Мастер-класс на тему "Развитие речи детей раннего возраста в условиях семьи"
консультация (младшая группа)

Юлик Светлана Анатольевна

Ранний возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения малыша. Развитие речи в этом периоде осуществляется в процессе непосредственного общения со взрослым. Развивая речь, следует заботиться не столько о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слова, которые он слышит и повторяет, были наполнены живыми образами, конкретным содержанием. На мастер-классе родители получат практические рекомендации и навыки по использованию игр с водой для речевого развития детей раннего возраста в условиях семьи.

Ссылка на видео: https://youtu.be/DH6gqc7MWXg

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Форум «Большая перемена – 2019 г.»

Мастер-класс на тему:

«Развитие речи детей раннего возраста в условиях семьи».

25.03.2019г.

Цель: привлечь внимание родителей на проблему развития речи детей раннего возраста.  

Задачи: 

- заинтересовать родителей данной проблемой;

- предоставить практические рекомендации для родителей по использованию игр с водой для речевого развития детей раннего возраста.

Оборудование: емкости для воды, наборы «Рыбалка», «Утка с утятами», ракушки, цветные камни, губки, салфетки, коктейльные трубочки, одноразовые стаканчики, акварельные краски кисточки.  

Ход мастер-класса.

I Вступление (теория).

Ранний возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения малыша. У детей до трех лет быстро совершенствуется деятельность органов чувств, зрительные и слуховые восприятия. Это наиболее сензитивный период для развития речи.

Развитие речи в этом периоде осуществляется в процессе непосредственного общения со взрослым. Поэтому необходимо всю жизнь малышей сопровождать речевыми обращениями к ним, короткими беседами, комментарием происходящегоРазвивая речь, следует заботиться не столько о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слова, которые он слышит и повторяет, были наполнены живыми образами, конкретным содержанием. Желательно, чтобы то, о чем говорят с ребенком, он слышал своими ушами, видел своими глазами и по-возможности ощущал своими руками. Ведь основной принцип развития речи детей этого возраста – взаимосвязь слова и наглядно-практических действий.

Игра, наиболее соответствующая данному возрасту, форма обучения. Организуя игры, взрослый имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать доступные им сведения, формировать умения и некоторые важные качества. В игре ребенок незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему передать.

Организуя игры необходимо учитывать возрастные и индивидуальные возможности детей. В этом возрасте индивидуальные различия могут быть весьма существенными. К тому же дети двух лет и двух с половиной – трех лет – разные дети. Это необходимо учитывать при выборе тематики игр, их содержания и длительности. Длительность будет зависеть прежде всего от реакции детей, их интереса. Самое главное, чтобы каждый ребенок почувствовал себя участником игры. Для этого необходимы внимание, поддержка, поощрение даже самых простых самостоятельных действий и речевой активности ребенка.

Формирование словаря.

В период с двух до трех лет совершенствуются все стороны речи. Увеличивается словарный запас. Если в два года он в среднем составляет 270 слов, то в два с половиной – уже 400-450 и в три – 800-900, а у хорошо развитых детей до1000 слов. В этот период появляются в речи малыша предложения, правда, слова в них еще грамматически не связаны между собой. «Ощущения и восприятия» – первая ступень в познании мира, развивающаяся речь опирается на базу сенсорных представлений. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве. Познавая окружающий мир, ребенок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Поэтому работа по формированию словаря тесно связана с работой по познавательному развитию (ознакомлению с окружающим). Знакомя детей с новым словом, необходимо неоднократное повторение его в сочетании с уже известными словами.

Формирование звукопроизношения.

Способность ребенка легко подражать речи взрослых благоприятствует формированию звуковой стороны речи.

