Конспект образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Рассматривание картины И.Э.Грабарь «Февральская лазурь» в старшей группе №5 компенсирующей направленности
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Панкова Татьяна Владимировна

Ведущим средством в речевом развитии детей дошкольного возраста, способствующим формированию навыка рассказа и пересказа, являются различные виды искусства, и в частности, пейзажная живопись.Рассматривая с детьми пейзажные картины, педагог,во-первых, учит их понимать замысел художника, настроение, переданное им в картине, учит определять изобразительные средства, которые использовал художник для передачи своего замысла;во-вторых, воспитатель пробуждает у детей интерес к пейзажной живописи, расширяя при этом их представления о природе в целом, и обогащая тем самым словарь детей.В- третьих учит детей описывать картину,  выражать словами впечатления, полученные от восприятия  пейзажа.В- четвертых задает вопросы, которые,  прежде всего,  должны заставить детей «по-новому взглянуть на картину: не механически отмечать в ней все изображенное, а пытаться увидеть главное, интересное с точки зрения художника».При рассматривании картины необходимо и поясняющее слово педагога. Оно помогает ребенку разобраться в ее содержании, углубляет восприятие. Однако постоянные объяснения затрудняют восприятие, смазывают впечатление от произведения. Педагог всегда должен помнить об этом.В работе с дошкольниками по формированию умений составлять описательные рассказы, могут быть использованы такие репродукции картин, как: «Грачи прилетели» А. Саврасов, «Аленушка» В. Васнецов, «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес» Иван Иванович Шишкин, «Золотая осень», «Март» И. Левитан и многие другие интересные композиции. Таким образом, можно сделать вывод, что пейзажная картина является эффективным средством развития связной монологической речи, так как живопись раскрывает перед детьми всю красоту, все тонкости окружающего мира, природы. Благодаря этому, ребенок дошкольного возраста способен научиться составлять связный последовательный описательный рассказ с опорой на свои впечатления и ощущения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fevralskaya_lazur.docx28.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад №19 «Светлячок»

г.Балаково Саратовской области

        

Конспект

образовательной деятельности

по речевому развитию

на тему:

«Рассматривание картины И.Э.Грабарь

«Февральская лазурь»

в старшей группе №5

компенсирующей направленности

Разработала и провела:

                                                                                                                               Воспитатель

Панкова Т.В.

Балаково

февраль 2024

Цель:  Приобщать детей к мировому изобразительному искусству. Формировать представление о пейзажной живописи.

Образовательные задачи:

  • Познакомить детей с картиной известного художника И. Э. Грабарь

«Февральская лазурь».

  • Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.
  • Упражнять детей в подборе относительных прилагательных. Обогащать словарь детей за счет красочных эпитетов сравнений.

Развивающие задачи:

  • Развивать художественное восприятие пейзажных картин, видение содержания и средств выразительности живописи: цветосочетания зимнего состояния природы, композиционного построения картины.
  • Развивать эстетические оценки, суждения, умение соотносить образы в живописи и поэзии

Воспитательные задачи:

Воспитывать чувство восхищения красотой живописи русских художников.

Словарная работа: пейзаж, красавица зимушка-зима, лазурь, лазоревый,

Предварительная работа: прогулки, экскурсии, наблюдение за живой природы, чтение художественной литературы, загадывание загадок о временах года, экскурсии вокруг детского сада, рисование;

Оборудование и материал: Картина И.Э.Грабарь «Февральская лазурь», музыкальное произведение П.И.Чайковский «Февраль», ноутбук, колонки, цветные полоски, дидактический материал к игре «Собери пейзаж», рамка из картона для рассматривая картины, «подзорная труба» по количеству детей.

Методические приемы:

Рассматривание картины, беседа по вопросам,  слушание музыкального произведения «Февраль» П.И.Чайковского, рассказ – образец воспитателя,

дидактическая игра, слушание музыки.

Ход занятия

Оргмомент.

