Конспект образовательной деятельности по речевому развитию "Февральская лазурь"
план-конспект занятия по развитию речи
Цель: ознакомление детей с картиной известного художника И.Э. Грабарь «Февральская лазурь»
Образовательные задачи: учить детей внимательно рассматривать художественное полотно; учить понимать содержание картины; формировать интерес к средствам пейзажной живописи; упражнять в образовании имен прилагательных от имен существительных.
Развивающие задачи: развивать творческое воображение, память, мышление; развивать способность видеть и чувствовать состояние зимней природы и эмоционально откликаться на него, выражая чувства, впечатления в детском творчестве; активизировать словарь детей;
Воспитательные задачи: воспитывать понимание красоты произведений искусства, потребность общения с ними; воспитывать желание заниматься творчеством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_obrazovatelnoy_deyatelnosti_po_rechevomu_razvitiyu.docx | 19.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей 5-6 лет на тему: «Ознакомление с картиной И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»
Цель: ознакомление детей с картиной известного художника И.Э. Грабарь «Февральская лазурь»
Образовательные задачи: учить детей внимательно рассматривать художественное полотно; учить понимать содержание картины; формировать интерес к средствам пейзажной живописи; упражнять в образовании имен прилагательных от имен существительных.
Развивающие задачи: развивать творческое воображение, память, мышление; развивать способность видеть и чувствовать состояние зимней природы и эмоционально откликаться на него, выражая чувства, впечатления в детском творчестве; активизировать словарь детей;
Воспитательные задачи: воспитывать понимание красоты произведений искусства, потребность общения с ними; воспитывать желание заниматься творчеством.
Оборудование: репродукция картины И. Грабаря «Февральская лазурь», либо экран, и ПК, аудиозапись пьесы «Февраль. Масленица» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского, стихотворение С. Есенина «Береза».
Раздаточный материал: альбомные листы, акварельные краски, кисточки.
Предварительная работа с детьми: наблюдение за деревьями, небом на прогулке, рассматривание картин разных жанров, чтение художественной литературы, рисование;
Организация детей на занятии:
Структура НОД:
- Вводная часть: эмоционально – игровой настрой на совместную деятельность: приветствие детей, сюрпризный момент (залетела снежинка). (3 минуты)
- Основная часть: загадывание загадки, артикуляционно-дыхательное упражнение «Зима», игра «Зима какая?», чтение стихотворения С. Есенина «Белая береза», беседа с детьми, рассматривание картины, динамическая пауза. (15 минут)
- Заключительная часть: прослушивание аудиозаписи, рисование пейзажа, рефлексия. (7 минут)
ХОД НОД
- Вводная часть. (3 минуты)
Организационный этап. Эмоционально- игровой настрой на совместную деятельность.
Воспитатель:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется –
Доброе утро, ребята! Меня зовут Анастасия Юрьевна. Я очень рада видеть вас, таких красивых, добрых и с хорошим настроением! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера! А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу!
Ребята, к нам в группу залетела снежинка. Снежинка не простая, а с загадкой. Вы любите отгадывать загадки?
Дети: да!
II Основная часть (15 минут)
Воспитатель: Тогда послушайте:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Что это?
Дети: Зима!
Воспитатель: Правильно. А как можно ласково назвать зиму?
Дети: Зимушка.
Воспитатель: Правильно. Наша природа очаровательна и прекрасна в любое время года, но особенно сказочной и таинственной она становится с приходом белоснежной зимы. Ребята, вам нравиться зима? Почему?
Дети: Идет снег, можно кататься на лыжах, санках, с горки.
Артикуляционно-дыхательное упражнение «Зима»
Воспитатель: А сейчас выполним с вами дыхательное упражнение, повторяйте за мной
Мороз трещит [ щщщщщ] (громко, тихо)
Ветер свистит [cccccccccc] (громко, тихо)
Вьюга завывает [ууУУУУУУуу] (громко, тихо)
Лошадка на санях детей катает
Погреем ладошки [ххххххххх] (сильно, слабо)
Игра «Зима какая??»
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам поиграть в такую игру: я буду называть признаки зимы, а вы будете отвечать на вопрос: какая зима?
Если зимой холодно, то зима какая?
Дети: холодная!
Воспитатель: Если зимой много снега, то зима какая?
Дети: снежная!
Воспитатель: если зимой сильные морозы, то значит зима какая?
Дети: морозная!
Воспитатель: если часто гуляет вьюга, значит зима какая?
Дети: вьюжная.
Воспитатель: если на улице стужа, студено, значит зима какая?
Дети: студеная.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы так много рассказали о зиме. Это чудное, сказочное время года восхищало талантливых людей на создание настоящих шедевров.
Чтение стихотворения С. Есенина «Белая береза»
Послушайте, пожалуйста, как описывает красоту зимней природы Сергей Есенин.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Вам понравилась есенинская березка?
Дети: да.
Воспитатель: А вот какой увидел березку зимой художник Игорь Грабарь.
Рассматривание картины, беседа по картине
Рассмотрите репродукцию картины. Какими словами из стихотворения Есенина ее можно описать?
