Обучение речевому этикету и диалогу детей дошкольного возраста
статья по развитию речи на тему

Дииспей Саяна Хулер-ооловна

Дети – цветы нашей жизни. Дети – наше будущее. И их будущее зависит от нас взрослых. Чтобы  наши дети выросли достойными, культурными и интеллигентными гражданами нашей страны надо воспитывать их с рождения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение речевому этикету и диалогу детей дошкольного возраста

Дииспей Саяна Хулер-ооловна

diisp@mail.ru

Дети – цветы нашей жизни. Дети – наше будущее. И их будущее зависит от нас взрослых. Чтобы  наши дети выросли достойными, культурными и интеллигентными гражданами нашей страны надо воспитывать их с рождения.

Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка проходит в дошкольный период детства и зависит прежде всего от опыта общения со сверстниками. Именно этот опыт является базисом его дальнейшего личностного и социального развития. По мнению Т.Д. Марцинковской, погашение таких негативных явлений в поведении, как агрессивность, отчужденность, жестокость, враждебность, зависит от своевременной помощи, и от полноценности развития ребенка в период дошкольного детства [5,6].  

Речь – это форма общения (коммуникации) людей посредством языка. Речевое общение организует совместную деятельность людей, способствует познанию людьми друг друга, является существенным фактором в формировании и развитии межличностных отношений. Благодаря речи осуществляется историческая преемственность опыта людей, человек овладевает знаниями.

В речевом общении участвуют как минимум 2 человека: говорящий (произносящий речь) и слушающий (воспринимающий и понимающий речь) [1,261],

В период раннего детства у ребенка постепенно формируется потребность в общении. Уже после полутора лет у детей можно наблюдать ярко выраженное стремление вызвать активность сверстника. На третьем году жизни у детей отмечается очевидная потребность в общении со сверстниками.Это общение принимает вид эмоционально-практического взаимодействия. Сравнивая себя с другими, ребенок лучше выделяет себя самого.Чаще всего такие контакты бывают эмоционально окрашены.

В повседневной жизни члены семьи постоянно обмениваются различными репликами. Научившись символическим образом подражать действиям других людей, ребенок затем учится копировать общение. При чтении первых сказок родители стараются особенно выразительно произносить диалоги, чтобы ребенку было понятнее происходящее. Когда ребенок начал включать в игру парные реплики, это уже означает, что ребенок многократно наблюдал манеру взаимодействия и по-своему что-то запомнил, например, что высказывание одного человека непременно влечет ответ другого. Этим самым он осваивает навык диалога [7,93],

Диалог – разговор между двумя лицами, обмен репликами [5,165].

Диалогическая, или разговорная речь ситуативна, многое в ней не высказывается, а подразумевается благодаря контексту, понятному разговаривающим. В диалогической речи осуществляется тесное взаимодействие участников беседы[1,261].  

Жизнь показывает: даже в сложное нынешнее время крылатая фраза Ф.М. Достоевского «Красота спасет мир…» находит все большее подтверждение. Люди тянутся к культуре и красоте, стремятся делать свою жизнь достойнее.

Знания правил этикета и умения их использовать дает возможность человеку вести себя более уверенно, непринужденно, достойно при любых обстоятельствах.

Что же такое этикет?

Это установленный порядок поведения человека в обществе, нормы взаимоотношений людей различного статуса. Этикет – часть нравственной культуры, ассоцируется с категорией прекрасного, связана с такими понятиями как вежливость, культура, интеллигентность.

 Самые первые представления о правилах этикета ребенок получает в семье. В детском саду их соблюдение необходимо для нормального существования детского коллектива. Педагог, формируя представления о нормах поведения, тем самым влияет на отношения дошкольника со сверстниками, родителями, знакомыми и незнакомыми людьми, помогая ориентироваться в общественной жизни [2,26].

Овладение речью ребенком неразрывно связано с развитием коммуникативных умений и освоением речевого этикета. Проблема формирования у дошкольников представлений об этических нормах и правилах речевого поведения является весьма актуальной. В настоящее время родители стремятся предоставить детям большую свободу во взаимоотношениях с окружающими, к сожалению, они достаточно инертны в воспитании у детей культуры общения с другими людьми.