После двух лет у детей совершенствуется произношение, но все же оно еще сильно отличается от произношения взрослых. Многие звуки произносятся смягченно, иногда даже искажаются, то заменяются другими, то переставляются или совсем опускаются. Многие дети в этом возрасте еще не могут правильно произносить шипящие, свистящие звуки и звук Р. У большинства детей третьего года жизни движения языка, губ, нижней челюсти вялы, замедленны, часто неточны, координация более мелких движений несовершенна. Эти несовершенства не следует считать отклонением от нормы, они физиологически вполне оправданы и закономерны. Но, разумеется, не стоит ждать, пока они исчезнут сами: необходимо выполнять специальные упражнения в игровой форме, так как именно в игре ребенок может многократно повторять одни и те же звуки, слова, не испытывая при этом особой усталости, и тем самым упражнять и укреплять свой речевой аппарат.

НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

    В этот период ребенок должен обладать словарным запасом, состоящим из не менее 50 - 70 слов.

Показатели речевого развития

Время появления в норме

Употребляет местоимение "Я"

2 года 3 мес.

Адекватно использует названия цветов (красный, синий., желтый, зелёный)

2 года 6 мес.

Согласует имена прилагательные с существительными в роде (кроме среднего рода) красивый цветок, веселая собака.

к 3 годам

Согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде (птички улетели, ребятки кушали)

к 3 годам

Активно пользуется предложно-падежными конструкциями  (Иду гулять, дай игрушку)

с 2 лет 1 мес.

Понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речи  (игрушки, одежда, овощи, фрукты)

к 3 годам

Понимает значение пространственных наречий, употребляет их в речи (высоко – низко, далеко – близко)

с 2 лет 3 мес.

Произносит твердые звуки С3Ц

Должен научится правильно произносить звуки простые по артикуляции: губные п, б, м, губно – зубные в, ф, задне - язычные к, г, х, передне – язычные н

 Звуки «Р», «Л» и шипящие, он старается заменить на другие или пропускает.

с 2 лет 1 мес.

Замечает неправильное звукопроизношение у других детей

к 3 годам

Начинает подбирать рифмы к словам

с 3 лет

II Практическая часть.

Ой, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда!

Брызги – вправо, брызги – влево!

Мокрым стало наше тело!

Полотенчиком пушистым

Вытрем ручки очень быстро!

Игра «Где же ручки?»

Цель: развитие зрительного и слухового внимания.

Оборудование: ёмкость с водой. 

Ход игры.

Где же, где же наши ручки?

Нет, нет наших ручек.

Где же, где же наши ручки? (руки на дне емкости).

Нет, нет наших ручек.

Где же, где же наши ручки?

Вот, вот наши ручки.             (вынуть руки из воды).

Игра «Рыбки».

Цель: развитие мелкой моторики, развитие зрительного внимания.

Оборудование: ёмкость с водой.

Ход игры.

«Рыбки плавали, ныряли в чистой тёпленькой воде,

То сожмутся,

Разожмутся,

То зароются в песке.

(сложить пальцы щепоткой, совершать волнообразные движения всей рукой).

(очень плотно сжать пальцы).

(растопырить пальцы в стороны).

(сложить пальцы вместе и поочерёдно совершать движения руками, как будто раскапываете песок).

   

Упражнение «Птенчики».

Цель: развитие артикуляционной моторики, словаря.

Оборудование: ёмкость с водой, резиновая утка и утята.

Ход игры. Взрослый говорит:

Кушать утятки хотят,

Маму ждут, но не шумят,

Ротик на замок закрыт,

Очень тихо все сидят!

Мама зернышко несет –

Открывай пошире рот!

Взрослый показывает упражнение - широко открывает рот, ребенок повторяет.

Игра «Фонтанчики»

Цель: развитие звукопроизношения, интонационной выразительности, развитие слухового внимания, словаря.

Оборудование: ёмкость с водой, одноразовые стаканчики с отверстиями.

Ход игры.

Набрать стаканчик воды и держать над ёмкостью, наблюдая как вода вытекает из отверстий, проговаривая:

Кап-кап-кап, (тихо)

Буль-буль-буль (громко).

Игра «Клад»

Цель: развитие мелкой моторики, словаря, сенсорное развитие, тактильные ощущения.

Оборудование: ёмкость с водой, цветные камни, ракушки.

