Технологическая карта «ОРФ – подход в музыкальном развитии детей дошкольного возраста»
план-конспект занятия по музыке (средняя, старшая, подготовительная группа)

Туркина Ирина Ивановна

Технологическая карта организованной образовательной деятельности

по «Художественно – эстетическому развитию» (Музыкальная деятельность)

«ОРФ – подход в музыкальном развитии детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta._turkina_i.i.docx32.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта организованной образовательной деятельности

по «Художественно – эстетическому развитию» (Музыкальная деятельность)

«ОРФ – подход в музыкальном развитии детей дошкольного возраста»

Составила:

Музыкальный руководитель:

Туркина И.И.

2023 г.

Технологическая карта разработана в соответствии:

  • Примерной основной образовательной программой дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016. – 368 с.;
  • Парциальной программой - пособие для музыкальных руководителей детских садов «Праздник каждый день» Коспекты музыкальных занятий с аудиоприложением (2 CD) СРЕДНЯЯ ГРУППА. И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева, 2015/ издательство «Композитор-Санкт-Петербург», 2007;
  • По собственной, разработанной методической программе «Использование элементов системы обучения Карла Орфа в работе музыкального руководителя ДОУ».  

           При организации совместной деятельности педагогов и детей используется принцип интеграции образовательных областей (ОО «Социально – коммуникативное развитие»,  ОО «Речевое развитие»).

  • Методы:  (метод мотивирование детской деятельности, метод показа педагога движений и жестов, наглядно – слуховой, наглядно – зрительный, словестный метод, практический метод);  
  • Приемы: беседа, игра, сюрпризный момент (сундучок, загадки), использование мультимедии, демонстрация схем и музыкальных инструментов, «поъяснение», «объяснение».

Данные методы и приёмы направлены на эмоциональную настройку, на восприятие произведений, на формирование творческих способностей (самостоятельности, музыкальности), развития коммуникативных навыков (коллективного, дружеского взаимодействия друг с другом),  вокально - хоровых навыков (чувство ритма, динамического и тембрового слуха), развития речи.

Образовательные технологии: Использование здоровьесберегающих технологий (песенка – приветствие с использованием  движений; песенка – потешка с использованием жестов); элементы орф – технологий (использование жестов в потешке, игра на детских шумовых инструментах); личностоно – ориентированный подход (дать детям возможность выбрать инструмент для игры).

Цель: Формировать чувство ритма детей, посредством жестов и детских шумовых инструментов.

Задачи:

Образовательные:

  • Приобщить детей к раскрытию игровых образов посредством речи,  музыки и движения.
  • Формировать чувство ритма посредством музыки, жестов, игры на детских шумовых инструментах потешки;
  • Формировать навык музицирования на детских шумовых музыкальных инструментах (ложках, ритмических палочках, трещотке).
  • Учить детей выражать звучанием инструментов героев потешки чётко под музыку и текст.

Развивающие:

  • Развивать речь, с помощью проговаривания и пропевания текста потешки, чётко артикулируя;
  • Развивать творческое мышление.
  • Развивать у детей коммуникативные отношения.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к музыкально – творческой деятельности.
  • Воспитывать у детей интерес к фольклорным, народным произведениям, формируя вокально – хоровые навыки (чувство ритма, динамический слух, тембровый, чувство лада), расширяя музыкальные впечатления.

Планируемые результаты ООД:

  1. Привлечение внимания, мотивирование детей на творческую деятельность;
  2. Формировать у детей эмоциональный настрой, позитив, интерес к музыкально – игровой деятельности;
  3. Формируется представление образов Коли и Саши из потешки;
  4. Расширение музыкальных впечатлений;
  5. Знакомятся с различными приёмами жестов (хлопки, шлепки, щелчки)
  6. С интересом отвечают на вопросы музыкального руководителя;
  7. Повторяют названия знакомых шумовых инструментов;
  8. Проявляют творческий интерес к музицированию;
  9. Учатся музицировать самостоятельно под музыкальное сопровождение в соответствии с текстом;
  10. Формируются вокально – хоровые навыки (чувство ритма, динамический слух, тембровый слух).
  11. Продолжают развивать речь, чёткость дикции, артикуляционный аппарат.

Этап, его

продолжитель

ность

Задачи этапа

Содержание

Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности

Результат

Мотивационно – побудительный

(2 мин.)

Организовать внимание детей.

Муз. рук.: Здравствуйте, ребята! Предлагаю вам всем встать в круг и поприветствовать друг друга.