(на заднем фоне спокойная музыка)

Воспитатель:                                                                                                                               Приложите руки к груди(показываю). Что Вы чувствуете? Да, это бьются Ваши сердца. Когда Вы спокойны сердце бьётся ровно, когда сердитесь – учащённо. Это сердце Вас предупреждает: «Остановись, успокойся, не злись». «Прости»,- просит оно. Давайте поможем нашему сердцу, будем дружить, не обижать друг друга. Наше сердечко будет биться ровно и спокойно.                                                                                                                   Воспитатель: Ребята, сегодня на улице морозно. А в нашей группе тепло, светло и весело. А весело нам от ваших улыбок, ведь каждая улыбка – то маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому мы с вами  почаще будем улыбаться друг другу  и дарить свою радость окружающим.

Проблемная ситуация

Воспитатель: Ребята, где можно увидеть снег, который никогда не тает? Осенние деревья, с чьих ветвей никогда не опадают листья? Вечерний закат, который не погаснет и через 100 лет. (на картинах , написанных художником). Художник разговаривает с людьми без слов: цветом, линиями, мазками. Но надо научиться понимать его язык.(картина накрыта)

Воспитатель: Ребята, из соседней группы нам принесли картину и обратились к нам за помощью.. Эта картина без подписи. Ребята не могут повесить картину в группе , так как они не знают название картины, и как зовут художника этой картины) . Они обратились к нам за помощью. Нам нужно узнать автора этой картины и её название. Сможем мы с вами помочь?!Как мы сможем это сделать?(рассмотреть картину и описать её). Нам нужно узнать автора этой картины и её название. Вот такая необычная просьба!

Сюрпризный момент

Воспитатель: Но посмотрите ребята, к картине прикреплена снежинка и на ней что-то написано :

«Ребята, прежде чем Вы откроете картину Вам нужно отгадать загадку (приглашаю детей сесть на коврик)

«Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки

Радость детям подарила

 И на санках прокатила.

Это? (зима)

Воспитатель: Ребята, а как ласково можно назвать зиму(зимушка)

Воспитатель: Наша Россия очаровательна  и прекрасна во все времена года, но особенно сказочной и таинственной она становится с приходом белоснежной зимы.                                                                                      Воспитатель: Ребята, сейчас я буду передавать снежинку по кругу,  каждый из вас должен подобрать красивое слово о зиме,  какая она зима?  ? (белоснежная, морозная, холодная, заснеженная, сказочная, хрустальная, белая, снежная, пушистая, блестящая, красивая, ветреная)                                            Воспитатель: А какие природные явления бывают зимой? (мороз, снегопад, гололёд, метель, иней, изморозь, морозные узоры)

Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте перейдём в нашу картинную галерею. (играет спокойная музыка)                                                                                       Воспитатель: чтобы нам все увидеть в этой картине , нам нужно настроить наши глазки.                                                                                                          Гимнастика для глаз:

1.Посмотрите глазками вправо, влево, голову не поворачиваем.      

2.Зажмуримся- откроем глазки ( 2 раза)

3.Погладим веки ладошками.

4. Посмотрим в бинокли, все всё видят?

 Отлично! Наши глазки готовы всё увидеть

Воспитатель:

Ребята, внимательно посмотрите на картину. Что вы видите на картине? Какое время года изображено на картине? (зима, зимний день). Как называется картина, на которой изображена природа? (Это пейзаж)

Воспитатель: Какой день изобразил художник?  (Художник изобразил морозный, солнечный, ясный зимний день)

Воспитатель: Ребята, что мы видим на переднем плане? ( На переднем плане мы видим берёзу)

Воспитатель: Что мы видим на заднем плане?( на заднем плане мы видим тонкие, белоствольные берёзы)

Воспитатель: Ребята, предлагаю Вам , внимательно рассмотреть берёзу , которая изображена на переднем плане. А поможет нам в том – необычный предмет (волшебная рамка, мешочек с волшебными предметами). На берёзу поместим рамку , чтобы нас не отвлекали другие детали. Кто расскажет о берёзе , какая она? (Берёза белоствольная, ветвистая, высокая, густая, нарядная, пышная, стройная, она занимает главное место на картине)