Дети: принакрылась снегом, точно серебром, ветки пушистые.
Воспитатель: Художник Игорь Эммануилович Грабарь очень любил зиму. Однажды зимой он приехал на дачу. Ночью был сильный мороз. Утром, выглянув в окошко, художник увидел чудную зимнюю картину и сказал сам себе: «Скорее, скорее написать, пока ветер, метель и вьюга мне не помешали!». Художник рисовал, а зимушка-зима ходила вокруг него и напевала свои песенки. Так и появилась картина, ставшая знаменитой во всем мире, - «Февральская лазурь». Рассмотрите, пожалуйста, внимательно картину и скажите, ребята, о чем эта картина?
Дети: художник передает красоту зимнего дня.
Воспитатель: Как вы думаете, к какому жанру живописи она относится?
Дети: пейзаж.
Воспитатель: Правильно. Какой февральский день изобразил художник?
Дети: солнечный, морозный, ясный, зимний день.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая береза на переднем плане картины?
Дети: береза белоствольная, пышная, ветвистая, высокая, густая, нарядная, стройная, она занимает главное место на картине.
Воспитатель: Рассмотрите небо. Как меняется цвет неба, какое оно наверху, какое у горизонта? Есть ли на нем облака?
Дети: Небо высокое, чистое, прозрачное, темно-синее, серое, серо-голубое на горизонте, облаков нет.
Воспитатель: Молодцы. Посмотрите на снег. Много ли его? Какого он цвета на солнце? А в тени?
Дети: Снега много, он блестит на солнце, сверкает, он яркий, голубоватый на солнышке – это как отражение от неба.
Воспитатель: Рассмотрите задний план картины. Что виднеется на горизонте? Что можно сказать о других березках?
Дети: На горизонте темнеют тонкие, с белым стволом березы.
Воспитатель: Что вы чувствуете, когда смотрите на картину? Мне, например, хочется подойти к березе, потрогать ее.
Дети: хочется прижаться к стволу березы, подышать морозным воздухом.
Воспитатель: Как бы вы еще назвали эту картину?
Дети: «Белая береза», «Зимний день».
Воспитатель: Хорошо. А как вы думаете, почему художник назвал картину «Февральская лазурь»? Что такое лазурь?
Дети: лазурь – светло-синий цвет неба, моря.
Воспитатель: Правильно. Хотя в центре картины находится береза, наш взгляд приковывает чистое, прозрачное, голубое небо. Именно его цветовой гамме художник уделил большое внимание.
Динамическая пауза.
Воспитатель: Ребята, давайте представим, что мы на улице возле этой красавицы березы.
Потихоньку пойдем, в хоровод мы встанем (становятся в хоровод),
И к березке подойдем в белом сарафане (идут в центр хоровода),
Разойдемся в круг большой (расходятся) и покружимся с тобой (кружимся),
Дует ветер на тебя (вдох- выдох)
И садятся птицы (приседают),
А на ветках у тебя иней серебрится (поднимаются, поднимают и опускают руки),
На дворе сейчас зима, -
Холодно, морозно (поглаживают плечи),
Шубу снежную надень, белая береза (кружатся).
Молодцы!
III заключительная часть (7 минут)
Воспитатель: Ребята, поэты в стихах, художники в картинках воспевают красоту природы. Послушайте, пожалуйста, пьесу П.И. Чайковского «Февраль» из цикла «Времена года»
Прослушивание аудиозаписи
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отправится в художественную мастерскую и нарисовать свой зимний пейзаж.
(Дети рисуют)
Воспитатель: Ребята, понравилось вам сегодняшнее занятие? С какой картиной мы познакомились?
Дети: «Февральская лазурь»
Воспитатель: Спасибо вам за интересные рисунки, все хорошо потрудились.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект образовательной деятельности по речевому развитию для первой младшей группы.
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для первой младшей группы на тему: «Подарочек для мамочки»....
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию
Конспект НОД по речевому развитию в старшей групп с использованием упражнений на развитие мелкой моторики....
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной к школе группе на тему: "Кто как к зиме готовится"
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей подготовительной к школе группе на тему: "Кто как к зиме готовится" направлен на достижение следующих результатов: 1) развитие интереса...
конспект образовательной деятельности по речевому развитию
Чтение сказки "крылатый, мохнатый да масленый"...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с элементами театральной деятельности в подготовительной группе «Мы артисты».
развитие выразительности речи через театрализованную деятельность....
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей в подготовительной группе (6-7 лет). Образовательная область «Речевое развитие». Тема «Путешествие на остров Знаний»
Тема: «Путешествие на остров Знаний»Цель: выявление уровня усвоения программных задач по речевому развитию: развитию речи, подготовка к обучению грамоте...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Рассматривание картины И.Э.Грабарь «Февральская лазурь» в старшей группе №5 компенсирующей направленности
Ведущим средством в речевом развитии детей дошкольного возраста, способствующим формированию навыка рассказа и пересказа, являются различные виды искусства, и в частности, пейзажная жив...