Песенка - приветствие

«Здравствуйте ладошки»

(с движениями и звуками).

Здравствуйте, ладошки - хлоп, хлоп, хлоп.
Здравствуйте, сапожки - топ, топ, топ.
Здравствуй, острый каблучок - цок-цок-цок.
И малышка светлячок - с-с-с-с-с-с.
Здравствуй, маленький теленок - мууу-мууу.
Здравствуй, грязный поросенок - хрю, хрю
Здравствуй, сонная ворона - кар, кар.
Здравствуй, поезд у перрона - чух-чух-чух!
Добрый день ручным часам - тик-так, тик-так.
Звонким детским голосам - ааааа!
Здравствуйте, мои друзья - ты и я!
Здравствуйте, мои друзья - ты и я!

Наглядно - зрительный метод.

Приём «Показ» педагога

Привлечение внимания,

мотивирование на творческую деятельность.

Организационно – поисковый

 (5 мин.)

Развивать речь, с помощью пропевания текста потешки, чётко артикулируя.

М.р.: Ребята, мы с вами недавно учили одну очень интересную песенку. Я знаю, что она вам тоже очень нравится. Посмотрите на экран, и постарайтесь узнать её по картинке.

Дети, сидя на стульчиках, рассматривают картинку.

Дети: Это «Чики – чикалочки!»

Муз. рук.: Верно! А давайте вспомним её и споём. (Муз. рук. подигрывает на синтезаторе)

Пение «Чики – чики, чикалочки» рус. нар. потешка

Муз. рук.: Ребята, вы любите играть?

Дети: Да.

Муз. рук.: Сегодня я предлагаю вам поиграть с этой песенкой различными способами. Хотите попробовать эти способы?

Дети: Да!

Беседа.

Наглядно – слуховой.

Формировать у детей эмоциональный настрой, позитив,

интерес к музыкально – игровой деятельности.

В игровой форме представляют образы Коли и Саши из потешки.

Расширение имеющихся  представлений.

(4 мин.)

Приобщить детей к раскрытию игровых образов посредством речи, движения (жестов) и музыки.

Формировать чувство ритма, посредством жестов (хлопки, шлепки, щёлканье язычком).

Работа над  

чёткостью дикции, артикуляции.

Развивать творческое мышление.

Муз. рук.: Посмотрите на слайд. На слайде показана схема (два хлопка, шлепок по ножке и хлопок, в конце потешки щелчки язычком). Давайте, смотря на эту схему потренируемся. (Тренируются по схеме)

А теперь приготовьте ладошки, будем хлопать и по коленочкам шлёпать. Посмотрите, как я это сделаю, а потом попробуем вместе пропеть. 

Проговаривание с помощью жестов потешки

 «Чики-чики, чикалочки» рус. нар. прибаутка

Чики-чики, чикалочки, (хлоп-хлоп, шлёп-хлоп)

Едет Коля на палочке, (хлоп-хлоп, шлёп-хлоп)

Сашенька в тележке  (Хлоп-хлоп, шлёп-хлоп)

Щёлкает орешки.      (Хлоп-хлоп, шлёп-хлоп)М.р.: Итак, мы жестами сейчас поиграли и показали эту потешку. Сейчас мы поиграем с вами другим способом. У меня есть волшебный сундучок. Хотите узнать, что в ней лежит?

Дети: Да.

Муз. рук.: Давайте, скажем волшебные слова вместе и она откроется, узнаем, что в ней лежит.

Повторяйте за мной: «Тук – тук - тук, чок – чок – чок, открывайся сундучок».

Сундучок не открывается

Муз. рук.: Не хочет сундучок открываться. Но здесь ребята, я нашла загадки. Отгадайте их. Может тогда сундучок откроется.

Ребята загадки про музыкальные инструменты.

***

За обедом суп едят,

К вечеру заговорят.

Деревянные девчонки,

Музыкальные сестрёнки.

Поиграй и ты немножко

На красивых ярких...  (ложках)

***

На ремне в рядок висим,
Сухо, весело трещим.
Ритм отстукивает чётко
Звонкий инструмент … (трещотка)

***

Друг об друга мы стучим

Ничего не говорим

Чётко ритм мы бьём

Песенку поём          (палочки деревянные)

Муз. рук.: Сейчас проверим, правильно ли мы загадки отгадали. Скажем волшебные слова сундучку:

«Тук – тук - тук, чок – чок – чок, открывайся сундучок».

Сундучок открывается

Использование игрового момента.

