Конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей в подготовительной группе (6-7 лет). Образовательная область «Речевое развитие». Тема «Путешествие на остров Знаний»
план-конспект занятия

Тема: «Путешествие на остров Знаний»

Цель: выявление уровня усвоения программных задач по речевому развитию: развитию речи, подготовка к обучению грамоте

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi.docx94.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование

Ханты-Мансийского автономного округа-ЮГРЫ

городской округ город Пыть-Ях

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия «Созвездие»»

(МАОУ «Прогимназия «Созвездие»)

Конспект

образовательной деятельности

по речевому развитию детей

в подготовительной группе (6-7 лет).

Образовательная область «Речевое развитие».

Тема: «Путешествие на остров Знаний»

https://yt3.ggpht.com/a/AGF-l78Ueyu6UYlsCfe9I3u5pNi6c7eiwyZ_iXngTQ=s900-c-k-c0xffffffff-no-rj-mo

Выполнила старший воспитатель:

Р.Р. Мамедгулиева

Пыть ях,2022

Тема: «Путешествие на остров Знаний»

Цель: выявление уровня усвоения программных задач по речевому развитию: развитию речи, подготовка к обучению грамоте

Задачи:

Образовательные:

  • Развивать речь детей, расширять кругозор
  • Обогащение и активизация словаря детей;
  • Побуждение к высказыванию своих мыслей полными предложениями;
  • Укрепление двигательных навыков детей;
  • Развитие памяти, внимания, речи;
  • Стимулирование активности детей в разных видах деятельности;
  • Совершенствовать умение детей подбирать однокоренные, родственные слова
  • Закреплять умение обобщать и систематизировать представления о месяцах, временах года, дней недели

Развивающие:

  • Развитие представлений о значении воды;
  • Развитие связной речи;
  • Развитие любознательности, мышления, логики;
  • Развитие мотивации на общение в группе;
  • Развитие умения слушать друг друга, приходить к согласию;
  • Развитие фантазии, воображения;
  • Совершенствовать навыки звукового анализа слова
  • Активизация словаря, подбор слов с заданным звуком

Воспитательные:

  • Воспитание умения внимательно слушать педагога и своих сверстников;
  • Воспитание умения работать в коллективе;
  • Воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
  • Формирование коммуникативных и социальных компетентностей,
  • Воспитание интереса и желания к участию в разных видах детской деятельности
  • Создавать положительный эмоциональный фон
  • Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма.
  • Воспитывать доброту, желание помогать тем, кто нуждается в помощи.

Интеграции образовательных областей:

  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Социально-коммуникативное
  • Художественно-эстетическое
  • Физическое развитие

Центры активности детской деятельности:

  • Центр книги и грамоты
  • Центр познавательно - исследовательской деятельности
  • Центр театрализованной деятельности

Формы деятельности: совместная деятельность взрослого и ребенка, самостоятельная деятельность детей, совместная.

Форма проведения: игра-путешествие

Активизация словаря: засуха, отчалил, пристань, штиль, солона.

Предварительная работа: беседа о значении воды, просмотр истории капельки, заучивание стихотворений, пословиц и поговорок.

Методические приемы: беседа, художественное слово, словесная игра

Материалы и оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук, глобус, атлас, карта мира, картинки с изображением рек, озер, карандаши, листы с заданиями, костюмы для инсценировки сказки.

Организационный момент

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся.

Дети: Здравствуйте

Воспитатель: Как можно еще поприветствовать гостей?

Дети: Добро пожаловать

Дети: Мы рады приветствовать вас

Воспитатель: Замечательно. Давайте и мы с вами поздороваемся!

 «Давайте порадуемся»

Давайте порадуемся солнцу и птицам,

(дети поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам

(Улыбаются друг другу)

И всем, кто живет на этой планете,

(разводят руками)

«Доброе утро!» скажем мы вместе

(берутся за руки)

«Доброе утро!» — маме и папе

«Доброе утро!» — останется с нами

Воспитатель: Ребята, а Вы любите путешествовать?

Дети: Да

Воспитатель: На чем можно путешествовать?

Дети: на поезде, автомобиле, самолете, корабле.

