ребенок составляя описательный рассказ, проговаривает слова: всем вместе тепло, хорошо, радостно, уютно, комфортно. Он учится называть добрыми словами мир своей семьи… А это очень важно, очень важно. Чем больше мы проговариваем в слух о теплоте и мире семьи, тем больше мы несем эти слова в свою семью. Это известный психологический прием: чем больше ты проговариваешь вслух, тем больше ты убеждаешь в этом себя.

Аргумент второй. Успокаивающий. Не секрет что многие дети тяжело переживают расставание с мамой вплоть до подготовительной группы, скучают по маме, семье. Но если говорить с ребенком о его семье о его маме это может вызвать острое воспоминание о маме и  ребенок может расплакаться. Добрые теплые рассказы о другой семье по картине успокоит сердце малыша и бессознательно наполнит его теплом

Аргумент третий. Доступный. Не секрет, что сейчас все сложнее научить ребенка связно и выразительно говорить. Ребенку трудно заучить описательные предложения, особенно если они сопровождаются непонятными для него предметами (кувшин?) А вот мир семьи для него понятен и доступен. Мир семьи,  это как правило мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра -  эти понятия не только доступны для него, имеют чувственную окраску и поэтому они легко запоминаются, как и сопутствующие слова признаки, например задумчивая бабушка.

 Я перечислила вам три основных аргумента, почему мы берем в составлении описательных рассказов картины семьи. Уверяю вас, когда вы начнете работать по этим картинам этих аргументов будут появляться больше и больше.

А сейчас приступим к мастер-классу

Картина Фредерика Джорджа Котмана

"Один из членов семьи" (1880 год.)       

Главное, что делает людей нашей страны

не просто соседями на этой земле,
а единой семьей – это духовные традиции и ценности

«Один из семьи» — одна из любимых картин жителей Соединенного Королевства. И легко понять почему. Даже от названия этой картины идёт. очаровательное и обволакивающее тепло.

 «Один из членов семьи». Так называется эта трогательная сцена из сельской жизни семьи конца 19 века, созданная Фредериком Джорджом Котманом. Эта картина получила большое признание горожан, которые восхищались тем, как художник изобразил непринужденную домашнюю атмосферу и товарищество с животными.

Картина передает теплую, уютную атмосферу семейного очага и подчеркивает важность семейных ценностей и единения. Художник мастерски передает повседневную сцену, наполненную любовью и заботой к друг другу.

Ход занятия:

I.Интеллектуальная разминка:

       -Ребята, посмотрите, сколько у вас на столе разных портретов. Давайте их соберём: только в определённой последовательности. Послушайте мою загадку:

-Кто носки внучатам свяжет, сказку старую расскажет,
С мёдом даст оладушки? – Это наша …(Бабушка)

-Вместе ходим на рыбалку, зимой катаемся на санках!
У него седая голова и колючая борода
Он — мужчина, и он сед, папе — папа, мне он — …(дед)

-Излучает она свет, от улыбки – ямочка…

Никого дороже нет, чем родная … (мамочка)

-Кто не в шутку, а всерьёз нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть? С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав, не реветь? Конечно, (Папа)

-Бабушке, дедушке, внучкой приходится,
А маме и папе кто она? Подскажите мне друзья! (Дочь)

- Этот мальчишка - родственник близкий,

Маме, папе помогает, но порой озорничает! (Сын)

-В детской маленькой кроватке весело играет в прятки.

Заразительно хохочет, неразборчиво лопочет,

Иногда он спать не хочет, но затихнет словно мышь.

Подскажите, кто? (Малыш).

- Как вы думаете, как, одним словом, можно назвать тех, кто изображён на этих портретах? Дети: Семья.

II. Основная часть занятия

  1. Введение в тему занятия.

Педагог: сегодня мы с вами познакомимся с репродукцией картины Фредерика Джорджа Котмана "Один из членов семьи.

Художник нарисовал картину, а мы с вами «научимся записывать рассказ деталями конструкторов».

Перед вами на столе, обратная сторона мини ларчика.

(разделённый на 6 квадратов разноцветной верёвочкой, в виде таблицы,

три квадрата вверху и три квадрата внизу.)

