Использование моделирования в обучении детей рассказыванию
консультация по развитию речи на тему

Эта статья отнесена к разделу развитие речи. Она поможет воспитателям развить связную речь дошкольников, память, логическое мышление

Воспитатели будут развивать умение детей запоминать стихи, рассказы, сказки. 

А потом дети с помощью картинок (придуманных ими совместно с воспитателями) смогут  перессказывать художественные произведения..

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modelirovanie_v_obuchenii_rasskazyvaniyu.doc.doc872 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

(ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ)

__________________________________________________________________

443026, г. Самара, ул. ул. Красноглинское шоссе, 29, тел./ факс (846) 950-40-73, e-meil: teremok254@mail.ru

Использование моделирования в обучении детей рассказыванию

материал подготовила: Шитова Надежда Борисовна,

                                         воспитатель 1 категории

В интеллектуальном развитии ребенка, для обогащении его творческих способностей большую роль играет использование в учебном процессе символики, которая позволяет учебный материал превращать в игру. Исследователи давно обратили внимание на то, что детский рисунок в большинстве случаев представляет собой схему. Ребята обычно легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими. Дошкольный возраст характеризуется высокой способностью к запоминанию, память в основном носит непроизвольный характер.

Был проведен такой эксперимент: ребят учили использовать картинки в качестве опоры для запоминания словесного материала. И это привело к тому, что они стали более четко осознавать вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала.

Можно прийти к выводу, что использование символической аналогии при пересказе, заучивании наизусть облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики».

Маленький ребенок очень пластичен и легко обучаем, но порой на занятиях бывает трудно удержать его внимание - карточки с символикой вызывают интерес и помогают решить проблему.

Итак, графическая аналогия - это обозначение каким-либо символом реального образа или предмета по общим для них признака

Например:           Люди:        женщина,        девочка

   Сидящие животные:        собака,        кошка,        пopocенок

Применяя графическую аналогию, мы учим детей умению видеть самое главное (так называемый прием «свертывания»). С чего начинать?

А. М. Страунинг, доктор педагогических наук, в своей книге «Методы активизации мышления» советует: «Начните с самого простого, поиграйте с детьми в игру

"Что в круге?" В этой игре вы научите детей условному изображению любых предметов, умению их классифицировать.

Нарисуйте на доске, например, кружочки (это могут быть и треугольники, и квадраты - любая геометрическая фигура) и при этом перечисляйте: "Это яблоко, это груша, это слива" и т. д. Потом обводите это большим кругом и спрашиваете: "А где все это бывает? Тогда круг - это что?"

Далее дайте детям возможность перечислить все варианты: круг -это сад, корзина, ваза, магазин, рынок, блюдо, натюрморт… Когда иссякнут детские ответы, говорите: "Нет, это не фрукты, это …», - можете перечислить несколько вариантов названий предметов мебели. Тогда большим кругом будет квартира, склад, магазин, детский сад и прочее. Или - в круге овощи, птицы, цветы, деревья, игрушки, даже сами дети здесь большой простор для работы. Главная цель игры - показать детям, что предмет можно обозначить геометрической фигурой.

Потом можно пойти дальше - предложить обозначить предметы не любой формой, а той, которая по внешнему виду напоминает перечисленное. Например, овощи, фрукты - кружочком; мебель, книги, дома - прямоугольником; человека - треугольником. Этим вы закрепляете у детей умение видеть абстрактный образ объекта.

Далее можно поиграть линией. Читая детям любое произведение, предложите быстро нарисовать портрет героя, его образ, выделив в нем самое главное, то, что для него характерно. Необходимо обязательное ограничение времени на изображение: это может быть небольшая пауза в чтении, или можно договориться с ребятами, что они рисуют, пока взрослый или ребенок читает до конца предложение. Это необходимо, чтобы ваши воспитанники при рисовании не увлекались подробностями в изображении.

Поработайте так некоторое время, пока дети освоят разные начертания линий-характеров. Можно предложить им нарисовать портрет соседа, товарища или ваш.

Рассматривая с ребенком линии, спросите: "А почему такая? Какая по характеру эта линия?" И вы услышите очень много о своем характере о том, кого малыш изображал. Притворитесь непонимающей - посоветуйте разъяснить. Дети делают это с удовольствием. Здесь и развитие речи и составление описательных рассказов по памяти, по признакам.

Далее, когда ребята научатся изображать окружающие предметы, героев произведений символами, можно предложить составить модель сказки. Детям даются длинные узкие листочки (на них удобнее располагать действие последовательно) и любой одноцветный карандаш. Читая или рассказывая сказку, предложите им "записать" ее так, как записал бы ее древний человек, который не знал буквы ... "»

Составлять карточки-символы необходимо совместно с детьми. Чаще всего удобнее делать это вне занятий или на занятии, предшествующем данному. На самом же занятии по пересказу или заучиванию вводятся 1,2 иногда 3 новых символа или дополнительный к уже известному символу. Нельзя забывать, что число линий в символической аналогии должно быть минимальным.

