Семинар-практикум «Фенькин чемоданчик: игротека речевого развития»
методическая разработка по развитию речи

Морозова Юлия Валерьевна
Семинар-практикум “Фенькин чемоданчик: игротека речевого развития” направлен на повышение профессиональной компетентности воспитателей в области речевого развития дошкольников. В ходе семинара участники познакомятся с эффективными игровыми методами, научатся создавать авторские дидактические пособия и формировать собственную “игротеку”, способствующую развитию речи детей в игровой форме.
 
 
 
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Фенькин чемоданчик: игротека речевого развития»

Цель семинара: Повысить профессиональную компетентность педагогов в области развития речи дошкольников через использование игровых технологий и создание собственной «игротеки речевого развития».

Задачи семинара:

  • Познакомить педагогов с теоретическими основами речевого развития детей дошкольного возраста.
  • Представить разнообразные игровые приемы и упражнения, способствующие развитию всех компонентов речи (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь).
  • Научить педагогов создавать и адаптировать игры и пособия для речевого развития, используя подручные и бросовые материалы.
  • Сформировать у педагогов навыки организации игровой деятельности по речевому развитию в различных режимных моментах.
  • Стимулировать творческую активность педагогов в создании собственной “игротеки речевого развития”.

Форма проведения: Семинар-практикум с элементами тренинга, дискуссии и мастер-класса.

План семинара:

I. Теоретическая часть

Вступительное слово:

  •  Актуальность темы речевого развития в дошкольном возрасте.
  •  Значение игры в формировании речи.
  •  Обзор основных задач речевого развития детей дошкольного возраста.
  1. Теоретический блок:
  •  Основные компоненты речевой системы (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь) и их взаимосвязь.
  •  Возрастные особенности речевого развития детей от 3 до 7 лет.
  •  Факторы, влияющие на речевое развитие (биологические, социальные).
  •  Принципы организации речевой работы в детском саду (индивидуализация, интеграция, систематичность).

II. Практическая часть

Игровые технологии в речевом развитии:

  • Презентация «Фенькин чемоданчик»: Демонстрация разнообразных игр и пособий для развития речи (настольно-печатные, дидактические, пальчиковые, подвижные и др.), которые можно использовать в работе.
  • Мастер-класс «Изготовление пособий своими руками»: Педагоги учатся создавать простые и эффективные пособия из подручных материалов (коробок, пуговиц, ткани, бумаги и т.д.). Например:
  • «Чудесный мешочек» для развития тактильных ощущений и словарного запаса.
  • «Дорожка с картинками» для автоматизации звуков.
  • «Речевой кубик» для развития грамматического строя.
  • «Книжки-малышки» с картинками и простыми предложениями.
  •  Игротека «Поиграем вместе»: Практическое применение представленных игр и упражнений. Педагоги делятся на группы и участвуют в играх, анализируют их эффективность, обмениваются мнениями.
  1. Игры на развитие различных компонентов речи:
  •  Развитие звукопроизношения:
  • Артикуляционная гимнастика в играх.
  • Игры на развитие фонематического слуха («Угадай, какой звук?», «Поймай звук», «Найди пару»).
  • Игры на автоматизацию звуков («Повтори за мной», «Звуковая дорожка»).
  •  Развитие словарного запаса:
  • Игры с предметными картинками («Назови, что это?», «Найди лишнее»).
  • Словесные игры («Скажи наоборот», «Закончи предложение»).
  • Игры на обогащение словаря прилагательных, глаголов, наречий.
  •  Развитие грамматического строя:
  • Игры на согласование слов в роде, числе, падеже («Один-много», «Чей?»).
  • Игры на образование уменьшительно-ласкательных форм («Назови ласково»).
  • Игры на образование новых слов («Придумай слово»).
  • Развитие связной речи:
  • Игры-пересказы (по картинкам, по рассказам).
  • Составление рассказов по серии картинок, по опорным словам.
  • Придумывание историй («Сказка по кругу»).

III. Заключительная часть

Дискуссия «Создаем свою игротеку»:

  •  Обмен опытом и идеями по созданию собственной “игротеки речевого развития”.
  •  Обсуждение возможностей использования игр и упражнений в различных режимных моментах.
  •  Разработка индивидуальных планов по внедрению полученных знаний и навыков в практику работы.
  1. Рефлексия:
  • Подведение итогов семинара.
  • Обратная связь от участников.
  • Вручение методических материалов (картотека игр, шаблоны для изготовления пособий и т.д.).

Материалы и оборудование:

  •  Мультимедийный проектор и экран.
  •  Презентация «Фенькин чемоданчик».
  •  Настольно-печатные игры, дидактические пособия, картинки, игрушки, бросовый материал.
  •  Картон, цветная бумага, клей, ножницы, фломастеры.
  •  Методические материалы для участников семинара.

Ожидаемые результаты:

  • Педагоги будут владеть теоретическими основами речевого развития детей дошкольного возраста.
  •  Педагоги смогут использовать разнообразные игровые технологии для развития всех компонентов речи.
  • Педагоги научатся создавать и адаптировать игры и пособия для речевого развития, используя подручные и бросовые материалы.
  • У каждого педагога будет свой «стартовый набор» для «Фенькиного чемоданчика».
  • Педагоги смогут организовать эффективную игровую деятельность по речевому развитию в различных режимных моментах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум «Мнемотехника – как средство познавательно – речевого развития дошкольников»

Мнемотехника – как средство познавательно – речевого развития дошкольников...

Семинар – практикум «Мнемотехника – как средство познавательно – речевого развития дошкольников»

Мнемотехника – как средство познавательно – речевого развития дошкольников...

Семинар - практикум "Ниткография как средство познавательно-речевого развития детей"

 Один из методов познавательно-речевого развития, который я использую в своей работе – это техника «Ниткография»....

Семинар-практикум для педагогов "Основопологающие аспекты речевого развития на этапе реализации ФГОС"

повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах выбора эффективных форм и методов, а так же способов передачи содержания дошкольного образования образовательной области «Речевое р...

Семинар-практикум «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей дошкольного возраста

Слайд 1.«Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей дошкольного возраста»Слайд 2.Цель: Повышение профессиональной компетентности педа...

Семинар-практикум « Театрализованная деятельность как средство речевого развития в работе с детьми ОВЗ»

Цель: Расширение знаний педагогов о театрализованной деятельности дошкольников и совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми ОВЗ по данному направлению.Задачи:1.Привлечь вним...

Семинар-практикум для родителей (законных представителей) «Речевое развитие как одно из направлений развития и образования дошкольников»

Цель семинара - повышение компетентности родителей (законных представителей) по развитию речи дошкольников.Задачи семинара:обсудить содержание образовательной области «Речевое развитие» ре...