С помощью данной таблицы мы сейчас с вами составим рассказ по картине.

Технология и последовательность работы с мнемотаблицей.

Составление рассказа.

 1.Кто изображен на картине? (дети, бабушка, папа, мама)

-Как можно назвать этих людей одним словом?

(семья, родные,)

-Где собралась семья? (в комнате, в зале, в квартире, в доме).

- В какой комнате? (уютной и большой).

-Чем они заняты сейчас? (обедают).

-Почему вы решили, что они обедают?

(На столе перед ними стоит посуда, еда, и на улице день)

Значит мы можем сказать обедающая за столом..

А если семья завтракает, то, как мы скажем?

(Семья завтракающая)

А если ужинает, (то ужинающая)

-Что можно сказать об этой семье? Какая она?

(Большая, дружная, трудолюбивая, счастливая, веселая, заботливая, крепкая).

Я открою вам секрет, все взрослые любят, когда семья собирается вместе. А вы любите кушать вместе с папой и мамой?

Традиция обедать или ужинать вместе, это возможность собраться всей семьёй.           Поделиться историями и новостями.

- Послушайте пожалуйста мое предложение, а потом повторите его вместе со мной. 1.Первое предложение.

На картине изображена дружная семья, обедающая за столом вместе.

(Дети повторяют предложение вместе с педагогом).

Выложите первое предложение тем символом, которое вы считаете наиболее подходящим для этого предложения, в левом верхнем квадрате нашей таблицы.

Приблизительное обозначение первого предложения в рассказе (напомним, что дети сами выкладывают изображение, а тем, кому трудно, педагог может предложить свой вариант образа)

2.-Какое настроение у всех членов семьи? (хорошее)

-Почему вы так решили?

(Они все улыбаются)

Кто здесь улыбается?

Улыбается мама..папа..бабушка..

Начините со слова бабушка.

Бабушка улыбается, потому что… (ей приятно кормить всех)

Бабушка улыбается, потому что (она рада что все собрались вместе.)

-Что делает бабушка?

(Режет хлеб)

-А ваша бабушка любит вас угощать?

 Послушайте второе предложение.

-Бабушка улыбается, нарезая хлеб к обеду.
(повторите предложение)

Найдите подходящие символы и поместите их в верхнем квадрате посередине таблицы.

Приблизительное обозначение второго предложения в рассказе.

3.-В каждой семье есть глава семьи.

Как вы думаете, кто на этой картине глава семьи?

- Найдите его на этой картине.

-Кто он для детей? (отцом)

-Кто он для бабушки? (сыном)

-Кто он для мамы?

-Подумайте ребята.

В дверях стоит

Послушайте какое у меня предложение.

Отец пришел домой на обед. Он очень рад видеть свою семью.

(повторите предложение)

-Найдите подходящий символ и поместите его в правый верхний квадрат нашей таблицы.

 Приблизительное обозначение третьего предложения в рассказе.

4.В центре картины мы видим женщину, вероятно, мать семейства, которая угощает лошадь, а дочка берёт с неё пример и тоже протягивает ручку с угощеньем.

Какая у вас мама? (добрая, улыбчивая, заботливая, нежная…)

У вас мама тоже улыбается?

Вы любите свою маму?

Здесь тоже все любят маму.

И даже собачка, смотрит на неё влюблёнными глазами, положив свою голову на колени маме.

-Мама угощает лошадь, потому что она добрая и заботливая.

- Повторите пожалуйста предложение.

Какой символ вы выложите в левом нижнем углу таблицы?

5.- Что на этой картине вызывает у вас улыбку? (лошадь)

- Как взрослые реагируют на лошадь? Сердятся или удивляются?

(Они ей улыбаются)

- Почему они улыбаются, ведь лошадь не может быть за обеденным столом с людьми?

(потому что они её любят)

-Знаете, ребята, раньше лошадь была самым главным животным в семье. Ее берегли, за ней ухаживали и ее очень ценили. Как вы думаете, почему?

(Лошадь, верная помощница семьи и всеобщая любимица.)

Что делает лошадь?

(Заглядывает в открытую дверь)

Послушайте моё предложение.

