Использование моделирования при рассказывании сказок
консультация по развитию речи

Загребаева Татьяна Павловна

Использование моделирования при рассказывании сказки заметно облегчает дошкольникам овладение связной речью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_modelirovaniya_pri_rasskazyvanii_ska.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:


Использование моделирования при рассказывании сказок.

Актуальность

Известно, какое разнообразие приёмов обучения использует педагог, чтобы дети поняли смысл произведения, усвоили его логические связи, запомнили образные обороты речи. Мы знаем, иногда дети с трудом могут передать литературный текст со всеми предъявляемыми к их монологу требованиями. Поэтому, моделирование - эффективный способ, позволяющий выявлять содержание и последовательность действий, определённые отношения между персонажами литературного произведения. Моделирование ускоряет процесс запоминания и рассказывание сказки.

Цель моделирования сказки :

  • Учить детей построению и использованию моделей для пересказа сказок и сочинения собственных историй, рассказов.
  • Развивать речь детей посредством использования произведений художественной литературы.

Для реализации данных целей, решаю следующие задачи:

  • Развивать понимание текста на основе построения наглядной модели.
  • Развивать умения подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа сказки.
  • Учить создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки.
  • Развивать мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при использовании схем, заместителей

Этапы работы со сказкой:

Для лучшего понимания детьми приёма моделирования сказки, мы вначале разбираем их в разных видах деятельности:

  • чтение сказок;
  • беседа;
  • рассматривание иллюстраций;

драматизация сказки;

кукольный театр.

Затем переходим непосредственно к работе с моделями.

Моделирование начинается с замещения одних объектов другими,  реальных – условными. Замещаемыми объектами будут герои детских сказок. Иногда приходится замещать и предметы, с которыми они действуют. В качестве заместителей удобно использовать бумажные круги, квадраты, прямоугольники и т. д., различающиеся по цвету и величине. Например, по цвету: бычок - чёрный большой кружок, репка – жёлтый. По величине: дед – большой прямоугольник, мышка – маленький.

При знакомстве со сказкой «Смоляной бычок» показываю детям на доске вырезанный из бумаги домик.

 «Это домик, в котором жила Танюша с дедушкой и бабушкой. А вместо бычка и тех зверей, которые к нему приходили, будут вот эти кружки (чёрный, коричневый, серый и белый). Давайте подумаем, какими кружками мы будем обозначать наших сказочных зверей». После того, как заместители выбраны, дети рассказывают сказку у доски, отбирая соответствующие кружки и располагая их на игровом поле, тем самым, создавая пространственную модель двигательного типа.

При знакомстве со сказкой «Рукавичка» дети выбирали заместители не по цвету, а по величине. На доске в центр прикреплялась бумажная рукавичка, в угол семь полосок разной длины, дети подбирали заместители ко всем  персонажам сказки, обосновывая свой выбор: маленькая полоска - это мышка, полоска побольше - зайчик, самая большая - медведь. Таким образом, в основе пересказа сказки «Рукавичка» выступала наглядная пространственная модель сериационного типа (раскладывание полосок от самой маленькой до самой большой).

В дальнейшем дети успешно рассказывают сказку с помощью моделей.

Результаты:

Использование моделирования при рассказывании сказки заметно облегчает дошкольникам овладение связной речью. Наличие зрительного плана делает рассказы чёткими, связными и последовательными.

Таким образом, усвоение дошкольниками различных форм символизации и приёмов наглядного моделирования помогают ребёнку выражать свою объективную позицию по отношению к действительности, служат основанием для последующего развития познавательных и творческих способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством обучения рассказыванию с использованием моделирования.

Опыт работы по развитию речи детей для воспитателей  и родителей старших дошкольников....

Использование моделирования в обучении детей рассказыванию

Одним из самых эффективных приемов обучения рассказыванию является прием моделирования. По проблемам моделирования широкую известность приобрели работы Л. А. ВенгераМодель - это схема явления, отражаю...

Использование моделирования в обучении детей рассказыванию

Эта статья отнесена к разделу развитие речи. Она поможет воспитателям развить связную речь дошкольников, память, логическое мышлениеВоспитатели будут развивать умение детей запоминать стихи, рассказы,...

Использование моделирования при обучении детей с нарушением зрения рассказыванию.

Использование моделирования при обучении детей с нарушением зрения рассказыванию....

Конспект НОД по речевому развитию детей среднего возраста с использованием моделирования.Тема: Рассказывание сказки «Зимовье зверей».

Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками, учить понимать содержание, сопереживать героям. Формировать способность к наглядному моделированию. Помочь детям усвоить последовате...

Использование наглядного моделирования при заучивании стихов и рассказывании сказок

использование наглядного моделирования при заучивании стихов и рассказывании сказок...

Консультация «Использование моделирования при рассказывании».

использование моделировния при ассказывании...