НОД в средней группе "Обучение детей составлению рассказов о весне"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
упражнять детей в составлении коротких рассказов с опорой на мнемотаблицы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
в средней группе.
Тема: «Обучение детей составлению рассказов о весне».
Интеграция образовательных областей («Коммуникация» + «Художественно-эстетическое развитие» + «Познание»).
Цель: упражнять детей в составлении коротких рассказов с опорой на мнемотаблицы.
Задачи:
Образовательные:
- пополнение и активизация словаря детей на основе углубления знаний детей о времени года «весна»;
- совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом, согласование существительных с прилагательными);
- формирование умения устанавливать простейшие причинно - следственные связи между явлениями живой и неживой природы;
- совершенствование диалогической речи (умение принимать участие в беседе, понятно отвечать на вопросы и задавать их).
Развивающие:
- развитие умения детей рассказывать о времени года (весна) с использованием наглядных пособий связно, в логической последовательности;
- развитие умения детей соотносить знаковые символы с образами;
- совершенствовать тонкую моторику кисти и пальцев рук;
- активизировать словесно-логическое мышление, развивать внимание, память, творческое воображение;
Воспитательные:
- воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней;
- побуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, помочь, утешить;
- обогащать эмоциональную сферу и культуру чувств: эмпатия, рефлексия.
Предварительная работа: наблюдения в природе, экскурсии, составление мнемотаблиц совместно с детьми в процессе наблюдений, показ иллюстраций, рисование весенних пейзажей, слушание записей «Звуки весны», чтение художественной литературы, пословиц и народных примет.
Методы и приемы:
- приемы и методы ТРИЗ – педагогики: метод мнемотехники, игра «Хорошо – плохо», использование приема эмпатии;
- словесные приёмы: беседа по вопросам, логопедическая гимнастика игра «Ласковое слово», игровое упражнение «Подбери слово», художественное слово, отгадывание загадки;
- словесно – наглядные: рассказывание с опорой на мнемотаблицы, логоритмическая гимнастика «Грач на горе»;
- игровые: приход персонажа Пингвинёнок.
Материалы и оборудование: мнемотаблицы «Весна» (разные варианты), персонаж «Пингвинёнок», мяч, нарисованный образ Весны, карточки – символы на магнитах, обозначающие характерные признаки времени года «весна», аудиозапись П.И. Чайковский «Подснежник» из цикла «Времена года»; музыка для релаксации «Небесные цветы», Альберт Зайнеев «Весеннее утро».
Ход занятия:
1.Орг. момент.
Логопедическая гимнастика «Потягушки»
Потягушки-потягушки!
Просыпайтесь мои ушки!
Просыпайтесь мои губки!
Просыпайтесь мои зубки!
Надувайтесь, мои щечки,
Словно два больших мешочка.
Глазки, глазки, открывайтесь,
Просыпайтесь, просыпайтесь!
Зубки острые, кусайтесь!
Губки, губки, улыбайтесь!
Эмоциональный настрой (в кругу)
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй небо, голубое!
Здравствуй вольный ветерок!
Здравствуй маленький дружок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
2. Введение в тему
- Ребята, отгадайте загадку:
Светает рано по утрам,
Проталины и тут и там,
Ручей шумливый, водопад,
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами сосульки.
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко тепло ласкает
Кто это время года знает?
Дети: Это время года весна!
-Правильно это весна. И сегодня мы с вами поговорим о весне. Весной хочется говорить только ласковые слова!
Игра «Ласковое слово»
Солнце – дети договаривают «солнышко»
Ручей - ручеёк
Ветка - веточка
Лист - листочек
Цветок - цветочек
Туча - тучка
Птица – птичка…
Сюрпризный момент. Слышен шум в раздевалке.
- Ой, ребята, а кто же это к нам спешит? Да это гость необыкновенный! Кто это?
- Пингвин!
- Здравствуйте, ребята! Я приехал к вам в гости из далекой Антарктиды, где круглый год холодно, а вокруг много снега! Я слышал, как вы рассказывали про весну. Я никогда не видел вашей весны! Что это такое - Весна?
- Расскажите мне о ней, а то я ничего не понимаю!
- Конечно, дети тебе помогут, садись на стульчик.
- Ребята, расскажите, какая весна бывает?
Дети: весна бывает солнечная, теплая, цветущая, дождливая, звонкая, ясная, лучистая.
- А что весной бывает?
Игра «Хорошо-плохо».
- А весна это хорошо? Чем хорошо, что пришла весна?
- А чем плохо?
Игровое упражнение «Подбери слово».
