Семинар-практикум «Фенькин чемоданчик: игротека речевого развития»
методическая разработка по развитию речи
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум «Фенькин чемоданчик: игротека речевого развития»
Цель семинара: Повысить профессиональную компетентность педагогов в области развития речи дошкольников через использование игровых технологий и создание собственной «игротеки речевого развития».
Задачи семинара:
- Познакомить педагогов с теоретическими основами речевого развития детей дошкольного возраста.
- Представить разнообразные игровые приемы и упражнения, способствующие развитию всех компонентов речи (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь).
- Научить педагогов создавать и адаптировать игры и пособия для речевого развития, используя подручные и бросовые материалы.
- Сформировать у педагогов навыки организации игровой деятельности по речевому развитию в различных режимных моментах.
- Стимулировать творческую активность педагогов в создании собственной “игротеки речевого развития”.
Форма проведения: Семинар-практикум с элементами тренинга, дискуссии и мастер-класса.
План семинара:
I. Теоретическая часть
Вступительное слово:
- Актуальность темы речевого развития в дошкольном возрасте.
- Значение игры в формировании речи.
- Обзор основных задач речевого развития детей дошкольного возраста.
- Теоретический блок:
- Основные компоненты речевой системы (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь) и их взаимосвязь.
- Возрастные особенности речевого развития детей от 3 до 7 лет.
- Факторы, влияющие на речевое развитие (биологические, социальные).
- Принципы организации речевой работы в детском саду (индивидуализация, интеграция, систематичность).
II. Практическая часть
Игровые технологии в речевом развитии:
- Презентация «Фенькин чемоданчик»: Демонстрация разнообразных игр и пособий для развития речи (настольно-печатные, дидактические, пальчиковые, подвижные и др.), которые можно использовать в работе.
- Мастер-класс «Изготовление пособий своими руками»: Педагоги учатся создавать простые и эффективные пособия из подручных материалов (коробок, пуговиц, ткани, бумаги и т.д.). Например:
- «Чудесный мешочек» для развития тактильных ощущений и словарного запаса.
- «Дорожка с картинками» для автоматизации звуков.
- «Речевой кубик» для развития грамматического строя.
- «Книжки-малышки» с картинками и простыми предложениями.
- Игротека «Поиграем вместе»: Практическое применение представленных игр и упражнений. Педагоги делятся на группы и участвуют в играх, анализируют их эффективность, обмениваются мнениями.
- Игры на развитие различных компонентов речи:
- Развитие звукопроизношения:
- Артикуляционная гимнастика в играх.
- Игры на развитие фонематического слуха («Угадай, какой звук?», «Поймай звук», «Найди пару»).
- Игры на автоматизацию звуков («Повтори за мной», «Звуковая дорожка»).
- Развитие словарного запаса:
- Игры с предметными картинками («Назови, что это?», «Найди лишнее»).
- Словесные игры («Скажи наоборот», «Закончи предложение»).
- Игры на обогащение словаря прилагательных, глаголов, наречий.
- Развитие грамматического строя:
- Игры на согласование слов в роде, числе, падеже («Один-много», «Чей?»).
- Игры на образование уменьшительно-ласкательных форм («Назови ласково»).
- Игры на образование новых слов («Придумай слово»).
- Развитие связной речи:
- Игры-пересказы (по картинкам, по рассказам).
- Составление рассказов по серии картинок, по опорным словам.
- Придумывание историй («Сказка по кругу»).
III. Заключительная часть
Дискуссия «Создаем свою игротеку»:
- Обмен опытом и идеями по созданию собственной “игротеки речевого развития”.
- Обсуждение возможностей использования игр и упражнений в различных режимных моментах.
- Разработка индивидуальных планов по внедрению полученных знаний и навыков в практику работы.
- Рефлексия:
- Подведение итогов семинара.
- Обратная связь от участников.
- Вручение методических материалов (картотека игр, шаблоны для изготовления пособий и т.д.).
Материалы и оборудование:
- Мультимедийный проектор и экран.
- Презентация «Фенькин чемоданчик».
- Настольно-печатные игры, дидактические пособия, картинки, игрушки, бросовый материал.
- Картон, цветная бумага, клей, ножницы, фломастеры.
- Методические материалы для участников семинара.
Ожидаемые результаты:
- Педагоги будут владеть теоретическими основами речевого развития детей дошкольного возраста.
- Педагоги смогут использовать разнообразные игровые технологии для развития всех компонентов речи.
- Педагоги научатся создавать и адаптировать игры и пособия для речевого развития, используя подручные и бросовые материалы.
- У каждого педагога будет свой «стартовый набор» для «Фенькиного чемоданчика».
- Педагоги смогут организовать эффективную игровую деятельность по речевому развитию в различных режимных моментах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/08/picture-914403-1491660698.jpg)
Семинар – практикум «Мнемотехника – как средство познавательно – речевого развития дошкольников»
Мнемотехника – как средство познавательно – речевого развития дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/16/picture-917065-1492366281.jpg)
Семинар – практикум «Мнемотехника – как средство познавательно – речевого развития дошкольников»
Мнемотехника – как средство познавательно – речевого развития дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/19/picture-968695-1702998778.jpg)
Семинар - практикум "Ниткография как средство познавательно-речевого развития детей"
Один из методов познавательно-речевого развития, который я использую в своей работе – это техника «Ниткография»....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/30/picture-154748-1354263312.jpg)
Семинар-практикум для педагогов "Основопологающие аспекты речевого развития на этапе реализации ФГОС"
повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах выбора эффективных форм и методов, а так же способов передачи содержания дошкольного образования образовательной области «Речевое р...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/14/picture-1205112-1615738360.jpg)
Семинар-практикум «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей дошкольного возраста
Слайд 1.«Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей дошкольного возраста»Слайд 2.Цель: Повышение профессиональной компетентности педа...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/23/picture-571612-1422033171.jpg)
Семинар-практикум « Театрализованная деятельность как средство речевого развития в работе с детьми ОВЗ»
Цель: Расширение знаний педагогов о театрализованной деятельности дошкольников и совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми ОВЗ по данному направлению.Задачи:1.Привлечь вним...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/16/picture-1322167-1615865296.jpg)
Семинар-практикум для родителей (законных представителей) «Речевое развитие как одно из направлений развития и образования дошкольников»
Цель семинара - повышение компетентности родителей (законных представителей) по развитию речи дошкольников.Задачи семинара:обсудить содержание образовательной области «Речевое развитие» ре...