Мастер - класс по теме "Развитие речи у детей 3-4 летв семье и в детском саду".
материал по развитию речи

Киппер Тамара Ивановна

практическое занятие для родителей. воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс по теме «Развитие речи детей 3-4 лет в семье и в детском саду»

Цель: Повышать интерес родителей по вопросам речевого развития детей младшего возраста.

Задачи: 1. Рассказать родителям об играх и упражнениях на развитие речи детей.

2. Способствовать овладению родителями игровыми приёмами развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Участники: учитель-логопед, воспитатели группы, дети и родители.

Материалы: Бизиборд «Домик», «Деревенский двор», «Черепаха», «Аленка». Дидактические игры на развитие мелкой моторики, карточки с заданиями для родителей, подборка литературы для родителей», артикуляционные гимнастики.

Ход семинара-практикума.

Тема нашей встречи «Развитие речи детей 4 лет в семье и в детском саду». (Мини-лекция учителя -логопеда)

«Речь – форма общения»

-Добрый день, уважаемые родители! Я хочу начать нашу с вами встречу с таких слов.

Примерная, хорошая речь- это заслуга не только воспитателя и учителя-логопеда, а, прежде всего, Вас родителей, тех, кому подражают Ваши крохи,                                                                                          для кого Вы пример не только в данный момент, а на всю жизнь.

Тема нашей встречи «Развитие речи детей 4 лет в семье и в детском саду». (Мини-лекция учителя -логопеда)   «Речь – форма общения»

  1. Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
  2. Бежит среди камней чиста, нетороплива,
  3. И ты готов внимать её поток
  4. И восклицать: - О! как же ты красива!
  5. (Е.Щукина).                                                                                                                                   Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в детском саду, а затем и в школе. Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т.к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему должны учить ребёнка? (Ответы родителей)

- Формирование звуковой культуры речи.

- Обогащение словарного запаса.

- Формирование грамматического строя речи.

- Обучение рассказыванию, связной речи.

- Развитие выразительности речи.

     Работа по развитию речи ребёнка в нашем детском саду осуществляется в разных видах деятельности: на коррекционных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий -в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

     Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей. Отправляясь на прогулку, мы можем: поговорить с детьми о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года; в холодное время подкармливать птиц, понаблюдать за их поведением и повадками. Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает. Загадать загадку и найти отгадку.

     Поискать приметы времени года. Познакомить ребенка с народными пословицами и приметами. Прочитать стихотворение, вспомнить песенку.

Поиграть с ними в игру природоведческого характера. Например: «С какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию», «С какой ветки детки?» и т.д.

Таким образом, мы можем сказать, что взрослые должны сами видеть окружающий мир, чтобы научить и ребенка видеть его. Следует учить ребенка замечать, наблюдать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить все живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ласковые слова-признаки: золотистое, лучистое, доброе, веселое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, теплое.

          Уважаемые родители! Предлагаем Вам немного поиграть и отправиться в путешествие по стране «Развития речи», в котором нужно будет выполнять определённые задания. Итак, мы начинаем.

3. Практическая часть

1. Станция «Разминочная» (воспитатель) Нужно подобрать эпитеты к словам:

- ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.),

- дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.),

-весна (ранняя, поздняя и т.д.)

2.Станция «Сказочная». (воспитатель) Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.

Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.

Первое задание: Загадки про сказки.  Нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать:

  1. Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть …
  2. Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна!
  3. Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я, конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!
  4. Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деда не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось!

     Второе задание: 

3.Станция «Игровая». (учитель-логопед)

Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». В коре головного мозга человека двигательный и речевой центры находятся рядом, поэтому, развитая мелкая моторика рук стимулирует, активизирует речь.

Показ артикуляционной гимнастики совместно «Сказка про язычка».

Физ. минутка «Куклы»                                                        

 Куклы. (Дети выполняют движения).

Мы игрушки заводные. Можем руки вверх поднять.

Повернуться влево, вправо. Головою покачать.

Глазки можем мы закрыть. Глазки можем мы открыть.

Куклы дружно веселятся .Вдруг завод у них сломался    

Голову вниз опустили. Глазки живо все закрыли.

Жалко кукол очень нам. Мы покажем это Вам.

Починил их папа Карло.     Рады куклы, рады мы                                                  

4.Станция «Ловкие пальчики» (звучит спокойная музыка).

   Развитие мелкой моторики занимает центральное место в речевом развитии и одной из нетрадиционных технологий, которую мы используем называется биоэнергопластика. Био-человек, как биологический объект. Энергия-сила, необходимая для выполнения определенных действий. Пластика- плавные движения тела, рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику   Работа по развитию мелкой моторики помогает убрать напряжение не только с кистей рук, но и с губ, а также эффективно снижают умственную усталость ребенка. Биоэнергопластика — суть данного нетрадиционного метода заключается в том, что помимо традиционной в логопедии артикуляционной гимнастики добавляются содружественные и разнообразные движения пальцев рук. Из практики убедилась …детям нравиться выполнять одновременно движения язычка, рук, тела.

 

Массируя пальцы, мы активизируем работу внутренних органов. Большой -отвечает за голову; указательный – желудок; средний – печень; безымянный – почки; мизинец – сердце.

4.Заключительная часть. (учитель-логопед) Рефлексия с родителями.                                                    Общее расслабление «Волшебный сон».                                                                                                                       -Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.                                                                                                 Дышится легко, ровно, глубоко.                                                                                                           Напряженье улетело и расслаблено все тело.                                                                                              Ноги не напряжены и расслаблены.                                                                                                                                      И послушный наш язык быть расслабленным привык.                                                                                                                      Дышим все легко, ровно, глубоко.                                                                                                                 Хорошо нам отдыхать. Но пора уже вставать.                                                                                   Потянулись, улыбнулись и в путь- дорогу мы готовы.

Вопросы для обсуждения:

• Ваше настроение, чувства после участия в практикуме?

• Что нового, интересного узнали для себя?

• Когда у вашего ребенка что-то не получалось, как вы реагировали, какие чувства испытывали?

• Какие упражнения запомнились? Будете ли вы использовать их дома?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Моделирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи приёмами мнемотехники"

В данном материале вы можете познакомиться со структурой проведения мастер-класса, деятельностью мастера (в данном случае учителя-логопеда) и необходимым оборудованием. А так же выдержками из мастер-к...

Долгосрочный проект взаимодействия с родителями детей старшей группы «Моя семья» (совместная деятельность детского сада и семьи по духовно-нравственному воспитанию).

Долгосрочный проект взаимодействия с родителями детей старшей группы«Моя семья»  (совместная деятельность детского сада и семьи по духовно-нравственному воспитанию).     ...

Мастер-класс на тему: Использование макетов игрового пространства в организации развивающей среды групп детского сада

Использование макетов игрового пространства в организации развивающей средыгрупп детского сада...

Мастер-класс для воспитателей . "Методические рекомендации по проведению Дня матери и отцы в детском саду"

Цель: выразить общественное признание уникальной доли вклада как матери, так и отца в  общий родительский труд....

Мастер-класс для родителей по теме «Организация «Утреннего круга» как формы общения в детском саду»

Привлечение родителей к участию в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения....

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему "Использование технологии Виммельбух в образовательной деятельности детского сада"

Современный «Виммельбух» ― это направление в детских книгах, которое быстро завоевало любовь детей из разных стран, в том числе и из России. Такие книги впервые появились в Германии ― глаг...