Использование моделирования при рассказывании сказок
консультация по развитию речи
Использование моделирования при рассказывании сказки заметно облегчает дошкольникам овладение связной речью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование моделирования при рассказывании сказок.
Актуальность
Известно, какое разнообразие приёмов обучения использует педагог, чтобы дети поняли смысл произведения, усвоили его логические связи, запомнили образные обороты речи. Мы знаем, иногда дети с трудом могут передать литературный текст со всеми предъявляемыми к их монологу требованиями. Поэтому, моделирование - эффективный способ, позволяющий выявлять содержание и последовательность действий, определённые отношения между персонажами литературного произведения. Моделирование ускоряет процесс запоминания и рассказывание сказки.
Цель моделирования сказки :
- Учить детей построению и использованию моделей для пересказа сказок и сочинения собственных историй, рассказов.
- Развивать речь детей посредством использования произведений художественной литературы.
Для реализации данных целей, решаю следующие задачи:
- Развивать понимание текста на основе построения наглядной модели.
- Развивать умения подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа сказки.
- Учить создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки.
- Развивать мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при использовании схем, заместителей
Этапы работы со сказкой:
Для лучшего понимания детьми приёма моделирования сказки, мы вначале разбираем их в разных видах деятельности:
- чтение сказок;
- беседа;
- рассматривание иллюстраций;
драматизация сказки;
кукольный театр.
Затем переходим непосредственно к работе с моделями.
Моделирование начинается с замещения одних объектов другими, реальных – условными. Замещаемыми объектами будут герои детских сказок. Иногда приходится замещать и предметы, с которыми они действуют. В качестве заместителей удобно использовать бумажные круги, квадраты, прямоугольники и т. д., различающиеся по цвету и величине. Например, по цвету: бычок - чёрный большой кружок, репка – жёлтый. По величине: дед – большой прямоугольник, мышка – маленький.
При знакомстве со сказкой «Смоляной бычок» показываю детям на доске вырезанный из бумаги домик.
«Это домик, в котором жила Танюша с дедушкой и бабушкой. А вместо бычка и тех зверей, которые к нему приходили, будут вот эти кружки (чёрный, коричневый, серый и белый). Давайте подумаем, какими кружками мы будем обозначать наших сказочных зверей». После того, как заместители выбраны, дети рассказывают сказку у доски, отбирая соответствующие кружки и располагая их на игровом поле, тем самым, создавая пространственную модель двигательного типа.
При знакомстве со сказкой «Рукавичка» дети выбирали заместители не по цвету, а по величине. На доске в центр прикреплялась бумажная рукавичка, в угол семь полосок разной длины, дети подбирали заместители ко всем персонажам сказки, обосновывая свой выбор: маленькая полоска - это мышка, полоска побольше - зайчик, самая большая - медведь. Таким образом, в основе пересказа сказки «Рукавичка» выступала наглядная пространственная модель сериационного типа (раскладывание полосок от самой маленькой до самой большой).
В дальнейшем дети успешно рассказывают сказку с помощью моделей.
Результаты:
Использование моделирования при рассказывании сказки заметно облегчает дошкольникам овладение связной речью. Наличие зрительного плана делает рассказы чёткими, связными и последовательными.
Таким образом, усвоение дошкольниками различных форм символизации и приёмов наглядного моделирования помогают ребёнку выражать свою объективную позицию по отношению к действительности, служат основанием для последующего развития познавательных и творческих способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством обучения рассказыванию с использованием моделирования.
Опыт работы по развитию речи детей для воспитателей и родителей старших дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/28/picture-190141-1359357449.jpg)
Использование моделирования в обучении детей рассказыванию
Одним из самых эффективных приемов обучения рассказыванию является прием моделирования. По проблемам моделирования широкую известность приобрели работы Л. А. ВенгераМодель - это схема явления, отражаю...
Использование моделирования в обучении детей рассказыванию
Эта статья отнесена к разделу развитие речи. Она поможет воспитателям развить связную речь дошкольников, память, логическое мышлениеВоспитатели будут развивать умение детей запоминать стихи, рассказы,...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/03/picture-423091-1396554909.jpg)
Использование моделирования при обучении детей с нарушением зрения рассказыванию.
Использование моделирования при обучении детей с нарушением зрения рассказыванию....
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/25/picture-1000700-1522008433.jpg)
Конспект НОД по речевому развитию детей среднего возраста с использованием моделирования.Тема: Рассказывание сказки «Зимовье зверей».
Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками, учить понимать содержание, сопереживать героям. Формировать способность к наглядному моделированию. Помочь детям усвоить последовате...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/14/picture-1137047-1555225998.jpg)
Использование наглядного моделирования при заучивании стихов и рассказывании сказок
использование наглядного моделирования при заучивании стихов и рассказывании сказок...
Консультация «Использование моделирования при рассказывании».
использование моделировния при ассказывании...