Воспитатель: Вот вам загадка, отгадав ее, узнаете, где будет проходить наше путешествие:

Шириною широко, глубиною глубоко,

День и ночь о берег бьется.

Из него вода не пьется.

Потому что не вкусна – и горька, и солона.

Дети: Море

Воспитатель: Я предлагаю Вам отправиться в морское путешествие.

Воспитатель: Ребята, а Вы знаете, что в путешествие не отправляются просто так. Сначала надо определить дату. Если мы отправляемся в путешествие сегодня, то нам нужно определить какое сегодня число, месяц, день недели?

Дети: 24 марта, вторник

Воспитатель: Молодцы, день мы определили. Мы начинаем наше путешествие во вторник.

Воспитатель: На чем же можно отправиться в морское путешествие?

Ответы детей (корабль, лодка, парусник, яхта, плот).

Воспитатель: Какой это вид транспорта?

Дети: Это водный транспорт!

Воспитатель: Раз мы с вами отправляемся в морское путешествие, то и поплывем мы с вами на корабле.

Воспитатель: Занимаем места, садимся поудобнее.

Воспитатель: Но стоит заметить, корабль у нас не простой, чтобы мы могли начать свой путь нужно вспомнить пословицы и поговорки о воде.

Дети: 

Пословицы и поговорки о воде

  • Что в воду упало, то пропало.
  • Вода путь найдет.
  • Лес да вода поле красят.
  • Меряешь воду, не спрашивай броду.
  • Пролитую воду всю не соберешь.
  • Вода и землю точит и камень долбит.
  • Мельница сильна водою.
  • В худой посуде воды не наносишься.
  • Бездонную кадку водой не наполнишь.
  • Воду толочь — вода и будет.
  • Вода и мельницу ломает.
  • На воде мельница стоит, да от воды же и погибает.

Воспитатель: Молодцы ребята, наш корабль отчалил от пристани. Наше путешествие началось.

Шум воды, птицы в небе летают как красиво и спокойно.

Воспитатель: Закройте глазки, откройте, а теперь замрите, мы плывем по морю. Не поворачивая головы, посмотрите на остров слева. Посмотрите на остров справа. Поднимите глазки вверх и посмотрите на облака. А сейчас на небе всходит солнышко. Оно просыпается на востоке, движется через все небо и садится на западе (показываю). А теперь мы увидели чайку. Поставьте пальчик перед собой. Она-то приближается, то удаляется от нас. Посмотрим в свои бинокли. Кулачки сжали.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто-то приближается к нам.

На экране появляется кит.

Артикуляционная гимнастика «КИТ»

«Кит выныривает». Широко открыв рот, максимально выдвинув узкий язык вперед (удержать 5 сек.) убрать вглубь рта (повтор 2 раза).

«Кит плывет». Рот широко открыт, прижать боковые края языка к боковым верхним зубам, поднимать и опускать кончик языка.

Кит огромный, словно дом,

Улыбаясь бьёт хвостом.

Покажи киту «улыбку».

И запомни, кит- не рыбка.

(растягиваем губы в «улыбку», обнажив сжатые зубы, потом расслабить губы и привести их в обычное состояние).

На экране появляется изображение острова

Воспитатель: Ребята, мы с вами доплыли.

Звучит «Шум моря». Появляется Нептун на экране

«Приветствую вас, жители суши! Надеюсь вы меня узнали? Я царь Нептун владыка морей, океанов, рек, озер и прудов, царь всех подводных жителей

В моем царстве стряслась беда! Реки, озера, моря и океаны стали высыхать и скоро высохнут совсем и все мои подданные погибнут»

Воспитатель: Чем же тебе помочь?

Нептун: На этом острове есть чудесный источник. Вода из которого могла бы нас спасти

Воспитатель: Мы поможем Нептуну?

Дети: Да

Воспитатель: Высаживаемся на берег и отправляемся на поиски источника.

Изображение источника   появляется на экране

Воспитатель: Ребята, это источник не простой и каждую каплю из него нужно добывать с помощью знаний

На экране появляются капли и колб на экране

1 капля

Назвать родственные слова к слову вода. (подводный, водоросль, водоем, водичка, водный, водохранилище, водица, подводник, водяной, водолаз, водопровод)

Воспитатель: Ребята молодцы, а вот и 1 капля

2 капля

Воспитатель: Нужно провести звуковой анализ слова «ВОДА».