Воспитатель:А теперь рассмотрите небо . (Чтобы рассмотреть небо у меня есть вот такая подзорная труба, направляем её в сторону неба и внимательно рассматриваем, чтобы не упустить не одну деталь (на подносе)

Воспитатель:Какого оно цвета? Везде ли небо одинакового цвета? (небо наверху тёмно – синее, чуть ниже небо чистое, прозрачное). А есть ли на небе облака? Художник изобразил небо , используя краску, которая называется лазурь – светло – синий цвет , цвет неба) (Повторяем с детьми новое слово – лазурь). Именно в феврале, в конце зимы такое яркое , синее, лазурное небо)

Воспитатель: Рассмотрите снег? Много ли его? Какого он  цвета на солнце , в тени? На солнце он блестит, сверкает, яркий. А в тени он голубовато – розовый, чуть фиолетовый, и даже кое – где зеленоватый на солнышке – это цвет от неба, солнца и деревьев)

Воспитатель:Ребята, а сейчас, давайте, мысленно перенесёмся в картину, а затем, прислушаемся, вдохнем запахи, дотронемся руками опишем словами свои чувства и ощущения. Представьте, что вы находитесь среди берез , какие звуки вы слышите? Начинаете предложение со слов ….. Я слышу…..

(В лесу тихо, потрескивают ветки, весело щебечут птицы.

Воспитатель: Ребята, а я слышу как мороз трещит [щщщ] (громко, тихо) (вытягиваем губы вперед,произносим погромче, позвонче)

Ветер свистит [ссссссс] (громко, тихо) (губы в улыбке, зубы заборчиком, кончик языка за нижними зубами)

Воспитатель: Ребята, предлагаю послушать Вам эти звуки.

Воспитатель:Какой воздух здесь? (чистый, морозный, свежий)

Воспитатель: Когда я дотрагиваюсь руками до берёзы, я чувствую тепло.

Воспитатель: Несмотря на то, что в центре картины берёза, взгляд зрителей приковывает чистое,  голубое, лазурное небо. Ребята, кто – нибудь из вас догадался как называется та картина? (Февральская лазурь)

Воспитатель: Ребята, какое настроение вызывает эта картина? (весёлое, радостное, как будто ты идёшь среди этих берез и видишь всё это своими глазами)

Воспитатель: Почему на картине художник изобразил именно дерево – берёзу, как вы думаете? Потому что берёза – является символом России.

Воспитатель: Ребята, чтобы более точно почувствовать настроение картины, послушайте произведение Петра Ивановича Чайковского  «Февраль». Какой характер  у той композиции: мелодия шумная,  радостная  и веселая, вызывает радостное, праздничное настроние. Ребята, передаёт эта музыка, настроение картины? Да. Так как картина также вызывает радостное весёлое настроение. А почему картина вызывает такое настроение? Потому что рассматривая картину, понимаешь что совсем скоро наступит весна, тепло. Вся природа проснётся от зимнего сна. (в конце февраля,  ребята,  русский народ провожает зиму и встречает весну. Ребята а как называется праздник, когда мы провожаем зиму и встречаем весну?, (масленица)

Воспитатель: Какие краски использовал художник, чтобы передать радостное, весёлое настроение? (использовал яркие краски). Используя яркие краски что он нам хотел передать?(приближение весны).

Игра «Какие краски использовал художник?»

Игра «Какие краски использовал художник» направлена на развитие внимания и интереса детей к различным цветам и оттенкам, а также на чувство радости при восприятии красоты природы.

Материал:

  • картинки с изображением разных пейзажей (зимний, весенний, летний, осенний);
  • цветные полоски разных цветов и их оттенков.

Описание игры:

  1. Перед началом игры воспитатель раскладывает на столе перевёрнутые изображением вниз картинки с пейзажами.
  2. Каждый играющий выбирает себе картинку с изображением пейзажа.
  3. Далее ребёнок прикладывает к картинке цветные полоски и отбирает только те цвета и оттенки, которые использовал художник.
  4. Выигрывает ребёнок, который точно и быстро выполнил задание.