• В младших группах, когда ребятишек только начинают знакомить с символической аналогией, воспитатель может предложить им карточки на выбор. Например: солнышко,                   солнышко светит

Или покажите карточку и спросите: «На что это похоже?» I О I

Ответы будут разнообразными: мяч, круг, колесо ... солнышко. Солнышко - замечательно!

- А давайте, ребята, сделаем так, чтобы это солнышко нам светило.

Малыши обязательно скажут, что не хватает лучиков. Вот и родился новый символ.

• Начиная со средней группы, когда у ребят уже имеются более широкие понятия об окружающем мире, их самих привлекают к составлению карточек-символов. Это можно делать в свободное от занятий время. Ребенок самостоятельно придумывает свой символ, затем при коллективном обсуждении группа детей выбирает наиболее подходящий.

• Привлекать к составлению символов можно и на занятиях. Возьмем рассказ В. Осеевой «Плохо». Воспитатель выставляет ранее известную карточку и предлагает выделить характерные черты персонажа. Ребята дополняют изображения на карточках сами и объясняют, почему так, а не иначе.

         Собака лаяла         Собака яростно лаяла

Очень удобно использовать прием эмпатии. Например, при помощи наводящих вопросов воспитателя ребенок входит в роль собаки, которая лает    «... яростно, припадая на передние лапы ...», или показывает взъерошенного котенка, у которого шерстка приподнята кверху:

Можно взъерошить волосы одному из детей, и тогда ни у кого не останется сомнений, что взъерошенный котенок будет выглядеть именно так.

• При составлении карточек-символов, обозначающих действия, или состояния (весело, яростно, жалобно и т. д.), для более полного понимания необходимо с детьми поиграть, воспроизвести действие на эмоционально-жестовом уровне.

• При заучивании наизусть символами можно заменить почти каждое произносимое слово: Потешка «Солнышко» (2-я младшая группа)

• Применение карточек-символов требует учета возрастных особенностей детей. Например, словесная аналогия возможна в тех группах где дошкольники уже знакомы с буквами и умеют или учатся читать.

А. Плещеев «Сельская песенка» (рекомендовано для заучивания наизусть в старшей группе). некоторые слова советуем заменять соответствующей буквой или оставлять крупно напечатанными на карточке.

  Иногда символическая аналогия позволяет записать целое предложение на одной карточке. Но если мы хотим обратить особое внимание детей на какие-то слова (предположим, слова, обозначающие действия), то их желательно вынести на отдельную карточку.

Например, текст Н. Герлит «Я считаю» (рекомендовано для заучивания наизусть в старшей группе) перевести в символы можно так:

 

При заучивании более сложного текста некоторые слова советуем заменять соответствующей буквой или оставлять крупно напечатаными на карточке.

А. Плещеев «Сельская песенка»

(рекомендовано для заучивания наизусть в старшей группе).

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей ...

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

Дам тебе я зерен,

А ты песню спой,

Что из стран далеких

Принесла с собой…

 

Отрывок из стихотворения М. Джалиля

                      «Осень»

(рекомендовано для заучивания

наизусть в подготовительной группе)

... Солнце спряталось за облаками,

И не слышатся трели пичуг,

Гуси дикие за вожаками

Потянулись печально на юг.

 

• Для пересказа среднего по величине текста символами можно выделять главные опорные слова.

Сказка «Три дочери»

- Жила в давние времена одна женщина.    

 И 6ыло у нее три дочери

В результате пересказ ведется по схеме:

1-. часть:

2-. часть:

Воспитатель рассказывает сказку. Дети выставляют на наборном полотне карточки-символы, приготовленные ими на предыдущем занятии.

- Жила в давние времена одна женщина. И было у нее три дочери. Много приходилось работать женщине, чтобы одеть, обуть и прокормить дочерей. Дочери росли послушными, красивыми. И вышли они все замуж, разъехались, и осталась мать одинокой.

Вот прошел год, другой, третий. И получилось так, что заболела мать.

и зовет она белку             , которая жила неподалеку                  

- Белка, белка, позови ко мне моих дочерей!

Белка сразу же побежала выполнять просьбу. Прибежала бел,а старшей дочери                    постучала в окно            

«Ой, - сказала старшая дочь, выслушав белку, - я сразу же к маме бы побежала, да вот тазы                 надо чистить». А она и вправду тазы чистила.

«Ах так, - рассердилась белка, - тогда и не расставайся вовек со своими тазами!» Только сказала - вмиг захлопнулись тазы, и превратилась старшая дочь в черепаху                

А. белка тем временем к средней дочери       побежала. Передала ей печальную весть о матери.

«Эх, побежала бы я к матери, да вот холст       надо к ярмарке доделать». А она и вправду холст ткала.

«Ах так, - рассердилась белка, - ну тогда всю свою жизнь только это и делай, холсты тки!» Сказала так, и средняя дочь мигом превратилась в паука.

А когда белка в окошко к младшей дочери постучала, та тесто месила

Как услышала она, что матери плохо, руки вытереть не успела - побежала к ней.