Сюрпризный момент (сундучок, использование загадок),

Показ педагога жестов (хлопки, шлепки, щёлканье язычком)

Демонстрация слайдов и схем потешки.

Приём «Пояъсне

ние», «Объяснение».

Расширение музыкальных впечатлений.

Знакомство с различными приёмами  жестов (хлопки, шлепки по коленочкам, щёлканье язычком).

С интересом отвечают на вопросы музыкального руководителя.

Практическая работа

(7 мин.)

Формировать навык музицирования на детских шумовых музыкальных инструментах (ложках, ритмических палочках, трещотке).

Развивать у детей коммуникативные отношения.

Учить детей выражать звучанием инструментов героев потешки чётко под музыку и текст.

Муз.рук.: Отгадали мы ребята, инструменты?

Дети: Да.

Муз. рук.: Ну, что предлагаю вам каждому выбрать инструменты.

Дети выбирают инструменты.

Муз. рук.: Молодцы. Садитесь на стульчики. Сейчас я буду играть на синтезаторе потешку «Чики-чики, чикалочки!», а вы попробуйте поиграть так: Когда мы будем петь про Колю, играть будут палочки, а когда про Сашеньку, который едет в тележке – ложки. А в конце, когда мы перестанем все петь, будет играть трещотка. Она нам покажет, как едет тележка. Договорились?

Дети: Да.

Муз. рук.: Тогда попробуем.

Потешка «Чики-чики, чикалочки!» рус. нар. прибаутка

(игра с музыкальными инструментами)

1 раз: Пробный вариант.

2 раз: Игра – Концерт (стоя у стульчиков)

Наглядно – зрительный, наглядно -  слуховой метод.

Демонстрация музыкальных инструментов.

Практический метод.

Обыгрывание потешки.

Повторяют названия знакомых шумовых инструментов.

Проявляют творческий интерес к музицированию.

Учатся музицировать самостоятельно под музыкальное сопровождение в соответствии с текстом.

Заключительный этап.

Рефлексия

(2 мин.)

Формировать умения детей высказывать и анализировать  своё мнение о творческой деятельности.  

Обобщение полученных детьми знаний, умений и навыков.

Муз.рук.: Ну, что ребята? Понравилось вам играть сегодня?

Дети: Да.

Муз. рук.: Какой вариант игры вам больше понравился? Когда мы с жестами показывали, или играли потешку на муз. инструментах?

Дети: Мне понравился с жестами. Мне с инструментами. (У каждого свой вариант ответа).

Муз.рук.: Что нового вы сегодня узнали?

Дети: Что можно эту потешку, показать с помощью жестов.

Муз. рук.: Что вам показалось трудным.

Дети: С жестами показывать потешку. 

Муз.рук.: Мне сегодня тоже понравилось с вами играть по разному эту потешку. В следующий раз попробуем ещё на других инструментах поиграть или добавим в жестах ножки. Спасибо вам огромное, до свидания!

Беседа.

Словесный метод

Личностно – ориентированное взаимодействие с детьми.

Формируются вокально -  хоровые навыки (чувство ритма, динамический слух, тембровый слух).

Продолжает развиваться речь, чёткость дикции, артикуляционный аппарат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическая карта (лист развития) развития музыкально – художественной деятельности детей старшей группы. Диагностика проведена по журналу « Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы»

Методическая разработка Совместная работа музыкальных руководителей Гагаевой Ольги Викторовны и Кастулиной Лады АлександровныОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «МУЗЫКА» РАЗДЕЛ «РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ...

Конспект занятия по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (Музыкально-ритмическая деятельность) для детей старшего возраста "Приобщение детей к фольклору посредством народной игры"

Цель занятия: посредством народной игры вызвать интерес ребенка к русскому народному фольклору, приобщать к русским народным традициям....

Технологическая карта открытого занятия непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию "Чудо-снежинка" во второй младшей группе

Открытое занятие проведено по лепке. Цель: Знакомство детей с нетрадиционной (смешанной) техникой лепки с использовананием ватных палочек....

Технологическая карта открытого занятия непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию "Бублики-баранки" во второй младшей группе

Открытое занятие по лепке"Бублики-баранки". Цель: Вызвать интерес у детей к лепке баранок и бубликов; формировать у детей умение раскатывать столбики (цилиндры) и замыкать в кольцо; показать...

Технологическая карта мероприятия НОД по образовательной деятельности «Художественно-эстетическое развитие» Тема: «Птица счастья»

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие», лепкаПедагогическая цель: создание изображения птицы из пластилина.Задачи: расширять представления о птицах (...