Постепенно овладевая этикетными формулами в определенных ситуациях общения, ребенок начинает постигать и соблюдать социально-этические правила речевого поведения, руководствуясь поведенческими установками, выбором стратегии речевого поведения, пониманием смысла социальной ситуации и своей ролевой позиции в ней. Достигнув среднего дошкольного возраста, ребенок начинает осваивать правила ситуативно-ролевого поведения дифференцировано, в зависимости от того, с кем говорит (со «своим» взрослым, «чужим» или сверстником) и в каких условиях. От этих критериев зависит, как ребенок будет разговаривать: грубо, ласково, повелительно, капризно, стеснительно; какие будет использовать языковые средства, т.е. подбирать слова и выражения, закрепленные за типовыми ситуациями общения[1,61].

  1. Белокурова Г. Этикет в процессе овладения дошкольниками социальной ролью. // Дошкольное воспитание. - № 11. – 2007. – С. 40-47.
  2. Миняжева Д. Р. Усвоение дошкольниками с общим недоразвитием речи социально-этических правил поведения. // Логопед. - № 7. - 2008. - С. 61-65.
  3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов фразеологических выражений / Российская академия наук. Институтрусского язы5ка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2006. – 944 стр.
  4. Провоторова О. А. Воспитание основ речевого этикета у дошкольников. // Лгопед. - № 7. – 2008. – С. 26 – 41.
  5. Пухова Т.  И. Первые включения ролевой речи в символическую игру. // Психолог в детском саду. - № 2. – 2007. С. 93 – 104.
  6. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 ТТ. / Р 76 Гл. ред. В. В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 672 с., ил. Т. 2 – М-Я – 1999.
  7. Сиротюк А. Как развивать коммуникативные способности. // Дошкольное воспитание. - № 6. – 2007. – С. 6 – 9.

Библиография

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1977. – 265 с.

2. Белобрыкина О.А. Речь и общение. – Ярославль, 1998. – 240 с.

3. Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1997. – 365 с.

4. Рыбалко Е.Ф.  Возрастная и дифференциальная психология. – Л., 1990. – 256 с.

5. Чикобава А.С. К вопросу о взаимоотношении мышления и речи в связи с ролью коммуникативной функции  //Язык и мышление / под ред. Ф.П. Филина. М., 1967. – 312 с.

2Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М.: Инфра-М, 2000. – 224 с.

  1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М.: Гардарика, 1998. – 472 с.
  2. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 1997. – 365 с.
  3. Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. – М.: Дело, 2000. – 280 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения счету и основам математики детей дошкольного возраста через игровую деятельность

   Методика обучения счету и основам математики детей дошкольного возраста через игровую деятельность  В современных школах программы довольно насыщены, существуют экспериментальные классы. Кроме того...

Методика обучения счёту и основам математики детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Презентация содержит советы на каждый день: как знакомить с геометрическими фигурами, с клеткой, с ориентированием в пространстве и времени, как отличать число от цифры....

Презентация для воспитателей"Использование деятельностного метода обучения в развитии речевой и познавательной активности детей дошкольного возраста с ОНР""

Современный мир очень динамичен. Скорость его изменений постоянно нарастает:- каждые десять лет объём информации в мире удваивается;- с 2010 года новой информации создано больше, чем за последние тыся...

Тест для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Обучение соблюдению правил дорожного движения детей дошкольного возраста»

Не секрет, что в современном мире очень важной составляющей образования является обучение воспитанников безопасности жизнедеятельности, в частности соблюдению правил дорожного движения. Чтобы проводит...

Городское методическое объединение "ФГОС дошкольного образования.Использование инновационных технологий при обучении дошкольников плаванию.Обучение игре в водное поло детей дошкольного возраста"

          !6 мая 2019 года в ДО №1 состоялось Городское Методическое обЪединение " ФГОС дошкольного образования. Использование инновационных технологий при обучени...