Для начала давайте вспомним из чего состоят слова.

Дети: Слова состоят из звуков и букв.

Воспитатель: Какие звуки вы знаете?

Дети: Гласные и согласные.

Воспитатель: А какие бывают согласные звуки?

Дети: Твёрдые и мягкие

Воспитатель: Сколько звуков в слове ВОДА?

Дети: В слове «Вода» 4 звука

Воспитатель: Назовите все гласные звуки в этом слове?

Дети: В слове «Вода» два гласных звука «О» и «А», обозначены красным цветом.

Воспитатель: Назовите сколько согласных звуков?

Дети: В слове «Вода» два согласных звука «В», «Д»

Воспитатель: Назовите Третий звук в этом слове?

Дети: В слове «Вода», 3-ий звук «Д» -, твёрдый согласный и обозначаем его синим цветом

Воспитатель: Ребята молодцы, а вот и 2 капля.

3 капля

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Скажи слово с нужным словом». Я называю звук, вам нужно придумать слово, чтоб звук «В» был вначале слова.

Воспитатель: Молодцы! а вот и 3 капля 

4 капля

Воспитатель: Может кто-нибудь знает стихотворение о воде?

Вода — источник жизни,

Источник светлых дней.

Взгляни безукоризненно

В стремительный ручей.

Напиться хочет каждый,

Ты реки береги,

Озера, океаны

И малые пруды.

Что такое вода? Это струйка из крана,

 Это волны и шторм на морях-океанах.

В запотевшей бутылке напиток в руке,

И в ключе, и в колодце, и в ручейке.

Да, бывает вода в состоянии разном.

В жидком, твердом она. Даже в газообразном.

Мы не видим ее или не замечаем.

Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.

Вода в морях и океанах,

 Озерах, реках и прудах.
И без нее не обойтись нам
Ни в селах, и ни в городах.
Цените воду,

берегите: Природой дан нам дар такой.

Вода – это чудо природы

И нам без воды  

Не прожить

Вода-достояние народа

Водой мы должны дорожить!

Воспитатель: Ребята молодцы, а вот и 4 капля 

Воспитатель: Ребята как сложно добыть капли с источника. А давайте, мы с вами передохнем.

Физминутка

(Воспитатель зовёт всех детей встать в круг)

Тихо плещется вода,

Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся)

5 капля

В центрах активности вас ждут задания и за это вы сможете получить 3 капельки.

Центр ПИД вам нужно рассмотреть глобус, атлас и картины с изображением морей, океанов, рек, озер тд.

Центр книги и грамоты

Составить слова из слогов (Вод-ный, во-да, кап-ля, дож-ди, ту-чи, воз-дух, солн-це, об-ла-ко, сне-жок, мо-ре, род-ник, суг-роб,)

Центр театрализованной деятельности

Сказка о воде…….

Воспитатель: Какие вы ребята, молодцы! Все капли мы собрали. Нужно отдать их Нептуну, чтоб он наполнил все водоемы каплями с источника.

На экране капли с источника выливаются в море

Нептун: «Большое спасибо вам, ребята! Вы спасли нас от беды! Я хочу вас отблагодарить, подарить воду, не простую, а питьевую»

Дети: Спасибо.

Воспитатель: Ну, что ребята пора вернуться.

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в подготовительной группе на тему: "Путешествие на остров Знаний"

Методическая разработка конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементрных математических представлений) в подготовительной группе на тему: "Путеше...

Совместная образовательная деятельность «Грамматика в природе» с детьми подготовительной группы с интеграцией образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие». (с использованием ИКТ)

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 16 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлениемдеятельности по физическому развитию детейКалининского района Санкт-П...

Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы в рамках психологического сопровождения перехода на новый образовательный уровень на тему: «Путешествие на остров Знаний»

Цель: обогащать и систематизировать знания старших дошкольников.Задачи:Установить эмоциональный контакт между всеми участниками занятия, выработать позитивное восприятие участниками группы друг друга...