Ход игры.

На дно ёмкости с водой выложить цветные камни и ракушки. Попросить ребенка достать клад со дна моря.

Игра «Кораблик»

Цель: развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики.

Оборудование: ёмкость с водой, бумажный (ледяной) кораблик.

Ход игры.

В ёмкость с водой положить бумажный кораблик и подуть на него медленно, плавно.

Игра «Буря»

Цель: развитие речевого дыхания.

Оборудование: ёмкость с водой, коктейльные трубочки, одноразовые стаканчики.

Ход игры.

Подуть в коктейльную трубочку, находящуюся в стакане с водой, либо на плавающие предметы в емкости с водой.  

Игра «Кто плавает?»

Цель: знакомство с птицами, рыбами, животными, развитие словаря и познавательных процессов. 

Оборудование: ёмкость с водой, мелкие игрушки птиц, животных, рыб и т.д.

Ход игры.

Поместить в воду мелкие игрушки птиц, животных, рыб и т.д. С помощью ситечка, ложки достаем из воды игрушку и называем.

Игра «Цветная вода»

Цель: изучаем цвета, развиваем словарь. 

Оборудование: ёмкость с водой, акварельные краски, кисточки, одноразовые стаканчики.

Ход игры.

Поместить в воду мелкие игрушки птиц, животных, рыб и т.д. С помощью ситечка, ложки достаем из воды игрушку и называем.

III Заключительная часть, рефлексия.

Ранний возраст по признанию специалистов всего мира – это уникальный период в жизни человека. Психологи называют его «возрастом нераскрытых резервов». Наша с вами задача – сделать так, чтобы ребенок прожил этот период жизни как можно более полноценно.

Главное, ребёнок не должен нуждаются в заботе, внимании и любви со стороны взрослых.

Приложение 1

ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

    В этот период ребенок должен обладать словарным запасом, состоящим из не менее 50 - 70 слов.

Показатели речевого развития

Время появления в норме

Употребляет местоимение "Я"

2 года 3 мес.

Адекватно использует названия цветов (красный, синий., желтый, зелёный)

2 года 6 мес.

Согласует имена прилагательные с существительными в роде (кроме среднего рода) красивый цветок, веселая собака.

к 3 годам

Согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде (птички улетели, ребятки кушали)

к 3 годам

Активно пользуется предложно-падежными конструкциями  (Иду гулять, дай игрушку)

с 2 лет 1 мес.

Понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речи  (игрушки, одежда, овощи, фрукты)

к 3 годам

Понимает значение пространственных наречий, употребляет их в речи (высоко – низко, далеко – близко)

с 2 лет 3 мес.

Произносит твердые звуки С3Ц

Должен научится правильно произносить звуки простые по артикуляции: губные п, б, м, губно–зубные в, ф, заднеязычные к, г, х, передне–язычные н

 Звуки «Р», «Л» и шипящие, он старается заменить на другие или пропускает.

с 2 лет 1 мес.

Замечает неправильное звукопроизношение у других детей

к 3 годам

Начинает подбирать рифмы к словам

с 3 лет

Приложение 2

Игры с водой.

Игра «Где же ручки?»

Цель: развитие зрительного и слухового внимания.

Оборудование: ёмкость с водой. 

Ход игры.

Где же, где же наши ручки?

Нет, нет наших ручек.

Где же, где же наши ручки? (руки на дне емкости).

Нет, нет наших ручек.

Где же, где же наши ручки?

Вот, вот наши ручки.             (вынуть руки из воды).

Игра «Рыбки».

Цель: развитие мелкой моторики, развитие зрительного внимания.

Оборудование: ёмкость с водой.

Ход игры.

«Рыбки плавали,

ныряли в чистой тёпленькой воде, (сложить пальцы щепоткой, совершать волнообразные                                                                      

                                                             движения всей рукой).

То сожмутся,                                     (очень плотно сжать пальцы).

Разожмутся,                                       (растопырить пальцы в стороны).