(Дети возвращаются к мольберту)

Воспитатель: Ребята , а сейчас вернемся  картине. «Ребята, как бы вы назвали эту картину?»

Воспитатель: Написал эту картину художник  Игорь Эмануилович Грабарь. (портрет художника) Послушайте мой рассказ о картине. В своей картине «Февральская лазурь» художник И.Э.Грабарь передает красоту зимнего дня. День морозный, солнечный, ясный. На переднем плане художник нарисовал березу. Она белоствольная, ветвистая, высокая, нарядная. В дали видны тонкие березки, стоящие стройными рядами.Снег на солнце блестит, сверкает. Художник использовал сиреневые, нежно-розовые, голубые, лазурные краски, чтобы передать красоту природы.Оказавшись в этом лесу, я бы послушала тишину, почувствовала,  как легко дышится: воздух чистый, свежий; услышала бы как трещат от мороза ветки, как пролетает птица. Когда смотришь на картину «Февральская лазурь», охватывает чувство радости и восхищения природой. Картина поражает чистотой света, ослепляет лазорево-синим небом.Ребята, это был мой рассказ. А на следующем занятии вы попоробуете самостоятельно составить рассказ по картине Игоря Грабаря « Февральская лазурь)

Дидактическая игра «Собери пейзаж»

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сегодня поиграть в игру «Собери пейзаж». У меня есть вот такие 2 красивых зимних  фона, но они совсем пустые, нужно их украсить.

Вот я вам и предлагаю, собрать на этих пустых фонах свой пейзаж. Вы сегодня будете как будто в роли художников, они рисовали картины, а вы будете составлять их.

 Посмотрите, здесь на столе в центре, лежат различные деревья, цветы, облака, солнышки, в общем, все то, что составляет пейзаж. Вашей задачей будет подобрать те предметы, которые подходят к вашим фонам, которые вы выберите. (Выбрали фоны). А также составив картины, вы обязательно придумайте какое-нибудь красивое название вашего пейзажа.

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, скажите , чем мы сейчас с вами занимались? (познакомились с картиной И.Э.Грабарь «Февральская лазурь». Что понравилось Вам больше всего? Что вас удивило сегодня? Мне захотелось сегодня? Были ли у вас трудности?

Воспитатель: У нас в группе есть  зимнее дерево. У меня на столе лежат снежинки разного размера. Вам нужно украсить зимнее дерево снежинками. Но брать снежинки вы будете следующим образом, те дети которым было все интересно и понятно на нашем занятии возьмут снежинки большого размера, те дети, которым было интересно, но они что-то не поняли, возьмут снежинки среднего размера. И те дети, которым было не интересно и не понятно возьмут самые маленькие снежинки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Обучение рассказыванию. Составление рассказа «Осень наступила» с детьми старшей группы

 речевое развитие Цель: совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию на тему «Рассматривание и составление рассказа по картине И. И. Шишкина «Рожь»»

Конспектнепрерывной образовательной деятельности по речевому развитиюна тему «Рассматривание и составление рассказа по картине И. И. Шишкина «Рожь»»...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Все профессии важны, все профессии нужны» для детей старшей группы

Цель: Систематизировать знания о профессиях.Задачи:образовательные:- расширять и укреплять знания о различных профессиях, их значимости, профессиональных трудовых процессах, предметах, необходимых для...

Конспект занятия по речевому развитию на тему "Рассматривание картины "Дети играют" вторая младшая группа

Цель: Учить детей понимать, что изображено на картине; осмысливать взаимоотношения персонажей, отвечая на вопросы воспитателя; способствовать активизации речи.Задачи:Образовательные:- Продолжать учить...

НОД по речевому развитию на тему "Рассматривание картины "Лиса и лисята"

НОД по речевому развитию на тему "Рассматривание картины "Лиса и лисята"...