- Ребята, а теперь давайте немного поиграем и ты, Пингвин, к нам присоединяйся. Встаньте в круг - я буду бросать вам мячик и называть слово, а вы ловите мяч и отвечайте только словом весенний или весенняя, или весеннее:
Например: День (какой?)– весенний;
Погода - весенняя
Солнце - весеннее
Проталины – весенние
Месяц - весенний
Лужи - весенние
Дерево - весеннее
Цветы - весенние…
(дети называют словосочетания)
Логоритмическая гимнастика «Грач на горе»
- Пингвинёнок, а мы ещё одну весеннюю игру и знаем и предлагаем тебе поиграть с нами!
Грач на горе – знать весна на дворе,
Голубочки - голубочки
Принесите по клубочку.
Кукушки - кукушки,
Принесите по катушке.
Чечетки – чечетки
Принесите всем по щетке.
Синицы - синицы
Принесите всем по спице.
Жаворонки прилетите, весну красну принесите.
Жура – жура, жураван,
Шей весне ты сарафан.
Пингвин. Молодцы ребята, хорошо мы с вами поиграли.
3. Составление рассказов по мнемотаблицам.
- А сейчас, ребята, я предлагаю вам составить рассказ о весне, чтобы Пингвин запомнил его и рассказал на родине своим друзьям!
- В этом вам помогут наши помощницы – таблицы и волшебная весенняя музыка.
Звучит аудиозапись А. Зайнеев «Весеннее утро».
- Подойдите к столу и возьмите любую таблицу о весне.
Пингвин: Спасибо, ребята! Я запомнил все ваши рассказы о весне и могу рассказать о ней своим друзьям!
- Пингвиненок, а чтобы ты не забыл, мы тебе дарим наши карты- помощницы, а так же ребята приготовили тебе альбом с весенними пейзажами!
Пингвин: Спасибо, ребята! Мне пора! До свидания!
4. Эмпатия.
- Ребята, Пингвин поспешил, а вы сейчас сядьте свободно, положите руки на колени и закройте глаза…
Звучит музыка для релаксации «Небесные цветы».
- Положите ладонь себе на живот и почувствуйте, как он поднимается, когда вы делаете вдох, и как он опускается, когда вы делаете выдох .(3 раза).
Весной природа просыпается от зимнего сна и мы с вами сейчас откроем глазки, опустим руки, встряхнем ими, как будто звонкая капель роняет свои капельки ….
Весной появляются первые цветочки …они тянутся к солнцу.
И мы с вами встанем и медленно поднимем ручки прямо к теплому весеннему солнышку, нам тепло и спокойно…опустите свои ручки. Молодцы!
5. Итог занятия.
- Ребята, мы сегодня много говорили о каком времени года?
- О весне.
- Многие художники и поэты сравнивают весну с легкой красивой девушкой. И у нас на плакате тоже нарисована девушка, но чтобы превратить её в красавицу весну, нам к картине нужно добавить весенние признаки. Вспомните, о чём мы рассказывали Пингвину, за чем мы наблюдали на прогулке.
Звучит музыка П.И. Чайковский «Подснежник». Дети украшают портрет девушки - Весны картинками с изображением характерных весенних признаков.
- Полюбуйтесь, какая весна у нас получилась!
Воспитатель читает стихотворение:
Как по лугу белому
Девица ходила,
А за ней, волшебницей,
Поле вдруг ожило.
Побежали в дали быстрые ручьи,
Птиц весенних пение
Слышится вдали.
На деревьях почки проснулись ото сна.
Первые цветочки
Дарит нам Весна!
- Ребята вам нравится Весна, которая у нас получилась?
- В какой уголок группы мы её поместим?
Дети предлагают свои варианты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Составление рассказа о весне с использованием компьютерной презентации"
Активизация словаря по теме "Весна", составление рассказа о весне с опорой на графический план, развитие внимания, памяти, творческого изображения....
Составление рассказа о весне
Знакомить детей о характерных особенностях времени года- весна; учить заботиться о природе, учить придумывать предложения и передавать голосом чувства радости, удивления....
Составление рассказа о весне
Знакомство детей о характерных особенностях времени года - весна; учить заботиться о природе, учить придумывать предложения и передавать голосом чувство радости, удивления....

Конспект НОД по развитию связной речи для детей средней группы Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Скворцы - весны гонцы».
Конспект НОД по развитию связной речи для детей средней группы Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Скворцы - весны гонцы»....

«Составление рассказа о весне» Цель: закрепить представления детей о характерных признаках весны и весенних явлениях.
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках весны и весенних явлениях....

Конспект НОД ОО «Речевое развитие» Развитие речи Составление рассказа «Три весны» для детей подготовительной группы
Занятие направлено на обогащение словаря по теме «Весна», в формировании умения составлять простые, сложносочинённые и сложноподчинённыхе предложения, а также...