То зароются в песке.                         (сложить пальцы вместе и поочерёдно совершать движения

                                                             руками, как будто раскапываете песок).

Упражнение «Птенчики».

Цель: развитие артикуляционной моторики, словаря.

Оборудование: ёмкость с водой, резиновая утка и утята.

Ход игры. Взрослый говорит:

Кушать утятки хотят,

Маму ждут, но не шумят,

Ротик на замок закрыт,

Очень тихо все сидят!

Мама зернышко несет –

Открывай пошире рот!

Взрослый показывает упражнение - широко открывает рот, ребенок повторяет.

Игра «Цветная вода»

Цель: изучаем цвета, развиваем словарь. 

Оборудование: ёмкость с водой, акварельные краски, кисточки, прозрачные одноразовые стаканчики.

Ход игры.

Сделать воду красной, как помидор или желтой, как банан.    

Игра «Кораблик»

Цель: развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики.

Оборудование: ёмкость с водой, бумажный (ледяной) кораблик.

Ход игры.

В ёмкость с водой положить бумажный кораблик и подуть на него медленно, плавно.

Игра «Буря»

Цель: развитие речевого дыхания.

Оборудование: ёмкость с водой, коктейльные трубочки, одноразовые стаканчики.

Ход игры.

Подуть в коктейльную трубочку, находящуюся в стакане с водой, либо на плавающие предметы в емкости с водой.

Игра «Фонтанчики»

Цель: развитие звукопроизношения, интонационной выразительности, развитие слухового внимания, словаря.

Оборудование: ёмкость с водой, одноразовые стаканчики с отверстиями.

Ход игры.

Набрать стаканчик воды и держать над ёмкостью, наблюдая как вода вытекает из отверстий, проговаривая:

Кап-кап-кап, (тихо)

Буль-буль-буль (громко).

Игра «Перелей»

Цель: развитие ручной моторики.

Оборудование: емкость с водой, одноразовый стаканчик, губка.

Ход игры.

С помощью губки заполнить одноразовый стаканчик.

Игра «Тонет, не тонет»

Цель: развитие словаря, зрительного внимания.

Оборудование: ёмкость с водой, камешки марблс, игрушки, губки.

Ход игры.

Игра «Клад»

Цель: развитие мелкой моторики, словаря, сенсорное развитие, тактильные ощущения.

Оборудование: ёмкость с водой, цветные камни, ракушки, ложечки, лопатки.

Ход игры.

На дно ёмкости с водой выложить цветные камни и ракушки. Попросить ребенка достать клад со дна моря.

Приложение 3

СХЕМА 1



Предварительный просмотр:

           Игры с водой - одна из любимых забав детей. Вода является естественной стихией для малышей. Вода всесторонне воздействует на организм ребёнка.

           

Игры с водой способствуют:

  1. Развитию речи:
  • формирование словаря;
  • формирование звукопроизношения;
  • развитие слухового восприятия;
  • развитие интонационной выразительности (голос, темп, ритм);
  • развитие речевого дыхания;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие артикуляционной моторики.
  1. Развитию тактильных ощущений.
  2. Снятию психоэмоционального напряжения.
  3. Вызыванию положительных эмоций.

Игры с водой существенно усиливают желание ребёнка узнать что-то новое, экспериментировать, работать самостоятельно, воспитывать любознательность, формировать способность к наблюдению.

Необязательно покупать специальные игрушки, это могут быть разнообразные материалы и предметы, которые можно изготовить самим:

- пластмассовые и резиновые игрушки;

- предметы из различных материалов

   разного веса, формы, размера;

- стаканчики из-под йогуртов;

-бутылочки с крышками, дырками на

  дне, формочки, ведёрки;

-лейки, воронки, совки, ложки, сачки;

- поролоновые губки, различные мочалки.

Во что же можно играть с водой?

         

Игра «Течёт ручеёк»

Взрослый из стаканчика льёт водичку в сомкнутые ладошки. Малыш старается удержать её в ладошках.