Белая лошадь, вытягивает голову через открытую дверь, и просит, чтобы её покормили.

Найдите подходящие символы и поместите их в нижнем квадрате по середине нашей таблицы.

(Приблизительное обозначение пятого предложения в рассказе.)

6. -Кого мы видим на картине ещё? (детей)

-Что делают дети? (кушают)

-Девочка уже поела, тарелка у неё пустая.

Мальчик старательно ещё продолжает кушать.

-Им хорошо, потому что рядом их родные, папа и мама.

-Скажите ребята, а вам хорошо, когда ваши папы и мамы с вами обедают за одним столом?

Дети счастливы обедать в кругу семьи.

Приблизительное обозначение шестого предложения в рассказе.

7-е. предложение, обобщающее завершающее. 

Оно передаёт общее настроение картины.

Вы видите, для него не осталось ячейки в нашей таблице. Это завершающее предложение. Мы просто проводим рукой и говорим…

Картина говорит нам о том, что мир семьи – это когда все улыбаются друг другу и становится так хорошо, что улыбается даже ……. (ребята, придумайте теперь сами, как закончить предложение)

Чья улыбка вам больше нравится?

Мир семьи – это когда все улыбаются друг другу и становится так хорошо, что улыбается даже …….

- Ребята, уверена, что семьи ваши дружные, счастливые, а все члены семьи внимательны друг к другу, доброжелательны и уважают друг друга.

Пожалуйста, заканчиваем…

-А теперь, кто из вас готов выйти и рассказать? (желающие выходят рассказывать)

Педагог приглашает одного или двух детей к коврографу, для рассказа по таблице.

Можно выслушать нескольких детей, дав возможность каждому рассказать по предложению.

Остальные дети, таким образом не только слушают, но и рассматривают выложенную таблицу остальных детей.

III. Подведение итогов занятия.

Итог: сегодня на занятии, мы с вами познакомились с репродукцией картины Фредерика Джорджа Котмана "Один из членов семьи «и научились записывать рассказ деталями конструкторов.

- Понравилось вам, «записывать картину» таким образом?

(ответы детей)

Мы так сделали для того, чтобы точнее запомнить те красивые фразы, что составляли вместе. Такой прием называется мнемотехника и им пользуются очень многие люди.

Когда вам нужно будет в школе заучить длинный текст, возьмите этот прием и ваш рассказ запомниться легко и свободно. И ваша память станет крепче, и картина запомнится надолго.

Педагог благодарит всех детей за старание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему: «Воспитание выразительной речи в семье»

Цель:  привлечь  внимание родителей к воспитанию выразительной речи у детей дошкольного возраста.Дети учатся разговаривать в семье. И зачастую, услышанные  обращения, фразы, мимика, жес...

Конспект мастер-класса по взаимодействию с семьями воспитанников среднего дошкольного возраста на тему: «В гости к лесовичку»

Участники: дошкольники 4-5 лет и их родители.Количество: 10 детей и 11 взрослых.Длительность: 40 минут. Педагогический замысел:Задачи:Образовательные:Формировать представления о правилах безопасн...

Сценарий встречи с родителями в форме мастер –класса на тему «Волшебное рисование всей семьей»

Цель: повышение педагогического мастерства родителей, раскрытие значения нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности  для развития воображения, творческого мышления и творческой активност...

Мастер-класс на тему "Развитие речи детей раннего возраста в условиях семьи"

Ранний возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения малыша. Развитие речи в...

Мастер-класс на тему: «Изготовление лепбука «Моя семья» в группе раннего возраста»

Мастер-классТема: «Изготовление лепбука «Моя семья» в группе раннего возраста»Разработано воспитателями: Загрутдиновой Г.А., Нецветаевой Т.Н.Цель мастер-класса: Повышение профе...

Родительский мастер-класс на тему: «Поощрение и наказание детей в семье»

Данная работа нацелена на обсуждение с родителями проблемы поощрения и наказания ребёнка в семье, формирование у родителей культуры поощрения ребёнка в семье, на обсуждение средств и приёмов...

Мастер - класс по теме "Развитие речи у детей 3-4 летв семье и в детском саду".

практическое занятие для родителей. воспитателей....