«Доброе у тебя сердце, - сказала белка. - Так пусть же люди к тебе добрыми всегда будут. Живи, милая, счастливо и людей делай счастливыми. И люди будут любить тебя и добро твое никогда не забудут».

Так оно и стало.

Воспитатель просит одного из ребят, хорошо владеющих речью, пересказать начало сказки.

Рекомендуем прежде повторить трудные слова и красивые, меткие выражения: в давние времена, разъехались, одинокой, неподалеку, тазы, не расставайся вовек.

Далее следует пересказ второй части сказки. Вызывается желающий.

И наконец пересказывается вся сказка целиком. Опорой по-прежнему служат картинки-символы, часть из которых по желанию детей или предложению педагога может быть убрана. 

картинки

После полного пересказа сказки одним из ребятишек воспитатель

проводит анализ прочитанного.

 

- Ребята, вам нравится конец сказки?

-Нет.

- Почему?

- Жалко дочерей, которые превратились в черепаху и паука.

- Как вы думаете, может ли мать простить своих дочерей? В каком случае? Ведь она очень переживает из-за того, что старшие дочери так наказаны и на всю жизнь останутся черепахой и пауком. Дочки наверняка осознали свою вину перед матушкой, только не знают, как ей теперь помочь да как снять с себя заклятие. Давайте подумаем! Что может сделать полезного черепаха? Кто скажет?

- Собрать лекарственные травы для матери!

- Принести ей букетик полевых цветов!

        - А паук? Что он умеет?         .

- Паук плетет паутинки, значит, сможет сплести шаль для мамы, чтобы ей было тепло!

- А еще коврик под ноги! - Платье теплое и носки!

- Да, нелегко пришлось· черепахе. Обошла она немало лугов, лесов

солнечных полянок. Собрала много самых полезных лекарственных трав Напоила маму ароматным, душистым чаем.

А паучиха дни и ночи плела из своей паутины красивую, ажурную шаль. Тепло ее рук согрело душу матери. Скоро она выздоровела, черепаха и паучиха превратились в девушек-красавиц, в добрых и заботливых дочерей.

А мы все вместе помогли героям сказки умными советами.

• Не полностью заменять слова символами можно при заучивании стихотворения, в котором есть повторяющиеся несколько раз словосочетания.

«Иртэк иртук»   Р. Миннуллин

Разбужу я солнышко               Пусть будет светло.        

 Разбужу я сад                                            Пусть будет сладко.    

Разбужу я маму                       Пусть будет тепло.

Разбужу я птиц                       Пусть будет песенно.

Очень длинный текст удобно пересказывать по схеме-плану. Покажем это на примере сказки К. Ушинского «Умей обождать» (рекомендовано для пересказывания в средней группе). Текст можно разделить на такие части.

l-ю часть назовем: «Петя и зеленая смородина» (ягоды смородины на карточке обозначим зеленым цветом);

2-ю часть - «Петя и ручей»;

3-ю часть - «Петя и коньки» .

Карточки-символы характеризуют каждую часть и дают возможность

не упустить главную мысль произведения.

Для более глубокого эмоционального восприятия новой сказки или рассказа также можно использовать символическую аналогию. Чаще всего это описания сказочных героев и относящихся к ним предметов.

К. Ушинский «Лиса Патрикеевна»

... У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлете. Шубка тепленькая. Шерсть пушистая, золотистая. На груди жилет, на шее белый галстучек.

         Использовать символы можно не только на занятиях по рр, но и на занятиях по ознакомлению с окружающим. В подготовительной группе с помощью элементарных опорных схем учили устанавливать связи м/д приспособленностью животного к среде и месту обитания, выделять существенные признаки.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование моделирования в обучении детей рассказыванию

Одним из самых эффективных приемов обучения рассказыванию является прием моделирования. По проблемам моделирования широкую известность приобрели работы Л. А. ВенгераМодель - это схема явления, отражаю...

Использование моделирования при обучении детей с нарушением зрения рассказыванию.

Использование моделирования при обучении детей с нарушением зрения рассказыванию....

Использование моделирования в обучении детей рассказыванию

Одним из самых эффективных приемов обучения рассказыванию является прием моделирования, который позволяет развивать одновременно много познавательных процессов: память, мышление, восприятие, вооб...

Использование мнемотаблиц при обучении детей рассказыванию.

Мнемотехника позволяет решить ряд задач: развивать у детей умение понимать и рассказывать знакомые сказки, обучать детей правильному звукопроизношению.Развивать у детей умственную активность, сообрази...

Использование мнемотехники при обучении детей рассказыванию и развитию диалогической речи

Самый чувствительный период для развития интеллектуальных и творческих способностей детей – это период от 3-х до 9-ти лет. В этот период активно развиваются психические функции дошкольника...

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Технология наглядного моделирования при обучению детей рассказыванию"

На этом мастер -классе  педагоги познакомятся с применением технологии моделирования в обучении детей рассказыванию...