Игра «Рыбки»

Имитировать руками движения в

соответствии с текстом (сжимать и

разжимать кулачки, прижимать ладошки ко дну):

     Рыбки весело резвятся

     В чистой тёпленькой воде;

     То сожмутся, разожмутся,

     То зароются в песке.

Игра «Стирка»

На первую строчку тереть один кулачок о другой, на вторую-движения ладонями вправо, влево, на третью- сжимать и разжимать кулачки, изображение развешивание белья.

       Мы бельё стирали,

       В речке полоскали,

       Выжали, развесили-

       То-то стало весело!

         

Игра «Кораблики»

Запускать в тазике с водой бумажный кораблик. Для того, чтобы он плыл, на него нужно дуть медленно и плавно (губы трубочкой, щёки не надувать).

         

Игра «Тонет - не тонет»

Подберите любые предметы: камешки, карандаши, пластиковые крышки, разные кубики, пласмассовые и резиновые игрушки, мочалка. Опускайте по очереди в воду и наблюдайте, как    «ведут себя» предметы (тонут или нет). Называйте свойства предметов
(
деревянный, резиновый, лёгкий, тяжёлый и т.д.)

       

Игра «Подводная лодка»

Внутрь пластиковой бутылки с широким горлышком посадить несколько зверушек из киндер сюрпризов и закрыть крышку, бутылка превратится в замечательную подводную лодку.

         

Игра «Наполни ведёрко»

         С помощью губки ребёнок должен наполнить ведёрко, отжимая её.

 

Игры с бельевыми прищепками

Малыш может поиграть с цветными прищепками. Их можно вылавливать из воды руками и разными предметами: сачком, ложкой, стаканчиком. Предложите выловить прищепки определённого цвета, затем поочерёдно, то одного цвета, то другого. Покажите ребёнку, как тремя пальчиками можно прицепить прищепку за верёвочку.

 

Игра «Зверушки-путешественники»

Разместите мелкие игрушки на плавающие на воде «плотики» (поролоновые губки, кусочки пенопласта). Если игрушки будут падать в воду, будете спасать их.

         

Игра «Поиск сокровищ»

Ребёнок должен рассмотреть и ощупать несколько игрушек, а затем опустите их в воду. Завяжите малышу глаза и предложите ему отгадать какую игрушку он нашёл рукой в воде.

Игра «Много пены»

Взрослый наливает немного пены, где находится малыш. С помощью венчика или рук ребёнок взбивает пену.

       

  ИГРАЙТЕ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ,
И ВЫ СДЕЛАЕТЕ ИХ                                                                   СЧАСТЛИВЫМИ!

Детский сад «Берёзка»,

филиал Детского сада «Светлячок»

Развитие речи

детей 2-3 лет в условиях семьи:

игры с водой.

(рекомендации родителям)

               

Другое - prodetey.ru

         

  составила учитель-логопед Юлик С.А.

               

Заводоуковск, 2019



Предварительный просмотр:

https://drive.google.com/file/d/1xUPGhCkZbHKYj6_dBmJzFCynEbAAFmPZ/view?usp=sharing


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредствам тестопластики»

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредствам тестопластики...

Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада

Во всем мире наблюдаются изменения семейных отношений. Институт семьи утрачивает свою ведущую социальную роль. Известный ученый, психолог-футуролог И.В. Бестужев-Лада в одном из своих выступлен...

Круглый стол для родителей «Развитие речи детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада»

Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. В качестве основного “проводника” в мир речевого общения и мышления для ребёнка выступают взрослые, которые его ...

Мастер класс для родителей Развитие речи детей раннего возраста

Мастер класс для родителей на тему "Развитие речи детей раннего возраста"...

«Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада с учётом ФГОС ДО».

laquo;Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада с учётом ФГОС ДО»....

Мастер-класс для педагогов: «Развитие речи детей раннего возраста по методике М. Монтессори»

Монтессори-метод — это программа психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации и одновременно индивидуализации каждого ребёнка. Попросту, монтессори-педагог сопровождает ребён...