"Фенькин чемоданчик: запуск речевого воображения и диалога"
методическая разработка по развитию речи
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Фенькин чемоданчик»: запуск речевого воображения и диалога
Целевая аудитория: Педагоги дошкольного образования (воспитатели, логопеды, педагоги-психологи, методисты).
Цель: Освоить методику использования "Фенькиного чемоданчика" как эффективного средства развития речевого воображения и диалогической речи у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Раскрыть потенциал "Фенькиного чемоданчика" как инструмента стимулирования речевой активности, развития воображения и формирования навыков диалогического общения у детей.
Представить методические приемы использования различных элементов "Фенькиного чемоданчика" для решения конкретных речевых задач (расширение словарного запаса, развитие связной речи, формирование грамматического строя, стимулирование творческого рассказывания).
Обучить педагогов техникам создания собственных элементов для "Фенькиного чемоданчика" с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Развить умение проектировать и проводить речевые игры и занятия с использованием "Фенькиного чемоданчика", направленные на развитие диалогической речи и речевого воображения.
Способствовать обмену опытом и творческому взаимодействию между педагогами.
План мастер-класса:
(I. Введение (15 минут))
Приветствие и знакомство (5 минут):
Использование интерактивной разминки: "Речевой клубок" (передача клубка ниток с одновременным называнием ассоциаций к слову "чемоданчик" или "воображение").
Представление ведущего и участников.
Озвучивание цели и задач мастер-класса.
Определение ожиданий участников (что они хотят узнать и чему научиться).
Актуальность темы (5 минут):
Обсуждение значимости развития речевого воображения и диалогической речи для успешной социализации и подготовки к школе.
Анализ типичных проблем, с которыми сталкиваются педагоги в процессе развития диалогической речи у дошкольников (например, неумение поддерживать разговор, ограниченный словарный запас, трудности в формулировании вопросов и ответов).
Обоснование выбора "Фенькиного чемоданчика" как эффективного средства решения этих проблем.
Теоретические основы (5 минут):
Краткий обзор теорий развития речевого воображения (Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко).
Особенности формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста.
Принципы организации развивающей речевой среды.
Методические подходы к использованию дидактических пособий (в том числе "Фенькиного чемоданчика") в речевом развитии.
(II. Основная часть (практическая) (60 минут))
Презентация "Фенькиного чемоданчика" и его наполнения (15 минут):
Демонстрация различных вариантов "Фенькиного чемоданчика" (размер, форма, материал).
Обзор разнообразных элементов, способствующих развитию речевого воображения и диалога:
Предметы-заместители (камешки, ракушки, пуговицы).
Карточки с картинками (сюжетные, предметные, пиктограммы).
Куклы-перчатки, пальчиковый театр.
Книжки-малышки, мнемотаблицы.
Природный материал (шишки, листья, веточки).
Маски, шапочки, элементы костюмов.
Описание методических приемов использования каждого элемента для решения конкретных речевых задач.
Мастер-классы по созданию элементов для "Фенькиного чемоданчика" (20 минут):
Разделение на группы (по 3-4 человека).
Каждая группа выбирает один-два элемента для изготовления (например, мнемотаблицу, куклу-перчатку, набор карточек с картинками).
Ведущий демонстрирует техники изготовления и консультирует участников.
Использование различных материалов (фетр, бумага, картон, ткани, природный материал).
Проектирование речевых игр и занятий с использованием "Фенькиного чемоданчика" (20 минут):
Группы получают задания: разработать фрагмент речевой игры или занятия, направленный на развитие диалогической речи и речевого воображения, используя элементы "Фенькиного чемоданчика".
Ведущий предлагает примерные темы и игровые ситуации (например, "Путешествие в сказочную страну", "Интервью с героем", "Сочиняем историю по картинкам", "Разговор с куклой").
Участники работают в группах, разрабатывая сценарий игры, подбирая элементы из чемоданчика и формулируя речевые задачи.
Презентация разработанных фрагментов игр и занятий (5 минут):
Каждая группа представляет свой фрагмент игры, демонстрируя использование элементов "Фенькиного чемоданчика" и поясняя поставленные речевые задачи.
Обсуждение и обмен идеями.
(III. Заключение (15 минут))
Рефлексия (7 минут):
Открытая дискуссия о полученном опыте, новых знаниях и идеях.
Вопросы от участников.
Обсуждение возможностей применения методики "Фенькиного чемоданчика" в работе с детьми разного возраста и с различными речевыми нарушениями.
Каковы преимущества и недостатки применения данного метода
Практические рекомендации (5 минут):
Советы по организации речевой среды, стимулирующей воображение и диалогическое общение.
Рекомендации по созданию и обновлению содержимого "Фенькиного чемоданчика".
Идеи по вовлечению родителей в процесс развития речевого воображения и диалогической речи детей.
Подведение итогов и вдохновение (3 минуты):
Повторение ключевых моментов мастер-класса.
Слова благодарности участникам.
Вручение памятных материалов (методические рекомендации, примеры игр и занятий, ссылки на полезные ресурсы).
Материалы и оборудование:
Различные виды "Фенькиных чемоданчиков" (готовые и заготовки).
Разнообразные элементы для наполнения "Фенькиного чемоданчика" (карточки, куклы, ткани, природный материал и т.д.).
Материалы для изготовления элементов (фетр, бумага, картон, клей, ножницы, карандаши, краски и т.д.).
Мультимедийное оборудование (проектор, экран) для презентации (по желанию).
Флипчарт или доска для записей и схем.
Памятные материалы для участников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речевого воображения
Что такое творчество применительно к понятию "речь"? И можно ли развивать речевое воображение?... Попробуем поискать ответы на эти вопросы....
Обучение речевому этикету и диалогу детей дошкольного возраста
Дети – цветы нашей жизни. Дети – наше будущее. И их будущее зависит от нас взрослых. Чтобы наши дети выросли достойными, культурными и интеллигентными гражданами нашей страны надо во...
Формирование культуры речевого общения посредством диалога.
Высокий уровень сформированности культуры речевого общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. В связи с этим в современной системе образования особую акту...
Выступление на Городском фестивале инновационных педагогических практик с сообщением из опыта работы на тему «Речевое развитие и социальная адаптация детей раннего возраста, посредством "Театра в чемоданчике»
Выступление на Городском фестивале инновационных педагогических практик с сообщением из опыта работы на тему «Речевое развитие и социальная адаптация детей раннего возраста, посредством &q...
Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Тема: «Что принес нам «Чемоданчик»» Возрастная группа: первая группа раннего развития
Конспекторганизованной образовательной деятельностиОбразовательная область «Речевое развитие»Раздел «Развитие речи»Тема: «Что принес нам «Чемоданчик»»Во...
Мастер-класс ««Фенькин чемоданчик» как универсальное средство развития ребенка дошкольника»
Мастер-класс "Фенькин чемоданчик" приглашает педагогов и родителей в увлекательное путешес...